Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация, содержащаяся в авиабилете




Любой билет, независимо от его вида, содержит информацию, фиксирующуюся на всех купонах документа. На рисунках 1 3 представлены купоны авиабилетов, по которым можно судить о содержащейся в них информации, отражающей конкретные условия договора на перевозку.
На поле 1 (NAME OF PASSENGER Фамилия пассажира) в латинской транскрипции пишется фамилия пассажира и начальная буква его имени или имя полностью, а также пол пассажира. Если пассажир мужчина, то после фамилии пишется Мг (мистер), если женщина Mrs или Mss (миссис или мисс). По международным нормам данное поле допускает до 3 ошибок без искажения звучания фамилии.
На поле 2 (FROM/TO Маршрут полета) указывается пункт отправления для данного полетного купона и под ним пункт прибытия (английское написание). Если пункт отправления или прибытия (или и тот и другой) имеет несколько аэропортов, то за названием города следует трехбуквенный код аэропорта.
Следует отметить, что если по маршруту перевозки воздушное судно делает посадки, но номер рейса при этом не меняется, то названия пунктов посадки не указываются. Если же в пунктах посадки меняется номер рейса, то билет будет содержать несколько полетных купонов и на каждом из них будет указан свой пункт отправления и пункт назначения.

Поле 3 предназначено для индикатора «стоповера» («Stopover» Х/О). По маршруту путешествия возможны промежуточные транзитные и трансферные остановки. Транзит представляет

Рис. 1. Копирующийся автоматический авиабилет

Рис. 2. Автоматический купонный билет с посадочным талоном

Рис. З. Авиабилет для ручной выписки

собой промежуточную посадку, при которой перевозка далее осуществляется воздушным судном той же авиакомпании и под тем же номером рейса. При трансфере дальнейшая перевозка осуществляется воздушным судном другой авиакомпании или той же, но под другим номером рейса. Если в данном пункте предполагается остановка по маршруту более чем на 24 ч («стоповер»), то это поле пусто или на нем ставится «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта ставится запрещающий знак «X».
На поле 4 (CARRIER Перевозчик) и поле 5 (Flight Номер рейса) указываются код авиакомпании,
состоящий из двух букв, и номер рейса. Буквенные коды авиакомпаниям присваиваются Международной ассоциацией перевозчиков IATA и могут быть как достаточно очевидными (аббревиатура названия авиаперевозчика: LH «Lufthansa», ВА «British Airways», AF «Air France»), так и не очень: SU «Аэрофлот» (по-видимому, от бывшего Soviet Union), UN «Трансаэро» (United Nations), AZ «Alitalia», AY «Finnair» и т. д. Номер рейса дается в числовом выражении.
На поле б (CLASS Класс бронирования) отмечается класс бронирования латинской буквой, которая подразумевает определенную квоту мест на рейсе, соответствующую тому или иному тарифу.
Класс бронирования на рейсах сверхзвуковых самолетов Concord обозначается буквой R; в первом классе обслуживания для обозначения класса бронирования используются буквенные символы F, Р, А; в бизнес-классе буквенные символы С, D, J, Z, I; в эконом-классе буквы Y, W, S, В, Н, К, L, M, N, Q, Т, V, X. Класс бронирования не следует путать с классом обслуживания, определяющим стандарт обслуживания пассажиров.

В классическом варианте многоместный воздушный лайнер содержит 3 отсека, которые соответствуют определенному классу обслуживания: первый класс (F), бизнес-класс (С) и эконом-класс (Y). Классы обслуживания отличаются конструкторскими особенностями кресел, расстояниями между ними, разнообразием и качеством питания, размером бесплатной нормы провоза багажа, условиями наземного обслуживания и т. п. На практике на некоторых рейсах первый класс вообще не существует. Так, например, авиакомпании «Delta Air Lines», «AJT», «Континентальные авиалинии» имеют только бизнес-класс и эконом-класс.
С другой стороны, в последнее время некоторые перевозчики стали вводить на своих направлениях новые классы обслуживания с целью привлечения большего количества пассажиров. Так, в сентябре 2001 г. скандинавская авиакомпания «SAS» ввела на своих межконтинентальных рейсах новый класс Economy-Plus нечто среднее между эконом- и бизнес-классом. От бизнес-класса в новом салоне новые кресла с розетками для подключения ноутбуков и доступа в Интернет; от эконом-класса все остальное: еда, обслуживание, норма провоза багажа. Economy-Plus предназначен главным образом для бизнесменов, которые хотят проводить время в полете с пользой для работы, но не готовы переплачивать за комфортность. Стоимость билетов в салон Economy-Plus составляет 65 % полного тарифа бизнес-класса.
Итальянская авиакомпания «Alitalia» для пассажиров, путешествующих с деловыми целями, ввела на международных рейсах промежуточный класс «Динамика», билеты в котором на 15 % дешевле, чем в бизнес-классе.
«British Airways» стала первой в мире авиакомпанией, использующей четырехклассную компоновку пассажирских салонов воздушных судов. У нее появился дополнительный улучшенный эконом-класс World Travel Plus, отличающийся от обычного эконом-класса (World Travel) большей комфортностью кресел, наличием розеток для ноутбуков, количеством ручной клади, возможностью регистрироваться на рейсы по телефону.
Поскольку любая авиакомпания представляет собой сугубо коммерческую организацию, то с целью получения определенной выгоды от перевозки она прибегает к «квотированию» мест на своих рейсах. Если продавать все места по минимальному тарифу в каждом классе обслуживания, то рейс экономически себя не оправдает. Поэтому на каждом направлении имеется несколько различных тарифов эконом-, бизнес- и первого классов. При этом перевозчик заранее определяет, сколько мест в той или иной ценовой квоте он продаст на рейсе. Деление по квотам разнится на каждом рейсе в каждый сезон.
Таким образом, класс бронирования билета отражает как класс обслуживания пассажиров, так и вид тарифов и условия их применения.
На поле 7 (DATE Дата) печатается дата вылета (число и название месяца) по данному купону. На внутренних маршрутах чаще всего применяется продажа билетов в одну сторону, поэтому только она и указывается в билете. На международных рейсах принята продажа билетов «туда» и «обратно», поэтому в билетах на международные рейсы указываются обе даты.
Если пассажир в момент приобретения билета еще не знает дату своего предполагаемого возвращения, то ему выдается «билет с открытой датой», в котором в графе обратной даты ставится «open» открыто. Определившись с датой обратного вылета, пассажир заявляет об этом авиакомпании, бронирующей ему место на запрашиваемый рейс на конкретную дату.
Чаще всего билеты с открытой датой продаются в тех случаях, когда срок их годности составляет не менее года. Иногда для пассажиров первого и бизнес-класса устанавливается «открытая дата» и на рейс «туда».
На поле 8 (TIME Время вылета) указывается время вылета.

Время вылета всегда указывается местное.
На поле 9 (STATUS Статус бронирования) ставится статус бронирования, обозначаемый буквенными кодами. Код «ОК» гарантирует место на данном рейсе. Поэтому если пассажиру, явившемуся на регистрацию без опоздания, при регистрации не хватило места на воздушном судне, а его билет маркирован подтвержденным статусом «ОК», то авиакомпания обязана разместить пассажира в салоне другого, более высокого класса, а если и там мест не оказалось выплатить такому пассажиру компенсацию и передать его на следующий рейс.
Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом «RQ» или «SA», что означает запрос места на регистрации. Пассажиру с таким билетом следует подождать окончания регистрации, и, если свободные места остаются, он может воспользоваться этим рейсом.
В билете для младенцев (пассажиров до 2 лет), которые летят без предоставления места, указывается статус «NS».
На поле 10 (FARE BASIS Вид тарифа) фиксируется буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону. Существует довольно большое количество различных тарифов (годовые, экскурсионные, групповые, молодежные, специальные), отличающиеся правилами их применения. Все они имеют свои обозначения.
На поле 11 (NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER - He действителен до/Не действителен после) указываются даты, ранее и позднее которых, соответственно, нельзя лететь по данному билету, если правила тарифов допускают изменение дат. Если билеты куплены по жестким льготным тарифам, запрещающим перенесение даты, то обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Билеты, купленные по годовым тарифам, как правило, имеют пустое поле в этой графе.
На поле 12 (ALLOW Разрешение на бесплатный багаж) отмечается норма бесплатно провозимого багажа, которая устанавливается одним из двух способов. «Весовая норма» определяет массу багажа, которую может перевозить пассажир без оплаты. Она зависит от класса обслуживания: большинство перевозчиков разрешают перевозить бесплатно пассажирам первого класса 40 кг багажа, бизнес-класса 30 кг багажа, а пассажирам эконом-класса 20 кг. Однако некоторые авиакомпании на отдельных направлениях могут изменять эти нормы. Например, «Трансаэро» на рейсах во Франкфурт разрешает провозить бесплатно в эконом-классе на 10 кг больше багажа, чем обычно.

«Норма мест» определяет количество мест багажа, разрешенное перевозить пассажиру бесплатно. Она зависит от типа воздушного судна и предъявляет определенные требования к массе и разме-

2 Осипова 33

рам одного места багажа. Например, на рейсах, выполняемых воздушными судами типа ИЛ-86, Б-767, Б-777, А-310, во всех классах разрешено провозить без оплаты два места багажа, каждое из которых весит не более 32 кг и по сумме трех измерений не превышает 158 см для эконом-класса и 203 см для бизнес- и первого классов. Чаще всего «норма мест» применяется на рейсах в США и Канаду.
В первом случае на данном поле пишется 40к, ЗОк или 20к, во втором 2РС.
На поле 13 (FARE CALCULATION Расчет тарифа) приводится подробный расчет тарифа по всему билету. Эта запись включает трехбуквенные коды городов, двухбуквенные коды перевозчиков и тарифные компоненты в нейтральных единицах расчета (NUC). Здесь же расшифровывается сборная такса, если все сборы не помещаются в графе 17. В этой графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи, если они не поместились в графы 22 и 25.
На поле 14 (FARE Тариф) фиксируется тариф в валюте начала перевозки. Если билет выписан по опубликованному тарифу, то последний может быть указан в национальной валюте или в долларах США; если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то тариф может не указываться (или заменяться на надписи «IT» или «FORFAIT»).
На поле 15 (TOTAL Всего) отражается полная стоимость билета в валюте пункта выписки, состоящая из суммы тарифа и аэропортовых сборов. Если же билет выписан по конфиденциальному тарифу, то сумма в этой графе может не указываться (или заменяться на надписи «IT» или «FORFAIT»).
На поле 16 (EQUIV/FARE PD Эквивалент тарифа) пишется эквивалент в валюте пункта выписки, если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки. Курс пересчета должен быть отражен или на поле «Fare» или на поле «Fare calqulation».
На поле 17 (TAX Такса) указываются дополнительные сборы за услуги, оказываемые в аэропорту. Чаще всего аэропортовые сборы включаются в стоимость билетов, но в некоторых странах они оплачиваются пассажиром отдельно перед вылетом и обязательно наличными.
Каждая такса имеет свое название и назначение, и часто в одном аэропорту взимается несколько сборов: иммиграционный; за пользование таможенной службой; на взлет; на вылет; ветеринарных служб (независимо от того, везет пассажир животное, растение или нет); за различные услуги пассажирам. Сборы указываются в виде двухбуквенного обозначения, а их денежная сумма в валюте пункта выписки. Величина одного сбора может колебаться от 5 до 15 $ США. Если все сборы не помещаются в соответствующих графах, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровка дается на поле 13.
В некоторых случаях сбор может не включаться в билет и взиматься с пассажира дополнительно (на месте). В подобной ситуации агент обязан проинформировать об этом пассажира при оформлении документа.
На поле 18 (FORM OF PAYMENT Форма оплаты) отмечается способ, которым билет был оплачен. Здесь могут стоять надписи CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), СС (кредитная карта). В последних двух случаях может быть указан номер договора или номер кредитной карты.
На поле 19 (ORIGIN/DESTINATION Пункт отправления/ Назначения) указывается трехбуквенное обозначение пункта вылета и пункта прилета по всему маршруту.
На поле 20 (AIRLINE DATA Для отметок авиакомпаниями) ставится буквенно-цифровой номер бронирования PNR CODE.
На поле 21
(поле валидатора) (DATA AND PLACE OF ISSUE Дата и место выдачи) приводится адрес агентства, в котором приобретался билет, и дата выписки билета. Адрес указывается в связи с тем, что по правилам сдать билет можно только в том месте, где его выписывали. Кроме того, при восстановлении утерянного билета следует обратиться в пункт его первоначального приобретения для подтверждения того, что человек, потерявший билет, действительно числится в списках пассажиров.

Поле 22 (ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS - Передаточная надпись/Ограничения) отводится под передаточную надпись и ограничения. Передаточная надпись предполагает разрешение «пересесть» с одной компании на другую. Если в графе указано SU/ KLM ONLY, то это означает, что данный билет действителен на рейсах «Аэрофлота» и голландской авиакомпании «KLM»; если указано SU ONLY, то осуществить полет можно только с помощью «Аэрофлота».
На это же поле наносятся записи, отражающие какие-либо разрешения на изменение условий перевозки или ограничения на перевозку. Среди них наиболее часто можно встретить следующие: «RES CHG USD50» (Изменение бронирования со штрафом 50 $ США); «ONE INBOUND REB FREE» (Одно изменение обратной даты бесплатно); «NON REF» (Билет возврату не подлежит); «NO CHG» (Изменение даты по билету невозможно); «NO REROUT» (Изменение маршрута запрещено).
Это поле может использоваться для некоторой служебной информации.
На поле 23 (USSUED IN EXCHANGE FOR - Выдан в обмен на) заносится номер первоначального билета, если данный билет выписан в обмен на него. Например, если билет был куплен по маршруту Сингапур Москва Сингапур, а турист решил изменить маршрут на Сингапур Москва Бангкок, то агент должен сделать перерасчет тарифа для получения разницы в сумме денег и выписать новый билет, в котором будет указан номер первоначального билета. При этом если новый билет дороже, то пассажир должен будет доплатить разницу в цене; если же билет дешевле, то пассажиру выписывается квитанция (МСО ордер разных сборов), по которой можно получить соответствующую сумму денег по месту приобретения билета. С этой целью в графе 23 нового билета указывается номер старого билета.
В данной графе может быть указан номер квитанции (МСО), если билет оплачивал не сам пассажир, а какое-либо другое лицо в пункте, отличном от пункта начала путешествия. В этом случае спонсору выписывается квитанция об оплате билета и он сообщает, кто и куда должен прийти за билетом. В билет проставляется номер МСО, по которому оплачивался билет.
На поле 24 (CONJUNCTION TICKETS - Дополнительный билет) указывается номер дополнительного билета, если маршрут по данному билету включает большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в данном билете. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один проездной документ, поэтому его необходимо сохранять целиком до окончания всей перевозки.

Поле 25 (ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS -Дополнительные ограничения) присутствует только в ручных бланках и содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и На поле 26 (TOUR CODE Код тура) пишется некоторое условное обозначение, применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
На поле 27 (FORM AND SERIAL NUMBER - Форма и серийный номер) пишется номер авиабилета.

На поле 28 (ORIGINAL ISSUE Первоначально выдан) указывается сумма налога с продажи.

Билет выдается только после оплаты соответствующего тарифа наличными деньгами или по безналичному расчету, в том числе и с использованием кредитной карточки.


2.3. Срок годности авиабилета

Авиабилеты, выписанные по разным тарифам, имеют различные сроки годности. Билет, выданный по нормальному тарифу,

действителен для перевозки в течение одного года с даты вылета по первому купону. Если ни один из полетных купонов не использован либо если билет выдан с открытой датой, то он годен в течение года с даты выдачи.
36

Билет, выданный по специальному тарифу, действителен для перевозки пассажира в сроки, установленные правилами применения данного тарифа.
В ряде случаев срок действия авиабилета может быть продлен до ближайшего рейса перевозчика, на котором имеется свободное место, соответствующее классу обслуживания, указанному в билете. Продление срока годности билета без доплаты производится в следующих случаях, когда:
- перевозчик отменил рейс, на котором пассажиру было забронировано место;
- перевозчик отменил остановку воздушного судна по расписанию движения в пункте, который для пассажира является пунктом отправления, назначения или остановки в пути;
- перевозчик не выполнил рейс в соответствии с временем, указанным в расписании;
- перевозчик не предоставил пассажиру забронированного места;
- перевозчик не предоставил пассажиру класс обслуживания, указанный в билете;
- перевозчик неправильно оформил пассажиру билет;
- пассажир не смог завершить начавшийся полет в течение срока действия билета вследствие своей болезни или болезни члена семьи, следующего с ним на воздушном судне. При этом на основании представленного медицинского заключения перевозчик может продлить срок действия проездного документа до 3 мес.
По просьбе пассажира срок действия билета, оплаченного по специальному тарифу, может быть продлен до года (с даты вылета, если поездка началась, или с даты выдачи, если ни один полетный купон не использован). Однако в этом случае пассажир должен доплатить за билет до нормального тарифа «туда/обратно», который действует на день оформления перевозки; билет при этом переписывается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...