Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетентностная задача № 3

Математика, 4-й класс

Урок 63.

Тема: Инсценировка: Российская ярмарка XVIII в. Решение задач («Не только математика...») (Проект 3)

Проект № 3

Этот проект является инсценировкой. Основная цель работы – мотивировать детей к поиску исторической информации, необходимой для составления задач с величинами, выраженными старинными единицами измерения.

Путешествие 3

Историческая справка к путешествию достаточно подробно дана в учебнике.

Компетентностная задача № 3

«Десятичная система мер» (ч. 2, с. 44)

Это третья и последняя в учебнике «Математика» компетентностная задача, в которой глубоко и с неожиданной точки зрения прорабатывается понятие пропорциональности. Если в первой и второй компетентностных задачах это делалось с помощью понятия масштаба, то здесь это делается через погружение в принятую систему мер. При работе с этой задачей обратите внимание на следующие положения:

1) Решение данной задачи не является обязательным.

2) Если учитель решит работать с этой задачей, то это надо делать фронтально в виде игры.

3) На эту работу потребуется один академический час (его можно взять из классных часов).

4) Цель этой компетентностной задачи состоит в том, чтобы рассмотреть соотношение между единицами измерения величин с неожиданной для ребят позиции и привести к открытию того, что наиболее удобной и распространённой почти повсеместно является десятичная система мер.

5) Название единиц всех мер этой системы основано на едином принципе: имеется некоторая основная мера (метр, грамм и т.д.), другие единицы измерения являются либо кратными этой единицы (больше её в 10, 100, 1 000 и т.д. раз), либо дольными этой единицы (меньше её в 10, 100, 1 000 и т.д. раз). При этом названия кратных и дольных единиц получаются из названия основной единицы единообразно с помощью специальных приставок.

 

 

6) Имеющийся у ребят к данному моменту уровень знаний позволяет провести эту работу, являющуюся, по сути, пропедевтикой, принятой в системе СИ названий кратных и дольных единиц измерения величин. Таким образом, вы будете работать в генеральном направлении школьного обучения: создание системного подхода к предмету, позволяющего человеку свободно ориентироваться в мире знаний.

Особо хочется отметить, что открытие концепции системы, а не нудное заучивание таблицы соотношений между единицами измерения величин гораздо эффективнее с точки зрения воспроизведения этих знаний «для себя». Выученное наизусть имеет тенденцию забываться, понятое и усвоенное – нет.

План работы.

1) Читаем текст до заданий, выделенных знаком. Желательно дать возможность сделать это самостоятельно (лучше всего дома).

2) Просим детей выделить в тексте новые для них слова и выяснить их значение с помощью словаря.

3) Выделить в отдельную группу слова, значения которых не найдено, и постараться самостоятельно предположить, что они значат.

Например, слова «децилитр» в словаре не может быть, но есть слово «дециметр» и, оттолкнувшись от значения приставки в этом слове, можно предположить, что значит слово «децилитр».

4) Задача организована в виде детективной истории, исследования неясной записи (когда в абсолютно ясной записи появляются непонятные слова, которые можно расшифровать, опираясь на контекст).

Хорошей отправной точкой для начала исследования может послужить записывание известных детям названий наиболее часто встречающихся единиц измерения двух величин: длины и массы. Длина – метр, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр; масса – грамм, килограмм.

5) Оказывается, что есть одинаковая приставка кило-, возникает естественный вопрос (или, если он не возник, сами подводим ребят к нему), что могла бы значить приставка кило-.

6) Даём ребятам возможность сформулировать вопросы:

– Сколько в килограмме граммов?

– Сколько в километре метров?

Полезно выписать 1 кг = 1 000 г, 1 км – 1 000 м. После этого становится очевидным, что приставка кило- обозначает «тысяча».

7) После этого нужно рассмотреть с аналогичной точки зрения (что значит та или иная приставка) другие единицы измерения: как связан дециметр с метром, сантиметр с метром, миллиметр с метром. Ясно, что данные приставки означают не увеличение, а уменьшение метра соответственно в 10, 100, 1 000 раз.

8) Значение приставки гекто- может быть понято из взаимосвязи единиц площади: гектар и ар (1 га = 100 а).

9) Наиболее сложным является расшифровка слова декаметр.

В известных детям единицах измерения величин эта приставка не встречается, но в компетентностных задачах всегда содержатся задания, требующие обращения к дополнительным источникам информации. То же самое можно сказать о встречающихся в последнем дополнительном задании единицах измерения количества информации мегабайт и гигабайт. (Следует отметить, что школьники свободно употребляют эти слова в связи со всеобщей компьютеризацией жизни, однако слабо представляют себе точное значение этих слов.)

10) Следует отметить важность выполняемой в данной компетентностной задаче работы не только с точки зрения математики и естественно-научной культуры, но и с точки зрения более глубокого погружения в язык, работу со значениями слов, основанную на анализе их морфемного состава (влияние приставки на значение слова). Психологами установлено, что на стадии обобщения и глубокого личностного присвоения знания чрезвычайно полезно взглянуть на хорошо известные, ставшие рутинными, а потому неинтересными вещи с новой, неожиданной точки зрения.

11) После того как ребята в данной компетентностной задаче разберутся с хорошо продуманной системой приставок, используемой в десятичной системе мер, будет уместно обсудить вопрос, почему же не всегда работает открытие, совершённое мальчиком Мумбо, почему его одноклассники не понимали значения употребляемых им слов, хотя эти слова употреблялись им совершенно корректно. Основной вопрос, который тут можно задать: почему в быту повсеместно используется слово «дециметр» и не используется слово «децилитр».

Ответ: так исторически сложилось, что некоторые системы мер получили распространённость в жизни, а некоторые не употребляются, хотя и являются абсолютно корректными (связь с курсом истории и окружающим миром). Очень любопытно отметить, что кое-что не только «исторически сложилось», но и «географически сложилось».

Например, очень распространённой в Западной и Центральной Европе единицей измерения объёма является сантилитр, а в России эта единица объёма не употребляется.

12) Интересно отметить, что использование рассмотренных в данной компетентностной задаче приставок очень удобно именно в десятичной системе мер, где единицы измерения строго взаимосвязаны.

Никому и в голову не придёт употреблять слова «килоаршин», «миллифут», «гектогаллон», «микрозолотник» и т.д.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...