Формирование тревожности, связанной с восприятием пола, в процессе взаимодействия ребенка с родителями
Филиппова Светлана Анатольевна, к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Половая, а впоследствии, гендерная идентичность – один из первых шагов в сложном и многомерном процессе личностной идентификации. Имя, пол и возраст – самые первые сведения, которые ребенок узнает о себе уже на этапе раннего детства, они же являются одними из первых проявлений самосознания. Гендерная идентичность – отнесение себя к определенному полу играет важную роль в конструировании образа «Я» человека на протяжении всей жизни, является определяющим фактором в формировании ролевого репертуара (партнера, супруга, родителя и т.п.). Образ «Я» ребенка и самоотношение формируются на основе восприятия отношения к себе родителей, их отношения друг к другу, особенностей их ролевого поведения. Восприятие себя как мальчика или девочки, также формируется под влиянием родительского отношения. Усвоенные в детском возрасте модели поведения, интроекты, часто используются как сценарий построения взаимодействия с окружающими и собственных партнерских и семейных отношений. Влияние семейной системы характеризуется низкой степенью осознанности как с транслирующей, так и с воспринимающей стороны. Передача ребенку культурных и семейных ценностей, традиций, опыта редко происходит в форме целенаправленного обучения, их усвоение осуществляется через механизм импритинга, отличающегося довольно низкой степенью осознанности и критичности. В родительском влиянии на ребенка можно выделить 2 крайности. В первом случае собственные мировоззренческие установки воспринимаются родителями как единственно правильные, поскольку подтверждаются авторитетом значимых лиц (например, собственных родителей), жизненным опытом, собственными интроектами и т.п. Принципы семейного воспитания аргументируются: «меня так учили», «в нашей семье всегда/никогда…», «так положено», «ты должен/не должен быть таким как я». Ребенок окружен жесткими рамками, выход за которые родителями осуждается, поведение ребенка четко регламентируется. Во втором случае ситуация противоположная – четких установок относительно чего-либо у родителей нет, устойчивая система ценностей в семье отсутствует. Ребенок находится в непредсказуемой, сложно прогнозируемой среде, меры воспитательного воздействия носят ситуационный характер, зависят от настроения родителей и прочих мимолетных факторов. И в том, и в другом случае родительское влияние может вызывать у ребенка чрезмерное напряжение: волевое, эмоциональное, что негативно сказывается на ощущении безопасности и доверии к окружающим.
Таким образом, родительское влияние обладает рядом характеристик: - играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, его самоотношения; - транслируется и усваивается преимущественно неосознанно, критичность восприятия этого влияния у ребенка отсутствует; - специфично (формируется под влиянием субъективных родительских установок, традиций, верований и пр.); - в первые годы жизни является всеобъемлющим (родители оказывают исключительное влияние на все сферы жизни ребенка в течение младенчества и раннего возраста). Воспитывающее воздействие родителей, безусловно, затрагивает и полоролевую сферу, которая нередко становится объектом повышенного внимания и споров, поскольку сходная цель «растим мальчика/девочку» может иметь различное содержание в представлениях супругов, а также бабушек и дедушек. Несоответствие этих представлений может вызывать как кратковременные ситуативные разногласия, так и затяжные конфликты. Предметом споров могут являться стратегии поведения членов семьи в отношении ребенка (не «сюсюкайся» с ним как с девочкой), выбор элементов одежды, сфер досуга («одели как мальчика», «мальчику нужен спорт, а не танцы») и т.д. Ребенок оказывается пассивно вовлеченным в родительское противостояние.
Отдельной «проблемой» некоторых родителей является появление на свет ребенка не того пола, который хотелось. Общей чертой этой группы родителей является выраженная инфантильность: ребенок является, по сути, живой игрушкой, играть в которую родителям не хочется, поскольку мечтали не о такой; а также стереотипность мышления, зависимость от мнения окружающих (в определенных кругах принято особо подчеркивать ценность рождения именно мальчика). На протяжении определенного времени, а иногда и всей жизни, родитель (или оба) наносят психологический вред ребенку, сожалея о крушении определенных планов, обесценивая сам факт его рождения, формируя качества личности, несвойственные данному полу. Ребенок растет с чувством вины за неоправдавшиеся ожидания родителей, в атмосфере ожидания от него быть кем-то другим, а не собой, стремится играть придуманную для него родителями роль. Все перечисленное негативным образом сказывается на самосознании и самоотношении ребенка. Даже повзрослев, человек не всегда избавляется от чувства вины и тревоги, приобретенных в детстве. Однако даже в более благополучных семьях существует проблема «соответствия». С самого раннего возраста ребенка учат соответствовать своему полу, причем под «своим полом» понимается некий комплекс родительских представлений о том, какие качества личности и формы поведения должны демонстрировать мальчик или девочка. Представления эти являются гендерными стереотипами, содержание которых различается у всех членов семьи, в связи с чем, единую педагогическую стратегию сформировать довольно сложно. Как показывает И.В. Тельнюк (1999), большинство родителей считают необходимым воспитывать ребенка с учетом половых различий, однако почти половина опрошенных затрудняются сказать, как это правильно сделать [5]. Низкая психологическая и педагогическая компетентность родителей приводит к тому, что на протяжении детства, отрочества и даже юности, взрослые (с различной степенью целенаправленности и последовательности), под влиянием стереотипов и собственных установок стремятся к реализации некой модели собственных представлений о том, что должен в будущем представлять из себя их ребенок: как себя вести, кем стать и т.д. Итогом этой деятельности должен стать устойчивый комплекс черт и форм поведения, демонстрации которых ждут от ребенка родители. Данное природой тело является дифференцирующим признаком, не для самого ребенка, а для социума, который с первых месяцев жизни реализует определенный план «превращения» младенца в мужчину или женщину. С момента рождения ребенок наделяется признаками (реальными или аскриптивными), создающими гендерную основу его поведения: его аппетит, крик, неугомонность расцениваются взрослыми как проявления мужского темперамента, эмоциональность, умение играть в спокойные игры – расцениваются как проявления женственности. Взрослея, человек включается в различные стороны социальной жизни, усваивая, вместе с тем, социально одобряемый гендерный порядок, независимо от того, принимает он его или нет. На основе этого понимания создается образ себя как мужчины или женщины, формируется представление о соответствии или несоответствии своего ролевого поведения ожиданиям социума.
Очевидно, что чрезмерное акцентирование на проблеме полоролевой идентичности детей свойственно людям, придающим личную значимость каким-либо аспектам этой сферы. Женщина, находящаяся в разводе, будет стремиться растить сына «не таким как папа», искусственно взращивая в нем мужественность, если ее не хватало, по ее мнению, его отцу. Непринятие ею «отцовских» черт характера будет восприниматься ребенком как непринятие его самого. Определенная часть населения в последние годы подвержена массовой истерии, развернувшейся вокруг ЛГБТ-сообществ. Страх родителей воспитать «не такого как все» ребенка побуждает их применять превентивные меры, которые, по сути, заключаются лишь в передаче ребенку собственных страхов.
Вариант формирования гендерной идентичности у мальчиков, основанный на страхе проявлять стереотипно женские черты и отрицание в себе их наличия М. Киммел называет «маскулинность как гомофобия», – уже само определение подчеркивает невротических характер процесса гендерной идентификации по такому типу. Социолог Эрвин Гоффман пишет, что в Америке существует лишь «один совершенный и не стыдящийся себя мужчина»: «молодой, женатый, белый горожанин, гетеросексуал с севера, протестант, отец, получивший образование в колледже, полностью занятый, хорошего телосложения, сильный и высокий, недавний обладатель спортивных достижений. Каждый американский мужчина стремится смотреть на мир с такой точки зрения... Любой, кому не удается квалифицировать себя через какой-нибудь из этих признаков, вероятно, считает себя... недостойным, несовершенным и худшим» [2]. Примерно такие же стандарты оценки «сильного пола» существуют и в российском обществе. Что касается стереотипов женственности – с одной стороны критерии женственности являются менее жесткими: в современном российском обществе социально приемлемыми являются и образ бизнес-вумен, и домохозяйки. Но при этом, очень распространенной проблемой современных девушек и женщин является ролевой конфликт: сложно совместить профессиональные, общественные, семейные, партнерские роли так, чтобы преуспевать в карьере, быть хорошей матерью, женой, хозяйкой, оставлять время для себя на занятия спортом, хобби и т.д. Нередко родители ориентируются на достижение ребенком такого рода «недостижимых идеалов», при этом далеко не всегда воспитание нужных качеств осуществляется за счет личного примера или соответствующего отношения к ребенку. Очень часто родителями применяются двойные стандарты: в саду умей постоять за себя – дома беспрекословно слушайся, с папой нужно вести себя «по-мужски» – с мамой не нужно. Нестабильность требований взрослых, их неспособность учитывать особенности и потребности ребенка, нарушают чувство базовой безопасности, что может вести к формированию недоверия к окружающим, неуверенности, невротических состояний, в основе которых лежит повышенная тревожность. Стремление соответствовать ожиданиям родителей влечет отрицание или непринятие какой-либо части себя, а это – вариант патологического, а отнюдь не «маскулинного» или «феминного» развития. О.В. Немиринский о здоровой личности пишет так: «… модель здоровой личности выглядит для нас как баланс возможностей. Здоровый человек бывает жестким и бывает мягким. Он может быть быстрым и медленным, интеллектуализирующим и эмоциональным, чувствительным, соблазняющим и целомудренным. Он способен быть и таким, и эдаким, в зависимости от ситуации и его выборов. Личность должна описываться не как комплекс черт, а как свобода движения человека в континуумах противоположных возможностей» [3]. Фиксация определенных черт характера, свойств личности, форм поведения, создает ригидность, которая делает человека неспособным к адекватному реагированию в различных ситуациях. Мальчик, которого учат быть сильным и не плакать, рискует соматизировать процессы собственных переживаний. Девочка, которой запрещают проявлять физическую активность (бегать, шуметь) потому что «это некрасиво» может начать направлять избыток энергии в аутоагрессию.
Семейная среда не является единственной средой, влияющей на процесс идентификации ребенка. Большое значение играет и социум. Процесс гендерной идентификации ребенка осложняется тем, что современный социум не располагает четким содержанием понятий маскулинности и феминности, к тому же, современная социальная среда поликультурна, что предполагает одновременное существование различных, зачастую, диаметрально противоположных взглядов и ценностей. Так, пассивность и вед о мость, воспитываемая у девочек в традиционных (патриархальных) семьях, может диссонировать с требованиями среды дошкольного учреждения, где гендерные границы практически стерты. Маленькому ребенку трудно сориентироваться в требованиях родителей и социума, сложности возникают и тогда, когда его психофизиологические и личностные особенности являются препятствием к демонстрации требуемых качеств. Большую роль в формировании различных эталонов и стандартов играет информационная среда. В отношении женщин зачастую самым важным критерием является внешность. Рекламные образы, создаваемые чаще всего с использованием коррекции изображений, формируют искаженное представление о телесных свойствах, задают недостижимый ориентир женственности для девочек, девушек и женщин. Прямым следствием этого влияния является озабоченность детско-подросткового контингента проблемами собственной внешности, диетами; все больше молодых девушек и женщин становятся клиентами клиник пластической хирургии. Образы мужского в кино и рекламе, также создают нереальный и практически недостижимый образ мужского мира. Безупречный внешний вид, атлетичность, атрибуты роскошной жизни, партнерша-фотомодель – необходимый «минимум» для того, чтобы соответствовать лозунгу «для настоящих мужчин». Этого же достаточно, чтобы сформировать комплекс неполноценности у любого реального мужчины. Другой тенденцией в формировании образа «настоящего мужчины» является фетишизация интеллектуальной сферы: можно не иметь выдающихся внешних данных, но быть гением в области математики или, например, создать «Фейсбук». Тема выдающихся способностей весьма распространена в кино и рекламной продукции, ориентированной на детскую аудиторию. Стремление к достижению подобных «идеалов» предполагает наличие постоянной несокращающейся дистанции между ожиданиями и реальностью, что, естественно, затрудняет процесс идентификации. Очевидно, что самостоятельное (без компетентного посредничества взрослых) взаимодействие ребенка с современной информационной средой может повлечь за собой сложности гендерной идентификации. Л.А. Регуш (2010), анализируя факты по «нагруженности проблемами» подростков (возраст 12-16 лет), полученные с помощью проблемной анкеты Seiffge-Krenke, отмечает высокую проблемную нагруженность подростков в отношении родительского дома. При этом она считает, что большая проблемная нагруженность такой области жизни, как взаимоотношения с родителями у подростков обусловлена особенностями российских родителей, в первую очередь, в стиле принятия ими своих детей. В силу чего она считает, что «коррекция данной проблемы предполагает оказание помощи как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене своих установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личности» [4]. В качестве особенностей родительского влияния, негативно сказывающихся на процессе гендерной идентификации ребенка можно выделить: - чрезмерную жесткость, стереотипность родительских гендерных установок, наличие определенного (гендерного) плана, реализуемого в отношении ребенка, - неустойчивость, спутанность родительских гендерных установок, отсутствие стабильной воспитательной стратегии, - низкий уровень психологической и педагогической компетентности родителей, - невротизм, личностные, психологические трудности родителей, имеющие гендерное содержание. Во внешней среде к таким факторам можно отнести отсутствие четких гендерных ориентиров в реальном мире, недостижимость пропагандируемых информационной средой стандартов. Фиксация тревожных состояний, связанных с восприятием пола у детей, впоследствии чревато формированием устойчивого состояния, которое можно определить как гендерную тревожность: состояние беспокойства, дискомфорта, неудовлетворенности, связанного с восприятием собственной мужественности/женственности, сопровождающегося неудовлетворенностью внешностью, отсутствием гармонии в партнерских отношениях, озабоченностью несоответствием параметров собственного «Я» социально одобряемым параметрам «настоящего мужчины», «настоящей женщины». В связи с этим очевидна необходимость осуществления работы с семьями в рамках данной проблемы.
Аннотация: В статье охарактеризованы некоторые аспекты формирования личностной тревожности, имеющей основанием проблемы восприятия себя как лица определенного пола. Показаны возможные причины и факторы семейного воспитания, способствующие формированию гендерной тревожности у ребенка на этапе дошкольного детства. Охарактеризована специфика влияния современной информационной среды на детей и подростков. Ключевые слова: личностная тревожность, гендерная тревожность, гендерная идентичность, маскулинность, феминность, родительское влияние.
Svetlana Filippova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy Tula, Russia
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|