Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие общественного прогресса




Прогресс – это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры и увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполнимые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую часть, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития.

Изменения в прогрессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Регресс – это переход от высоких и совершенных форм к менее совершенным, низким.

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны, установлено, что в эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождаются упрощением, даже свёртыванием других. «высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низким» по другим параметрам.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно ещё и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других – появление регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.

В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса. Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса.

В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека.

При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса.

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Поэтому цена прогресса порою очень велика. Так, например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет.

Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами.

Продолжают сохраняться политические и социально-экономические различия между более чем 200 независимыми государствами. Неодинаково положение людей и внутри государств. Сохраняется социальная стратификация, различно имущественное положение людей, принадлежащих к разным социальным группам, их образ жизни.

Но главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек – уникальный и неповторимый.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса - возрастание его темпов, или «ускорение ритма историй», которая предаёт особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в её сравнении с прошлым! Скорость и радикальность социальных изменений есть результат возрастания роли широких народных масс в истории, участие в социальных отношениях каждого конкретного человека.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения земли. В первую очередь – это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и результатом своей деятельности, интернациональная социально – экономических, политических и культурных процессов.

Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом, машинное производство появилось 2 века назад, электричество начали использовать чуть больше 100 лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети 20 века. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х годов, а компьютеры – с 1980-1990 годов.

1.17 Многовариантность общественного развития (типы общества)

Выделяют следующие типы ОБ:

1. до индустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2. индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3. постиндустриальный - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4. Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества -информационного.

Традиционное Об Индустриальное ОБ Постиндустриальное ОБ.
1. Темпы Рз. ОБ
непрерывность исторического процесса, отсутствие явных граней м/у историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы м/у эпохами очевидны, часто это революции разных типов . эволюционный характер Рз. ОБ
2. Отношения с природой.
отношения ОБ и природы построены на основе принципа слияния чел. с природой, приспособления к ней. ОБ. Стремится властвовать на природой, подчиняя её, преобразуя её и извлекая из неё максимально возможную пользу. Глобализация всех общественных процессов
3. Экономическое Рз.
основа экономики – общинно – государственные формы собственности при слабом Рз. Института частной собственности Основа экономики – частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. Преобладание информации и сферы обслуживания. Высокий уровень качества жизни людей.
4. Рз. Соц. сферы
Уровень социальной мобильности низкий, границы м/у социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены Классовое деление уступает профессиональному. Решающим критерием дифференциации ОБ является уровень образования и знаний.
5. Общественное устройство. Роль государства в ОБ.
Государство подчиняет себе ОБ, ОБ вне государства и его контроля не существует. Здесь, как правило, монархическое устройство. Сложилось развитое гражданское ОБ, автономное от государства. Это, в основном, РЕСПУБЛИКИ.
6. Личность
Личность поглощается системой социальных общностей и государством. Права и свободы личности закреплены конституционно в качестве естественных и неотъемлемых. Отношения м/у личностью и ОБ строятся на принципе взаимной ответственности.
7. Общественные отношения
Главным регулятором общественных отношений являются религиозные нормы, традиции и обычаи Главным регулятором общественных отношения являются нормы права.
8. Способность к изменениям
Консерватизм мышления, отрицательное отношение к различного рода реформам Способность и готовность к изменениям, новациям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...