Б) если человек раненый или больной.
Очищение песком или землей /тайаммум/. Содержание: Определение. Доказательство его места в шари’ате. Благословение для этой уммы. Причина, по которой был узаконен тайаммум. В каких случаях разрешается совершать тайаммум. Земля, используемая для тайаммум. Как совершать тайаммум. То, что разрешается человеку совершившему тайаммум. То, что нарушает тайаммум. Обтирание повязок и подобных вещей. Молитва того, кто не имеет средств, для очищения. _____________________________________________________________________
Определение.
Лексическое значение слова «тайаммум» означает «намерение», «цель». В шари’ате это относится к «стремлению или поиску песка или почвы, чтобы обтереть лицо и руки с намерением сделать дозволенным совершение молитвы и других действий».
Доказательство его места в шари’ате.
Доказательство того, что тайаммум является частью шари’ата пришло в Куръане, Сунне и иджма’ (ученых). Аллах Всевышний сказал: «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах Снисходительный, Прощающий». Сура «ан-Нисаъ», 4:43. Что же касается Сунны, то приведем хадис, рассказанный Абу Умамой, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вся земля сделана для меня и моей уммы мечетью и чистым местом (для молитвы). И где бы не застала молитва человека из моей уммы, то у него его чистота*». Этот хадис передал Ахмад 5/248. [Шуайб аль-Арнаут назвал хадис хорошим].
*[Т.е. есть чем очиститься и есть где помолиться].
Что касается иджма’, то мусульмане сошлись во мнении, что тайаммум составляет часть шари’ата, поскольку это заменяет омовение или купание /ѓусль/ при определенных обстоятельствах.
Благословение для этой уммы.
Этот вид омовения является из числа того, чем Аллах облагодетельствовал мусульманскую общину. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне даровано пять вещей, которых не был удостоен никто прежде меня. Я одерживаю победу благодаря страху, который вселяется в сердца моих врагов на расстоянии месяца пути. Вся земля сделана для меня местом поклонения, и вся она сделана для меня чистой, пригодной для очищения, поэтому мои последователи могут молиться везде, где их застанет время молитвы. Мне дозволена военная добыча, которая не была дозволено никому (из числа пророков) до меня. Мне даровано право заступничества, и, (кроме того,) прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству». Этот хадис передали аль-Бухари 335 и Муслим 521.
Причина, по которой был узаконен тайаммум.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступили в путь и достигли уже Байды, у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, как не было его и у людей, и (некоторые участники похода) пришли к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша? (Услышав это,) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положивший голову мне на ногу, уже заснул. И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покоилась у меня на ноге. И он спал так до утра, а когда он проснулся (оказалось, что ни у кого) не было воды, и Аллах ниспослал айат об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. Усайд бин Худайр сказал: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение (, ниспосланное) вам!”» (’Аиша) сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним». Этот хадис передали аль-Бухари 336, Муслим 367, Абу Дауд 317, ан-Насаи 1/164, Ибн Маджах 565.
В каких случаях разрешается совершать тайаммум.
Тайаммум разрешается совершать тому, кто находится в малом или большом осквернении, путник он или местный (житель) если существует одна из следующих причин:
А) Если мусульманин не находит воды, или количество которое он находит не достаточно для совершения омовения. Сообщается, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы были с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поездке. Он возглавил людей в молитве, когда один человек остался в стороне. (Закончив молитву) он спросил его: “Что помешало тебе помолиться?” Тот ответил: “Меня постигло большое осквернение, а воды (для того чтобы искупаться) – нет”. Он сказал: “Используй землю, поскольку этого тебе будет достаточно”». Этот хадис передали аль-Бухари 344 и Муслим 682.
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, земля является очищающей для того, кто не найдет воды (даже) в течение десяти лет». Этот хадис передали Абу Дауд 332, ат-Тирмизи 124, ан-Насаи 1/171. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший и достоверный хадис». [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 321, «Сахих аль-Джами’а ас-Сагъир» 1666].
Но прежде, чем человек совершит тайаммум, он должен поискать воду сам или спросить у своих товарищей, или посмотреть поблизости. Если он удостоверится, что воды поблизости нет или она находится слишком далеко, то он не обязан искать ее.
б) если человек раненый или больной. Если мусульманин ранен или болен и боится, что использование воды ухудшит его состояние или затянет его выздоровление, независимо от того, узнал он это из собственного опыта или ему об этом сказал врач, которому можно доверять, то он может совершать тайаммум. Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Во время поездки один мужчина ударился головой о камень и разбил голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: “Могу ли я совершить тайаммум?” Они ответили: “Мы думаем, что тебе не следует совершать тайаммум, если можешь искупаться водой”. Он искупался и умер. Вернувшись, люди рассказали об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Они убили его! Да погубит их Аллах! Почему они не спросили о том, чего не знали?! Воистину, исцеление невежества - это вопрос. Ему было достаточно совершить тайаммум, перевязать рану, обтереть повязку и затем помыть все остальное тело”». Этот хадис передали Абу Дауд 336, Ибн Маджах 572, ад-Дара Кутни, а Ибн ас-Сакин сказал, что это достоверный хадис. [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 325, «Сахих аль-Джами’а ас-Сагъир» 4362].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|