Сальники входного вала и вала переключения передач
Механическая трансмиссия
Спецификации
Основные характеристики
Тип ......................................................................................... Механическая, пять передач переднего хода и задний ход; все
передачи переднего хода синхронизированы
Моменты затяжки Нм
Болты крепления трансмиссии к двигателю.............................. 65
Правый подвес двигателя/трансмиссии:
Сквозной болт........................................................................ 65
Гайки крепления подвеса к трансмиссии......................... 39
Болты кронштейна заднего подвеса двигателя/трансмиссии.. 55
Болты нижней крышки маховика............................................ 12
Монтажные болты подмоторной рамы................................. 60
Механизм переключения передач:
Монтажные болты рычага.......................................................... 22
Болты крепления кронштейна тросика к трансмиссии.. 22
Болты крепления монтажной пластины тросика к кузову 10
Гайка крепления тросика выбора передач к рычагу....... 3
Механическая трансмиссия:
Сливная пробка........................................................................... 40
Пробка наливного/контрольного отверстия.................... 45
Выключатель фонарей заднего хода.......................................... 25
Гайки колеса............................................................................... 110
Болт привода спидометра............................................................ 18
1 Общее описание
Предупреждение: Если магнитола в вашем автомобиле закодирована, убедитесь, что у Вас есть ключевой код, прежде чем отключать аккумулятор.
Трансмиссия заключена в картер, от
литый из алюминиевого сплава и при
крепленном болтами к правому концу
двигателя. Блок состоит из коробки пере
дач, главной передачи и дифференциала.
Привод передастся от коленвала че
рез сцепление входному валу, который
имеет шлицевое зацепление с фрикцион
ным диском сцепления и вращается на
герметичных шарикоподшипниках. От
входного вала привод передается выход
ному валу, правый конец которого вра
щается в роликовом подшипнике, а ле
вый - в герметичном шарикоподшипнике.
От выходного вала крутящий момент
передается ведомой шестерне главной
передачи, которая вращается с кожухом
дифференциала и сателлитами, таким
образом приводя полуоссвыс шестерни
и приводные валы. Вращение сателли
тов на их вале позволяет при движении
на повороте внутреннему колесу кру
титься медленнее внешнего.
Входной и выходной валы располо
жены рядом, параллельно коленвалу и
приводным валам, зубцы их шестерен находятся в постоянном зацеплении. В нейтральном положении шестерни выходного вала вращаются свободно, поэтому привод не передается. 4 Выбор передачи осуществляется через установленный в полу рычаг и тросик переключения передач. Тросик заставляет нужную вилку включения передачи переместить скользящую муфту соответствующего синхронизатора по валу, и тем самым привести в зацепление зубчатый венец шестерни со ступицей муфты синхронизатора. Так как ступица синхронизатора имеет шлицевое зацепление с выходным валом, она обеспечивает передачу привода. Чтобы обеспечить быструю и ровную смену передачи, синхронизаторы установлены на все передачи переднего хода. Синхронизаторы состоят из блокирующих колец и подпружиненных сухарей, атакже шестерен, муфт и их ступиц,
2 Тросики выбора/
переключения передачи -
снятие и установка
Снятие
1 Снимите сборку центрального пульта как описано в Разделе 11. Чтобы об-
легчить доступ к концам тросиков, обращенных к трансмиссии, снимите воздуховод кожуха воздушного фильтра (см. Раздел 4).
2.3а Снимите шплинт и шайбу (отмечены стрелкой)...
|
До снятия нанесите на тросики и ры
чаги в салоне и на трансмиссии метки,
чтобы избежать путаницы при установке.
Поместите рычаг переключения пе
редач в нейтральное положение, затем
снимите шплинт и шайбы и отделите
тросик выбора передачи от основания
рычага. Ослабьте и снимите крепежную
гайку с шайбой и отделите тросик пере
ключения передач от рычага (см. иллюс
трации). Следите за тем, чтобы не нару
шить положение рычагов выбора и
переключения передачи на трансмиссии.
Механическая трансмиссия
131
2.3b... затем открутите крепежную гайку с шайбой (отмечена стрелкой) и отделите тросики выбора/переключения передачи
|
2.4 Выпустите крепежные скобы (отмечены стрелками) и освободите тросики от монтажной пластины рычага
|
2.5Ь... затем снимите металлические и пластмассовые шайбы и отделите тросик переключения передач от рычага
Стяните крепежные скобы и высво
бодите тросики из кронштейна рычага
переключения передач (см. иллюстра
цию).
Работая в моторном отсеке, снимите
шплинт, металлическую шайбу и пласт
массовую шайбу, крепящие каждый из
тросиков к рычагам трансмиссии, и от
делите тросики (см. иллюстрации).
Вытяните скобы, крепящие тросики
к кронштейну трансмиссии (см. иллюст
рацию). Двигаясь вдоль тросиков назад,
выпустите их из всех скоб и кронштей
нов, запомнив как они пролегают.
Затяните ручной тормоз, затем под
домкратьте переднюю часть автомобиля
и установите ее на осевые подпорки.
Ослабьте и снимите болты, крепящие
монтажную пластину тросика к полу,
затем извлеките сборку тросиков из ав
томобиля.
Осмотрите каждый тросик, прове
ряя, не изношены ли наконечники и не
поврежден ли кожух. Проверьте функ
ционирование тросика - он должен дви
гаться в кожухе легко и ровно. Помните,
что тросик который хорошо работает
при проверке, выполняемой вне автомо
биля, может стать намного более тугим
при установке в рабочее положение. За
мените тросик, если обнаружены повреж
дения или признаки чрезмерного износа.
Шплинты и крепежные гайки тросиков
следует заменить.
Установка
9 Производите установку в обратном
порядке, уделяя внимание следующему:
а) Нанесите немного универсальной
2.6 Вытяните крепежную скобу (отмечена стрелкой) и выпустите тросик из его кронштейна
смазки на наконечники тросиков и шарнирные узлы рычагов. Если уста навливаются новые тросики, пере ставьте на них метки, сделанные до снятия, чтобы облегчить установку.
Убедитесь, что тросики проложе
ны правильно и зажмите болты мон
тажной пластины усилием затяж
ки, регламентированным Специфи
кациями. Подсоедините тросики и
прикрепите их в рабочее положение
новыми шплинтами и крепежными
гайками.
Проверьте действие механизма пе
реключения передач, затем устано
вите центральный пульт (см. Раз
дел 11).
3 Рычаг переключения
передач - снятие и установка
Снятие
Снимите центральный пульт как опи
сано в Разделе 11.
Отсоедините тросики выбора/пере
ключения передачи от рычага как описа
но в пунктах 3 и 4 Главы 2.
Ослабьте и снимите болты, крепя
щие сборку рычага к кузову, и снимите ее
с автомобиля вместе с резиновыми по
душками и распорными прокладками.
Замените резиновые подушки, если они
повреждены или изношены.
Установка
4 Перед установкой нанесите универ
сальную смазку на все шарнирные узлы
сборки рычага и на наконечники тросика.
2.5а Извлеките шплинт...
Убедитесь, что резиновые подушки
установлены каждая на прежнее место с
обеих сторон монтажной пластины ры
чага и вставьте распорные прокладки.
Установите сборку рычага и зажмите его
болты усилием затяжки, регламентиро
ванным Спецификациями.
Убедитесь, что тросики проложены
правильно, затем подцепите тросики к
соответствующим местоположениям в
основании рычага и прикрепите их ско
бами.
Подсоедините тросик выбора пере
дачи к рычагу, затем установите шайбы и
зафиксируйте их новым шплинтом. По
местите тросик переключения передач
на рычаг, затем установите шайбу и за
фиксируйте ее новой крепежной гайкой.
Проверьте действие механизма пе
реключения передач, затем установите
центральный пульт как описано в Разде
ле 11,
4 Сальники - замена
Сальники приводных валов Правый вал
Заблокируйте задние колеса, затяни
те ручной тормоз, затем поддомкратьте
переднюю часть автомобиля и установи
те ее на осевые подпорки. Снимите соот
ветствующее переднее колесо.
Слейте трансмиссионное масло как
описано в Разделе 1.
Действуя как описано в Разделе 8,
высвободите внутренний конец привод
ного вала из трансмиссии и поместите
это свободный уплотнение, помня о том,
что нет необходимости откручивать кре
пежную гайку приводного вала; привод
ной вал может быть оставлен гарантиро
ванным к ступице. Поддержите привод
ной вал, чтобы не давать нагрузки на
ШРУС.
Аккуратно отожмите сальник из
трансмиссии с помощью большой плос
кой отвертки.
Очистите область вокруг проема
сальника, затем нанесите небольшое ко
личество смазки на внешнюю уплотни-
тельную кромку нового сальника. Убе
дитесь, что сальник ориентирован
правильно (уплотнительной кромкой
внутрь) и введите его в рабочее положе
ние, используя подходящую трубчатую
132
Механическая трансмиссия
5.4 Отключите соединители электропроводки выключателя фонарей заднего хода
выколотку (типа гнезда), которая должна опираться только на твердый внешний край сальника. Убедитесь, что внешняя поверхность сальника стоит вровень с картером трансмиссии.
Установите приводной вал как опи
сано в Разделе 8.
Заполните трансмиссию указанным
в Спецификациях типом и количеством
масла (см. Раздел 1).
Левый вал v
Снимите промежуточный вал как
описано в Разделе 8.
Замените сальник как описано в пун
ктах 4 и 5.
Установите промежуточный вал (см.
Раздел 8) и заполните трансмиссию ука
занным в Спецификациях типом и коли
чеством масла (Раздел 1).
Сальники входного вала и вала переключения передач
11 Чтобы заменить эти сальники, необ
ходимо разобрать трансмиссию. Эта за
дача должна поэтому быть поручена спе
циалисту.
5 Выключатель
фонарей заднего хода -
проверка исправности, снятие и установка
Проверка исправности
1 Цепь фонарей заднего хода управляется выключателем плунжерного типа, который завинчен в верхнюю стенку трансмиссии. Если в цепи возникла неисправность, сначала проверьте ее плавкий предохранитель.
6.3а Ослабьте и снимите болты крепления (отмечены стрелками)...
2 Проверять выключатель, проследите
проводку поддерживают от выключателя
и отключите соединитель электропровод
ки (см. иллюстрацию). С помощью муль-
тиметра (в режиме измерения сопротив
ления) или диагностической цепи (состоит
из лампы и батарейки, соединенных про
водами) убедитесь, что ток проходит меж
ду клеммами выключателя только когда
включен задний ход. Если это не так и
провода не имеют обрывов или других
повреждений, выключатель неисправен и
должен быть заменен.
Снятие
Чтобы облегчить доступ к выключа
телю, снимите воздуховод кожуха воз
душного фильтра (см. Раздел 4).
Отключите соединители электропро
водки, затем открутите выключатель и
снимите его с картера трансмиссии вме
сте с уплотнительной шайбе:!.
Установка
Установите на выключатель новую
уплотнительную шайбу- затем вкрутите
его в рабочее положение в верхней стен
ке картера трансмиссии и зажмите его
моментом затяжки, регламентированным
Спецификациями. Подключите соедини
тели электропроводки и проверьте рабо
ту цепи. Установите компоненты, уда
ленные для получения доступа.
Привод спидометра -
снятие и установка
1 Все модели оснащены электрическим спидометром, который использует
6.3b... затем снимите датчик скорости...
датчик скорости автомобиля, установленный наверху привода спидометра. На ранних моделях сборка привода спидометра также действует как датчик скорости для гидросистемы усилителя рулевого управления; привод спидометра связан с гидропроводом усилителя и содержит два клапана, которые регулируют давление в гидросистеме в зависимости от скорости автомобиля.
Снятие
Привод спидометра расположен на
картере трансмиссии сверху, рядом с
внутренним концом левого приводного
вала. Чтобы облегчить доступ, снимите
воздуховод кожуха воздушного фильтра
(см. Раздел 4); на некоторых моделях
возможно придется открепить опорный
кронштейн от заднего подвеса двигате
ля/трансмиссии.
Отключите соединитель электропро
водки от датчика скорости автомобиля,
установленного на приводе спидометра.
Если необходимо, открутите болты креп
ления, затем аккуратно извлеките датчик
из картера трансмиссии вместе со штиф
том привода (см. иллюстрации). Выб
росьте кольцевое уплотнение датчика -
оно подлежитзамене(см. иллюстрацию).
На ранних моделях, где привод спи
дометра связан с гидропроводом рулево
го усилителя, выпустите крепежные ско
бы и отделите шланги гидросистемы от
привода (см. иллюстрацию). Закупорьте
концы шлангов и соединительные гайки
привода, чтобы свести к минимуму поте
рю жидкости и предотвратить засорение.
Ослабьте и снимите болты крепле
ния и извлеките сборку привода спидо-
6.3с... и извлеките штифт привода (кольцевое уплотнение датчика отмечено стрелкой)
6.4 На ранних моделях выпустите крепежные скобы и отделите шланги рулевого усилителя (отмечены стрелками) от привода спидометра
6.5а Ослабьте и снимите болт крепления...
Механическая трансмиссия
133
6.5b... и извлеките сборку кожуха привода спидометра, отметив местоположение кольцевого уплотнения (отмечено стрелкой)
7.5а Открутите болты и отсоедините ремень заземления и монтажные скобы проводки от передней...
7.5Ь... и верхнейстеноккартератрансмиссии
7.8а Открутите винты крепления и отделите трубку/шланг сцепления от верхней стенки картера трансмиссии
|
метра из картера трансмиссии вместе с кольцевым уплотнением (см. иллюстрации).
6 На ранних моделях, где сборка при
вода связана с гидросистемой рулевого
усилителя, сборка спидометра не подле
жит демонтированию. Если она неисп
равна, замените ее. На поздних моделях
ведомую шестерню можно заменить от
дельно; чтобы снять шестерню, стяните
крепежную скобу и извлеките шестерню
из кожуха.
Установка
На поздних моделях, где необходимо,
смажьте ведомую шестерню чистым
трансмиссионным маслом и вставьте ее в
кожух. Установите крепежную скобу ше
стерни, так чтобы она попала в канавку.
На всех моделях, установите новое
кольцевое уплотнение на кожух привода
спидометра и смажьте его маслом, что
бы облегчить установку.
Ослабьте привод спидометра в рабо
чее положение в трансмиссии, следя за
тем, чтобы привод и ведомые шестерни
правильно занят, и зажимает болт креп
ления усилием затяжки, регламентиро
ванным Спецификациями.
Где необходимо, установите на ко
жух спидометра новое кольцевое уплот
нение и вставьте приводящий штифт дат
чика скорости. Выведите датчик в
рабочее положение и надежно зажмите
болты его крепления.
Подключите к датчику соединитель
электропроводки.
Установите опорный кронштейн
(где снят), а также воздуховод воздуш
ного фильтра. На ранних моделях, где
сборка привода связана с гидропрово
дом рулевого усилителя, в заключение,
прокачайте гидросистему как описано в
Разделе 10.
7 Трансмиссия -
снятие и установка
Снятие
1 Заблокируйте задние колеса, затем затяните ручной тормоз. Поддомкратьте переднюю часть автомобиля и надежно установите ее на осевые подпорки. Сни-
мите передние колеса, затем открутите винты крепления и снимите нижний щиток из-под двигателя/трансмиссии.
Слейте трансмиссионное масло как
описано в Разделе 1, затем установите
сливную и наливную пробки и зажмите
их усилием затяжки, регламентирован
ным Спецификациями.
Снимите аккумулятор и его монтаж
ную пластину, а также стартер (см. Раз
дел 5).
Снимите кожух воздушного фильтра
как описано в Разделе 4.
Отключите соединитель электропро
водки от выключателя фонарей заднего
хода. Открутите болты крепления и от
соедините от картера трансмиссии рем
ни заземления и крепежные скобы про
водки (см. иллюстрации).
Снимите шплинты и шайбы, крепя
щие тросики выбора/переключения пе
редачи к рычагам трансмиссии (см. Гла
ву 2), затем открутите болты крепления и
отделите кронштейн тросика от верхней
стенки трансмиссии.
Отключите соединитель электропро
водки от датчика скорости автомобиля,
который установлен на приводе спидо
метра (см. Главу 6). На ранних моделях,
где привод спидометра связан с гидро
проводом рулевого усилителя, выпусти
те крепежные скобы и отделите шланги
от привода. Закупорьте концы шлангов и
соединительные гайки привода, чтобы
свести к минимуму потерю жидкости и
предотвратить засорение.
Начните от главного цилиндра и дви
гайтесь вдоль гидравлической трубки/
шланга сцепления, откручивая болты кронштейнов и выпуская трубку/шланг из всех скоб. Ослабьте и снимите болты крепления исполнительного цилиндра и отведите сборку цилиндра и трубки/ шланга в сторону от блока трансмиссии (см. иллюстрации). Полностью втолкните штангу-толкатель в исполнительный цилиндр и зафиксируйте ее в этом положении тугой резинкой или стяжкой (чтобы поршень случайно не вылетел под давлением пружины).
Предупреждение: Пока цилиндр удален
с трансмиссии не нажимайте на педаль сцепления.
Действуя как описано в Разделе 10,
снимите правую радиальную штангу пе-
редней подвески, чтобы получить зазор, .
необходимый для снятия блока транс
миссии.
См. Раздел 8 и снимите промежуточ
ный вал, затем отсоедините от трансмис
сии правый приводной вал. Обратите
внимание, что нет необходимости пол
ностью снимать правый приводной вал -
его можно оставить прикрепленным к
сборке ступицы и отделить от трансмис
сии, потянув ступицу наружу.
Примечание: Не позволяйте валу повиснуть под собственным весом, т. к. это может привести к повреждению ШРУСов / их чехлов.
7.8Ь Открутите болты крепления (отмечены стрелками) и отделите от трансмиссии исполнительный цилиндр сцепления
|
11 Открутите монтажные болты и сни
мите поперечину из-под двигателя/транс
миссии, освободив ее от резиновой по
душки выхлопной системы (см.
иллюстрацию).
134
Механическая трансмиссия
7.11 Болты переднего кронштейна поперечи- 7.12 Открутите болты крепления (отмечены 7.16а Ослабьте и снимите сквозной болт,
ны (отмечены стрелками) стрелками) и снимите нижнюю крышку махо-
вика
7.16Ь... затем открутите монтажные гайки (отмечены стрелками)...
Открутите болты крепления и сни
мите с трансмиссии нижнюю крышку
маховика (см. иллюстрацию).
Чтобы облегчить доступ, открутите
болты и снимите опорный кронштейн с
обратной стороны коллектора.
Подоприте двигатель домкратом,
проложив между ними кусок доски, что
бы снять вес двигателя с подвесов. В
качестве альтернативы, прикрепите к
двигателю пару монтажных проушин и
подцепите к ним лебедку или специаль
ную портативную станину. Поместите
второй домкрат под трансмиссией, так
же проложив между ними кусок доски, и
поднимите домкрат, чтобы перенести на
него вес трансмиссии.
Ослабьте и снимите три болта, кре
пящих кронштейн заднего подвеса дви
гателя/трансмиссии к картеру транс
миссии.
Ослабьте и снимите сквозной болт и
гайку с правого подвеса двигателя/транс
миссии, затем открутите гайки и сними
те подвес с верхней стенки трансмиссии
(см. иллюстрации).
Ослабьте и снимите оставшиеся бол
ты, крепящие картер трансмиссии к дви
гателю. Запомните местоположение каж
дого болта и кронштейна, чтобы
облегчить последующую установку. Еще
раз убедитесь, что отделили и сместили
от трансмиссии все компоненты, меша
ющие снятию.
Переместите домкрат с трансмисси
ей вправо, чтобы освободить ее от уста
новочных штырей, затем опустите домк
рат и выведите трансмиссию из-под
автомобиля. Снимите установочные
штыри с трансмиссии и двигателя, если
7.16с... и снимите правый под вес двигателя/ трансмиссии
они разболтались, и храните их в удаленном от рабочего пространства месте.
Установка
19 Производите установку в обратном порядке, уделяя внимание следующему;
Нанесите небольшое количество
высокотемпературной смазки
(Rover рекомендует Urea Grease
UM 264) на шарнирную деталь вилки
выключения сцепления, а также на
контактные поверхности вилки, под
шипника и картера трансмиссии.
Установите монтажные штыри в
рабочее положение (см. иллюстра
цию).
Зажмите все гайки и болты усилием
затяжки, регламентированным Спе
цификациями (где дано).
Замените сальники приводных валов
(см. Главу 4), затем установите про
межуточный вал и приводные валы
как описано в Разделе 8.
Подсоедините тросики выбора/пе
реключения передачи к трансмиссии
и прикрепите их новыми шплинтами
(см. Главу 2).
Установите исполнительный ци
линдр и наделено прикрепите шланг/
трубку сцепления всеми необходи
мыми скобами. В заключение, про
верьте действие сцепления, как опи
сано в Разделе 6.
В заключение, заполните трансмис
сию регламентированным типом и
количеством смазки (см. Раздел 1).
h) На ранних моделях, где привод спи дометра связан с гидросистемой рулевого усилителя, прокачайтегид росистему как описано в Разделе 10.
7.19 Перед установкой трансмиссии убедитесь, что установочные штыри (отмечены стрелками) стоят в рабочем положении
8 Переборка трансмиссии -
общее описание
Ремонт механической трансмиссии -
трудная задача для начинающего авто
механика. Помимо того, что нужно бу
дет снять и установить большое количе
ство мелких деталей, потребуется точно
измерить и, если необходимо, отрегули
ровать многочисленные зазоры, подби
рая прокладки. Поэтому, рекомендуется
поручить переборку трансмиссии специ
алисту или приобрести уже восстанов
ленный блок.
Однако, обладающий некоторым
опытом автолюбитель при наличии спе
циальных инструментов вполне может
перебрать трансмиссию самостоятельно.
Работайте аккуратно и методично, что
бы ничего не упустить.
Инструменты, необходимые для пе
реборки, - это плоскогубцы для снятия
внутренних и внешних стопорных ко
нец, съемники подшипников, скользя
щий молоток, набор пробойников, мик
рометр с циферблатом и, возможно,
гидропресс. Кроме того, потребуются
большой, крепкий верстак и тиски.
В течение разборки трансмиссии
тщательно записывайте как каждый из
компонентов расположен, чтобы облег
чить последующую установку.
Прежде чем разбирать трансмиссию,
постарайтесь выяснить, какой именно из
ее умов работает со сбоями (см. Главу
«Поиск неисправностей»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: