Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика диагностики семьи




Методика диагностики семьи в деятельности социального педагога.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном

родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе

друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание,

общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и

младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия,

эмоционально-нравственные связи, отношения помощи,

поддержки и защиты.

Семья — базисная основа первичной социализации личности.

Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных

норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями

выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее,

чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно,

от социального климата в современной семье, духовного

и физического становления в ней детей в наибольшей

степени зависит успешность процессов развития и социализации

ребенка.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван

оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи

входит установление контактов с семьей; выявление проблем и

трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов

к участию в совместной деятельности; оказание посреднических

услуг в установлении связей со специалистами — психологами,

социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями

органов власти, общественностью. Социальный педагог

обеспечивает общественное признание и общественную поддержку

семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует

индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися

в особой помощи (семьями из ≪группы риска≫, многодетными

и неполными и др.); содействует развитию семейно-сосед-

ских форм кооперации и взаимопомощи.

Методика диагностики семьи

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент в

деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем,

которые переживает современная семья, постоянную изменчивость

ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо

перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению

социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная

система периодического сбора, обобщения и анализа

\ социально-педагогической информации о процессах, протекающих

в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических

решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота,

системность информации; оперативность получения сведений и

их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых

данных, которая обеспечивается единством избранных позиций

при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных

оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит

в комплексном использовании всех источников данных о

процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный

характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной

инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение,

сочинения и графические работы детей о семье и т.д.),

так и полученных в ходе специально организованного исследования

(опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический

метод, психологические методики на выявление показателей

внутрисемейных отношений и т.д.).

Важную роль в осуществлении социально-педагогического

мониторинга играет умение социального педагога систематизировать

сбор информации и полученные результаты/Способов систематизации

может быть несколько. Рассмотрим~один из них.

Поскольку семья — это сложная система, социальный педагог

принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения

между индивидами и подсистемами.

Брачная подсистема (муж—жена). Социальному педагогу

важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и

женой в семье, способность супругов оценивать и поддерживать

друг друга.

С одной стороны, данная подсистема во многом определяет

микроклимат семьи; с другой — это фактор, который в дальнейшем

будет играть существенную роль в выстраивании ребенком

собственных полоролевых взаимоотношений.

Данная подсистема — одна из наиболее сложных для изучения,

она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным

условием результативной диагностики является установление дружеских

и/или партнерских отношений социального педагога с супругами

(опора на точку зрения одного из них может послужить

источником предвзятой, искаженной информации). Действенным

средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией

к практическому (школьному) психологу.

Родительская подсистема {мать—отец). Социальный педагог

концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве

родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений:

мать—дети, отец—дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется

содержанием и характером функционирования родительской подсистемы.

Ошибки, которые допускают родители, их искаженные

ценностные установки, противоречия в системах требований и

многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее

влияние семьи на ребенка.

Подсистема ≪братья—сестры≫. Социальный педагог концентрирует

внимание на отношениях детей, особенностях исполнения

социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье

разделении обязанностей между братьями —сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт общения

и взаимодействия длительного характера, когда обязательны

распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и

предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к

ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства

детей данные отношения на длительный период приобретают

характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный

потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения,

≪семейная дедовщина≫, моральное и психологическое

насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Для изучения системы отношений и взаимодействий ≪братья-

сестры≫ также могут быть использованы психологические и педагогические

методики межличностного общения.

Подсистема ≪родители—дети≫. Социальный педагог стремится

определить специфические черты взаимодействия между родителями

и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие

нормой этих отношений.

Взаимодействие и отношения ребенка с родителями — один

из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы

и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов,

нарушающих нормальное течение как семейной жизни

в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного

существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность

косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога

(например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации

и др.).

Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно

психологические методики) и косвенного (например,

метод экспертных оценок, игровые методики моделирования от-

ношений, решения жизненно смысловых задач и ситуаций в рамках

специальных занятий, биографический метод и др.).

Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить

с семьей под одной крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц,

которые не являются родственниками по крови, но оказывают

влияние на семью и отдельных ее членов.

В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может

оставить своеобразную ≪карту семьи≫, куда желательно включить:

- список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения

(смерти);

- краткие характеристики членов семьи;

- наиболее важные для каждого члена семьи события;

- анализ того, чем держится семья (сплоченность и разделен-

ность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный

климат);

- описание и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство,

местная демографическая, экономическая, экологическая,

коммуникативная ситуация);

- сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их

национальной и религиозной принадлежности, образовательном

и социокультурном уровне;

- анализ проблем и потребностей семьи (реалистичны ли ожидания

перемен, каковы возможности и ограничения в удовлетворении

потребностей и решении проблем);

- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной

помощи, в какой именно.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-

педагогической паспортизации семей. ≪Паспорт≫ выступает

одной из форм ≪карты семьи≫, позволяющей систематизировать

базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной)

форме (см. приложение). В отличие от ≪карты≫ он не предпо-

"агает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных

изменений в структуре и характеристиках семьи), вся

оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.

Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной

формы) — составление заключения о состоянии конкретной

семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым

социальным педагогом. Используемые диагностические методики

традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование

и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация

семей, позволяющая разработать стратегию и тактику

социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи

и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность

социально-педагогической поддержки и помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...