Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-измерительные материалы




Учебная программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе_______________________________________________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

направления (специальности) ___________

(указывается номер и наименование направления (специальности)

Программу составили: Устюгов В.А. _______________________________________

(должность, фамилия..и.о., подпись)

 

Заведующий кафедрой _____ Кудашов В.И. ________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«____ » _ 20 _г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры ___ Философии ____________

_______________________ _______________________________ ______________________

«_____» _____ ____________ 20 г. протокол № ____ _____________________________

Заведующий кафедрой _________________________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

_____________________________________________________________________________

«______» __________________ 200___ г. протокол № _______________________________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ИР

«____» _____________ 201__г. протокол № ________________________________________

Заведующий кафедрой Философии Кудашов В.И.__________________________________

(подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор Гуманитарного института ______________________________________________

 

 

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (144)
Аудиторные занятия: 1,5 (54) 1,5 (54)
Лекции 1(36) 0,5 (18)
Семинарские занятия (СЗ) 0,5 (18) 1(36)
Самостоятельная работа: 1,5 (54) 1,5 (54)
Изучение теоретического курса (ТО) 0,55 (20) 0,55 (20)
Творческая работа (эссе) 0,22 (8) 0,22 (8)
Электронная тетрадь студента (ЭТС) 0,73 (26) 0,73 (26)
Вид промежуточного контроля - экзамен 1 (36) 1 (36)

 

Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часов) СЗ зачетных единиц (часов) Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  ДМ1 Генезис и предмет философского знания   0,11 з.е. (10 часов)   0,17 з.е. (4 часа)   0,33 з.е. (12 часов) ОК- 2, ОК–5, ОК-6, ОК-13    
  ДМ2 Основные проблемы, категории и принципы философского мировоззрения   0,17 з.е. (8 часов)   0,17 з.е. (4 часа)   0,5 з.е. (18 часов) ОК- 2, ОК–5, ОК-6, ОК-13  
  ДМ3 Философия и методология науки   0,11 з.е. (2 часа)   0,17 з.е. (2 часа)   0,33 з.е. (12 часов ОК- 2, ОК–5, ОК-6, ОК-13  
  ДМ4 Социальная философия   0,11 з.е. (16 часов)   0,17 з.е. (8 часов)   0,33 з.е. (12 часов ОК- 2, ОК–5, ОК-6, ОК-13  

 

ДМ – дисциплинарный модуль

 

 

Практические (семинарские) занятия

 

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование семинарских занятий, объем в часах  
1. Модуль 1. Генезис и предмет философского знания Занятие 1,2. Основные исторические формы и линии развития философского знания (4 часа)
  1. Античная философия
  2. Основная идея средневековой философии
  3. Философия эпохи Возрождения
  4. Философия Нового времени
  5. Классическая немецкая философия
  6. Философия диалектического материализма
  7. Русская философия на рубеже XIX-XX вв.
  8. Западная философия XX в.
 
2. Модуль 2. Основные проблемы, категории и принципы философского мировоззрения Занятие 3. Проблема бытия (2 часа) 1. Категория бытия в философии. Принцип единства бытия. 2. Материя и дух. 3. Монистические и плюралистические концепции бытия. 4. Атрибутивная концепция материального бытия: пространство, время, движение, отражение. 5. Сознание как высшая форма отражения. Идеальность сознания.    
  Занятие 4. Человек, деятельность, сознание (2 часа). 1. Проблема человека в философии. 2. Человек как субъект предметно-практической деятельности. 3. Общественно-историческая природа человеческой деятельности и сознание. 4. Социальное и биологическое в человеке. 5. Противоречия человеческого бытия и их разрешение.    
     
3. Модуль 3. Философия и методология науки Занятие 5. Научное познание (2 часа) 1. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. 2. Уровни и методы научного познания. 3. Формы научного знания: проблема, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа. 4. Концепции развития научного познания: К. Поппер, Т.Кун, И.Лакатос. 5. Наука как форма духовного производства и производительная сила общества. 6. Ценности научного познания и общечеловеческие ценности  
4. Модуль 4. Социальная философия профессиональной деятельности Семинар 6. Общественное производство материальной жизни основа существования и развития общества (2 часа) 1. Общество как материальная система, понятие материальной жизни общества. 2. Понятие способа производства: производительные силы и производственные отношения. 3. Понятие общественно-экономической формации. 4. Противоречия способа производства как причина общественного развития. Понятие социальной революции.  
     
    Семинар 7. Проблема периодизации человеческой истории (2 часа) 1. Просветители о периодизации человеческой истории 2. Г.Гегель об основных этапах развития человеческой истории 3. Формационный подход к периодизации человеческой истории. 4. Культурологический и цивилизационный подходы к периодизации человеческой истории.    
    Семинар 8. Личность и общество(2 часа) 1. Социальная сущность человека. Понятие личности. 2. Самосознание и реальная личность. Диалектика бытия личности. 3. Понятие смысла. Смысл бытия личности. Роль личности в истории.    
    Семинар 9. Будущее человечества и реальный исторический процесс(2 часа) 1. Научные способы социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, теоретические прогнозы. 2. Коммунистические утопии и теории. 3. Постиндустриальное общество. 4. Информационное общество. 5. Концепции ноосферы. 6. Теории колонизации космоса.    

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение теоретического материала (ДМ1 - ДМ4):

Тема 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.

Тема 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители.

Тема 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм. Философия эпохи Просвещения.

Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение.

Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма.

Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители.

Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни в Германии.

Тема 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

 

Студент (ФИО) ______________________

 

Факультет __________

 

Курс ___________

 

Группа _________

 

Преподаватель (ФИО) _ Устюгов В.А. _

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая тетрадь студента (РТС) является формой фиксации самостоятельной работы студента, показателем умения самостоятельно работать с учебным материалом по курсу “Введение в философию”.

Студент должен в рамках соответствующих тем, ответить на вопросы. Ответ излагается в краткой форме, строго по содержанию. Ответ должен быть конкретным: содержать суждения различных философов, рассматривать связь, развитие философских учений. В конце ответа обязательно кратко делать вывод.

Рабочую тетрадь студент сдает преподавателю в электронном виде на проверку согласно графику. Приложение 1. Адрес электронной почты: [email protected].

 

ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.

1. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.

Ответ:

Вывод:

 

2. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древнем Китае. Основные направления (школы) и идеи древнекитайской философии.

Ответ:

 

Вывод:

 

3. Социально-культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии.

Ответ:

Вывод:

 

4. Основные этапы развития древнегреческой философии (идеи и учения).

Ответ:

Вывод:

 

5. Всемирно историческое значение древнегреческой философии.

 

Ответ:

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

 

ТЕМА 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители.

1. Патристика: основные идеи и представители

Ответ:

Вывод:

 

2. Схоластика: основные идеи и представители

Ответ:

 

Вывод:

 

3. Проблема реальности единичного и общего. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

 

Ответ:

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

ТЕМА 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

1. Гуманистические и натурфилософские идеи философии эпохи Возрождения.

Ответ:

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм. Философия эпохи Просвещения.

1.Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея философии как строгой науки. Приоритет гносеологии.

Ответ:

 

 

Вывод:

 

2 Сенсуалистический материализм Фр.Бэкона и Дж.Локка. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный метод.

Ответ:

Вывод:

 

3.Проблема достоверности знания: становление методологии классического рационализма: Р.Декарт, Г.Лейбниц.

Ответ:

 

Вывод:

 

4.Пантеистический монизм Б.Спинозы. Концепция субстанциальной природы бытия.

Ответ:

 

 

Вывод:

 

5.Проблема достоверности знания: агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли и Д.Юм).

Ответ:

 

 

Вывод:

 

6.Механистический материализм и социально-философская идея эпохи

Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой.

Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».

 

Ответ:

 

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение.

1. Теория познания И.Канта.

Ответ:

Вывод:

 

2. Этика И.Канта.

Ответ:

Вывод:

 

3. И.Кант об отношении чистого и практического разума.

Ответ:

Вывод:

 

4. Философское учение о субъекте И.Фихте.

Ответ:

Вывод:

 

5. Принцип тождества мышления и бытия Ф.Шеллинга

Ответ:

Вывод:

 

6. Понятие движения и развития. Развитие как универсальная связь бытия. Диалектика – учение о развитии.

Ответ:

 

Вывод:

 

7. Абстрактное и конкретное. Гегель о научном понятии.

Ответ:

Вывод:

 

8. Метафизический и диалектический методы познания.

 

Ответ:

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

 

Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма.

1. Исторические формы диалектики. Отличие материалистической диалектики от идеалистической.

Ответ:

 

Вывод:

 

2. Диалектика природы.

Ответ:

 

Вывод:

 

3. Единство законов развития природы и общества. Материалистическое понимание истории.

Ответ:

 

Вывод:

 

4. К. Маркс об универсальности человека и его самоотчуждении.

 

Ответ:

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители.

1. Возникновение русской философии (М.В.Ломоносов., А.Н.Радищев).

Ответ:

 

Вывод:

 

2. Философия об историческом пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

Ответ:

 

Вывод:

 

3. Философия всеединства и богочеловечества Вл.Соловьева и ее последователи..

Ответ:

 

Вывод:

 

4. Русская религиозная философия: основные идеи и представители.

Ответ:

 

Вывод:

 

5. Русский космизм: (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И Вернадский).

Ответ:

 

Вывод:

 

6. Философия свободы Н.Бердяева.

Ответ:

 

Вывод:

 

7. Развитие революционно-демократической мысли в России (А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Ответ:

 

Вывод:

 

8. Развитие идей диалектического материализма в России (Г.В.Плеханов, В.И. Ленин).

Ответ:

Вывод:

 

9. Догматизация идей философии марксизма в советской России.

Ответ:

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни.

1. Иррационализм С.Къеркегора

Ответ:

 

Вывод:

 

2. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер);

 

Ответ:

 

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Тема 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).

1.Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел).

Ответ:

 

Вывод:

 

2. Критический рационализм (К.Поппер).

Ответ:

 

 

Вывод:

 

3. Историческая школа (Т.Кун, И.Лакатос).

Ответ:

 

Вывод:

 

4. Прагматизм (Ч.Пирс, Д.Дьюи).

Ответ:

 

Вывод:

 

5. Герменевтика (В.Дильтей, Г.-Х.Гадамер).

Ответ:

Вывод:

 

6. Феноменология (Э.Гусерль, М.Хайдеггер).

Ответ:

 

Вывод:

 

7. Экзистенциализм {К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр,

А.Камю).

Ответ:

 

 

Вывод:

 

8. Философская антропология (М.Шелер и др.).

Ответ:

 

Вывод:

 

9. Постмодернизм (Ж.Дерида, Р.Рорти и др).

 

Ответ:

 

Вывод:

 

Оценка преподавателя _______________

 

Философское эссе объем 2-5 страниц машинописного текста: шрифт Times New Roman 12, через 1,5 интервала. Оформленное эссе должно иметь титульный лист, где указано: тема, кто, где и когда его выполнил.

Требования к эссе:

1. Обучающийся представляет в эссе свою точку зрения, аргументирует её фактами, теоретически обосновывает, пользуется философской терминологией.

2. Представляя авторские точки зрения необходимо использовать цитаты.

3. Логичность суждений и умозаключений.

4. Оригинальность.

5. Открытость.

6. Грамотность.

Тему эссе обучающийся выбирает сам из списка тем. Тема эссе должна быть согласована с преподавателем в течение первых двух учебных недель. Эссе сдается на проверку преподавателю согласно графику (приложений 1.) на бумажном носителе.

 

Примерная тематика эссе

1. Философия как феномен культуры: возникновение, предмет, структура, функции.

2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия.

3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия.

4. Проблема рациональности в философии.

5. Запад-Восток: два типа рациональности.

6. Буддизм: философия и религия.

7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации.

8. Сократ: философские взгляды.

9. Философия Платона: метафизика, теория познания.

10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях.

11. Становление античной диалектики.

12. Человек и картина мира в средневековой философии.

13. Философское учение Н. Кузанского.

14. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение».

15. Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

16. Философия Нового времени: учение о субстанции.

17. Философские взгляды основателей субъективного идеализма (Д. Юм, Д. Беркли).

18. Философия природы эпохи Просвещения.

19. Теория познания в эпоху Просвещения.

20. И.Кант о возможностях и границах познания. Критика теоретического разума.

21. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля.

22. Основные принципы антропологического материализма Л. Фейербаха.

23. Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения.

24. Философия жизни (А. Шопенгауэр).

25. Феноменология (Э.Гуссерль).

26. Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители.

27. Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители.

28. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители.

29. Неотомизм.

30. Философские взгляды русских революционных демократов.

31. Русская религиозная философия на рубеже 19-го, начала 20-го в.в.: особенности, основные идеи и представители.

32. Русский космизм. Основные проблемы и представители.

33. Становление новой картины мира и философия XX века.

34. Этико-социальные направления древнекитайской философии: конфуцианство.

35. Социально-политическая концепция Платона.

36. Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государства.

37. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли о государстве, политике, морали).

38. Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т. Мора и Т. Кампанеллы.

39. Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе.

40. Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения.

41. Основные положения этики. Проблема человека и его свободы в философии Канта.

42. Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический процесс, диалектика свободы и необходимости.

43. Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения.

44. Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения.

45. Философские основания этики Фейербаха.

46. «Экономико-философские рукописи» К.Маркса. Концепция деятельностной природы человека.

47. Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского. Идея русского христианского социализма.

48. Нравственная философия В.С. Соловьева.

49. Христианские утопии в России. «Философия общего дела» Н.Федорова.

50. Исторический процесс как предмет исследования в русской философии.

51. Теория К.Маркса в России. Основные идеи и представители.

52. Проблема человека в экзистенциальной философии.

53. Проблема человека в Западной философии XX века.

54. Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия.

55. Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы.

56. Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества.

57. Диалектика потребностей и целей индивид и общества.

58. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности.

59. Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия.

60. Культура как мир человека, способ самоопределения личности. Исторические и религиозные типы культуры.

61. Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности.

62. Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности.

63. Смысл жизни человека как объект философского познания.

64. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы.

65. Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации.

66. Правовое государство и гражданское общество.

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Вопросы к экзамену

 

1.Мировоззрение. Типы мировоззрений.

2.Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

3.Природа и человек в философии Древнего Китая.

4.Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита.

5.Учение Платона об «идеях».

6.Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

7.Теоцентризм средневековой философии.

8.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9.Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарта.

10.Философские идеалы эпохи Просвещения.

11.Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

12.«Категорический императив» И. Канта.

13.Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии.

14.Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

15.Философская концепция К. Маркса (философия диалектического материализма: исторические условия формирования, основные идеи).

16.Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

17.Герменевтика как философское направление.

18.Сциентизм и антисциентизм.

19.Человек в философии жизни.

20.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

21.Проблема свободы в экзистенциализме.

22.Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала XX века.

25.Предмет философии и основные аспекты философского знания.

26.Мировоззрение, знание, вера.

27.Категории бытия в философии. Проблема единства бытия; понятие материи.

28.Проблема способа бытия: движение. Пространство и время как всеобщие формы бытия.

29.Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и принцип развития.

30.Основные принципы диалектики: принцип системности и принцип детерминизма

31.Диалектика количественных и качественных изменений.

32.Противоречивость бытия и познания. Понятие диалектического отри­цания

33.Человек: единство биологического и социального; понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности; личность.

34.Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык.

35.Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.

36.Научное познание и его специфика. Основные формы, уровни и методы научного познания.

37.Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта.

38.Материализм и диалектика как методологические принципы анализа общества.

39.Общество как естественно-исторический процесс: диалектика природного и социального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного.

40.Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание». Диалектика их взаимодействия.

42.Социальная структура общества в трудах П. Сорокина.

43.Человек в системе общества: конформизм и социальное отчуждение.

44.Материальное производство как основа существования и развития общества, понятие способа производства. (Производительные силы и производственные отношения).

45.Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы).

46.Общество как система: структура общественно-экономической формации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия).

47.Общество как система: социальная структура общества (понятие социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе).

48.Общество как система: социально-этническая структура общества (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе.

49.Политическая организация общества, происхождение, сущность, функции государства; исторические формы государства.

50.Общественный прогресс и его критерии.

51.Человек в системе социальных связей. Понятие личности. Личность и культура.

52.Свобода и ответственность как условия существования личности. Понятие смысла жизни.

53.Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание: структура общественного сознания.

57.Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль выдающейся личности в истории.

58.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...