Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль Web-технологий в современном обществе

Оглавление

 

Введение

1. Элементы Web-конструирования в современных курсах информатики

1.1 Роль Web-технологий в современном обществе

1.2 Анализ учебных планов и учебных программ курсов информатики и информационных технологий

1.3 Электронные учебные пособия и технологии их разработки

2. Электронное пособие "Создание Web - документов"

2.1 Содержание и структура электронного пособия

Заключение

Литература

 


Введение

 

Стремительная информатизация человеческого общества неизбежно влечет за собой внедрение новых информационных технологий (НИТ) и в частности компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности, а также в сферу образования. Все более широкое распространение получают новые методы получения и передачи знаний.

Особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определённую траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию.

В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители. Усиление интереса к подобным источникам связано с появлением Web-технологий, а также с развитием средств коммуникаций, сети Internet.

Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Internet - технологий, является непростой технологической и методической задачей. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. Постепенное наращивание парка вычислительной техники в быту делает перспективной отрасль деятельности, связанной с разработкой и внедрением электронных учебных материалов [14].

Правильно разработанные электронные учебные пособия по различным дисциплинам позволяют студенту изучить материал не только визуально, но и дает возможность реального осмысления, повторения материала, самостоятельного обучения по данному конкретному предмету.

Информационные технологии призваны помочь преподавателю в процессе донесения материала до слушателя, наглядно показать важность изучаемого предмета и предоставить полный объем информации, который не в силах вместить в себя, например, полуторачасовая лекция. Поэтому, именно электронные учебные материалы, позволяющие включать в себя массу различных графических и мультимедийных средств, что значительно увеличивает наглядность процесса обучения, являются передовыми средствами обучения.

Особую значимость электронные учебные материалы приобретают для тех дисциплин, которые слабо поддержаны методической литературой, либо быстро меняются и устаревают, для которых бывает трудно подготовить печатное издание, отвечающее требованиям сегодняшнего дня.

В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.) концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных пособий, которые призваны помочь преподавателю и студенту в образовательном процессе.

Таким образом, с одной стороны, знание Web-технологий очень важно как для преподавателей, так и для учащихся, с другой стороны, времени на их изучение отводится мало. Поиск вариантов решения данной проблемы привел к выводу о необходимости разработки электронных учебных пособий, которые могут обеспечивать самостоятельное освоение этих технологий.

электронное учебное пособие информатика

Объектом исследования является процесс обучения информационным технологиям в педвузе и школе.

Предметом исследования является обучение Web-технологиям в рамках технологических курсов педвуза.

Целью настоящего исследования следует считать разработку электронного учебного пособия "Создание Web-документов", а также методики его использования в учебном процессе.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

Проанализировать литературные источники с целью выявления содержания подготовки студентов педагогических ВУЗов в вопросах информационных технологий, а также изучить технологию разработки электронного учебного пособия.

Разработать электронное учебное пособие "Создание Web-документов".

Провести апробацию ЭУП в учебном процессе вуза и сделать заключение.

Практическая значимость работы заключается в разработке электронного учебного пособия "Создание Web-документов" и рекомендаций по его использованию в учебном процессе.


Элементы Web-конструирования в современных курсах информатики

 

Роль Web-технологий в современном обществе

 

Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым, прежде всего, следует отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба. Компьютерных технологий охватили все сферы человеческой деятельности - науку, производство, образование, быт. “В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамота" [36]. Но компьютеризация образования - это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменить весь процесс обучения [17]. Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приёмов, способов, средств создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. В то же время не утихают споры о роли и функциях компьютеров, используемых в целостной системе обучения.

Приведем некоторые из них. Так, одни авторы утверждают, что “отличительная черта компьютерного обучения - ориентация на новый, более высокий уровень восприятия и репродуцирования профессионального знания: если традиционные формы обучения дают, как правило, возможность получения знания и механического его отображения, то компьютерное обучение позволяет овладеть механизмами и законами использования знания, т.е. овладеть навыками и умениями, на что, по сути, и ориентирована средняя специальная и высшая школа" [16].

Другие авторы доказывают, что “практика использования технических средств обучения не привела к серьезному повышению эффективности учебного процесса ни по одному из показателей, в том числе и по качеству усвоения” [17].

Можно согласиться с существующей точкой зрения, что компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям студентов.

Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовывать индивидуальное общение с обучаемым, опирающееся на его базовые знания.

С изменением оценки роли и места компьютера в образовательном процессе компьютер принято рассматривать в контексте новых информационных технологий обучения, которые значительно отличаются друг от друга, прежде всего заложенными в них теоретическими принципами, обучающими функциями и способами их реализации.

Следовательно, компьютерные технологии оказывают существенное влияние на содержание обучения в смысле доступности для студента многого из того, что ранее считалось посильным только для специалистов высокой квалификации. Большое значение имеет и то, что компьютер создает реальные предпосылки для создания интегрированных учебных программ, разработки содержания профессионально ориентированного обучения с учетом реальных научно-производственных процессов, делает объектом изучения собственно учебно-познавательную и самостоятельную деятельность студента. Более того, студент освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к преподавателю, получать требуемую информацию, в том числе относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебно-познавательной задачи, получает возможность приобщения к исследовательской работе.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий связано также с расширением круга учебно-познавательных задач: задачи на моделирование и имитацию, задачи нового типа, например, “введение" обучаемого в “реальную" социальную среду или производственную ситуацию. Начинают появляться принципиально новые средства компьютерных информационных технологий (Web-технологий) обучения: учебные и игровые среды, экспертные системы, гипертекстовые и мультимедийные обучающие системы.

Для того чтобы понять, что такое Web-технологии, раскроем основные определения.

Интернет - это глобальная компьютерная сеть, позволяющая использовать информационное пространство десятков миллионов компьютеров по всей планете [11]. Интернет - это источник информационного ресурса, предоставляет беспрецедентный способ получения информации. Люди получают доступ к этой информации посредством использования Web-технологий. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду.

В Интернет действует очень много различных служб: электронная почта, группы новостей (телеконференции), служба передачи файлов и многие другие. Однако самая популярная служба - это WWW (World Wide Web). Для Интернет служба WWW имеет особое значение. WWW - это распределенная информационная система мультимедиа, основанная на гипертексте.

Распределённая информационная система - это система, состоящая из трёх компонентов [29]:

·   Web-серверы;

·   Web-браузеры;

·   Web-страницы.

Web -серверы - это компьютеры, на которых храниться информация сети Интернет. Web -браузеры - это специальные программы, позволяющие получить доступ к WWW.Информация в WWW организована в виде специальных документов, которые называются Web -страницами и могут состоять из одного слова или целого текста. Web-страница может содержать текст, звук, анимацию и самое главное - ссылки на другие Web-страницы. Web - узел представляет собой набор страниц, относящихся к определённой теме и хранящихся на одном компьютере - Web-сервере. Связь между Web-страницами осуществляется посредством гиперссылок. Web-страницы могут существовать в любом формате, но в качестве стандарта принят Hyper Text Markup Language (HTML) - язык разметки гипертекстов, предназначенный для создания форматированного текста, насыщенного изображениями, звуком, анимацией, видеоклипами и гипертекстовыми ссылками на другие документы, разбросанные как по всему Web-пространству, так и находящиеся на этом же сервере.

Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование информации с помощью установления гиперсвязей. Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям, то есть в соответствии с установленной структурой связей [1].

Гипертекстовые системы - это специальные программные средства построения гипертекстовых связей, где гипертекстовые ссылки хранятся в специальных форматах или даже составляют специальные файлы [37].

Всё это в совокупности и составляет Web -технологии или технологии World Wide Web. Рассмотрим основные этапы развития технологии World Wide Web.

К 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализации с одной стороны, а с другой стороны делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных. Идея Т. Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределённым в сети, и сделать это максимально простым способом. Он заложил три краеугольных камня системы из четырёх существующих ныне, разработав [37]:

·   язык гипертекстовой разметки документов HTML (Hyper Text Markup Language);

·   универсальный способ адресации ресурсов в сети URL (Universal Resource Locator);

·   протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (Hyper Text Transfer Protokol).

Позже к этим трём компонентам добавился ещё один:

·   универсальный интерфейс шлюзов CGI (Common Gateway Interfase).

Идея HTML - пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения гипертекстовой системы при помощи специального средства управления отображением. На разработку языка гипертекстовой разметки существенное влияние оказали два фактора: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы данных, распределённой на сети.

В 1989 году активно обсуждалась проблема интерфейса гипертекстовых систем, то есть способов отображения гипертекстовой информации и навигации в гипертекстовой сети. Значение гипертекстовых технологий сравнивали со значением книгопечатания. Утверждалось, что лист бумаги и компьютерные средства отображения (воспроизведения) серьёзно отличаются друг от друга, и поэтому форма представления информации тоже должна отличаться. Наиболее эффективной формой организации гипертекста были признаны контекстные гипертекстовые ссылки, а, кроме того, было признано деление на ссылки, ассоциированные со всем документом в целом и отдельными его частями. Обычно гипертекстовые системы имеют специальные программные средства построения гипертекстовых связей. Сами гипертекстовые ссылки хранятся в специальных форматах или даже составляют специальные файлы. Такой подход хорош для локальной системы, но не для распределённой на множестве различных компьютерных платформ. В HTML гипертекстовые ссылки встроены в тело документа и хранятся как его часть. Часто в системах применяются специальные форматы хранения данных для повышения эффективности доступа. В WWW документы - это обычные ASCII - файлы, которые можно подготовить в любом текстовом редакторе. Таким образом, проблема создания гипертекстовой базы данных была решена чрезвычайно просто.

В качестве базы для разработки языка гипертекстовой разметки был выбран SGML (Standard Generalized Markup Language). Следуя академическим традициям, Бернерс-Ли описал HTML в терминах SGML. Естественно, что в HTML были реализованы все разметки, связанные с выделением шрифтов, параграфов, стилей и тому подобное, так как реализация подразумевала графический интерфейс. Важным компонентом языка стало описание встроенных и ассоциированных гипертекстовых ссылок, встроенной графики и обеспечение возможности поиска по ключевым словам.

С момента разработки первой версии языка (HTML 1.0) прошло несколько лет. За это время произошло довольно серьёзное развитие языка. Почти вдвое увеличилось число элементов разметки, оформление документов всё больше приближается к оформлению качественных печатных изданий, развиваются средства описания не текстовых информационных ресурсов, а способы взаимодействия с прикладным программным обеспечением.

Современные средства доступа позволяют обучающимся быстро обратиться непосредственно к интересующему их элементу содержания информационной системы. Поэтому, изучая какой-то материал и желая работать с данным его фрагментом, пользователи не должны следовать длинным маршрутам через весь материал, чтобы добраться до определённой его части.

Организация учебного материала, основанного на использовании Web-технологий, должна быть дополнена знаниями о том, как применить этот хорошо структурированный материал для достижения образовательных целей [1].

Очевидно, что обучение на базе Web-технологий - это динамический процесс, основные тенденции развития которого связаны с расширением сферы использования компьютера в учебном процессе [27]. По мнению директора Института информатизации образования Российской академии образования И.В. Роберт, возникшая проблема большинства членов современного общества интенсивно познавать и реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения своего общекультурного и профессионального уровня определяется тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств, образовательные технологии приобретают всё большую "зависимость" от ИКТ, на базе которых они создаются и совершенствуются [15]. При этом психологическое принятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволяет современному человеку "виртуально" получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом, самосовершенствоваться и самовыражаться в позитивной сфере общечеловеческих устремлений.

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных). К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; локальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях; устройства ввода-вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации; средства архивного хранения информации; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; системы компьютерной графики и анимации; системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации; программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.); системы искусственного интеллекта; инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий: мультимедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность.

Рассмотрим возможности, которые предоставляют средства ИКТ:

1. интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;

2. компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных;

.   использование больших объёмов информации с возможностью её передачи, лёгкого доступа и обращения к информационному ресурсу, в том числе глобальной сети Интернет;

.   автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов, как реально протекающих, так и представляемых на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

.   автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

В отечественных научных разработках реализацией вышеперечисленных возможностей ИКТ в процессе образования занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [18]. Этот процесс предполагает решение следующих проблем и задач [32]:

·   выявление научно-педагогических, методических, нормативно-технологических предпосылок развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

·   совершенствование методологической базы отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

·   обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

·   создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса;

·   разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

·   использование распределённого информационного ресурса сети Интернет в образовательных целях и разработка технологий информационного взаимодействия на базе глобальных телекоммуникаций;

·   разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как реального, так и виртуального;

·   создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогического тестирования и разработки диагностирующих методик контроля, оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

·   совершенствование механизмов управления системой образования, в том числе управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей.

Вышеизложенное определяет развитие процесса информатизации современного общества, основная особенность которого - преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании, и осуществление информационного взаимодействия на основе ИКТ. Информатизация общества активизирует наращивание и использование интеллектуального потенциала социума, обеспечивает каждому индивиду доступ к информационному ресурсу с возможностью визуализации и осуществления интерактивного взаимодействия с информационным источником. На этом фоне устоявшееся мнение о "получении необходимого образования" коренным образом изменяется или, как минимум, модифицируется, прежде всего, в направлении демократизации как выбора режимов учебной деятельности, которые вполне могут быть адекватны личным предпочтениям и психологическим особенностям обучающегося, так и выбора преподавателя или наставника. Более того, образование становиться более доступным в силу его открытости, благодаря дистантным формам обучения, возможности самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации на основе распределённого информационного ресурса сети Интернет и его применения в учебных целях. Достижения в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей ИКТ, позволяют прогнозировать разработку и применение программно-методических средств информационного взаимодействия, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информации об изучаемых или исследуемых объектах предметной среды, их моделях и имитациях.

Огромное значение при внедрении ИКТ в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, но именно интерактивных информационных сред, целостное взаимосвязанное функционирование всех процессов познания и управления им. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов. Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагогов, которые могут и должны стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагогов к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность их взглядов являются необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения [17].

Современные средства обучения предоставляют возможность интенсификации занятий разных форм обучения, но имеют наибольшее значение для организации самоподготовки обучающихся в роли методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это существенно усиливает мотивацию обучения, повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни. Воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено и школьным и высшим образованием. К сожалению, в школах ещё не достаточно функционируют компьютерные технологии обучения. Это связано и с возрастными особенностями учащихся, и с техническим обеспечением школ.

В последние годы наметилась тенденция роста числа школ, имеющих доступ в Интернет. Получив возможность приобщить учащихся к этому огромному информационному пространству, многие учителя информатики не только включают в свои учебные программы темы, в которых рассказывается о технических основах функционирования Интернета и принципах навигации по гипертекстовым документам, но и дают детям возможность научиться создавать собственные Web-ресурсы. С помощью Интернета можно продемонстрировать всему миру свои увлечения, достижения или исследовательские работы, выполненные по другим дисциплинам школьного цикла [33]. World Wide Web (WWW) в Интернете - это самый демократичный носитель информации: с его помощью любой может сказать и услышать сказанное без промежуточной интерпретации, искажения и цензуры, руководствуясь определенными рамками приличия. Интернет обеспечивает уникальную свободу самовыражения личности и информации [17].

ИКТ коренным образом изменили природу отношений между учеником и учителем, а также, следовательно, и стиль преподавания и стиль учения. Десять лет назад, в начале внедрения информатики в различные учебные заведения, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. В настоящее время понятно, что компьютерные технологии не должны использоваться только для программирования. Большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий, позволяющих работать с компьютером непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.

Чарльз Кларк, Государственный секретарь Великобритании по образованию и занятости, считает, что если ИКТ применяются должным образом и с должным эффектом, то оказывают огромное влияние на учебную деятельность школьников [39]. ИКТ играют ключевую роль в формировании учебных навыков через большую мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления, обеспечивают повышение уровня и улучшение качества образования.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества педагогов и обучающихся.

1.2 Анализ учебных планов и учебных программ курсов информатики и информационных технологий

 

Для того чтобы понять, какое место занимают Web-технологии в образовательном процессе, необходимо проанализировать учебные планы и учебные программы курсов информатики и информационных технологий.

Рассмотрим программу преподавания информатики в школе на базе объектно-информационной концепции [24]. Тематический план 9-го класса содержит раздел "Коммуникации в глобальной сети Интернет". На изучение этого раздела в классе отводиться 12 часов и для самостоятельного обучения отводится тоже 12 часов.

Раздел содержит следующие темы:

·   основные понятия среды Интернет;

·   работа в среде браузера Internet Explorer;

·   основы языка HTML;

·   создание Web-документа;

·   мир электронной почты;

·   телеконференции.

По данной программе учащиеся должны знать:

.   назначение Интернета и его роль в развитии общества;

2. основные понятия среды Интернет: гипертекст, гиперссылка;

3. назначение программы-браузера;

4. назначение управляющих элементов окна браузера;

.   понятие домена и правила образования адреса в Интернете;

.   технологию поиска информации в Интернете;

7. назначение языка HTML;

.   понятие HTML-файла;

.   основные теги;

.   технологию оформления Web-документов;

.   теги оформления текста;

12. теги работы с графическими объектами;

13. тег определения гиперссылок;

.   представление об электронной почте;

.   представление о телеконференции;

.   технологию организации телеконференции.

Таким образом, можно сделать вывод, что на овладение Web-технологиями уделяется очень мало времени. Необходимо совершенствовать курс изучения информационных технологий и включать в школьную программу новые темы. На международном конгрессе конференций "Информационные технологии в образовании" неоднократно обсуждалась эта проблема. Учителя лицея №1511 города Москвы выступили на конгрессе с предложением внести изменения в организацию учебного процесса - ориентировать современные школы на широкое использование вычислительной техники [23]. Предлагается выделить "четкую направленность на широкое использование компьютеров и систем обработки информации и как предмета, и как средства обучения". Курс "Основы информатики и вычислительной техники" должен быть построен как единый цикл компьютерных уроков, каждый из которых предполагает ту или иную форму использования вычислительной техники при подаче учебного материала, контроле и самостоятельной работе учащихся. Такая форма обучения позволяет повысить эффективность урока, сделать учебное занятие более динамичным и интересным для ученика. Тем самым в рамках курса обеспечивается понимание роли информации в современном мире, эффективность от применения современных методов и средств информационных технологий.

Содержание курса "Основы информатики и вычислительной техники" должно определяться следующими разделами:

·   информационные системы и технологии;

·   системное программное обеспечение компьютера;

·   прикладные программные продукты;

·   технология программирования;

·   компьютерные сети.

Характерной особенностью курса является то, что при его постановке значительное внимание уделяется решению не только методических, но и дидактических задач.

В настоящее время основой компьютеризации является использование компьютера в качестве инструмента интеллектуальной деятельности учащихся. При этом используются групповые и индивидуальные формы работы и проектная деятельность.

Создание различных по форме и объёму творческих работ (рефератов, докладов, презентаций) активно используются в учебном процессе на всём периоде обучения и по многим учебным предметам. При этом активное использование компьютера позволяет перейти на новый качественный уровень. Так в ходе подготовки любой творческой работы происходит поиск объектов в глобальном информационном пространстве. Интернет даёт возможность учащимся обращаться к тематическим сайтам, отбирать и анализировать информацию, проверять факты через различные источники, выявлять альтернативные позиции и различные точки зрения, представлять полученную информацию в виде Web-страниц, мультимедиа презентаций. При создании Web-документов используется не только язык программирования HTML, но и редакторы WYSIWYG (What You See Is What You Get). Это, разумеется, намного упрощает процесс разработки Web-страницы, можно использовать уже имеющиеся навыки практической работы с текстовыми редакторами и текстовыми процессорами.

Можно заключить, что такое обучение направлено на:

·   повышение уровня организации обучения и эффективности контроля за познавательной деятельностью учащихся;

·   интенсификации обучения за счёт увеличения наглядности;

·   обеспечения формирования умений и навыков по применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

Государственный образовательный стандарт для специальностей "Математика" [8], "Прикладная математика и информатика" [24] вообще не предусматривает изучение использования средств ИКТ. В разделе "Информатика" вводится понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, изучаются технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритмизация и программирование, программное обеспечение и технологии программирования, основы защиты информации, методы защиты информации.

Государственный образовательный стандарт для специальностей "Информатика" [7], "Информатика с дополнительной специальностью" [6] предусматривает изучение следующих циклов дисциплин:

·   дисциплины предметной подготовки (ДПП);

·   дисциплины дополнительной специальности (ДДС).

ДПП содержат следующие разделы:

·   компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии;

·   информационные и коммуникационные технологии в образовании.

Студентами изучается язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернет, технологии WWW, дидактические основ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...