Александр Блок родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье профессора права и дочери ректора университета. Родители маленького Саши разошлись, и он с трех лет жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. Семья матери поэта имела непосредственное отношение к литературе и науке. Дед, Андрей Николаевич Бекетов, был ректором Петербургского университета, бабушка, Елизавета Григорьевна, переводила научные и художественные произведения. Мать, Александра Андреевна, занималась переводами стихов и прозы с французского. Отец, Александр Львович Блок – профессор варшавского университета по кафедре государственного права, знаток литературы. Отношение в семье к литературе имело первостепенное значение, поэтому первые литературные опыты маленького Саши были встречены с особым вниманием. В юности будущий поэт готовился к театральному поприщу. Однако под влиянием отца летом 1898 г. Александр Блок поступает в Петербургский университет на юридический факультет, позже переводится на филологический факультет, который и заканчивает в 1906 г. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Вскоре выходит первый сборник стихов поэта «Стихи о прекрасной даме», написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха. В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию.
Летом 1911 года Блок едет за границу, на этот раз во Францию.
Революционные события в Петербурге Блок отразил в своих стихотворениях, поэмах, статьях. Писатель принял советскую власть, не эмигрировал, а работал в издательстве города Петрограда. Объем работы постоянно возрастал, Александр очень уставал. Он писал о себе:
«Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…»
Тяжёлые нагрузки и жизнь в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта.
Умер Александр Александрович Блок 7 августа 1921 года в своей петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.
Поэта похоронили на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище
. Годы после революции 1905 года писатель ощущал, как годы безвременья. Выход из тупика связывается поэтом с образом Родины. Трагические события в России он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути. Каким бы ни было настоящее России, поэт всегда верил в ее будущее. Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта. Тема Родины становится сквозной в его творчестве.
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — признавался поэт.
Стихотворение «Россия» написано самым правдивым поэтом Серебряного века Александром Блоком в 1908 году.
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
«Опять, как в годы золотые» – значит, что все это уже было давно, история повторяется.
Аллитерация (повтор согласных звуков) в строке – «три стёртых треплются шлеи» — подчеркивает трудность пути России.
Антитеза словосочетаний «спицы расписные» — «расхлябанные колеи» говорит о контрастности, свойственной нашей стране.
Эпитет (образное определение) во второй строфе «песни ветровые» напоминает стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Край ты мой, родимый край»:
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А также стихотворение Сергея Есенина «Топи да болота»:
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной…
Образ Руси в стихотворениях русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ называется архетипическим (архетип — первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики).
В третьей строфе Блок говорит, что не умеет жалеть родину, и в то же время несет крест. А крест — символ страдания одного человека за всех.
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Далее поэт создаёт новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России:
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
Выражение «прекрасные черты» напоминает образ Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Именно у Блока Родина предстает в образе женщины, жены, матери. Поэт пишет о невидимой глазу духовной сущности России.
Последняя строфа отличается от предыдущих светлым чувством веры в будущее, возвращает нас в настоящее.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Антитеза «даль дорожная» соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору», а выражение
«глухая песня ямщика» противопоставляется слову «звенит»!
Звенит тоской. Вот такая она Россия, непредсказуемая, загадочная, вечно в движении.
Поэтому и композиция стихотворения кольцевая: начинается и заканчивается образом дороги, тройки, вечными символами Родины.
Произведение написано четырёхстопным ямбом (двусложный размер с ударением на четный слог), который гибок и пластичен.
Чередование богатых мужских и женских рифм создаёт ощущение мелодичности и гармонии.
Александр Блок был чужд благолепных дум о России. Ему нужно было любить её именно нищую, униженную, дикую, хаотичную, несчастную, гибельную, потому что таким он ощущал и себя: он всегда любил отчаянно.
В долготерпении, в жизнестойкости народа, которые не истребить никакими «обманами», поэт видит спасение.
Именно нищета страны, убогий вид видятся поэту залогом будущего просветления России. «И невозможное возможно» – считает поэт, намекая на ожидаемые им перемены в судьбе Родины.
Это стихотворение – признание в любви своей земле, её народу, традициям и обычаям. Поэтому оно будет актуально всегда.
Читая произведения Александра Александровича Блока, мы чувствуем неразрывную связь своей судьбы с судьбой России.
|