II. Актуализация опорных знаний.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наше "доброе животное" пригласило на занятие своих друзей, а кто они вы должны отгадать: В магазине не была, По дороге ровной, гладкой По горам, по долам С рогами, а не бык Громко лает во дворе, Пятачок умоет в луже Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик) Тихо в комнату войдет III. Сообщение новых знаний. - К какой группе отнесём этих животных? - Почему они называются домашние животные? - Где живут эти животные? - Боятся ли они человека? - Как человек заботится о них (создаёт условия для жизни: кормит, строит жильё, лечит). - Почему человек заботится о домашних животных? - Какую пользу приносят домашние животные? Отличительные признаки: Живут у людей, не боятся человека. Человек создаёт условия для их жизни: кормит, строит жильё, лечит. Приносят пользу. IV. Работа с учебником. Стр. 41 №1 Задание: красным карандашом обведи животных, которые живут с человеком только в деревне. Синим - тех, что живут везде. Почему корова, лошадь, коза, свинья и овца не могут жить в городе? V. Физминутка. Игра на внимание "Эподром" Дети изображают лошадок на эподроме: - галопом, барьер, песочек, лужица, кляча, зрители. VI. Проблемная ситуация. (Кто-то скребётся). Кто это? - Мышь это домашнее или дикое животное?
- Где она живет? - Боится ли она человека? - Заботится ли о ней человек? - Приносит ли она пользу? Вывод: Мышь - дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме, в сарае. VII. Закрепление приобретённых знаний. Стр. 41 №2 Задание: Рассели животных по их домикам. Как эти дома называются? Назови детенышей домашних животных.
VIII. Игра "Узнай животное". Учитель на ушко загадывает животное, а дети должны его изобразить жестами, мимикой, так, чтобы ребята узнали это животное.
(дети, изображающие животных в заключение получают маски). IX. Игра "Кто чем питается"? Учитель произносит название различных кормов. Если животное, которое вы изображали, питается этим кормом, вы выходите к доске. - сметана (кошка) - косточка (собака) - морковка (кролик) - трава (корова, баран, лошадь, коза, свинья). X. Игра "Кто как голос подает"? Дети встают в круг. Учитель кидает мяч, называет животное. Дети должны подать голос соответствующий своей маске. XI. Работа с учебником. Стр. 42. №3. Задание: Кого из домашних животных могут заменить эти предметы? Клип. Замок - собака. Машина - конь. Будильник - петух. Объясните, почему вы так думаете? Стр. 42. №4. Кто на рисунке лишний? (Дано изображение животных: лось, корова, кот). Дети объясняют свой выбор. XII. Физминутка. Вокруг себя вы повернитесь и в домашних животных превратитесь! Покажите как: - кошка умывается; - как жуёт корова; - как прыгает кролик; - как бодается козлик; - как скачут лошадки; - как собака хвостиком виляет? Вокруг себя вы повернитесь и в ребят вы превратитесь! XIV. Итог урока.
49. Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить правильное звукопроизношение звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах. 2. Учить умению дифференцировать звуки в тексте, правильно строить вопросительные предложения. 3. Учить самостоятельно образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа. 4. Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса. Материал: Картинки-предметы со звуками «р», «л» в названиях, игрушка собака, зеркала, бельевые прищепки. Ход занятия: 1. Артикуляционная гимнастика: - Вкусное варенье - Гармошка - Часики - Накажем язычок - Поучим носик и ротик дышать 2. Стихи-добавлялки: Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука) На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка) Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму) Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров) Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил) В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей) Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Даша, какой звук ты услышала? Какой первый звук в слове Лука? Какой первый звук в лове рука?» Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны). 3. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы! 4. Игра «Соблюдай порядок» У меня на столе разложены карточки. Рассмотрите их, запомните, в каком порядке они лежат. Запомнили. Вызвать ребенка, предложить ему отвернуться и назвать их по порядку. Затем вызвать двух человек, назвать первый звук в слове лук, ручка. 5. Пальчиковая гимнастика Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог. Кусается сильно котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. Но я же играю, с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» 6. Воспитатель: «Рррр» Кто так рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку: «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз? Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос.
7. Работа со скороговоркой «Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов». Дети произносят в разном темпе, с разной силой голоса. 8. Придумай слово со звуками «р» и «л». За каждый ответ выдаются фишки. 9. Итоги занятия.
50. * работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов — простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учится чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью. Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:
Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:
В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке. Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: — Мама купила в магазине... морковь, лук... — У бабушки в деревне живут... кошка, собака, корова и теленок. Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» — «Мебель»). Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:
Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство. Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.
«День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).
«Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал.) Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи. *Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение. С целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игру "Угадай, что изменилось?". В начале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значения предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру "Угадай, что изменилось?" можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух - трёх, чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова. У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоения можно рекомендовать дидактическую игру "Волшебный мешочек", а также рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное. В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам. Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры - драматизации типа "День куклы", "Утро в кукольном доме". Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия. Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину. В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|