Диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся вторых классов.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методику Готовность к школе Ясюковой (с некоторыми изменениями, учитывающими развитие детей) можно использовать для психологического обследования второклассников. Для работы с учащимися добавляются: 1. Задания серии С теста Равена (групповое тестирование). 2. Задание «Реконструкция предложений» (индивидуальное тестирование). Частично изменяются: 1. Задания на абстрактное мышление. Исключаются: 1. Гештальт-тест Бендер (тест рекомендуется использовать в том случае, если у ребенка сохраняется (не компенсируется) дисграфия). 2. Задание «Речевые классификации». 3. Задание «Речевые антонимы». В остальном задания и их последовательность остаются прежними. Структурно-динамическое мышление (Прогрессивные матрицы Равена.) Для работы с серией С матриц Равена дополнительной инструкции не требуется. После серии В учащимся предлагаются задания серии С (это добавление необходимо учесть в ответном бланке, дополнив соответствующим образом таблицу для ответов). Ключ к серии С: 8 2 3 8 7 4 5 1 7 6 1 2. Обработка производится посредством сравнения ответов ребенка с ключом и суммирования совпадающих ответов. Полученная сумма баллов сравнивается с нормативными данными (Приложение I). Задания серии С диагностируют сформированность структурно-динамического компонента визуального мышления. Структурно-динамическое визуальное мышление позволяет анализировать закономерности и улавливать направленность изменений информации, представленной с помощью таблиц в двумерном пространстве. Благодаря этому типу визуального мышления ребенок может преобразовывать качественную неструктурированную информацию (образную, вербальную, символическую) в табличную форму, так как способен выделять основные тенденции в ее многомерной динамике. Правильное выполнение задания С 6, С 7, С 8, С 10, С 11, С12 свидетельствует о том, что у ребенка сформировано структурно-динамическое визуальное мышление: он способен выявлять внутренние закономерности развития в наглядно представленной информации.
I зона - Не выделяется, так как о патологии структурно-динамического мышления говорить нельзя. Его неразвитость не обязательно является следствием функциональных или органических нарушений в деятельности мозга. Структурно-динамическое мышление может отсутствовать у здоровых индивидов, в процессе социализации которых больше внимания уделялось развитию, например, вербального, а не визуального мышления. II зона - Слабый уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Визуальное представление информации, отражающее закономерности развития, детьми не воспринимается и только осложняет ее понимание. Самостоятельно пользоваться таблицами дети не умеют. Содержание таблицы, изложенное в виде текста, они просто заучивают, также не воспринимая закономерностей, на основе которых была построена таблица. Их мышление может в целом оставаться статичным (по Ж. Пиаже). Дети обычно не могут выделить принцип, согласно которому изменяется какое-либо явление, не видят закономерного характера изменений. III зона - Средний уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Ребенка можно научить пользоваться таблицами, чертить графики функций. Он в принципе способен все это понять, но ему предстоит большая работа, которая часто приводит только к формированию соответствующих конкретных навыков (без качественного интеллектуального продвижения). У ребенка можно сформировать представление о закономерном характере изменений различных явлений.
IV зона - Хороший уровень развития структурно-динамического мышления. Структурно-динамическое визуальное мышление «работает» в основном тогда, когда информация представлена наглядно (широкого переноса нет). Использование таблиц способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически. V зона - Высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Операциональные механизмы структурно-динамического визуального мышления могут быть перенесены и использованы в других видах мышления (вербальном, символическом и пр.). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, согласно которому происходят преобразования, может прогнозировать характер изменений объекта еще до того, как они произойдут. Он не только легко воспринимает информацию, представленную в табличном виде, но и сам обычно старается преобразовывать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользоваться координатными осями для нахождения возможных значений изменяемого признака. Сформированность навыка чтения (Реконструкция предложений) В основу теста, диагностирующего сформированность навыка чтения, положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Ребенку для самостоятельного прочтения дается небольшой отрывок из какого-либо произведения (5-7 предложений, связанных по содержанию). В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Ребенок должен вставить пропущенные слова. Предлагаемый стимульный текст имеет следующее содержание: Скоро она зашла в самую чащу ____ 1 ______. Ни одна ____ 2_____ не залетала сюда, ни единый _______3_______ не проникал сквозь____4 ______ ветви. Высокие стволы ____ 5 _____ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___ __6_ ____, что Элиза ___ __7 ______ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ______ 8 ____, попавшего ей _____ 9 _____ ноги. Никогда еще Элиза ___10__ __ в такой глуши. Во вторых классах это задание выполняется в процессе индивидуального тестирования после задания «Кратковременная зрительная память». Ребенок про себя читает текст и произносит только те слова, которые хочет вставить. Психолог никаких пояснений не дает и точно записывает слова, которые говорит ученик. Если ребенок что-то исправляет в своих ответах после того, как начинает лучше понимать текст, то засчитываются те ответы, которые он оставляет в итоге. Сам факт исправления роли не играет, и баллы за это не снижаются. Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, с реально пропущенными или аналогичными словами, которые подходят по смыслу и лингвистическим правилам. Эти слова приведены в ключе:
1. Леса 6. Тихо 2. Птица, птичка 7. Слышала 3. Луч света, лучик, луч, звук 8. Листа, листочка, листика 4. Густые 9. Под 5. Стояли, деревьев стояли, встали 10. Небывала, не была, не ходила За каждое совпадение дается 1 балл.Подсчитывается общая сумма (максимально - 10 баллов), которая сравнивается с нормативными данными. Подобным тестом Эббингауз оценивал мышление ребенка. Исследования показали, что такие задания лучше выполняют не столько дети, имеющие более высокие показатели по тестам интеллекта, сколько те, которые много читают. Дальнейшие исследования свидетельствовали о том, что задания на реконструкцию предложений позволяют определить единицу восприятия текста при чтении и тем самым охарактеризовать сформированность навыка чтения. I зона - Зона патологии по чтению не выделяется, так как неумение читать - это, с одной стороны, нормальное состояние здорового, но необученного ребенка, а, с другой стороны, известно, что дети с органическими поражениями мозга вполне успешно обучаются навыку чтения. II зона - Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступают слово или части слова (слоги). Ребенок с трудом понимает то, что он читает, и может правильно воспринимать только тексты, состоящие из коротких простых фраз. III зона - Навык чтения сформирован еще не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок может вообще не понять.
IV зона - Навык чтения развит хорошо. Единица восприятия текста—целое предложение, смысл которого ребенок как бы схватывает сразу. \/ зона - Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Начинают формироваться лингвистические способности, чувство языка. Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе (а еще лучше - до поступления в школу). Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование и того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам). За последние 10 лет требования к технике чтения в начальной школе были снижены. Полное освоение этого навыка предполагается только к концу третьего класса. Однако исследования показывают, что такого постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается не сформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении. Такие дети больше любят математику, могут хорошо решать примеры (и даже очень сложные), но задачи уже могут быть для них проблемой, так как они не всегда правильно прочитывают и понимают их условия. Абстрактное мышление В заданиях на абстрактное мышление исключается задание: «Какое слово длиннее: «змея» или «червячок»?». Вместо него в ходе индивидуального тестирования ребенку предлагается выбрать: «Какое из трех слов: «учить», «помнить», «терять» — будет противоположным по смыслу слову «забывать». Правильный ответ — «помнить» (1 балл). Остальные задания остаются без изменения. Подсчитывается общая сумма баллов и сравнивается с нормативными данными (см. Приложение I). Ко второму классу обычно еще не наблюдается каких-либо значительных качественно-количественных изменений в интеллектуальном развитии ребенка. Результаты тестирования второклассника могут быть близки к тем результатам, которые он показал в первом классе (иногда ответы повторяются буквально). Существенные изменения в интеллекте ребёнка обычно происходят к 3 – 5 классу, когда начинает сказываться развивающее влияние систематического обучения. Именно к этому времени понятийное мышление может стать доминирующим, и тогда оно начинает выступать интегратором всех остальных познавательных процессов, в результате чего формируется их произвольность. Но этого может не произойти, если не помочь ребёнку и не направить процесс его развития в необходимое русло.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|