Сущность социально-экономических и политических реформ хрущевского десятилетия
В первые годы после смерти Сталина новый курс в области экономической политики был связан с именем Г. М. Маленкова. По его предложению акценты в сфере народного хозяйства переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и сельское хозяйство. Тем не менее си-туация в деревне продолжала оставаться критической. Хрущев несколько позже признает, что за период с 1948 по 1953 г. "валовые сборы и заготовки зерна, по существу, не увеличивались". Производство мо-лока также не росло, а среднегодовое производство мяса было ниже уровня, достигнутого страной пе-ред войной. На сентябрьском пленуме ЦК 1953 г. Хрущев во всеуслышание начал разговор о проблемах сельского хозяйства. Вскоре были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию и стал восстанав-ливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. Помимо этого с колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных го-сударственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление сельского хозяйства кадрами спе-циалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяйство. Государство не только направило в дерев-ню тысячи тракторов, но и существенно увеличило дотации на сельское хозяйство. В конце января 1954 г. Хрущев подал в Президиум ЦК записку о состоянии и перспективах раз-вития сельского хозяйства. В ней он констатировал наличие глубокого кризиса деревни, сообщая, что в 1953 г. в стране было собрано зерна меньше, чем в 1940 г. Суть предложений первого секретаря заклю-чалась в необходимости расширения объема пашни за счет освоения 13 млн га целинных и залежных земель, а также в увеличении удельного веса посевов кукурузы. 30 января в ЦК КПСС состоялось сове-щание, посвященное перспективам освоения земель в Казахстане. Прежнее партийное руководство рес-публики было подвергнуто суровой критике. При этом Хрущев утверждал, что в Казахстане "курица дает больше дохода, чем лошадь". Новыми руководителями партийной организации Казахстана были назначены П. К. Пономаренко и Л. И. Брежнев. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освое-ние целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства.
После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн га земли по плану оказалось распахано 33 млн га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла около 40%. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно ослож-няло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройма-териалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов ку-курузы. Площадь земель, отведенных под эту культуру, должна была совпадать с первоначально опре-деленной площадью вновь осваиваемых территорий в Северном Казахстане, Южном Урале и Сибири. Интерес у Хрущева к возделыванию кукурузы обозначился задолго до посещения им в 1959 г. фермер-ского хозяйства Р. Гарста в американском штате Айова. В СССР этот злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Пришлось потесниться не только проверенным кормовым культурам, но и зерновым. Так, в Ленинградской области (далеко не самой благоприятной по своим климатическим ус-ловиям для подобных экспериментов) в 1955 г. под кукурузу было занято 15 тыс. га земель. Причем в Совмин РСФСР сообщалось, что для посева отведены "лучшие по плодородию почвы с внесением ор-ганических и минеральных удобрений". Результаты опыта 1955 г" оказались плачевны. На 20% засеян-ных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24% - они были сильно изре-женными, на 37,5% - в удовлетворительном состоянии, на 11,5% - в хорошем (с высотой растений более 1 м), а на 8% площа-дей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.
На сельхозработы активно привлекались рабочие и служащие Ленинграда и области. Был орга-низован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от "кукурузной кампании" не по-смели. В сентябре 1960 г. исполком Леноблсовета утвердил положение о присвоении звания "Лучший кукурузовод Ленинградской области", которое должно было присваиваться за достигнутые успехи при посеве и сборе урожая этой культуры. Только после отставки Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако был допущен другой перегиб - кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где "коро-лева полей" возделывалась многие годы подряд. Повышение эффективности сельского хозяйства оставалось одной из главных задач правительст-ва. Этому должно было способствовать осуществление двух административных реформ. 26 февраля 1958 г. по докладу Хрущева на пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем разви-тии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". Суть нововведения заключалась в том, что начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за послед-ние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользова-нии колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-тех-нических служб вовремя создать не удалось.
Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов, которое было предпринято еще в 1950 г. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных ре-шать самые большие задачи. К 1955 г. количество колхозов в стране сократилось до 83 тыс., к 1958 г. - до 78 тыс., а в 1960 г. - до 45 тыс. Несмотря на заверения правительства, что "современные укрупнен-ные колхозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде", а доходы колхозников "резко воз-росли", положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 50-х гг. обозначилось замед-ление темпов роста производимой продукции. В хрущевское десятилетие с особой настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. Уже к 1956 г. в ведение республик было передано около 15 тыс. промышленных предпри-ятий. Данное преобразование венчала реформа, начатая по инициативе первого секретаря в 1957 г. На февральском пленуме ЦК было принято постановление, суть которого заключалась в ликвидации от-раслевых министерств и создании территориальных органов управления - совнархозов (СНХ). В мае 1957 г. Верховный Совет проголосовал за данное решение. В короткие сроки территория Советского Союза оказалась разделена на 105 административно-экономических районов, и в них стали образовы-ваться СНХ. В конце 1962 - начале 1963 г. было проведено укрупнение совнархозов (в феврале 1963 г. их насчитывалось 47) с целью улучшения планирования на местах. Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило вскоре поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия "территориальное управление", а также идей, заложенных в нем. Конец 50-х гг. стал окончанием периода в экономической политике Хрущева, который характе-ризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В конце января 1959 г. был созван XXI съезд КПСС, принявший семилет-ний план развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. Планом ставились конкретные цели - "догнать и перегнать" Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раза. Производи-тельность труда в колхозах должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах - на 55-60%. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд рублей.
На волне многочисленных планов и обязательств появились руководители, которые путем обма-на пытались создать себе дутый авторитет. Так, в 1959 г. первый секретарь Рязанского обкома КПСС А. Н. Ларионов взял обязательства по заготовке и продаже государству мясной продукции, превышающие плановые показатели в 3 раза. В результате с огромным трудом область выполнила 2 плана, но путем приписок в отчете было указано на полное выполнение взятых обязательств. В декабре 1959 г. Ларио-нову присвоили звание Героя Социалистического Труда. После раскрытия обмана в сентябре 1960 г. он был освобожден от занимаемой должности, а затем покончил жизнь самоубийством. "Рязанское дело" нанесло ущерб животноводству колхозов и совхозов области, поставив при этом под сомнение возмож-ность достижения высоких плановых показателей. Тем не менее в начале 60-х гг. развернулась кампа-ния по идеологическому обоснованию намечаемых результатов. На XXII съезде КПСС достоянием гласности стала третья программа партии - программа по-строения коммунистического общества в СССР (первая программа была принята на II съезде РСДРП в 1903г., вторая- на VIII съезде РКП(б) в 1919 г.). О том, что социализм одержал полную победу в нашей стране, было объявлено уже в 1959 г.; новой задачей провозглашалось создание за 10 лет (1961-1971 гг.) материально-технической базы коммунизма. За 1971-1980-е гг. планировалось перейти к единой обще-народной собственности, к осуществлению принципа распределения по потребностям и построению "в основном" коммунистического общества. Были "вычислены" даже конкретные цифры для построения коммунизма в обозначенный срок. Так, объем промышленной продукции за 20 лет должен был увели-читься не менее чем в 6 раз. Для этого производительность труда предполагалось поднять за 10 лет бо-лее чем в 2 раза, а за 20 лет - в два раза превысить современный уровень производительности труда в США. Планировалось сократить до 35 часов рабочую неделю, за счет общества осуществлять бесплат-ное содержание детей в садах, ввести бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, транспортом и т. д.
Вопреки прогнозам, коммунистический романтизм третьей программы КПСС не был подкреплен реальными достижениями. Более того, в начале 1960-х гг. правительство пошло на непопулярный шаг - объявило о повышении цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и сливки на 35%. Одновременно на 25-30% возрастали и розничные цены. Чтобы хоть как-то сгладить неблагоприятное впечатление от вздорожания продук-тов-питания, постановлением объявлялось о снижении цен на сахар, ткани из вискозных волокон и шерстяной пряжи. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Кие-ве, Челябинске, Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла там в демонстрацию, которая была расстреляна войска-ми. Властями всех уровней выступление сразу было охарактеризовано как вылазка уголовных элемен-тов. Председатель КГБ В. С. Семичастный информировал партийное руководство о том, что в ходе беспорядков было убито и умерло от ран 22 человека, а 87 обратилось в больницы города в связи с ра-нениями. В городе прошли аресты участников выступления. 20 августа 1962 г. в Новочеркасске начался судебный процесс, на котором рассматривалось дело 14 активистов июньских событий. 7 человек были приговорены к расстрелу, остальные получили по 10-15 лет тюремного заключения. Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50-60-х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959-1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. В первый год оказалось закуплено 12 млн т, что обошлось государству в 1 млрд долларов. Не ограничиваясь попытками перестройки хозяйственных органов, в ноябре 1962 г. на пленуме ЦК Хрущев провел решение о разделении партийных органов на промышленные и сельскохозяйствен-ные. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более конкретное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. Выдвигая идею новой реформы, Хрущев подчеркивал, что и эта структура не даст желаемых результатов, если не поставить у руково-дства энергичных, талантливых людей. При этом ои признавал недопустимой порочную практику, ко-гда непригодные работники продолжительное время оставались на руководящих постах. Попытка достичь более эффективного управления экономикой, предпринятая на исходе "хру-щевского десятилетия", успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций первого секретаря. Многочисленная армия партийных функционеров почувствовала тревогу за свои позиции. Президиум ЦК стал опасаться, что в будущем ему предстоит решать исключительно экономические задачи. Несмотря на все противоречия и сложности хрущевского времени, это десятилетие ознаменова-лось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд страны вырос на 40%, в 1964 г, впервые были введены пенсии для колхозников. Однако политическая и экономическая деятельность Хрущева способствовала ослаблению его позиций. Росло влияние оппозиции, и усиливалось стремле-ние избавиться от "неуемного реформатора".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|