Спрос. Функция спроса и факторы, влияющие на спрос
Коротко Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени. Спрос проявляется в объеме спроса, означающие то количество блага, которое было куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении: Qd = f(P), Где Qd – величина спроса, Р – цена Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Кривая спроса – убывающая. Выделяют следующие неценовые факторы, влияющие на спрос: 1. Цены на комплементарных товары 2. Цены на товары субституты 3. Доходы покупателей 4. Общее количество покупателей данного блага 5. Предпочтительные вкусы покупателей 6. Инфляционные ожидания 7. Экономическая политика государства 8. Прочие факторы.
Р D
2
2 4 Q где D – спрос, Р – цена, Q- количество товара, на которое предъявлен спрос.
Развернуто Спрос (от англ. demand, D) - зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести при прочих равных условиях в течение некоторого промежутка времени. Спрос – это платежеспособная потребность. Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.
Величина спроса - максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены. Цена спроса - максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага. Спрос на определенный товар зависит не только от цены, но и от многих, определяющих его факторов. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
Каждая точка кривой спроса показывает значение: Ø величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага; Ø цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага. Кривая спроса характеризует отрицательную (или обратно пропорциональную) связь между ценой и объемом спроса. P↑Q↓ или P↓Q↑. Рис. 1 Примеры кривой спроса
При изучении данной темы очень важно не путать такие понятия, как «спрос» и «величина спроса». К сожалению, даже в профессиональных периодических изданиях экономического характера можно встретить утверждение о том, что снижение цены увеличивает спрос. Это ошибка. Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса - это объем покупок, который потребитель готов совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Таким образом: Ø изменение спроса - это сдвиг всей кривой спроса, то есть изменение величины спроса при всех возможных значениях цены экономического блага; Ø изменение величины спроса - это движение вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага. При снижении цены товара потребитель будет покупать большее его количество, а при повышении цены товара последствия прямо противоположные.
Рис. 2 Последствия изменения цены экономического блага Рассмотрим неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса: • цена заменяющего товара (субститута); • цена дополняющего товара (комплемента); • доход потребителя; • ожидания потребителей; • вкусы потребителей; • количество потребителей; • прочие факторы. Цена заменяющего товара Товарами-заменителями называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, похожие свойства и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заместить потребление одного блага потреблением другого. Например, чай и кофе. Если цена на заменяющий товар (кофе) поднимется, то как это изменит спрос на данный товар (чай)? Мы уже знаем, что изменение цены товара меняет величину спроса. Соответственно, при повышении цены на кофе объем спроса на него снизится. Следовательно, потребители будут склонны частично заменить подорожавший товар (кофе) относительно более дешевым товаром (чай) и начнут покупать больший объем чая при каждом из возможных уровней его цены. За счет этого спрос на чай вырастет. Таким образом, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на данный товар (рис. 3). Рис. 3 Влияние роста цены заменяющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага
При снижении цены товара-заменителя потребитель начинает больше покупать относительно более дешевого товара-заменителя и сокращает потребление данного товара. Например, если бы кофе подешевел, то спрос на чай сократился бы. Цена дополняющего товара Дополняющими товарами называют такие товары, которые вместе удовлетворяют некоторую потребность (например, лыжи и лыжные ботинки). При повышении цены лыжных ботинок величина спроса на них снизится. Следовательно, на рынке будет покупаться меньший, по сравнению с тем, что было раньше, объем лыжных ботинок. А поскольку лыжи и лыжные ботинки обычно приобретаются в комплекте, потребителям необходимо будет меньшее количество лыж, чем то, которое они покупали раньше, причем независимо от их цены. Спрос на лыжи снизится (потребители начнут покупать меньший объем лыж при каждом возможном уровне цены). Таким образом, рост цены дополняющего товара приводит к снижению спроса на данный товар (рис. 4).
При снижении цены дополняющего товара потребитель начинает покупать его в большем количестве и увеличивает потребление дополняемого товара. То есть, при снижении цены дополняющего товара спрос на рассматриваемый товар возрастает. Рис. 4 Влияние роста цены дополняющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага
Доход потребителя Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо отметить, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и низшие, некачественные. Нормальные экономические блага - это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя. Низшие, некачественные экономические блага - это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя. Таким образом, при повышении дохода (будем обозначать доход потребителя I, от англ. inсоmе) спрос на качественные товары растет, а на некачественные - снижается. Рис. 5 Изменение спроса под воздействием роста дохода Количество потребителей Еще один фактор, влияющий на спрос, - количество потребителей. Чем больше количество потребителей, тем выше рыночный спрос. Если число потребителей вырастет, спрос на товар увеличится. Если число потребителей снизится, спрос на товар сократится. Рис. 8 Изменение спроса под воздействием числа потребителей
Ожидания потребителей Ожидания потребителей относительно будущих событий изменяют спрос на данный товар уже в настоящем. Допустим, вы узнали, что очередная партия мобильных телефонов задержана на таможне, и предполагаете, что это приведет к росту их цены в будущем. Каковы будут ваши действия? Если вы вообще не собирались покупать мобильный телефон, то есть у вас нет спроса на этот товар, то данная информация не окажет на вас никакого влияния. Если же вы планировали покупку, то пойдете в магазин и купите данный товар сегодня по более низкой цене, вместо того чтобы покупать этот же товар в будущем по более высокой. Таким образом, вы увеличиваете спрос на данный товар уже сегодня. Если же вы, наоборот, рассчитываете на то, что цены на мобильные телефоны в будущем после прекращения всех таможенных скандалов снизятся, вы отложите покупку данного товара и подождете снижения цен. В этом случае спрос на товар в текущий момент снизится.
Разумеется, потребитель может ожидать не только удорожания (удешевления) товара. Если, например, вы ожидаете, что в скором времени будет выпущена новая улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, ваш спрос на текущую модель снизится. Таким образом, различные ожидания оказывают различное влияние на спрос. Рис. 9 Изменение спроса под воздействием ожиданий потребителей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|