Психологические особенности развития ребенка от рождения до трех лет
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 2 периода младенчество (0-1 год) и раннее детство (1-3 года) Кризис новорожденности. Меняется среда и условия существования, связан с отрицательными эмоциями. Врожденные Рефлексы позволяют приспособиться и выжить: сосательный, глотательный, двигательный, цеплятельный (атавистический). Но эти рефлексы не обеспечивают человеч.форм поведения. Психическая жизнь новорожденного: мозг продолжает развиваться, психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе (резкий звук). На 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Большее время новорож-ый проводит во сне или дремотн. состоянии. ССР младенца: полная зависимость от ухаживающего за ним взрослого(ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем и с ним общаются. Новообразование: Примерно в 1-2 месяц появляется комплекс оживления =- ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. МЛАДЕНЧЕСТВО (2 -12 мес) ВТД – непосредственное эмоциональное общение с матерью.
Центральное новообразование – потребность в общении со взрослым. Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. (непроизвольное внимание). Начальные формы наглядно-действенного мышления. Автономная речь. ССР – «мы – мама и малыш». Активное физ развитие (рост увеличивается в 1,5 раза, а вес в 3 раза) Познавательное развитие – в первую очередь необходимо смотреть на развитие восприятия и тонких ручных движений. Совершенствуется зрительное сосредоточение, воспринимает форму, контур и тд, ориентируется в параметрах (контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства). Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Движение и действия. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым появляется узнавание. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Появление автономной речи.
Кризис 1 года жизни. Начинается с самостоятельной ходьбы и первых запретов взрослого и протеста со стороны ребенка. Появляются аффективные реакции на запреты. уменьшается потребность непосредственного общения с матерью, возникают первые слова («дай» - сначала движение, потом слово и движение). Раннее детство (от 1 года до 3 лет). ССР – познание окружающего мира вещей и совместная деятельность со взрослыми. ВТД – предметно-манипулятивная. Новообразование – сознание «я сам», наглядно-действенного мышления Развитие псих.функций – сензитивно к усвоению речи – автономная речь переходит в нормальную. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2—3 слов, постепенно усложняются. Восприятие. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует аффективное восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Все их поведение является полевым, импульсивным; эксперименты К. Левина с маленькими детьми показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие (сеть на камень не глядя). Аффективная окрашенность восприятия. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и начинает разворачиваться импульсивное поведение — достать ее, что-то с ней сделать. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше — ему что-то вспоминается.
Действия и мышление. Мышление - наглядно-действенным (проб и ошибок). Это аналог «сенсомоторного интеллекта» Жана Пиаже. Мышление активно развивается в предметной деятельности. В совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Действиястановятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и, таким образом, подготавливают следующий переходный период — кризис 3 лет.
Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» Эти понятия важно разделять, т.к. каждый из этих терминов должен использоваться по назначению. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь). Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет). (Ананьев). Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие — два плана интерпретации: природный и социальный. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Индивидные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Во-вторых – Индивид – это отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки природной биологической ограниченности. Он использует орудия труда и знаки и через них овладевает собственным поведением и психическими процессами. Индивидные характеристики – особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. Индивидуальность Этот термин используется когда мы хотим подчеркнуть неповторимость человека. Человек как уникальная, самобытная Личность, характеризуемая неповторимым сочетанием личностных и индивидных свойств. Субъект – понятие используется, когда мы хотим охарактеризовать человека в контексте его Деятельности. личность как деятель. Субъект (по Брушлинскому) — это человек, находящийся на высшем уровне развития деятельности, общения, целостности и автономности. Это определение раскрывает неразрывно развивающееся единство, целостность и системность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. По К. А. Абульхановой: субъект — это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности — это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойства быть субъектом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|