Другие политические партии и общественные организации КНДР
Кроме ТПК, все остальные политические партии, зарегистрированные в КНДР, являются формально-декоративными и состоят практически из одного «фасада». Демократическая партия Северной Кореи (Пукчосон минджудан) создана в ноябре 1945 г. Как и другие партии КНДР, полностью поддерживает политику и деятельность ТПК. В 90-е гг. была преобразована в Социал-демократическую партию. Социал- демократическая партия представлена в Верховном народном собрании, местных органах власти КНДР. Партия Чхонудан (молодых друзей) Северной Кореи была организована в феврале 1946 г. на базе прогрессивной части религиозного общества Чхондогё. В 1950 г. она объединилась с Чхондогё – Чхонудан Южной Кореи. Ее социальную базу составили главным образом крестьяне, последователи религиозной секты «Чхондогё». Партия «Чхондугё – Чхонудан» (в переводе – «молодых друзей религии небесного пути») принимает участие в деятельности Верховного народного собрания, местных органов власти КНДР. Она полностью поддерживает политику и деятельность Трудовой партии. Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В июле 1946 г. с целью объединения всех демократических и патриотических сил страны под руководством Коммунистической партии был создан Единый демократический национальный фронт (ЕДНФ), в который вошли все политические партии и общественные организации Северной Кореи. В июне 1949 г. по инициативе Трудовой партии Кореи состоялся Учредительный съезд Единого демократического отечественного фронта (ЕДОФ), в который вошли 72 политические партии и массовые общественные организации Северной и Южной Кореи. В основу программы ЕДОФ были положены «20 пунктов», разработанных корейскими коммунистами в феврале 1946 г. Программа ЕДОФ ставила целью скорейшее мирное объединение страны, ее полную независимость, обеспечение демократического развития, сплочение всего корейского народа вокруг правительства КНДР. В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение страны, за сплочение демократических сил Кореи вокруг Трудовой партии. Руководящей и организующей силой ЕДОФ является Трудовая партия Кореи.
Объединенные профсоюзы Кореи (ОПК). Профессиональные союзы Северной Кореи были созданы в ноябре 1945 г. В январе 1951 г. в результате формального слияния Объединенных профсоюзов Северной Кореи и Всекорейской конфедерации труда Южной Кореи (основана в ноябре 1945 г.) были образованы Объединенные профсоюзы Кореи. В КНДР считают, что профсоюзы имеют три главных направления деятельности: укрепление первичных организаций, организация трудящихся на экономическое строительство и борьба за мирное объединение Кореи (в 2000–2001 гг. ОПК установили отношения с двумя ведущими профорганизациями РК). Главная задача профсоюзов, однако, «сплочение трудящихся вокруг партии и вождя, воспитание народных масс в духе верности революции». Речи о защите интересов трудящихся перед работодателем, конечно, не идет государственная, по сути, организация не может защищать от государства. В Объединенные профсоюзы Кореи входят девять отраслевых профсоюзов: работников металлургической и химической промышленности; легкой промышленности и торговли; строительной и лесной промышленности; рыбной промышленности; транспорта; связи; просвещения, культуры и здравоохранения. В мае 1947 г. Объединенные профсоюзы Кореи вошли в состав Всемирной федерации профсоюзов. Объединенные профсоюзы Кореи поддерживают дружественные связи более чем с 270 профсоюзными организациями зарубежных стран.
Союз трудящихся сельского хозяйства Кореи (СТСХК). Создан в марте 1965 г. Его предшественником был Крестьянский союз Кореи, образованный в январе 1951 г. в результате слияния Крестьянского союза Северной Кореи и Ассоциации крестьянских союзов Южной Кореи. Крестьянский союз Кореи сыграл большую роль в проведении земельной реформы в Северной Корее. Союз трудящихся сельского хозяйства Кореи – массовая организация крестьян-кооператоров, а также рабочих, специалистов и служащих, занятых в государственных полеводческо-животноводческих хозяйствах. Союз мобилизует тружеников сельского хозяйства на борьбу за повышение сельскохозяйственного производства, проведение технической и культурой революции в деревне, успешное строительство социализма. Кимирсеновский социалистический союз молодежи (КССМ) В январе 1946 г. был создан Союз демократической молодежи Северной Кореи. В июне 1947 г. Союз вступил в состав Всемирной федерации демократической молодежи. В январе 1951 г. он объединился с Союзом демократической молодежи Южной Кореи в Союз демократической молодежи Кореи. V съезд Союза демократической молодежи, проходивший в мае 1964 г., принял решение переименовать его в Союз социалистической трудовой молодежи Кореи. С 19 января 1996 г. носит название Кимирсеновский социалистический союз молодежи. Он является массовой молодежной организацией, своего рода молодежным отделением ТПК. Основную работу с молодежью проводя! первичные организации Союза, которые подчинены уездным организациям, входящим, в свою очередь, в провинциальные организации Союза. Высшим органом КССМ является съезд, созываемый, согласно Уставу, один раз в 5 лет. Съезд избираем свой Центральный Комитет КССМ. Союз демократических женщин Кореи (СДЖ). Созданный в ноябре 1945 г. Союз демократических женщин Северной Кореи слился с Союзом демократических женщин Южной Кореи, и в январе 1951 г. был основан Союз демократических женщин Кореи. Союз охватывает своим влиянием широкие слои корейских женщин, воспитывает их в духе преданности Трудовой партии, проводит работу по вовлечению женщин во все области общественной, хозяйственной и культурной жизни страны. Общественные организации трудящихся КНДР выполняют важные функции «приводных ремней», обеспечивая связь Трудовой партии с массами, проводят идейно-воспитательную работу, мобилизуют и организуют народ на выполнение задач социалистического строительства, выдвигаемых партией, выявляют и анализируют различные социальные интересы, мнения и настроения.
В КНДР существует принцип несовместимости членства в общественных организациях: допускается членство лишь в одной из существующих общественных организаций или в Трудовой партии. Например, члены КССМ не являются членами профсоюза. Члены ТПК не могут быть членами корейских профсоюзов или других общественных организаций. В то же время члены ТПК являются руководящими работниками в профессиональных, молодежных, крестьянских и женских союзах. Так обеспечиваются система «жизни в организациях», являющихся «приводными ремнями» партии, контроль за всеми членами общества. Распространением научных и технических знаний, развитием технического новаторства и инициативы трудящихся занимаются научные и технические общества. Работу среди творческой интеллигенции проводят творческие союзы. В КНДР существуют и активно действуют кроме перечисленных такие общественные организации, как Всекорейский комитет защиты мира, Комитет солидарности с народами зарубежных стран и общества дружбы, Комитет мирного объединения Кореи, Корейское Общество Красного Креста, Союз корейских журналистов, Союз буддистов Кореи, Союз христиан Кореи, Комитет студентов Кореи, Ассоциация работников промышленности и техники Кореи, Ассоциация работников литературы и искусства Кореи (объединяющая Союз корейских писателей, Союз работников театра Кореи, Союз работников хореографического искусства Кореи, Союз кинематографистов, Союз фотографов, Союз архитекторов), Корейское общество ученых-демократов, Корейское общество юристов-демократов.
Вопросы 1. Когда была образована ТПК? 2. Какова роль ТПК в политической системе КНДР? 3. Существуют ещё в КНДР политические партии кромеТПК?
4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения Государственное устройство Северной Кореи создавалось по советской модели при участии советских советников. Административно-командная система КНДР в ходе своего развития испытала также значительное воздействие китайского опыта. Вместе с тем постепенно и в КНДР стала происходить «кореизация» сталинской модели, приведшая к созданию «чучхейского социализма» под лозунгом «опора на собственные силы». После смерти Ким Ир Сена общественное устройство КНДР подверглось еще большей эволюции в сторону «самобытности». В этой модели государственного устройства соединены черты социалистической государственности, теократии, феодализма и конфуцианско-бюрократических традиций. Как в бывшем СССР и других социалистических странах, в КНДР одновременно создавалась как фасадно-декоративная политическая система с присущими «власти рабочих и крестьян» демократическими атрибутами (Конституция, выборные органы, судебная система, многопартийность), так и система реального управления тоталитарным обществом. Но, в отличие от других «стран народной демократии», тоталитарные режимы в которых рухнули вследствие геополитических изменений в мире (ослабление поддержки СССР и его распад), в КНДР эти составляющие общественного строя уцелели. Но при этом, изменились как «фасадная», так и реальная структуры управления – сегодня они обе достаточно сильно отличаются от советского прототипа. Жизнеспособность северокорейской централизованной системы связана с тем, что она имеет глубокие корни в национальных традициях Кореи. Для корейцев привычны строгая общественная иерархия, жесткая регламентация «сверху» всех сторон жизни, «культ должности». Многовековые традиции самоизоляции Кореи оказались для КНДР спасительными – только закрытость северокорейского общества от остального мира смогла «законсервировать» политическую систему и уберечь ее от распада. Северокорейское государство с самого начала формировалось на основе советской и китайской моделей. Становым хребтом управления являлась партия, органы которой стали уже к началу 50-х гг. везде основным и единственным инструментом политической власти. Закрепленная в «Социалистической Конституции» 1972 г. юридическая обязанность всех структур политической системы КНДР, в том числе государственных органов всех уровней, руководствоваться едиными идеологическими установками чучхе свидетельствует о высокой степени идеологизированности государства.
Уже к середине 70-х, несмотря на недовольство со стороны СССР, в КНДР термин «кимирсенизм» заменил «марксизм-ленинизм». «Историческую ограниченность» марксизма-ленинизма в КНДР видели в отсутствии в нем ответов на практические вопросы, возникшие в ходе строительства социализма и коммунизма. Главным упущением, как считают в КНДР, оказалось отсутствие теории, призванной разрешить проблему «преемственности революционного дела вождя», или, обоснования наследственной передачи власти в социалистическом обществе. В соответствии с этой теорией, которая считается одним из главных вкладов в революционное движение, с 1973 г. в КНДР стала вестись подготовка к наследственной передаче власти Ким Чен Иру. В КНДР считают, что именно это послужило залогом сохранения строя КНДР и самого государства после смерти Ким Ир Сена в условиях враждебного окружения. Всего лишь 8 лет спустя после принятия Конституции 1972 г. в уставе ТПК, одобренном на VI съезде партии в 1980 г., руководящими идеями ТПК были объявлены только идеи чучхе – без упоминания о марксизме-ленинизме. Еще шестью годами позже, в 1986 г., Ким Чен Ир в своем выступлении перед сотрудниками аппарата ЦК ТПК подчеркнул, что идеи чучхе являются «единственным руководящим началом во всей деятельности нашей партии. Кроме идей чучхе, в ней не может быть места другим идеологиям, да и вообще в них нет надобности». Конституция КНДР в редакции 1992 г. уже не содержит каких-либо упоминаний о связи идей чучхе с марксизмом-ленинизмом и в императивной форме сообщает, что КНДР «руководствуется в своей деятельности идеями чучхе». Также исчезли формулировки о марксизме-ленинизме и пролетарском интернационализме из статьи основного закона, посвященного принципам внешней политики КНДР. Новая редакция Конституции 1992 г., подвела черту под почти 40-летней эволюцией чучхе от марксизма к идеологии «социализма нашего (корейского) образца», т.е. националистической доктрине, призванной служить идеологической опорой режима. Этот процесс подтвердил, что марксизм, почти полвека считавшийся господствующим идеологическим течением в КНДР, так и не стал мировоззрением правящей элиты, а являлся лишь как приспособленная к специфическим реалиям XX века, в которых оказалась Северная Корея, формой проявления традиционной, замешенной на конфуцианстве и национализме, политической культуры. Во времена существования СССР, приверженность марксизму-ленинизму лишь использовалась режимом для легитимации своей власти в определенных исторических обстоятельствах. Это означает, что в изменившейся исторической ситуации северокорейские идеологи нового поколения вполне могут приспособить идеологический багаж к более приемлемым для «стран Юга» (к которым себя относит КНДР) воззрениям, что облегчит её вхождение в мировое сообщество. С начала 90-х гг. второй по важности установкой после верности вождю явилась выработка «правильных методов и стиля работы». Повышение внимания к этой проблеме было вызвано уроками событий в Восточной Европе. В КНДР убеждены, что правящие партии в этих странах потеряли власть потому, что партийная и государственная верхушка утратила связь не только с народом, но и с партийными массами. По этому в Пхеньяне заговорили о необходимости утверждения народного стиля работы. Только решив эту задачу, предупреждал кадровых работников Ким Чен Ир, партия «сможет завоевать глубокое доверие масс». По его словам, «какой бы правильной ни была политика партии, но если у руководителей методы и стиль работы окажутся неудовлетворительными, то эта политика не получит поддержки народа и не сможет последовательно претворяться в жизнь». В 90-е гг. наметился отход от политической системы советско-китайского типа, где главную роль играют партийные органы. Съезд ТПК, руководящая роль, которой в политическом организации общества закреплена в Конституции, не созывался с 1980г., хотя по уставу партии он должен проводиться 1 paз в пять лет; с декабря 1993 г. не созываются пленумы ЦК ТПК (или о них ничего не сообщается). Прекратились и заседания Политбюро, им на смену пришли заседания ГКО. В годы «трудного похода» оказалась парализованной и работа «фасадного» аппарата управления. С весны 1994 г. до 1998 г. не созывались сессии формально высшего органа государственной власти – Верховного народного собрания КНДР, хотя, по Конституции, они должны проводиться 1–2 раза в год. Также не рассматривался и не утверждался публично государственный бюджет. Эти мероприятия были возобновлены лишь в 1998 г. Основой идеологии государственного строительства стали «теория вождя» и теория об общественно-политическом организме: населению КНДР внушается мысль о том, что, как бы ни складывались события, интересы вождя, элиты и народа всегда совпадают, более того, само существование народа и страны объявляется утрачивающим смысл, невозможным без вождя. Все это вполне соответствует традициям конфуцианства, которое «никогда не рассматривало государство вне государя. Преданность государству означала лояльность по отношению к государю, к династии». Можно сказать, что, когда коммунистические теории устройства общества в силу известных событий на рубеже 90-х гг. утратили свою ценность в КНДР, неоконфуцианская и националистическая «теория общественно-политического организма» стала новой идеологической и политической доктриной северокорейского режима. После распада мировой системы социализма и кризиса марксизма-ленинизма на первый план в КНДР вышел лозунг создания «социализма корейского образца», который постепенно утрачивает классовое содержание, превращаясь в прагматическую формулу адаптации режима к новой исторической обстановке. После смерти Ким Ир Сена и необходимости для Ким Чен Ира найти для себя новую базу власти в качестве таковой была выбрана армия. Ким Чен Ир не скрывает, что испытывает симпатию к организации общества по военному образцу, а среди современных южнокорейских лидеров наиболее близким ему оказался Пак Чжон Хи. Важнейшей особенностью политической системы кимченировской КНДР стала ключевая роль, которую играют в ней наряду с партийно-государственной бюрократией военная верхушка. Военные всегда занимали заметное место в руководящих партийных и государственных органах КНДР, но со второй половины 90-х гг. эта роль стала самодовлеющей. Новое возрастание роли армии в середине 90-х гг. как гаранта выживания нынешнего политического режима объясняется целым рядом причин. Главная из них – это уход с политической арены Ким Ир Сена, непререкаемый авторитет и огромная власть которого до самых последних дней придавали устойчивость всей политической системе. Сохраняющаяся военная угроза извне, попытки США и Южной Кореи добиться «открытия» КНДР, обострение экономических трудностей, вызванных прекращением помощи социалистических стран и стихийными бедствиями последних лет, привели к заметному усилению влияния военных и дальнейшей эволюции всей жизни страны в направлении «осажденной крепости». Однако усиление роли военных в политической системе КНДР не дает оснований ожидать того, что они смогут взять власть в свои руки или выступить инициаторами каких-либо значительных перемен, особенно в сторону либерализации режима. Опыт событий в социалистических странах показал, что хотя армейское руководство в целом придерживается консервативных взглядов, оно занимает в основном пассивную позицию в отношении развертывающихся событий. В современной КНДР догма о «единстве народа, партии и армии» преобразовалась в полный диктат армии над населением, обеспечивающий его покорность и «сплочение» вокруг правящей верхушки. Сейчас каста военных (служба в армии продолжается 10 лет) выполняет властно-распорядительные функции. При каждом предприятии действуют военкомы, являющиеся гарантами «порядка». Солдаты военизированной охраны осуществляют патрулирование и нередко вмешиваются в гражданскую жизнь, пресекая «антисоциалистические проявления». В существующих при каждом жилом доме «народных группах» (инминбанах) с недавних пор также действуют представители военизированной охраны. В силу этого военные становятся привилегированной прослойкой, что вызывает растущее недовольство населения. Высшее руководство КНДР имеет твёрдую иерархию, не всегда определяемую только занимаемыми должностями. Ким Чен Ир помимо постов председателя ГКО и генерального секретаря ТПК занимает также посты Верховного главнокомандующего КНА, руководителя оперативной группы Ставки Верховного главнокомандования КНА, заведующего организационно-инструкторским отделом ЦК ТПК. Долго ли ещё сможет существовать жесткий военно-иерархический режим, и возможно ли появление в КНДР демократического общества? Вероятность кризиса и распада системы с полным изменением общественного строя очень незначительна, но опасность такого сценария сегодня признается многими странами. КНДР предстоят поиски путей перехода к системе, которая соединяла бы централизацию власти с возможностью высвобождения инициативы низов, в первую очередь в социально-политической, а затем и экономической сфере.
Вопросы 1. В чём своеобразие политической системы КНДР? 2. Какова роль армии в политической системе КНДР? 3. Что является основой идеологии в КНДР?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|