Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Согласно статье 71 (пункт ж) Конституции РФ, основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. В настоящий момент нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть: · Свободными - цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. · Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены; · · Регулируемыми - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Различают цены: · Контролируемые - установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях; · Неконтролируемые - в основном свободные цены; Существует деление цен на: · Оптовые - (оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;
· Розничные - (розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль). По территории действия цены классифицируют: · Внутригосударственные - определяются законодательством РФ; · Мировые - устанавливаются на основе данных биржевых котировок; По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют: · Временные - в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения; · Установленные без ограничения срока их применения - Тариф (в переводе с французского «система ставок, по которым взимается плата за услуги») - понятие специальное, сфера его применения - это область работ и услуг. ГК РФ (пункт 1 статьи 424) - норма, базирующаяся на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом: «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ (статья 40) определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цн в целях налогообложения. КоАП РФ (статья 14.6) - нарушение порядка ценообразования. ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в РФ». Им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов в этой сфере.
ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ дает определение (статья 4) необоснованно высокой цены финансовой услуги, необоснованно низкой цены финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию; также (статья 6, 7) монопольно высокой и монопольно низкой цены товара. ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 (в редакции от 29.12.2006) в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий называет (статья 6) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные НПА. Ими определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика: · Указ Президента РФ от 28.02.1995 (в редакции от 08.04.2003) №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»; · ПП РФ от 07.03.1995 (в редакции от 07.04.2007) №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.
ПП РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время утверждены три перечня: · Перечень продукции, товаров, услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют ПП РФ и федеральные органы исполнительной власти (например, продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и другие); · Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (например, газ, реализуемый населению; твердое топливо, керосин, реализуемые населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и другие); · Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительному власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другие). Государственное регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами. ПП РФ от 30.06.2004 №332 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам (ФСТ)»: ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью ФСТ осуществляет Правительство РФ.
ФСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением. ФСТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями. ФСТ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: · вносит в Правительство РФ проекты ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы; · самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования; по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов; и другие; · устанавливает (утверждает, регистрирует): тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности в электроэнергетике; плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети; и другие; · рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения; · формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ и субъектам оптового рынка;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|