Система обеспечения качества мед.помощи.
Контроль качества мед.помощи. Компоненты качества В последние годы вопросы контроля качества медицинской помощи являются наиболее острыми для российского здравоохранения. В числе основных причин повышения их актуальности можно указать три обстоятельства. Первое заключается в появлении медицинских учреждений негосударственных форм собственности. По отношению к ним старая система контроля стала неэффективной. Второе: проводимые в отечественном здравоохранении реформы были направлены, прежде всего, на экономические аспекты. Отрасль в целом и каждое ЛПУ в отдельности заняты не только поиском дополнительного финансирования, но и путей снижения издержек на оказание медицинской помощи, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на качестве медицинской помощи. Третье обстоятельство заключается в неотработанности правовой базы контроля качества медицинской помощи. качество медицинской помощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отношению к больному с 4-х позиций: 1) доступности медицинской помощи; 2) безопасности медицинской помощи; 3) оптимальности медицинской помощи; 4) удовлетворенности пациента. Принято выделять 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно три подхода к обеспечению и оценке качества: — структурное качество (структурный подход); — качество технологии (процессуальный подход); — качество результата (результативный подход). Структурное качество — это компонент качества медицинской помощи, описывающий условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, рациональность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов и т.д. Структурное качество может определяться как по отношению к медицинскому учреждению в целом, с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями (в этом случае говорят о возможностях ЛПУ оказывать медицинские услуги должного уровня), так и к каждому медицинскому работнику в отдельности. В последнем случае оценивается его профессиональные качества, т.е. сумма умений, знаний, навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляции.
Качество технологии — это компонент медицинской помощи, описывающий насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. Важный принцип, лежащей в основе процессуального подхода к системе обеспечения качества — это создание таких условий, когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата медицинской помощи. Качество результата — это компонент качества медицинской помощи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимым (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами можно понимать: — динамику состояния здоровья конкретного пациента; — результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период; — состояние здоровья населения территории. Система обеспечения качества мед.помощи. Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся: 1) участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль); 2) средства (с помощью чего осуществляется контроль); 3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий).
Законодательная база к числу участников контроля качества медицинской помощи относит: 1) медицинские учреждения; 2) общественные объединения потребителей; 3) органы управления здравоохранением; 4) лицензирующие органы; 5) страховые медицинские организации; 6) профессиональные медицинские ассоциации; 7) фонды обязательного медицинского страхования; 8) государственные медицинские образовательные учреждения; медицинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов; 9)страхователи; 10) Госстандарт России и его территориальные органы; 11) Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы; 12) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы; 13) органы государственного пожарного надзора; 14) государственная инспекция по охране труда; 15) комитеты по управлению государственным имуществом; 16) исполнительные органы фонда социального страхования. Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2 звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья качества медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневедомственному — все остальные. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи призвана осуществлять: 1) оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинским учреждениям в целом); 2) оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала; 3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи); 4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи; 5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения; 7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; 8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи включает: — анализ результатов оказания медицинской помощи населению; — подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением; — изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью; — проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком; — проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями; — контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; — оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи; — контроль правильности применения тарифов и соответствия предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи; — другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции. С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объединить в 3 звена: — контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества); — контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребительский контроль качества); — контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества). В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помощи. Основными средствами контроля следует признать:
— медицинские стандарты; — показатели деятельности ЛПУ; — экспертную оценку. Основными элементами механизма обеспечения качества медицинской помощи являются: — сбор и анализ информации; — принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи; - контроль за реализацией принятых решений. Все многообразие корректирующих воздействий можно свести к 2-м разновидностям: ответственности и поощрениям. При этом, обеспечение структурного качества и качества результата следует основывать преимущественно на мерах поощрительного характера, технологического качества, па мерах взыскательного характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|