Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология институтов и организаций




СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП И ЭТНОСОВ

Этнические общности.

Важную роль в истории человечества играют этнические общности. Этнос как социальная общность – это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, с присущими ей особенностями культуры и психического склада, с самосознанием. Этносы представлены прежде всего племенем, народностью и нацией.

Наиболее древняя этническая общность – племя. Оно основывалось на родовых связях, обладало собственным языком или диалектом, территорией, организацией власти (вождь, племенной совет), общими традициями и культами. Численность племен доходила до десятков тысяч человек.

Архаичные племена существуют и в условиях постиндустриального и информационного общества. Места их расселения – Тропическая Африка, бассейн реки Амазонки в Латинской Америке, Океания и некоторые другие территории.

Архаичные (или реликтовые) племена не приемлют современную цивилизацию и отвергаются её. Большинство из них находится на грани вымирания, а некоторые (преимущественно в Африке) ассимилируются родственными народами.

На смену племенам пришел другой тип этнической общности – народность. По сравнению с племенами народности отличают значительно более высокий уровень социально-этнической консолидации, развития языка, материальной и духовной культуры. Именно на этом этапе этногенеза стали складываться национальные характеры многих народов, особенности их сознания и самосознания.

Одной из самых крупных в мире является народность кечуа, насчитывающая 13 млн. человек и проживающая на территории шести латиноамериканских государств – Перу, Аргентины, Боливии, Эквадора, Колумбии и Чили. В Африке наиболее многочисленная народность – хауса (18 млн. человек), проживающая в Нигерии, Гане, Камеруне, Мали, Сенегале.

Так, в Европе с английской нацией ассоциирована народность кельтской группы – уэльсцы (валлийцы), французской нацией – романоязычные корсиканцы и немецкоязычные эльзасцы, с русской нацией – северные народности (чукчи, коряки, ненцы, эвенки, ханты, манси и пр. С развитием машинного производства и рынка народности Западной Европы консолидировались в нации. Для нации как этнической общности характерны единый хозяйственный уклад, общность происхождения, территории, языка, культуры и психического склада. Нации могут насчитывать десятки и сотни миллионов человек.

П. Сорокин определял нацию как группу индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут или жили их предки.

Выделяют несколько типов генезиса наций.

Первый тип выступает в двух вариантах: а) образование нации на базе соответствующих народностей (датская, японская, корейская нации); б) образование нации в результате объединения нескольких родственных народностей (французская, итальянская нации).

Второй тип генезиса наций проходил в форме взаимодействия нескольких народностей, не связанных генетическим родством, но однотипных в расовом отношении. Он характерен для переселенческих наций канадской и австралийской, включивших в себя выходцев из европейских стран.

Третий тип-генезиса наций протекал на базе нескольких расовых групп. Так, латиноамериканские нации (бразильская, аргентинская, боливийская и пр.) вобрали в себя три этнорасовые группы – европеоидную, негроидную и монголоидную, ветвью которой являются американские индейцы. В процессе совместной жизни и смешения разных рас образовалась американская нация.

После образования наций длительное время продолжался процесс их внутренней консолидации. Его в полной мере не завершили даже классические европейские нации – французская и итальянская. В рамках итальянской нации преодолевается культурный регионализм между пьемонтцами, ломбардийцами и другими местными группами. Во французской нации интенсивно нивелируются различия между провансальцами, гасконцами и бургундцами. В Швейцарии происходит межэтническая интеграция немцев и французов, сопровождающаяся ассимиляцией иммигрантских групп.

Огромное влияние на формирование всех этносов оказала религия. Исключительную роль в становлении русской нации сыграло принятие в 988 году православия в качестве государственной религии Киевской Руси. По мнению П. Сорокина, основные черты русского сознания, все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой воплощение установок православия с конца IX до XVIII веков. Позднее на формирование русской нации оказывали влияние факторы светской жизни, в том числе и западная культура.

Религия явилась главным системообразующим фактором формирования специфических общностей – этноконфессиональных. Примерами таких общностей могут служить католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане в Боснии и Герцеговине.

В межнациональных отношениях глобализирующегося мира протекают следующие наиболее характерные процессы: 1) этническая консолидация народов, т.е. развитие их самостоятельности, упрочнение национально-государственной целостности; 2) рост национального самосознания, выражающийся в повсеместном устойчивом интересе к истокам своей истории и культуры; 3) межэтническая интеграция, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах общественной жизни; 4) ассимиляция, в ходе которой народы, утратившие свой язык, традиции и культуру, усваивают традиции и культуру других народов.

Широко употребляемое понятие «национальность» обозначает этнические признаки не только наций, проживающих компактно на определенных территориях, но и всех их представителей, где бы они дисперсно не жили.

Межнациональные отношения существуют и на личностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Эти отношения носят весьма деликатный характер ввиду ранимости национальных чувств людей. Здесь особенно важны такт и взаимная терпимость, основывающаяся на знании нравов, обычаев и традиций других народов. Культура межнационального общения является одной из важнейших характеристик современного цивилизованного общества.

 

СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

1.Социальные институты.

Термин «социальные институты» - один из центральных в социологии. Он был введен в научный оборот английским социологом Г. Спенсером, который понимал под социальным институтом устойчивую структуру социальных действий, механизм организации общественной жизни. В развитом обществе Г.Спенсер выделял шесть групп социальных институтов – семейные, образовательные, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Социальные институты от латинского (institutum - учреждение, установление) - это системы социальных связей, ценностей и норм, выполняющие общественно значимые функции.

Для них характерны:

- регулярные формы взаимодействия участников социальных отношений – индивидов и групп;

- четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников взаимодействия;

- регламентация процесса взаимодействия и контроль за его протеканием;

наличие подготовленных кадров и ресурсов, обеспечивающих их функционирование.

Различают два вида социальных институтов:

1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т.д.);

2) нормативны е (система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность.

Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновнымии неглавными. В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют институты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т.д.

Институты имеют ряд отличительных признаков:

- культурные символы (флаг, герб, гимн, обручальное кольцо, торговая марка и пр.);

- кодексы поведения (присяга, клятва, определенные нормы);

- идеология или философия, определяющая их роль в обществе.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией. Так, например, институционализация социологии и политологии как учебных дисциплин стала возможной благодаря решениям органов власти, утверждению государственных образовательных стандартов, открытию в вузах соответствующих факультетов, отделений и кафедр, изданию учебников, монографий и журналов.

Образование социальных институтов заменяет спонтанное поведение предсказуемым и регулируемым. Институты являются важнейшим фактором обеспечения порядка и организованности в обществе.

Любой институт возникает и формируется для выполнения той или иной социальной потребности. Когда такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, теряется смысл и в существовании института. Этот институт в силу инерции социальных связей может какое-то время функционировать, но в конечном счете его деятельность прекращается.

Зарождение и гибель социального института просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированым методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII века. С изменением этических норм в обществе по мере развития капитализма отпала необходимость защиты дворянской чести с оружием в руках.

Непреходящими общественными потребностями вызваны к жизни институты развитого общества – семьи, государства, образования, здравоохранения, науки, религии.

Социальные институты постоянно развиваются, изменяют свои формы. Источниками этих изменений являются эндогенны е (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

Эндогенным фактором перемен в социальных институтах является назревшая общественная потребность в повышении их эффективности. Она реализуется путем реорганизации, углубления специализации, обновления норм и предписаний.

Важнейшими экзогенными факторами изменения социальных институтов являются накопление знаний, перемены в ценностных ориентациях и деятельность выдающихся личностей. Последнее обстоятельство может приводить к разрушению одних институтов и возникновению других. Например, пребывание у власти Петра 1, Екатерины 11, В. И. Ленина самым существенным образом отразилось на судьбе социальных институтов России. В свою очередь, социальные институты, особенно семья и образование, играют важную роль в формировании мировосприятия индивидов.

В процессе общественной эволюции институты все более специализировались по своим функциям. В зависимости от важности функции некоторые из них занимали ведущие положение в системе социальных институтов. В древности и средневековье лидировали такие институты, как вождь племени, совет старейшин, церковь, государство. В Новой и Новейшей истории ведущую роль играли и продолжают играть институты государства, науки, образования, религии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...