Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12 техническое обеспечение авиаперевозок




Последние десятилетия XX в. охарактеризовались существенным ростом авиационных перевозок во всем мире. В значительной степени это обусловлено положительными тенденциями в мировой экономике, расширением торговых связей, а также бурным развитием туризма. Однако транспортное обслуживание путешественников на воздушных лайнерах повлекло за собой возникновение ряда проблем, связанных с такими причинами, как:
- отторжение территорий под строительство и оборудование аэропортов;
- увеличение выбросов в атмосферу вредных веществ от отработанного топлива;
- шумовые загрязнения окружающей среды.
Поэтому вопросы, касающиеся технического обеспечения воздушных перевозок, являются очень актуальными и предполагают два важных направления в их решении: 1) совершенствование самой авиатехники и 2) модернизация аэропортов. Кратко остановимся на рассмотрении этих направлений.


12.1. Характеристика отдельных пассажирских самолетов
Известно, что самолет был изобретен в Америке в самом начале XX в. братьями Уилбертом и Орвиллом Райт. В декабре 1903 г. состоялся первый полет аэроплана, длившийся менее минуты. Летательный аппарат за это время преодолел несколько десятков метров. Через 5 лет длительность полета составила уже 2 ч, что явилось огромным достижением. Теперь же через 100 лет уже никого не удивляет тот факт, что воздушные корабли могут преодолевать громадные расстояния, перевозя за один раз десятки и сотни людей через океаны и материки.
В современном мире существует несколько крупных авиастроительных предприятий, которые производят гражданские самолеты для авиаперевозок. Самыми крупными из них являются американская компания «Boeing» и европейский консорциум «Airbus Industry».
Компания «Boeing» носит имя основателя этой известной всему миру фирмы лесопромышленника Уильямса Боинга, который в 1916 г. построил первую модель своего самолета, предназначенную для перевозки почты. После Второй мировой войны американская компания стала лидером по производству турбореактивных пассажирских самолетов, и ее модель «Boeing-707» не имела себе равных в мире. В настоящее время фирма выпускает пассажирские лайнеры различных модификаций и моделей В-737, В-747, В-757, В-767, В-777, отличающиеся техническими характеристиками, дальностью полета и вместимостью (табл. 4).
Все машины семейства «Boeing» отличаются высокой надежностью, комфортными условиями для пассажиров, соответствуют экологическим требованиям Международной организации ICAO, а также предоставляют эксплуатантам максимум гибкости при их использовании. Наиболее популярной из представленных моделей является самолет В-737, присутствующий в авиапарке большинства международных перевозчиков. Самолеты В-737 оборудованы удобными креслами, спинки которых при попытке откинуться, остаются на месте, а сами сиденья выдвигаются вперед, что не создает никаких неудобств сидящему сзади пассажиру. В салоне самолета могут быть установлены персональные видеомониторы, наушники, розетки для ноутбуков. На рисунке 4 показана схема салона в самолете В-737.
Лайнер В-747, являясь одним из самых больших самолетов в мире, служит персональным транспортным средством для президента США. Ранее (до 1990 г.) эту почетную миссию выполнял самолет В-707. Воздушные лайнеры В-757 и В-767 относятся к дальнемагистральным машинам, способным совершать трансатлантические перелеты. Особенностью самолета В-767 является то, что на его борту имеется 12-канальное звуковое вещание, инди-

Рис. 4. Схема салона самолета В-737: * места для курящих

 

видуальная подсветка, в салоне установлено несколько телевизионных экранов. Последняя разработка самолетов семейства «Boeing» В-777 признан самым безопасным и технически оснащенным в мире практически весь полет может выполняться им в автоматическом режиме.
Благодаря высокой надежности часть из ранее бывших в употреблении лайнеров модифицируется производителем, а затем приобретается курьерскими перевозчиками экспресс-доставки для грузовых рейсов.
Авиакомпании всего мира, в том числе и российские, с удовольствием покупают самолеты этой фирмы, пополняя свой авиапарк. В России эксплуатируются модели В-737, В-767 и В-777.
В ближайшем будущем компания «Boeing» не собирается создавать совершенно новый тип воздушного лайнера, так как ее политика в этом отношении направлена на усовершенствование имеющихся моделей В-747, В-767 и В-777. Самолетостроительный консорциум «Airbus Industry» создан в июле 1967 г. рядом европейских фирм при поддержке правительств Франции, Англии, Германии и Испании, решивших положить конец монополии США на авиарынке. Первый самолет этой компании А-300В поднялся в воздух в октябре 1972 г. Следует сказать, что конкурентная борьба за рынок сбыта своей продукции не была легкой для авиастроительного предприятия, однако через 2 года ему удалось переломить ситуацию. С этого времени авиалайнеры компании стали приобретаться многими европейскими и азиатскими перевозчиками.
Интересна технология сборки самолета отдельные его части производятся на заводах, расположенных в разных странах (одна часть во Франции, другая в Германии, третья в Великобритании, четвертая в Испании), а затем на заводах Гамбурга или Тулузы происходит сборка всей машины. «Airbus Industry» выпускает узкофюзеляжные лайнеры (А-319, А-320, А-321) и широкофюзеляжные (двухдвигательные А-300 и А-310 и четырех-двигательные А-ЗЗО и А-340). Основные характеристики некоторых из этих самолетов приведены в таблице 5.
Семейство воздушных лайнеров европейского консорциума имеет высокую экономичность, низкие показатели по расходу топлива и уровню выбросов в атмосферу, очень удобно при перевозке грузов. Особой комфортабельностью отличается аэробус А-319, оснащенный более широкими креслами для пассажиров, вместительными отсеками для ручной клади, а также предоставляющий возможность перевозить лежачих больных.
В парке отечественных авиакомпаний из этой серии имеется аэробус А-310. Схема салона самолета А-310 приведена на рисунке 5.
В настоящее время «Airbus Industry» занимается созданием суперлайнера А-380. Этот самолет будет перевозить от 500 до 700 пассажиров на маршрутах большой протяженности и до 1000 человек на коротких рейсах. Большая вместимость обусловлена тем, что воздушное судно имеет две палубы по всей длине фюзеляжа, на которых предполагается установить кресла и разнообразные модули для отдыха и досуга пассажиров. При этом площадь пассажирских салонов станет на 40 % больше, чем у самого большого самолета «Boeing» «Джамбо» (В-747-400).
Двухпалубная конструкция машины обусловлена тем, что современные аэропорты мира не могут принимать лайнеры с размахом крыла более 80 м, поэтому увеличить емкость пассажирских судов другим способом пока не представляется возможным. Предполагаемые габариты А-380 79 м по длине корпуса и 80 м по размаху крыла.

Рис. 5. Схема салона самолета А-310 - * места для


На борту нового самолета будут небольшие офисы, деловые центры, спальные отсеки, места для развлечений спортивные и игровые залы, которые задумано разместить под полом главной палубы. Здесь же будут находиться места отдыха для экипажа, кухонные блоки, туалеты. На каждой палубе предусмотрено по два прохода между креслами, а сами палубы будут соединяться широкими и удобными лестницами.
Суперлайнер соответствует современным экологическим характеристикам, и, кроме того, он на 20 % экономичнее своих собратьев. Первый испытательный полет пассажирского гиганта намечен на 2004 г., а с 2006 г. лайнер станет выполнять регулярные рейсы. Заявку на приобретение нового аэробуса А-380 уже сделали авиакомпании «Air France», «Singapore Airlines» и «Dubai Emirate». В целом к 2016 г. «Airbus Industry» собирается обновить более половины мирового самолетного парка, выпустив 16 000 новых самолетов разных типов. Если говорить о сверхзвуковых пассажирских самолетах, то это единственные в мире сверхзвуковые лайнеры «Concord», разработанные и построенные англо-французским консорциумом British Aerospace-Sud-Ivia в 1969 г. Скорость такого самолета в 2 раза выше скорости звука, что позволяет ему пересекать Атлантику за 3 ч, вместимость 130 человек. Всего было построено 14 машин этого класса, которые принадлежат двум авиакомпаниям «British Airways» и «Air France». До последнего времени они эксплуатировались в основном на трансатлантических линиях,
а также на некоторых чартерных маршрутах и обслуживали, главным образом, богатых, состоятельных клиентов. Однако после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США спрос на перевозки на них резко упал. В связи с этим «British Airways» и «Air France» заявили, что с ноября 2003 г. все лайнеры семейства «Concord» снимаются с эксплуатации.

Справедливости ради следует сказать, что «Concord» не был первым сверхзвуковым пассажирским
самолетом. За год до его выпуска в Советском Союзе был построен и запущен в эксплуатацию
сверхзвуковой лайнер Ту-144, который по некоторым характеристикам превосходил
англо-французский вариант. К сожалению, из-за отсутствия спроса на него в отечественной
практике, а также после нескольких аварийных ситуаций (две из них привели к катастрофам)
финансирование на доработку этой модели было прекращено. Сейчас в России существует проект
сверхзвукового лайнера Ту-244, однако денег на воплощение его в жизнь пока не хватает.

Этой же причиной обусловлен и тот факт, что в настоящее время отечественная авиатехника устарела как физически, так и морально. Значительная часть эксплуатируемых машин достигла уже преклонного возраста (25 30 лет), а средства на приобретение новых воздушных судов небольшие авиакомпании, которых довольно много образовалось после распада «Аэрофлота», выделить не в состоянии.
Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство машин отечественного производства, предназначенных для массовых перевозок туристов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-62, Ил-86), в настоящее время не соответствуют мировым и европейским нормам по уровню шума и некоторым требованиям, предъявляемым к безопасности полетов.
К основным отечественным самолетам, не встречающим пока запретов со стороны Евроконтроля, относятся Ил-96, Ту-204 и Ту-214, однако их на балансе российских перевозчиков всего 27, а летает и того меньше 19.
Самолет Ил-96 рассчитан на 300 пассажиров, имеет дальность полета 7500 км. Это сравнительно новое широкофюзеляжное воздушное судно сертификация серийного варианта состоялась в 1992 г. Ил-96 единственный российский самолет, оборудованный видеосистемой. На основе Ил-96 создан авиалайнер, на котором летает российский президент. Схема салона воздушного судна Ил-96 приведена на рисунке 6.
Самолет средней вместимости (190 214 человек) Ту-204 одно из последних достижений отечественных производителей. Лайнер был создан для эксплуатации на маршрутах малой и средней протяженности (до 7000 км). По своим летно-техническим и экологическим показателям он не уступает зарубежным самолетам, таким, как А-320 и В-757, при этом его стоимость ниже стоимости названных почти в 3 раза. Он более экономичен, в связи с чем запас топлива позволяет ему совершать семичасовые перелеты. При международных перевозках это приводит к значительной экономии, поскольку дает возможность совершать ряд рейсов в оба конца без заправки или с небольшой дозаправкой топливом (известно, что за рубежом закупка самолетного топлива обходится гораздо дороже, чем в России).

Рис. 6. Схема салона самолета Ил-96: * места для курящих

Воздушное судно удобно использовать при чартерных рейсах, поскольку количество пассажиров, помещающихся на его борту, считается оптимальным для таких перевозок. Большим достоинством с точки зрения комфорта является широкое расстояние между креслами (810 мм), три положения спинки кресла, вентилятор, лампочка индивидуального освещения, кнопка вызова стюардессы. В настоящее время в эксплуатации находятся 3 самолета этого типа, принадлежащие авиакомпаниям «Красноярские авиалинии», «Сибирь» и «Кавминводы». В таблице 6 приведены характеристики Ту-204 в сравнении с другими, более старыми отечественными самолетами.
Воздушные лайнеры Ту-204 закупаются и иностранными перевозчиками. Так, египетская авиакомпания «Cirocco Aerospace International» уже приобрела несколько таких машин, а в ближайшем будущем собирается закупить еще партию Ту-204. Правда, самолеты, идущие на экспорт, оснащены не отечественными пермскими двигателями ПС-90А, а английскими двигателями фирмы «Роллс-ройс».
Другим достойным представителем отечественной авиатехники является средне-магистральный лайнер Ту-214, рассчитанный на перевозку 164 пассажиров с дальностью полета 7200 км. Отличительной его особенностью является современная бортовая электроника, позволяющая исключить из состава экипажа штурмана и осуществлять посадку в автоматическом режиме. Первая такая машина была приобретена в 2001 г. авиакомпанией «Дальавиа». В июне 2002 г. самолетостроительная корпорация «МиГ» провела презентацию ближнемагистрального 102-местного пассажирского самолета Ту-334. После завершения его сертификации в 2003 г. самолет планирует приобрести авиакомпания «Пулково». В дальнейшем Ту-334 предполагается изготавливать в различных модификациях и не только продвигать на внутреннем рынке, но и производить на экспорт.
В конструкторском бюро им. Ильюшина разработан небольшой грузопассажирский самолет Ил-100, предназначенный для полетов на небольшие расстояния; кроме того, совершаются сертификационные полеты Ил-114.
У российских самолетостроителей имеются проекты создания воздушных судов большой вместимости. Например, в конструкторском бюро им. Мясищева создается проект пассажирского лайнера М-99, который может составить серьезную конкуренцию лайнеру А-380. Отечественный самолет сможет брать на борт 508 546 человек при дальности полета 13 500 км.

Запрет на полеты в европейском пространстве, обусловленный повышенными шумовыми характеристиками устаревших отечествен-ных самолетов, заставляет национальных перевозчиков обновлять свой самолетный парк. Решать эту проблему можно по-разному: один путь модернизация имеющихся транспортных средств; другой путь покупка иностранной подержанной авиатехники; третий более тесное сотрудничество с российскими заводами, которые должны и в принципе могут производить современные самолеты, отвечающие мировым и европейским стандартам.
Модернизация старых двигателей требует от 5 до 7 млн $ США и более (для четырехмоторного лайнера), в связи с чем многие специалисты считают, что тратить такие деньги на старую технику нет смысла. Тем более что ряд самолетов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 и др.) вообще не подлежит доработке по шумам. В связи с этим многие крупные российские перевозчики идут по пути приобретения воздушных судов зарубежного производства, таких как «Boeing» и «Airbus», однако средним и мелким авиакомпаниям зачастую это не под силу. К тому же ориентация на чужие, тем более бывшие в употреблении, самолеты в конечном счете может затормозить развитие отечественного самолетостроения, а также привести к негативным социальным последствиям.
Третий путь до последнего времени в значительной степени осложнялся отсутствием механизма реализации самолетов. Ведь один лайнер стоит несколько десятков миллионов долларов (например, Ту-214 стоит 25 26 млн $ США) такие деньги единовременно вряд ли могут найтись даже у крупной авиакомпании. Поэтому обычно в мировой практике воздушные суда строятся и реализуются по лизинговым схемам или под конкретный заказ. Лизинг подразумевает постепенный выкуп лайнера после внесения аванса (по некоторым данным до 15 % его стоимости). Остальные платежи осуществляются помесячно, что составляет примерно 1 % стоимости самолета. При этом самолет уже летает и сам зарабатывает на свой выкуп. Во всем мире правительства поддерживают авиационный лизинг своими гарантиями, в России же решение об этом было принято только в марте 2001 г. Тем не менее это решение один из шагов по государственному регулированию гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации.
К сожалению, все вышеназванные самолеты последнего поколения (Ту-204, Ту-214, Ту-334) к 2006 г. могут вновь перестать соответствовать шумовым нормам в связи с очередным ужесточением требований стандартов, которые с 2006 г. собирается вводить ICAO. Однако отечественные авиастроители пока не готовы предложить серийные образцы новой техники, удовлетворяющие европейским нормам, что является одной из главных проблем технического обеспечения авиаперевозок в настоящий момент и ближайшее время.
В ряде случаев для перевозки туристов используются воздушные суда бизнес-класса. Они представляют собой небольшие специально оборудованные комфортабельные самолеты, предназначенные главным образом для обслуживания важных персон (банкиров, коммерсантов, миллионеров, эстрадных и спортивных «звезд» и др.)- При этом салон самолета может иметь вид делового офиса или комнаты отдыха; в нем могут быть предусмотрены помещения для проведения конференций, занятий спортом, ванные и душевые кабины.
Авиатехнику такого типа выпускают многие авиастроительные компании, в том числе и «Boeing». Одной из последних разработок в этой области стал деловой самолет BBJ «Boeing Bisnes Jet». Он был создан в 1998 г. на основе В-737. Салон самолета представляет собой многокомнатную квартиру площадью 75 м2, в которой имеются апартаменты для переговоров и конференций, оборудованные спутниковой связью и компьютерами; спальни; тренажерный зал с сауной и душем; комнаты для отдыха экипажа и охраны. Первоначально этот самолет предназначался для перевозки высокопоставленных чиновников, руководителей крупных фирм, просто богатых людей. Но благодаря тому, что при его создании применяется модульный принцип компоновки элементов интерьера, его можно преобразовывать в воздушное транспортное средство, предназначенное для других целей. Так, например, на борту одного BBJ уже создан центр медицинской экстренной помощи при катастрофах.
За рубежом услуги по перевозкам на воздушных судах бизнес-класса реализуются с использованием небольших турбореактивных самолетов («Large Jets», «Midsize Jets», «Small Jets», «Turbo-props»), вмещающих от 5 до 12 пассажиров. Самолеты могут совершать рейсы дальностью от 2000 до 5000 миль.
Сравнительно недавно и в России стали эксплуатироваться самолеты бизнес-класса. В основном это салонные варианты преобразованных Як-40 или Ту-134, а также зарубежные самолеты бизнес-класса Хоукер-700 и Фалком-200/900. Владельцами самолетов такого типа являются несколько крупных отечественных фирм. Например, компания «Лукойл» обладает двумя самолетами бизнес-класса Як-40, которые эксплуатируются авиакомпанией «Ав-ком». В собственности «КамАЗа» находится воздушное судно, обслуживаемое авиакомпанией «Меридиан». Российское представительство табачной компании «Philip Morris» держит свой самолет Хоукер-700. И хотя спрос на российском рынке на свои собственные самолеты невысок, в последнее время в России появились отечественные разработки специальных самолетов бизнес-класса. Так, в акционерном обществе «Аэропрогресс» разработан легкий самолет Т-160 «Вояж», который может принять на борт от 9 до 14 человек; управляется самолет одним пилотом. В конструкторском бюро им. Мясищева создана модель М-10 IT, получившая название «Гжель». Это воздушное малошумное судно рассчитано на 4 5 человек, дальность его полета 11001400 км; изготавливается оно в Нижнем Новгороде. Здесь же совместно с итальянской фирмой «Ргосаег» сконструирован самолет F-15F «Дельфин», аналогичный по вместимости и дальности полета самолету «Гжель».
Услуги по бизнес-перевозкам уже сейчас предоставляют некоторые российские авиакомпании. Например, «Трансаэро-экспресс» (Шереметьево-1) эксплуатирует с этой целью салонный вариант Ту-134, а авиапредприятие аэропорта Быково предлагает полеты на переоборудованных Ту-134 и Як-42. Пулково-2 предоставляет бизнесменам вертолет Ми-8 «Балтийских авиалиний».
Организация бизнес-перевозок предполагает обслуживание по VIP-классу, которое включает отдельное оформление документов (без очереди); возможность связаться по телефону или факсу с партнерами; заблаговременное предупреждение о задержке вылета в случае неблагоприятных метеоусловий и т.д. Для оказания VIP-услуг используются VIP-залы, где пассажиры проходят спецконтроль безопасности, а если предстоит международный полет таможенный и пограничный контроль. Расчеты стоимости полетов занимают у перевозчиков от 2 ч до 1 сут (в особо сложных случаях). Затем составляется договор на чартерный рейс и производится оплата счета.
Самолеты бизнес-класса могут использоваться в качестве нового вида транспорта «воздушного такси». При аэропорте Домодедово недавно создана компания «Авиалайн», которая собирается предложить использовать как «воздушное такси» самолеты Ил-103 (рассчитан на трех человек); «Гжель» (на семь человек); вертолет Ми-43С (на трех пассажиров) и самолет Ан-2 («кукурузник» с переоборудованным салоном, также на трех пассажиров). Последний может садиться и взлетать откуда угодно с поля, шоссе, опушки леса. Все эти машины оборудованы компьютерами с выходом в Интернет; сотовой и спутниковой связью. Пока «воздушное такси» будет летать только в семь городов Белгород, Курск, Нижний Новгород, Орел, Санкт-Петербург, Тулу и Тверь. Заказать самолет или вертолет можно будет по телефону, правда, сделать это следует за неделю до вылета, чтобы дать возможность фирме решить вопросы с диспетчерской службой и обеспечить воздушный коридор.
Использование самолетов бизнес-класса является перспективным и для туристского развлекательного бизнеса. Применять такие самолеты можно для организации обзорных экскурсий по городу, заповедникам, а также с их помощью можно просто полюбоваться местностью с высоты птичьего полета.
В заключение следует отметить, что все самолеты, летающие на международных линиях, имеют коды, закрепленные за ними ICAO.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...