Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усиление европейского направления во внешней политике Испании в 1960-70-з годов

 

Франко пытается выйти из изоляции, активизирует связи с европейскими государствами. 1960-61 – визиты глав европейских государств в Испанию. 1963 – новый договор с США (более выгодный). 1963 – торговое соглашение с Кубой. Вторая половина 1960-х – сближение с европейскими государствами, торговые связи с ФРГ.

Либерализация экономики и экономический рост в 1960-е годы сопровождались некоторыми политическими уступками. В 1966 был принят Органический закон, внесший ряд либеральных поправок к конституции. Испано-американские отношения в период президентства Дж.Кеннеди: первые противоречия. Перезаключение испано-американского договора в 1963 г.

Нарастание испано-американских противоречий в середине и второй половине 60-х гг. Расширение торговых связей Испании с Кубой. Поддержка требования Панамы о возвращении Панамского канала. Осуждение американской интервенции в Доминиканской республике. Позиция Испании в арабо-израильском конфликте. Отказ Испании осудить выход Франции из военной организации НАТО. Отказ США поддержать Испанию в англо-испанском споре о Гибралтаре. Катастрофа над Паломаресом (1966 г.) и ее последствия: ограничение деятельности американских ВВС в Испании. Отношение правящих кругов и общественности Испании к американским военным базам.

1960–1961 годы были ознаменованы серьезными волнениями среди рабочих и студенчества. Ссылаясь на «Encyclia Mater et Magister» папы Иоанна XXIII, к бастующим горнякам Астурии и революционному движению басков «Euzkadi Та Azkatasuna» (ETA) впервые примкнуло клерикальное объединение левой ориентации - «Нег-mandad Obrera de Action Catolica» (HOAC) («Трудовое братство католического действия», ТБКД). Затем заставила заговорить о себе организация[26] «Directorio Revolucionario Iberico de Liberacion»: (DRIL) - Иберийская революционная директория освобождения» (ИРДО), организовавшая ряд покушений с применением бомб. Вооруженные республиканцы-эмигранты вновь перешли «зеленую границу» в Пиренеях.

Все это, возможно, быстро было бы предано забвению, если бы не история с «Санта Марией» и не начало войны в Анголе - два события, в результате которых мадридский режим в 1961 году предпринял дальнейшие шаги по деколонизации в пользу Испанской Гвинеи. Они также стали причиной спекуляций вокруг отставки премьер-министра Португалии Салазара, имевшей определенные последствия и дляФ.Франко. Положение казалось совершенно критическим, когда рождественским вечером 1961 года в руках Ф.Франко взорвалось охотничье ружье. Ф.Франко был ранен, потребовалась операция, и существовала опасность, что 69-летний глава государства не перенесет наркоза. Во всяком случае, сам Ф.Франко не исключал такой исход, поскольку предварительно вызвал к себе генерала Муньоса Грандеса, влиятельного члена регентского совета, а также других представителей высшего офицерства.

Несмотря на то, что Ф.Франко перенес оперативное вмешательство без каких-либо последствий, в 1962 году волнения усилились, в особенности со стороны относительно хорошо оплачиваемых рабочих северных провинций. Политики различной окраски поспешили в Мюнхен, где под руководством Хиля Роблеса и заместителя Прието обратились к странам - членам Общего рынка с призывом принять Испанию в ЕЭС лишь после того, как она осуществит демократические реформы. Кроме того, вновь начал агитационную деятельность нелегально возвратившийся на родину лидер коммунистов Хулиан Гримау, разыскиваемый как военный преступник.

Нация ощущала рост новых импульсов. Непривычные контуры новых веяний просматривались не только в том, что Мануэль Фрага Ирибарне, занимающийся вопросами информации и туризма, говорил о либерализации и ослабил цензуру. Всеобщее внимание привлекло и то, что Грегорио Лопес Браво произвел реформу министерства промышленности, а Лауреано Лопес Родо обнародовал многообещающий план развития.

К тому же оправдало себя предпринятое в 1963 году преобразование договора о военных базах между Испанией и США в договор о взаимопомощи. Выгодные кредиты были обещаны Кастиэлье также правительством генерала де Голля, которое, кроме того, выразило готовность оказать помощь в строительстве первой в Испании атомной электростанции. Стимулирующее воздействие оказало также-то обстоятельство, что Фрага Ирибарне в 1964 году сумел привлечь в страну около 17,25 млн. туристов, обеспечив этим мощный приток иностранной валюты.

В 1964 году Лопес Браво зафиксировал прирост промышленного производства, равный 140,2%, что неожиданно выводило Испанию на первое место, обогнавшую Японию (139,2%) и США (121,6%). Производство автомобилей возросло до 350 000 в год; в производстве телевизоров (74,60%), холодильников (146,91%) и стиральных машин (98,23%) наблюдался еще больший рост. Доход на душу населения за период с 1958 года увеличился более чем вдвое.

Уже в начале 1970-х годов Испанию ежегодно посещало до 27 млн. туристов, главным образом из Северной Америки и Западной Европы, в то время как сотни тысяч испанцев уезжали на заработки в другие европейские страны. Однако государства Бенилюкса выступали против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран. Первая просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964. Пока Ф.Франко оставался у власти, правительства демократических стран Западной Европы не желали устанавливать с Испанией более тесных контактов.

В последние годы жизни Ф.Франко ослабил контроль над государственными делами. В июне 1973 он уступил пост премьер-министра, который занимал в течение 34 лет, адмиралу Луису Карреро Бланко. В декабре Карреро Бланко был убит баскскими террористами, и его заменил Карлос Ариас Наварро, первый гражданский премьер-министр после 1939. В ноябре 1975Ф.Франко умер. Еще в 1969Ф.Франко объявил своим преемником принца Хуана Карлоса из династии Бурбонов, внука короля Альфонса XIII.

Борьба «атлантистов» и «европеистов» в политическом руководстве франкистской Испании в 60-е – первой половине 70-х гг.

Неудачный исход переговоров о возобновлении испано-американского договора в 1968 г. Отставка министра иностранных дел Испании Ф.-М.Кастиэльи в 1969 г. и улучшение испано-американских отношений. Перезаключение испано-американского договора в 1970 г. Договор 1970 г. как связующее звено между Испанией и НАТО.

Период довольно быстрого развития испанского капитализма в 60-70 годы обусловил значительный рост экономических связей Испании с ведущими западноевропейскими странами. Несмотря на имевшую место в то время определенную изоляцию франкистского режима, объем торговли между Испанией и «Общим рынком» с 1959 г. по 1970 г. увеличился более чем в 6 раз.

В 1970 году Мадрид поставил в страны ЕЭС продукции на 99 млрд. песет, а закупил на 163 млрд. песет, в то время как в США испанский экспорт составил 23 млрд. песет и импорт - 62 млрд. песет, а в Латинскую Америку было экспортировано товаров на сумму 17 млрд. песет и импортировано - на 28 млрд. песет.[27]

Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф.М.Кастиэлья писал: «Территориальная близость моей страны с Сообществом и поддержка, которую могут предоставить ее географическое положение для сплочения Европы, побуждает мое правительство добиваться ассоциации, способной в свое время вылиться в интеграцию».[28]

Сторонники «новой ориентации» на Западную Европу, преодолев сопротивление старой фалангистской гвардии, продолжавшей проповедовать политику автаркии в области экономики, приступили к конкретной реализации плана интеграции Испании с ЕС, начав диалог с Сообществом.

Первые переговоры между Испанией и ЕС о приеме страны в эту организацию на правах ассоциированного члена были проведены в 1962-1966 годах, однако успехом не увенчались. Ряд членов ЕС высказались против принятия Испании под предлогом «политических» соображений. Начало трансформации франкистского режима и разразившийся в стране экономический кризис во второй половине 70-х годов усилили важность проблемы интеграции Испании с ЕС. Испанские правящие круги рассчитывали с помощью «Общего рынка» поправить дела в испанской экономике, снизить стремительный рост безработицы, оказывающий непосредственное влияние на нестабильность внутриполитического положения, и получить политическую поддержку силам, проводящим правоцентристские реформы в стране. Связь с ЕС, равно как и с НАТО, должна была стабилизировать обстановку в Испании, препятствуя проявлению рецидивов как со стороны левых сил, так и со стороны крайне правых.

Экономический «бум» 60-х и первой половины 70-х годов еще более укрепил позиции «новой» буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики «автаркии» регулируемой экономики и перейди к экономической «либерализации», создавшей еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.

В 60-х годах «Национальное движение» возникли враждующие между собой группировки. Вместе с тем ультраправые элементы фаланги неоднократно пытались возродить ее. В мае 1958 г. принципы фаланги были провозглашены основополагающими принципами государства, но вернуть себе утраченные позиции она не смогла.

К концу 60-х годов «Национальное движение, раздираемое противоречиями, зашло в тупик. Все попытки реформировать его на принципах «апертуризма», то есть создания в его рамках политических ассоциаций, которые формально должны были заложить основы политического плюрализма в случае ухода Ф.Франко со сцены, провалились. К середине 70-х годов франкизм практически полностью потерял поддержку еще одной из своих важнейших опор – католической церкви.

Первый серьезный шаг к сближению оппозиционных сил был сделан в июне 1962 г. на совещании представителей буржуазных партий и социалистов в Мюнхене, выдвинувшем 5 условий перехода Испании от диктатуры к демократии (создание в стране демократических инструментов, обеспечение действенных гарантий прав человека, признание прав национальных групп, обеспечение профсоюзных свобод, право на оппозицию). Компартия охарактеризовала эти пункты как отвечающие «минимальным требованиям всех без исключения антифашистских сил Испании».

К началу 70-х годов возможности франкизма к маневрированию резко сократились как потому, что он зашел в тупик, лишившись поддержки и сочувствия значительной части тех сил, которые его поддерживали почти четыре десятилетия, так и потому, что оппозиция сумела преодолеть существовавшие ране внутри нее противоречия и начала выступать единым фронтом.

Попытки начавшего агонизировать режима ужесточением репрессий спасти себя от краха лишь подлили масла в огонь сопротивления. Особенно стремительно кризис режима начал нарастать с декабря 1973 г. после гибели в результате покушения премьер-министра адмирала Карреро Бланко, видевшего свою задачу в сохранении незыблемости существующих порядков. Сменивший его на это посту К. Ариас Наварро пытался стабилизировать обстановку, провозгласив курс на осуществление частичных реформ. В одном из своих выступлений он подчеркнул, что «в смысле осуществления политических изменений в стране на Ф.Франко больше рассчитывать нельзя».

Разногласия и противоречия в правящих кругах приняли в это время чрезвычайно острые формы, создав обстановку перманентного политического кризиса. Обещанные Ариасом Наварро реформы так и не были осуществлены, что еще больше обострило конфликт между «эволюционистами» и «бункером».

Франкизм как политическая и идеологическая система исчерпал себя. Его отвергали и господствующие классы и народные массы. Необходимость перемен понимали все, даже наиболее яростные его поклонники. В этой обстановке всеобщего брожения, нарастающих противоречий в верхах и острых социальных конфликтов 20 ноября 1975 г. умер 82-летний диктатор. Его похороны ультра отметили массовыми манифестациями в Мадриде и других городах.

22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I. В своей первой тронной речи, вызвавшей раздражение «бункера» и удовлетворение «умеренных», в очень осторожных и взвешенных выражениях король заявил о своем намерении осуществить назревшие в стране реформы. Период франкизма ушел в прошлое, Испания вступила в новый этап своего развития.

Была ли франкистская Испания сателлитом США? (проблема испано-американских отношений в историографии).

Одним из основных объектов внимания индустриально развитых государств продолжала оставаться Латинская Америка, являясь ареной столкновения интересов США, Западной Европы и Японии. Особую роль в борьбе за влияние на Латинскую Америку продолжает играть Западная Европа, где, на ряду со старыми, занимающими традиционно ключевые позиции в сфере торговле со странами Латинской Америки, всё активнее начинают проявлять себя более слабые государства, в том числе и Испания.

Специфика положения Испании в современной системе международных отношений определяется её традиционными связями не только со странами Европы, но также с арабским миром и с Латинской Америкой. В условиях франкистской диктатуры (1939-1975 гг.), находясь в политической изоляции, Испания выступала на международной арене в качестве младшего и неравноправного партнёра США и ведущих стран Запада. С падением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В испанской исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «период демократизации». Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. В последние годы в испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного «центра силы» на внутреннюю и внешнюю политику Испании.

Демонтаж франкистских структур после смерти Ф.Франко, сопровождался повышением экономической и политической активности широких слоёв населения в Испании, острой внутриполитической борьбой, формированием основных концептуальных подходов ведущих политических партий Испании к вопросам внешней политики. В этих условиях происходил процесс становления латиноамериканского курса правительства Союза демократического центра во главе с А.Суаресом. При этом особый упор им делался на то обстоятельство, что Испания традиционно привержена идеям нейтралитета, стоит вне блоков.

Однако, успешно начатый процесс восстановления отношений Испании с латиноамериканскими странами в конце 70-х годов столкнулся с определёнными трудностями, а именно: на фоне экономических осложнений и обострившихся внутриполитических противоречий в стране, а также свёртывания процессов разрядки, определился отход правящих кругов Испании от внеблоковой линии во внешней политике, наметилось явное и более тесное сближение с западными союзниками и НАТО. Поворот правящих кругов Испании к началу 80-х годов в сторону атлантизма, вступление Испании в 1982 году в НАТО и возникшая в связи с этим определённая подчинённость внешней политики Испании стратегии НАТО вызвали настороженность в латиноамериканских странах, внесли осложняющий элемент в отношения между испано-язычными странами. Во всём этом наглядно проявилась тесная взаимосвязь внутренней и внешней политики первых постфранкистских правительств.

Установленные ещё во времена франкистской диктатуры связи ИСРП с демократическими кругами латиноамериканской общественности значительно окрепли во второй половине 70-х годов.

Несмотря на существующие трудности, Испания и латиноамериканские государства располагают немалыми резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Вступив в НАТО и ЕС, Испания сохранила автономность во многих важных международных вопросах. В Латинской Америке правительство испанских социалистов неоднократно действовало в рамках блока сил, противостоящих курсу администрации США. Испанская политика в вопросах разоружения, ликвидации иностранных военных баз, урегулировании внешней задолженности развивающихся стран, региональных конфликтов носила более позитивный характер, чем политика многих других государств - членов ЕС.

Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов, интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой демократизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...