Книжное дело в России в эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Деятельность Ивана Федорова Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника». Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П. Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия. В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет. Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий печатники привезли из Москвы. Иван Федоров приехал во Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Поддержали И.Федорова ремесленники-украинцы. В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился. Иван Федоров покидает Львов. Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной. Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году.
Печатная книга в России в XVII в. На протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости, что выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами. Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Многие из этих книг переиздавались неоднократно. Всего за столетие было напечатано 750 названий книг, из них в первой половине века 27 процентов от общего количества. На долю литургических текстов, предназначенных для богослужения, приходится около 85 процентов. Сюда входят служебники, требники, октоихи, триоди, шестодневы. Появление первых светских книг потребовало иного подхода мастеров к изготовлению изданий, выработке новых форм организационного и творческого характера. Создатели книг впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги, её оформления. XVII век - это век зарождения "типографского художества", когда приемы старых русских мастеров сочетаются с элементами новаторства. В 1630-е годы Василий Федорович Бурцов-Протопопов, "азбучного дела подьячий", начал работу над своей первой "Азбукой". В качестве образца он взял "Азбуку" Ивана Федорова и перепечатал её с небольшими изменениями в 1634 г. Издание азбук стало постоянной частью деятельности Печатного двора. Не менее известен был учебник "Грамматика" ученого-философа, общественного и церковного деятеля Мелетия Смотрицкого. В 1649 г. в русской книге появились гравюры на меди. Ими была украшена книга "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В том же, 1649 г., было напечатано "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича - первая печатная книга государственного назначения. Она представляла собой свод законов, юридически оформивших крепостное право на Руси.
В конце XVII века было выпущено несколько учебников нового образца, среди которых особняком стоит цельногравированный "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в 1696 г. и предназначался для узкого круга членов царской фамилии, так как его тираж составлял всего 25 экземпляров. Книга в России в первой половине XVIII в. Создаются основы промышленности, развивается внутренняя и внешняя торговля, организуется регулярная национальная армия и флот, укрепляются экономические и культурные связи России со странами Запада и Востока. Растет международный авторитет Российской империи. Быстрое экономическое и политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения. Порывая с религиозными традициями прошлого, новая русская культура приобрела ярко выраженный светский характер. Были открыты государственные школы разного типа, доступные для лиц различного социального положения. Создавались научные и культурно-просветительные учреждения. Издательское дело в первой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Петр I лично руководил книгопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание русской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и многое другое. В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе - реформа печати (замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом.
Книжное дело в России в эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.) Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянского крепостнического государства, особенно в правление Екатерины II, которая ведет себя как ревностная ученица Вольтера и других французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать их произведения, одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкам французского духовенства. Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства. Вторая половина XVIII в. была концом господства рукописной книги в репертуаре чтения русского читателя. На смену старопечатной книге, обслуживающей почти исключительно нужды церкви, утилитарно-прагматическим изданиям петровского времени пришли книги с маркой Академии наук, Московского университета и «вольных» типографий, разнообразные по содержанию, доступные по цене, широко распространяющиеся в столицах и провинциальных центрах Российского государства. Помимо научной и учебной литературы издавались книги справочные и научно-популярные. На долю французской книги приходится около 1/6 части всех изданий, выпущенных с 1725 по 1800 г. Особенно много переводилось художественной литературы. Большей частью это была увеселительная, развлекательная литература Во второй половине XVIII в. постепенно складывается особая читательская среда из мелких городских ремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|