Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установление предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ОНД-86)

ü Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы таким образом, чтобы выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта (с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере) не создавали приземную концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира. Иными словами, исходное требование состоит в том, что при определении ми­нимальной высоты источников выброса и установлении предельно допус­тимых выбросов концентрация каждого вредного вещества в приземном слое атмосферы не должна превышать максимальной разовой предельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе (ПДК), утвержденной органами здравоохранения. Для веществ, в отноше­нии которых установлены только среднесуточные предельно допустимые концентрации, требование состоит в том, чтобы концентрации этих ве­ществ в приземном слое воздуха не превышали 10 ПДКСС.

ü Значения ПДВ рассчитываются как для проектируемых, так и для действующих и реконструируемых предприятий. Установление ПДВ про­изводится с применением методов расчета загрязнения атмосферы про­мышленными выбросами, и с учетом перспектив развития предприятия, физико-географических и климатических условий местности, расположе­ния промышленных площадок и участков существующей и проектируе­мой жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов, взаимного распо­ложения промышленных площадок и селитебных территорий.

ü Основная единица измерения ПДВ – поток вещества (г/с); ПДВ уста­навливаются для условий полной нагрузки технологического и газоочист­ного оборудования и их нормальной работы. ПДВ не должны превышать­ся в любой 20-минутный период времени. ПДВ устанавливаются отдельно для каждого источника выброса (не являющегося мелким). Неорганизо­ванные выбросы всего предприятия или отдельных участков его промплощадки сводятся к площадным источникам или к совокупности услов­ных точечных источников.

ü Наряду с ПДВ для одиночных источников устанавливаются ПДВ для предприятия в целом. При постоянстве выбросов они находятся как сумма ПДВ от одиночных источников и групп мелких источников. При непо­стоянстве во времени выбросов от отдельных источников ПДВ предпри­ятия меньше суммы ПДВ от отдельных источников и соответствует мак­симально возможному суммарному выбросу от всех источников предпри­ятия при нормальной работе технологического и газоочистного оборудо­вания.

ü Именно соблюдение ПДВ для предприятий в целом является ос­новным требованием, предъявляемым к хозяйствующему субъекту, при условии, что не нарушаются режимы эксплуатации технологического и газоочистного оборудования.

ü ПДВопределяется для каждого вещества отдельно, в том числе и в случаях учета суммации вредного действия не­скольких веществ.

ü В целях поэтапного установления достижения установленного пре­дельно допустимого выброса может устанавливаться временно­согласованный выброс (ВСВ) – временный лимит выброса вредного (за­грязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития со­ответствующей территории.

ü В связи с тем, что в качестве основного критерия установления, а за­тем и соблюдения требований норматива ПДВ выступает непревышение максимальной разовой предельно допустимой концентрации вредного ве­щества в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны предприятия, к хозяйствующим субъектам предъявляется также требова­ние организации мониторинга загрязнения воздуха на границе этой зоны (в определенных точках). Но, в то же время, при установлении ПДВ в Рос­сии учитывается вся совокупность источников и вредных веществ, а мно­гие вещества являются характерными не только и не столько для предпри­ятий. Примерами могут служить монооксид углерода, оксиды азота, взве­шенные вещества и др. Поэтому выполнение измерений часто не приво­дит к получению информации, необходимой для оценки уровня соблюде­ния установленных нормативов ПДВ, а затраты на определение концен­траций (особенно малых) ряда вредных веществ в воздухе не являются оправданными.

ü Нормативы ПДВ (ВСВ) вводятся в действие «Разрешением на выброс», которое выдается при необходимости выполнения мероприятий по достижению нормативов ПДВ – на 1 год; при соблюдении нормативов ПДВ (если не намечается реконструкция, расширение производства, изменение его тех­нологии) – на 2-3 года; для предприятий, имеющих выбросы загрязняю­щих веществ 3-го и 4-го классов опасности, при отсутствии планов рекон­струкции, расширения производства, изменения его технологии (с увели­чением выбросов) допускается выдача расширения на выброс на срок до 5 лет.

ü В действующей нормативно-методической документации по охране атмосферного воздуха не описана процедура продления Разрешений на выброс. Поэтому решение по данному вопросу органы по охране окру­жающей среды принимают самостоятельно.

***

Нормирование качества водЫ

 

Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования. При этом показатели качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды:

1. По санитарному (общесанитарному) признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды.

2. Токсикологические (санитарно-токсические) показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов.

3. Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств).

Категории водопользования:

1. Вода питьевая – вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсичных химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

§ СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

§ СанПиН 2.1.4.1175-02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников

§ СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества.

2. Хозяйственно-бытовое водопользование – использование водных объектов в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности.

§ СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

3. Культурно-бытовое водопользование – использование водных объектов для купания, занятия спортом и отдыха населения.

4. Рыбохозяйственное водопользование.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКВ) – максимальная концентрация при которой вещество не оказывает прямого влияния на состояние здоровья населения (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопользования.

Лимитирующий признак вредности вещества в воде – признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде. Выделяют 4 класса опасности, характеризующих степень опасности загрязнителя для человека:

· 1 класс – чрезвычайно опасные;

· 2 кпасс – высокоопасиые;

· 3 класс – опасные;

· 4 класс – умеренно опасные.

Класс опасности веществ необходимо учитывать при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю и при установлении очередности в разработке чувствительных методов аналитического определения веществ в воде.

К рыбохозяйственному водопользованию относится использование водных объектов для обитания, размножения и миграции рыб и других водных организмов. Для этих объектов предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКВР) – максимальная концентрация, при которой вещества не оказывают прямо или косвенно вредного воздействия на рыб и водные организмы, служащие кормовой базой для рыб.

Ориентировочно-безопасный уровень воздействия вредных веществ (ОБУВ) – временный рыбохозяйственный норматив, необходимый для решения вопроса о допустимости использования того или иного препарата в народном хозяйстве и установлении допустимого уровня содержания его в воде рыбохозяйственного водоема.

ü Некоторые вещества являются вредными в сравнительно высоких концентрациях при контактном воздействии или воздействии на органы чувств. И поэтому их ПДК в водных объектах первой категории имеют высокие значения. Однако в водных объектах рыбохозяйственного водопользования они оказываются токсичными для ихтиофауны, и здесь на первое место выдвигается и токсичное действие. Соответственно ПДК на эти вещества ужесточаются.

ü Есть вещества малотоксичные, но обладающие резким стойким запахом, например, нефтепродукты. В водных объектах первой категории преимущественное значение имеет запах. И поэтому в основе ограничения лежат органолептические свойства воды, загрязненной этими продуктами. Однако ткани рыб, обитающих в водоемах рыбохозяйственного назначения, приобретают резкий запах, и кроме того нефть губительна для икры, молоди рыб, поэтому в них присутствие нефти лимитируется прежде всего по рыбохозяйственному показателю и ПДК ужесточается.

ü Состояние водного объекта оценивается на основании анализа материалов гидрохимических наблюдений. Для характеристики состояния водного объекта необходимо использовать как минимум два параметра: средневзвешенную по акватории концентрацию загрязняющего вещества и долю акватории водного объект загрязненную выше допустимого уровня. Период осреднения этих параметров – гидрологический сезон. Неравномерность в степени загрязненности акватории водного объекта объясняется прежде всего неравномерным распределением источников вредных веществ. Для многих вредных веществ основными источниками являются города и крупные населенные пункты с развитыми промышленным производством и транспортной системой, около которых и образуются зоны повышенного загрязнения. Такие зоны могут существовать и при общем уровне загрязненности ниже нормативного. При разработке предельно-допустимых нагрузок предлагается считать, что качество воды в водном объекте соответствует нормативному, если средневзвешенная концентрация загрязняющего вещества не превышает норматива и доля акватории, загрязненная выше нормативного уровня, не превышает 5 %.

Предельно-допустимая нагрузка на водные объекты (ПДН) – это пороговое значение суммарного антропогенного воздействия на водный объест. которое не приводит к негативным экологическим последствиям. К разработке ПДН привлекаются специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии.

***

 

Мониторинг как составляющая взаимодействия в

системе человек-природа

 

Всесторонний анализ природной среды как инструмент изучения многостороннего антропогенного воздействия на биосферу и комплексного анализа последствий такого воздействия развивается с 1972 года.

Существует два основных типа взаимодействия человека с природой:

1. Первый тип такого взаимодействия возникает в процессе хозяйственной деятельности и подразделяется на четыре вида:

§ стихийное антропогенное воздействие, когда человек использует природную среду только как некоторый «амортизатор», при этом отрицательно влияет на среду (сброс загрязняющих веществ);

§ воздействие с использованием природных возможностей, с существенным, но, главным образом, ненамеренным воздействием на природу (например, строительство городов и дорог);

§ использование природных возможностей путем сознательного крупномасштабного преобразования природы, т.е. намеренное воздействие (строительство водохранилищ, переброска рек);

§ война и подготовка к войне.

2. Второй тип взаимодействия человека с природой направлен на оптимизацию и урегулирование отношений между ними и подразделяются на виды взаимодействия:

§ организация наблюдений, изучение различных факторов воздействия на среду и состояния биосферы, т.е. мониторинг природной среды;

§ регулирование качества среды, приводящее ее к оптимальному состоянию с учетом многосторонних интересов человека.

 

 

Иными словами, всесторонний анализ природной среды объединяет вопросы регулирования качества природной среды и организации мониторинга. Это требует знание источников и объектов загрязнения, а также видов воздействия и биологических реакций с учетом региональных особенностей.

Всесторонний анализ природной среды включает несколько этапов;

1. Первый этап (блок I) – анализ эффектов воздействия различных факторов на окружающую среду (ОС):

o анализ реакций организмов, популяций, экологических систем на воздействие в различных средах;

o анализ последствий от воздействий (изменение состояния, болезни, гибель отдельных организмов, популяций и экосистем) и определение различных видов ущерба от воздействия;

o выявление критических факторов воздействия и наиболее чувствительных элементов биосферы.

2. Второй этап (блок II) – определение допустимых экологических воздействий и нагрузок (1) определение допустимых нагрузок на отдельные организмы, в первую очередь на человека, и различные популяции с учетом комплексного и комбинированного воздействия и санитарно-гигиенических требований к качеству среды; 2) определение допустимых нагрузок на сообщества, экосистемы; 3) определение допустимых нагрузок на крупную экосистему (климатическую систему и биосферу). Относительно загрязняющих веществ предельно допустимые нагрузки непосредственно связаны со специально выработанными критериями – значениями предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ).

3. Третьим этапом (блок III) всестороннего анализа является определение с эколого­экономических позиций допустимых нагрузок на регион с учетом различных экономических аспектов, в том числе, с учетом соотношений затраты-выгода. Этот этап отличается большим разнообразием и значительно влияет на стратегию управления природной средой и регулирования ее качества.

***

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ОС) (№ 7-ФЗ от 10.02.2002) «мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за ее состоянием, а также оценка и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и антропогенных факторов».

Экологический мониторинг нужно отличать от экологического контроля. В соответствии с тем же законом экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требования, и том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Термин «мониторинг» официально введен в науку на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 году. Через два года в столице Кении г. Найроби состоялось первое межправительственное совещание по мониторингу. На совещании было решено уделить первостепенное внимание мониторингу загрязнения окружающей среды на трех уровнях – локальном, региональном и глобальном.

С 1974 года понятие «мониторинг» вводится в русскую научную литературу Ю.А. Израэлем. С самого начала в трактовке мониторинга проявились две точки зрения:

многие зарубежные исследователи предлагали осуществлять систему непрерывных наблюдений одного или нескольких компонентов окружающей среды с заданной целью и по специально разработанной программе;

другая точка зрения, высказана Ю.А. Израэлем. Он предлагал понимать под мониторингом только такую комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза, которая позволяет выделить частные изменения состояния биосферы, происходящие только под влиянием антропогенной деятельности (т.е. мониторинг антропогенных изменений).

Альтернативная концепция была предложена в 1975 г. И.П. Герасимовым. Он придавал мониторингу также и функции управления. Но это было нецелесообразно, так как функциями управления обычно занимаются органы государственной и местной власти. В связи с этим практическое воплощение нашла концепция Ю.А. Израэля.

Во всех концепциях в качестве объектов мониторинга рассматриваются экосистемы, находящиеся под действием антропогенных факторов. Экосистемы, не испытывающие антропогенных воздействий, также представляют интерес. Они являются точкой отсчета или эталоном для сравнения с экосистемами, измененными под воздействием человеческой деятельности.

Важнейшей частью мониторинга окружающей среды является мониторинг антропогенных загрязнений.

Главная цель мониторинганаблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения, а также информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Необходимо также своевременно оценить последствия антропогенного воздействия. Мониторинг – это не только слежение и оценка факторов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей среды. Таким образом, цель мониторинга в кратком виде состоит в следующем:

Ø наблюдение за состоянием окружающей среды;

Ø формирование прогноза о состоянии окружающей среды;

Ø выдача информации в соответствующие службы и органы.

Задачи мониторинга:

Ø организация систематических наблюдений за изменением биосферы;

Ø оценка наблюдаемых изменений, выявление антропогенных эффектов;

Ø прогноз и определение тенденций в изменении биосферы.

В соответствии с предложенной Ю.А. Израэлем системой, структура мониторинга состоит из четырех блоков: 1) наблюдения, 2) оценки фактического состояния, 3) прогноза состояния и 4) оценки прогнозируемого состояния:

Блоки «наблюдение» и «прогноз состояния» тесно связаны между собой, так как прогноз состояния ОС возможен лишь при наличии достаточно полной информации о фактическом состоянии (прямая связь). Построение прогноза подразумевает знание закономерностей изменения состояния природной среды, наличие схемы и возможностей расчета этого состояния. Кроме этого, направленность прогноза должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).

Результаты оценки существующего и прогнозируемого состояний биосферы дают возможность уточнить требования к подсистеме наблюдений. Это составляет научное обоснование мониторинга, обоснование состава, структуры сети и методов наблюдений.

Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению (регулированию) качеством среды.

Существуют различные подходы к классификации мониторинга. Например, по территориальному принципу, по факторам и источникам воздействия, по природным средам, за которыми ведется наблюдение и др.:

 

Классификация систем мониторинга по территориальному принципу содержит следующие виды мониторинга ОС:

1. Глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков.

2. Национальный, проводимый на территории одного государства.

3. Региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств.

4. Локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия.

5. «Точечный» мониторинг источников загрязнения, являющийся импактным локальным максимально приближенным к источнику поступления в окружающую среду загрязняющих веществ.

Особое место занимает фоновый мониторинг, цель которого состоит в получении эталона состояния окружающей среды и ее изменения в условиях возможного антропогенного воздействия. Данные фонового мониторинга необходимы для анализа результатов всех видов мониторинга. Сам фоновый мониторинг проводится в рамках глобального или национального мониторинга перед разработкой проекта или строительством крупного объекта.

***

Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации.

Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, следует формулировать цели и конкретные задачи работы. При этом необходимо, чтобы поставленные вами цели были конкретными, достижимыми и поддавались проверке, — это существенно для контроля выполнения программы мониторинга и внесения в нее корректив.

Основная цель всякой программы мониторинга — информационная. Это получение новой информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации.

Поэтому естественным образом цель программы общественного мониторинга может быть направлена на:

1. Получение информации, связанной с конкретной проблемой;

2. Представление информации для различных типов аудитории (заинтересованной общественности, администрации и сотрудников предприятия, государственных органов) и ее распространение;

3. Принятие мер, непосредственно направленных на улучшение ситуации или стимулирование принятия соответствующих решений.

Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п.

Поэтому на основе поставленной цели следует определить приоритеты — объекты мониторинга и определяемые параметры. Объекты могут быть как антропогенными, так и природными. Например, если цель программы связана с совершенствованием экологической результативности предприятия, то выбор объектов может осуществляться с учетом особенностей технологических процессов, сложившейся схемы работы с сырьем и материалами, принятых управленческих решений.

Если же цель состоит в уточнении картины и причин загрязнения реки, то выбор объекта может выглядеть как определение предприятия или конкретного места выпуска сточных вод, на котором будут сконцентрированы усилия по мониторингу.

 

Если проблему представляет состояние окружающей среды в загрязненном городском районе, определение приоритетов может начаться с выбора природной среды для мониторинга — атмосферы, воды, почвы, снежного покрова. Выбор объекта в некоторых случаях однозначно вытекает из поставленной проблемы, а иногда представляет собой содержательную и нетривиальную задачу. Поэтому целесообразно для правильной формулировки программы привлекать квалифицированных специалистов.

Сначала на основе поставленных целей выбираются объекты мониторинга, а затем определяемые параметры, они должны быть приоритетными. Однако возможен и обратный порядок, например, когда заранее известно, что проблема связана с определенным веществом (например, с ртутным загрязнением).

Существующие классы приоритетов установлены экспертным путем и приняты в системе ГСМОС (Государственная система мониторинга окружающей среды).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...