Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие политические партии и общественные организации КНДР




Кроме ТПК, все остальные политические партии, зареги­стрированные в КНДР, являются формально-декоративными и состоят практически из одного «фасада».

Демократическая партия Северной Кореи (Пукчосон минджудан) создана в ноябре 1945 г. Как и другие партии КНДР, полностью поддерживает политику и деятельность ТПК. В 90-е гг. была преобразована в Социал-демократическую пар­тию. Социал- демократическая партия представлена в Верхов­ном народном собрании, местных органах власти КНДР.

Партия Чхонудан (молодых друзей) Северной Кореи была организована в феврале 1946 г. на базе прогрессивной части религиозного общества Чхондогё. В 1950 г. она объеди­нилась с Чхондогё – Чхонудан Южной Кореи. Ее социальную базу составили главным образом крестьяне, последователи ре­лигиозной секты «Чхондогё». Партия «Чхондугё – Чхонудан» (в переводе – «молодых друзей религии небесного пути») принимает участие в деятельности Верховного народного соб­рания, местных органов власти КНДР. Она полностью поддер­живает политику и деятельность Трудовой партии.

Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В июле 1946 г. с целью объединения всех демократических и патриотических сил страны под руководством Коммунистиче­ской партии был создан Единый демократический националь­ный фронт (ЕДНФ), в который вошли все политические партии и общественные организации Северной Кореи. В июне 1949 г. по инициативе Трудовой партии Кореи состоялся Учредитель­ный съезд Единого демократического отечественного фронта (ЕДОФ), в который вошли 72 политические партии и массовые общественные организации Северной и Южной Кореи. В основу программы ЕДОФ были положены «20 пунктов», разработан­ных корейскими коммунистами в феврале 1946 г. Программа ЕДОФ ставила целью скорейшее мирное объединение страны, ее полную независимость, обеспечение демократического раз­вития, сплочение всего корейского народа вокруг правительства КНДР. В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объ­единение страны, за сплочение демократических сил Кореи во­круг Трудовой партии. Руководящей и организующей силой ЕДОФ является Трудовая партия Кореи.

Объединенные профсоюзы Кореи (ОПК). Профессиональ­ные союзы Северной Кореи были созданы в ноябре 1945 г. В январе 1951 г. в результате формального слияния Объединен­ных профсоюзов Северной Кореи и Всекорейской конфедера­ции труда Южной Кореи (основана в ноябре 1945 г.) были об­разованы Объединенные профсоюзы Кореи. В КНДР считают, что профсоюзы имеют три главных направления деятельности: укрепление первичных организаций, организация трудящихся на экономическое строительство и борьба за мирное объедине­ние Кореи (в 2000–2001 гг. ОПК установили отношения с дву­мя ведущими профорганизациями РК). Главная задача проф­союзов, однако, «сплочение трудящихся вокруг партии и вож­дя, воспитание народных масс в духе верности революции». Речи о защите интересов трудящихся перед работодателем, ко­нечно, не идет государственная, по сути, организация не мо­жет защищать от государства. В Объединенные профсоюзы Кореи входят девять отраслевых профсоюзов: работников ме­таллургической и химической промышленности; легкой про­мышленности и торговли; строительной и лесной промышлен­ности; рыбной промышленности; транспорта; связи; просвеще­ния, культуры и здравоохранения. В мае 1947 г. Объединенные профсоюзы Кореи вошли в состав Всемирной федерации проф­союзов. Объединенные профсоюзы Кореи поддерживают дру­жественные связи более чем с 270 профсоюзными организа­циями зарубежных стран.

Союз трудящихся сельского хозяйства Кореи (СТСХК). Создан в марте 1965 г. Его предшественником был Крестьян­ский союз Кореи, образованный в январе 1951 г. в результате слияния Крестьянского союза Северной Кореи и Ассоциации крестьянских союзов Южной Кореи. Крестьянский союз Кореи сыграл большую роль в проведении земельной реформы в Се­верной Корее. Союз трудящихся сельского хозяйства Кореи – массовая организация крестьян-кооператоров, а также рабочих, специалистов и служащих, занятых в государственных полеводческо-животноводческих хозяйствах. Союз мобилизует труже­ников сельского хозяйства на борьбу за повышение сельскохо­зяйственного производства, проведение технической и культу­рой революции в деревне, успешное строительство социализма.

Кимирсеновский социалистический союз молодежи (КССМ) В январе 1946 г. был создан Союз демократической молодежи Северной Кореи. В июне 1947 г. Союз вступил в состав Все­мирной федерации демократической молодежи. В январе 1951 г. он объединился с Союзом демократической молодежи Южной Кореи в Союз демократической молодежи Кореи. V съезд Союза демократической молодежи, проходивший в мае 1964 г., при­нял решение переименовать его в Союз социалистической трудовой молодежи Кореи. С 19 января 1996 г. носит название Кимирсеновский социалистический союз молодежи. Он является массовой молодежной организацией, своего рода молодежным отделением ТПК. Основную работу с молодежью проводя! первичные организации Союза, которые подчинены уездным организациям, входящим, в свою очередь, в провинциальные организации Союза. Высшим органом КССМ является съезд, созываемый, согласно Уставу, один раз в 5 лет. Съезд избираем свой Центральный Комитет КССМ.

Союз демократических женщин Кореи (СДЖ). Созданный в ноябре 1945 г. Союз демократических женщин Северной Ко­реи слился с Союзом демократических женщин Южной Кореи, и в январе 1951 г. был основан Союз демократических женщин Кореи. Союз охватывает своим влиянием широкие слои корейских женщин, воспитывает их в духе преданности Трудовой партии, проводит работу по вовлечению женщин во все области общественной, хозяйственной и культурной жизни страны.

Общественные организации трудящихся КНДР выполняют важные функции «приводных ремней», обеспечивая связь Трудовой партии с массами, проводят идейно-воспита­тельную работу, мобилизуют и организуют народ на выполне­ние задач социалистического строительства, выдвигаемых партией, выявляют и анализируют различные социальные ин­тересы, мнения и настроения.

В КНДР существует принцип несовместимости членства в общественных организа­циях: допускается членство лишь в одной из существующих общественных организаций или в Трудовой партии. Например, члены КССМ не являются членами профсоюза. Члены ТПК не могут быть членами корейских профсоюзов или других обще­ственных организаций. В то же время члены ТПК являются ру­ководящими работниками в профессиональных, молодежных, крестьянских и женских союзах. Так обеспечиваются система «жизни в организациях», являющихся «приводными ремнями» партии, контроль за всеми членами общества.

Распространением научных и технических знаний, разви­тием технического новаторства и инициативы трудящихся за­нимаются научные и технические общества. Работу среди твор­ческой интеллигенции проводят творческие союзы. В КНДР существуют и активно действуют кроме перечисленных такие общественные организации, как Всекорейский комитет защиты мира, Комитет солидарности с народами зарубежных стран и общества дружбы, Комитет мирного объединения Кореи, Ко­рейское Общество Красного Креста, Союз корейских журнали­стов, Союз буддистов Кореи, Союз христиан Кореи, Комитет студентов Кореи, Ассоциация работников промышленности и техники Кореи, Ассоциация работников литературы и искус­ства Кореи (объединяющая Союз корейских писателей, Союз работников театра Кореи, Союз работников хореографического искусства Кореи, Союз кинематографистов, Союз фотографов, Союз архитекторов), Корейское общество ученых-демократов, Корейское общество юристов-демократов.

 

Вопросы

1. Когда была образована ТПК?

2. Какова роль ТПК в политической системе КНДР?

3. Существуют ещё в КНДР политические партии кромеТПК?

4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения

Государственное устройство Северной Кореи создавалось по советской модели при участии советских советников. Административно-командная система КНДР в ходе своего развития испытала также значительное воздействие китайского опыта. Вместе с тем постепенно и в КНДР стала происходить «кореизация» ста­линской модели, приведшая к созданию «чучхейского социа­лизма» под лозунгом «опора на собственные силы». После смерти Ким Ир Сена общественное устройство КНДР подверглось еще большей эволюции в сторону «самобытности». В этой модели государ­ственного устройства соединены черты социали­стической государственности, теократии, феодализма и конфуцианско-бюрократических традиций.

Как в бывшем СССР и других социалистиче­ских странах, в КНДР одновременно создавалась как фасадно-декоративная политическая система с присущими «власти ра­бочих и крестьян» демократическими атрибутами (Конститу­ция, выборные органы, судебная система, многопартийность), так и система реального управления тоталитарным обществом. Но, в отличие от других «стран народной демокра­тии», тоталитарные режимы в которых рухнули вследствие геополитических изменений в ми­ре (ослабление поддержки СССР и его распад), в КНДР эти составляющие общественного строя уцелели. Но при этом, изменились как «фа­садная», так и реальная структуры управления – сегодня они обе достаточно сильно отличаются от советского прототипа.

Жизнеспособность северокорейской централизованной системы связана с тем, что она имеет глубокие корни в национальных традициях Кореи. Для корейцев привычны строгая общественная иерархия, жесткая регламентация «сверху» всех сторон жизни, «культ должности». Многовековые традиции самоизоляции Ко­реи оказались для КНДР спасительными – только закрытость северокорейского общества от остального мира смогла «закон­сервировать» политическую систему и уберечь ее от распада.

Северокорейское государство с самого начала формировалось на основе советской и китайской моделей. Становым хребтом управления являлась партия, органы которой стали уже к началу 50-х гг. везде основным и единственным инструментом политической власти. Закрепленная в «Социалистической Конституции» 1972 г. юридическая обязанность всех структур политической системы КНДР, в том числе государственных органов всех уровней, руководствоваться едиными идеологическими установками чучхе свидетельствует о высокой степени идеологизированности государства.

Уже к середине 70-х, несмотря на недовольство со стороны СССР, в КНДР термин «кимирсенизм» заменил «мар­ксизм-ленинизм». «Историческую ограниченность» марксизма-ленинизма в КНДР видели в отсутствии в нем ответов на практические вопросы, возникшие в ходе строительства социализма и коммунизма. Главным упущением, как считают в КНДР, оказа­лось отсутствие теории, призванной разрешить проблему «пре­емственности революционного дела вождя», или, обоснования наследственной передачи власти в социали­стическом обществе. В соответствии с этой теорией, которая считается одним из главных вкладов в революционное движе­ние, с 1973 г. в КНДР стала вестись подготовка к наследственной передаче власти Ким Чен Иру. В КНДР считают, что имен­но это послужило залогом сохранения строя КНДР и самого го­сударства после смерти Ким Ир Сена в условиях враждебного окружения.

Всего лишь 8 лет спустя после принятия Конституции 1972 г. в уставе ТПК, одобренном на VI съезде партии в 1980 г., руководящими идеями ТПК были объявле­ны только идеи чучхе – без упоминания о марксизме-ленинизме. Еще шестью годами позже, в 1986 г., Ким Чен Ир в своем выступлении перед сотрудниками аппарата ЦК ТПК подчерк­нул, что идеи чучхе являются «единственным руководящим на­чалом во всей деятельности нашей партии. Кроме идей чучхе, в ней не может быть места другим идеологиям, да и вообще в них нет надобности».

Конституция КНДР в редакции 1992 г. уже не содержит каких-либо упоминаний о связи идей чучхе с марксизмом-ленинизмом и в императивной форме сообщает, что КНДР «руководствуется в своей деятельности идеями чучхе». Также исчезли формулировки о марксизме-ленинизме и пролетар­ском интернационализме из статьи основного закона, посвя­щенного принципам внешней политики КНДР. Новая редак­ция Конституции 1992 г., подвела черту под почти 40-летней эволюцией чучхе от марксизма к идеологии «со­циализма нашего (корейского) образца», т.е. националисти­ческой доктрине, призванной служить идеологической опо­рой режима.

Этот процесс подтвердил, что мар­ксизм, почти полвека считавшийся господствующим идеоло­гическим течением в КНДР, так и не стал мировоззрением правящей элиты, а являлся лишь как приспо­собленная к специфическим реалиям XX века, в которых ока­залась Северная Корея, формой проявления традиционной, замешенной на конфуцианстве и национализме, политиче­ской культуры. Во времена существования СССР, привержен­ность марксизму-ленинизму лишь использовалась режимом для легитимации своей власти в определенных историче­ских обстоятельствах. Это означает, что в изменившейся ис­торической ситуации северокорейские идеологи нового поко­ления вполне могут приспособить идеологический багаж к бо­лее приемлемым для «стран Юга» (к которым себя относит КНДР) воззрениям, что облегчит её вхождение в ми­ровое сообщество.

С начала 90-х гг. второй по важности установкой после верности вождю явилась выработка «правильных методов и стиля работы». Повышение внимания к этой проблеме было вызвано уроками событий в Восточной Европе. В КНДР убеждены, что правящие партии в этих странах потеряли власть по­тому, что партийная и государственная верхушка утратила связь не только с народом, но и с партийными массами. По этому в Пхеньяне заговорили о необходимости утверждения народного стиля работы. Только решив эту задачу, предупреждал кадровых работников Ким Чен Ир, партия «сможет за­воевать глубокое доверие масс». По его словам, «какой бы правильной ни была политика партии, но если у руководителей методы и стиль работы окажутся неудовлетворительными, то эта политика не получит поддержки народа и не сможет по­следовательно претворяться в жизнь».

В 90-е гг. наметился отход от политической системы со­ветско-китайского типа, где главную роль играют партийные органы. Съезд ТПК, руководящая роль, которой в политическом организации общества закреплена в Конституции, не созывался с 1980г., хотя по уставу партии он должен проводиться 1 paз в пять лет; с декабря 1993 г. не созываются пленумы ЦК ТПК (или о них ничего не сообщается). Прекратились и заседания Политбюро, им на смену пришли заседания ГКО. В годы «трудного похода» оказалась парализованной и работа «фасадного» аппарата управления. С весны 1994 г. до 1998 г. не созывались сессии формально высшего органа го­сударственной власти – Верховного народного собрания КНДР, хотя, по Конституции, они должны проводиться 1–2 раза в год. Также не рассматривался и не утверждался публично го­сударственный бюджет. Эти мероприятия были возобновлены лишь в 1998 г.

Основой идеологии государственного строительства стали «теория вождя» и теория об общественно-политическом организме: населению КНДР внушается мысль о том, что, как бы ни складывались события, интересы вождя, элиты и народа всегда совпадают, более того, само существование народа и страны объявляется утрачивающим смысл, невозможным без вождя. Все это вполне соответствует традициям конфуцианст­ва, которое «никогда не рассматривало государство вне госу­даря. Преданность государству означала лояльность по отно­шению к государю, к династии». Можно сказать, что, когда коммунистические теории устройства общества в силу извест­ных событий на рубеже 90-х гг. утратили свою ценность в КНДР, неоконфуцианская и националистическая «теория об­щественно-политического организма» стала новой идеологи­ческой и политической доктриной северокорейского режима. После распада мировой системы социализма и кризиса марксизма-ленинизма на первый план в КНДР вышел лозунг создания «социализма корейского об­разца», который постепенно утрачивает классовое содержа­ние, превращаясь в прагматическую формулу адаптации ре­жима к новой исторической обстановке. После смерти Ким Ир Сена и необходимости для Ким Чен Ира найти для себя новую базу власти в качестве таковой была выбрана армия. Ким Чен Ир не скрывает, что испыты­вает симпатию к организации общества по военному образцу, а среди современных южнокорейских лидеров наиболее близким ему оказался Пак Чжон Хи. Важнейшей особенностью политической системы кимченировской КНДР стала ключевая роль, которую играют в ней наряду с партийно-государ­ственной бюрократией военная верхушка.

Военные всегда занимали заметное место в руководя­щих партийных и государственных органах КНДР, но со второй половины 90-х гг. эта роль стала самодовлеющей. Новое возрастание роли армии в середине 90-х гг. как гаран­та выживания нынешнего политического режима объясняет­ся целым рядом причин. Главная из них – это уход с политической арены Ким Ир Сена, непререкаемый авторитет и огромная власть которого до самых последних дней придавали устойчивость всей политической системе. Сохраняющаяся военная угроза извне, попытки США и Юж­ной Кореи добиться «открытия» КНДР, обострение экономических труд­ностей, вызванных прекращением помощи социалистиче­ских стран и стихийными бедствиями последних лет, привели к заметному усилению влияния военных и даль­нейшей эволюции всей жизни страны в направлении «осаж­денной крепости». Однако усиление роли военных в политической системе КНДР не дает оснований ожидать то­го, что они смогут взять власть в свои руки или вы­ступить инициаторами каких-либо значительных перемен, особенно в сторону либерализации режима. Опыт событий в социалистических странах показал, что хотя ар­мейское руководство в целом придерживается консервативных взглядов, оно занимает в основном пассивную позицию в от­ношении развертывающихся событий.

В современной КНДР догма о «единстве народа, партии и армии» преобразовалась в полный диктат армии над населением, обеспечивающий его покорность и «сплочение» вокруг правящей верхушки. Сейчас каста военных (служба в армии продолжается 10 лет) вы­полняет властно-распорядительные функции. При каждом предприятии действуют военкомы, являющиеся гарантами «порядка». Солдаты военизированной охраны осуществляют патрулирование и нередко вмешиваются в гражданскую жизнь, пресекая «антисоциалистические проявления». В су­ществующих при каждом жилом доме «народных группах» (инминбанах) с недавних пор также действуют представители военизированной охраны. В силу этого военные становятся привилегированной прослойкой, что вызывает растущее не­довольство населения.

Высшее руководство КНДР имеет твёрдую иерархию, не всегда определяемую только зани­маемыми должностями. Ким Чен Ир помимо постов предсе­дателя ГКО и генерального секретаря ТПК занимает также посты Верховного главнокомандующего КНА, руководителя опера­тивной группы Ставки Верховного главнокомандования КНА, заведующего организационно-инструкторским отделом ЦК ТПК.

Долго ли ещё сможет существовать жесткий военно-иерархический режим, и возможно ли появление в КНДР демократического общества? Вероятность кризиса и распада системы с полным изменением общественного строя очень незначительна, но опасность та­кого сценария сегодня признается многими странами. КНДР предстоят поиски путей перехода к системе, которая соединяла бы централизацию власти с возможностью высвобождения инициативы низов, в первую очередь в социально-политической, а затем и экономической сфере.

 

Вопросы

1. В чём своеобразие политической системы КНДР?

2. Какова роль армии в политической системе КНДР?

3. Что является основой идеологии в КНДР?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...