Контрольно-измерительные материалы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе_______________________________________________ (указывается номер и наименование укрупненной группы) направления (специальности) ___________ (указывается номер и наименование направления (специальности) Программу составили: Устюгов В.А. _______________________________________ (должность, фамилия..и.о., подпись)
Заведующий кафедрой _____ Кудашов В.И. ________________________________________ (фамилия, и. о., подпись) «____ » _ 20 _г. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры ___ Философии ____________ _______________________ _______________________________ ______________________ «_____» _____ ____________ 20 г. протокол № ____ _____________________________ Заведующий кафедрой _________________________________________________________ (фамилия, и. о., подпись) Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________ _____________________________________________________________________________ «______» __________________ 200___ г. протокол № _______________________________ Председатель НМСИ __________________________________________ (фамилия и. о., подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ИР «____» _____________ 201__г. протокол № ________________________________________ Заведующий кафедрой Философии Кудашов В.И.__________________________________ (подпись) Внесенные изменения утверждаю: Директор Гуманитарного института ______________________________________________
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
ДМ – дисциплинарный модуль
Практические (семинарские) занятия
Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены. Самостоятельная работа Самостоятельное изучение теоретического материала (ДМ1 - ДМ4): Тема 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии. Тема 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители. Тема 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм. Философия эпохи Просвещения. Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение. Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма. Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители. Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни в Германии. Тема 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
Студент (ФИО) ______________________
Факультет __________
Курс ___________
Группа _________
Преподаватель (ФИО) _ Устюгов В.А. _
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая тетрадь студента (РТС) является формой фиксации самостоятельной работы студента, показателем умения самостоятельно работать с учебным материалом по курсу “Введение в философию”. Студент должен в рамках соответствующих тем, ответить на вопросы. Ответ излагается в краткой форме, строго по содержанию. Ответ должен быть конкретным: содержать суждения различных философов, рассматривать связь, развитие философских учений. В конце ответа обязательно кратко делать вывод.
Рабочую тетрадь студент сдает преподавателю в электронном виде на проверку согласно графику. Приложение 1. Адрес электронной почты: ystugov@gmail.com.
ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии. 1. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии. Ответ: Вывод:
2. Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древнем Китае. Основные направления (школы) и идеи древнекитайской философии. Ответ:
Вывод:
3. Социально-культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Ответ: Вывод:
4. Основные этапы развития древнегреческой философии (идеи и учения). Ответ: Вывод:
5. Всемирно историческое значение древнегреческой философии.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
ТЕМА 2. Теоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика, основные идеи и представители. 1. Патристика: основные идеи и представители Ответ: Вывод:
2. Схоластика: основные идеи и представители Ответ:
Вывод:
3. Проблема реальности единичного и общего. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
ТЕМА 3. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. 1. Гуманистические и натурфилософские идеи философии эпохи Возрождения. Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 4. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные направления философии Нового времени (17 век): рационализм и эмпиризм. Философия эпохи Просвещения. 1.Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея философии как строгой науки. Приоритет гносеологии. Ответ:
Вывод:
2 Сенсуалистический материализм Фр.Бэкона и Дж.Локка. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный метод. Ответ: Вывод:
3.Проблема достоверности знания: становление методологии классического рационализма: Р.Декарт, Г.Лейбниц. Ответ:
Вывод:
4.Пантеистический монизм Б.Спинозы. Концепция субстанциальной природы бытия. Ответ:
Вывод:
5.Проблема достоверности знания: агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли и Д.Юм).
Ответ:
Вывод:
6.Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 5. Классическая немецкая философия: основные идеи, представители, всемирно-историческое значение. 1. Теория познания И.Канта. Ответ: Вывод:
2. Этика И.Канта. Ответ: Вывод:
3. И.Кант об отношении чистого и практического разума. Ответ: Вывод:
4. Философское учение о субъекте И.Фихте. Ответ: Вывод:
5. Принцип тождества мышления и бытия Ф.Шеллинга Ответ: Вывод:
6. Понятие движения и развития. Развитие как универсальная связь бытия. Диалектика – учение о развитии. Ответ:
Вывод:
7. Абстрактное и конкретное. Гегель о научном понятии. Ответ: Вывод:
8. Метафизический и диалектический методы познания.
Ответ: Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма. 1. Исторические формы диалектики. Отличие материалистической диалектики от идеалистической. Ответ:
Вывод:
2. Диалектика природы. Ответ:
Вывод:
3. Единство законов развития природы и общества. Материалистическое понимание истории. Ответ:
Вывод:
4. К. Маркс об универсальности человека и его самоотчуждении.
Ответ: Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 7. Русская философия на рубеже 19-20 века: основные идеи, течения и представители. 1. Возникновение русской философии (М.В.Ломоносов., А.Н.Радищев). Ответ:
Вывод:
2. Философия об историческом пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Ответ:
Вывод:
3. Философия всеединства и богочеловечества Вл.Соловьева и ее последователи.. Ответ:
Вывод:
4. Русская религиозная философия: основные идеи и представители. Ответ:
Вывод:
5. Русский космизм: (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И Вернадский). Ответ:
Вывод:
6. Философия свободы Н.Бердяева. Ответ:
Вывод:
7. Развитие революционно-демократической мысли в России (А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский). Ответ:
Вывод:
8. Развитие идей диалектического материализма в России (Г.В.Плеханов, В.И. Ленин). Ответ: Вывод:
9. Догматизация идей философии марксизма в советской России. Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни. 1. Иррационализм С.Къеркегора Ответ:
Вывод:
2. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер);
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Тема 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ). 1.Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел). Ответ:
Вывод:
2. Критический рационализм (К.Поппер). Ответ:
Вывод:
3. Историческая школа (Т.Кун, И.Лакатос). Ответ:
Вывод:
4. Прагматизм (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Ответ:
Вывод:
5. Герменевтика (В.Дильтей, Г.-Х.Гадамер). Ответ: Вывод:
6. Феноменология (Э.Гусерль, М.Хайдеггер). Ответ:
Вывод:
7. Экзистенциализм {К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). Ответ:
Вывод:
8. Философская антропология (М.Шелер и др.). Ответ:
Вывод:
9. Постмодернизм (Ж.Дерида, Р.Рорти и др).
Ответ:
Вывод:
Оценка преподавателя _______________
Философское эссе объем 2-5 страниц машинописного текста: шрифт Times New Roman 12, через 1,5 интервала. Оформленное эссе должно иметь титульный лист, где указано: тема, кто, где и когда его выполнил. Требования к эссе: 1. Обучающийся представляет в эссе свою точку зрения, аргументирует её фактами, теоретически обосновывает, пользуется философской терминологией. 2. Представляя авторские точки зрения необходимо использовать цитаты. 3. Логичность суждений и умозаключений. 4. Оригинальность. 5. Открытость. 6. Грамотность. Тему эссе обучающийся выбирает сам из списка тем. Тема эссе должна быть согласована с преподавателем в течение первых двух учебных недель. Эссе сдается на проверку преподавателю согласно графику (приложений 1.) на бумажном носителе.
Примерная тематика эссе 1. Философия как феномен культуры: возникновение, предмет, структура, функции. 2. Философия и идеология: исторический опыт взаимодействия. 3. Философия и наука: исторический опыт взаимодействия. 4. Проблема рациональности в философии. 5. Запад-Восток: два типа рациональности. 6. Буддизм: философия и религия. 7. Античная философия: этапы развития и принципы периодизации. 8. Сократ: философские взгляды. 9. Философия Платона: метафизика, теория познания. 10. Философия Аристотеля: критика платоновской теории идей, учение о познании, категориях. 11. Становление античной диалектики. 12. Человек и картина мира в средневековой философии. 13. Философское учение Н. Кузанского. 14. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения. Социокультурный смысл понятия «Возрождение». 15. Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 16. Философия Нового времени: учение о субстанции. 17. Философские взгляды основателей субъективного идеализма (Д. Юм, Д. Беркли). 18. Философия природы эпохи Просвещения. 19. Теория познания в эпоху Просвещения. 20. И.Кант о возможностях и границах познания. Критика теоретического разума. 21. Принципы построения и противоречия философской системы Гегеля. 22. Основные принципы антропологического материализма Л. Фейербаха. 23. Философия диалектического материализма: исторические условия и теоретические предпосылки возникновения, основные положения. 24. Философия жизни (А. Шопенгауэр). 25. Феноменология (Э.Гуссерль). 26. Экзистенциализм: направления, этапы развития, основные идеи и представители. 27. Позитивизм: основные проблемы, идеи и представители. 28. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные идеи и представители. 29. Неотомизм. 30. Философские взгляды русских революционных демократов. 31. Русская религиозная философия на рубеже 19-го, начала 20-го в.в.: особенности, основные идеи и представители. 32. Русский космизм. Основные проблемы и представители. 33. Становление новой картины мира и философия XX века. 34. Этико-социальные направления древнекитайской философии: конфуцианство. 35. Социально-политическая концепция Платона. 36. Философия Аристотеля: учение о сущности и происхождении государства. 37. Социально-политические взгляды в эпоху Возрождения (Н. Макиавелли о государстве, политике, морали). 38. Социальный утопизм эпохи Возрождения: философия Т. Мора и Т. Кампанеллы. 39. Социально-политические идеи философии Нового времени. Учение о человеке, его разуме и свободе. 40. Проблема человека и социально-политические взгляды философов Просвещения. 41. Основные положения этики. Проблема человека и его свободы в философии Канта. 42. Философия истории Гегеля: Всемирная история и исторический процесс, диалектика свободы и необходимости. 43. Г.Ф. Гегель «Философия права». Основные идеи и положения. 44. Л.Фейербах о социальных функциях религии, причинах ее возникновения. 45. Философские основания этики Фейербаха. 46. «Экономико-философские рукописи» К.Маркса. Концепция деятельностной природы человека. 47. Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского. Идея русского христианского социализма. 48. Нравственная философия В.С. Соловьева. 49. Христианские утопии в России. «Философия общего дела» Н.Федорова. 50. Исторический процесс как предмет исследования в русской философии. 51. Теория К.Маркса в России. Основные идеи и представители. 52. Проблема человека в экзистенциальной философии. 53. Проблема человека в Западной философии XX века. 54. Человек. Техника. Природа. Проблемы взаимодействия. 55. Ноосфера как новый этап взаимодействия человека и природы. 56. Сущность диалектико-материалистического понимания истории общества. 57. Диалектика потребностей и целей индивид и общества. 58. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности. 59. Идеология и социальная психология. Диалектика взаимодействия. 60. Культура как мир человека, способ самоопределения личности. Исторические и религиозные типы культуры. 61. Гуманизация общественного бытия человека и проблема социальной ответственности. 62. Ценности, их место и роль в жизни человека. Формы (типы, виды) ценностного отношения человека к действительности. 63. Смысл жизни человека как объект философского познания. 64. Гуманизм как явление культуры: сущность, исторические формы. 65. Социальное прогнозирование и будущее мировой цивилизации. 66. Правовое государство и гражданское общество.
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы к экзамену
1.Мировоззрение. Типы мировоззрений. 2.Основные принципы философского мышления в Древней Индии. 3.Природа и человек в философии Древнего Китая. 4.Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита. 5.Учение Платона об «идеях». 6.Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. 7.Теоцентризм средневековой философии. 8.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. 9.Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарта. 10.Философские идеалы эпохи Просвещения. 11.Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы. 12.«Категорический императив» И. Канта. 13.Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии. 14.Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха. 15.Философская концепция К. Маркса (философия диалектического материализма: исторические условия формирования, основные идеи). 16.Философия позитивизма и основные этапы ее развития. 17.Герменевтика как философское направление. 18.Сциентизм и антисциентизм. 19.Человек в философии жизни. 20.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. 21.Проблема свободы в экзистенциализме. 22.Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала XX века. 25.Предмет философии и основные аспекты философского знания. 26.Мировоззрение, знание, вера. 27.Категории бытия в философии. Проблема единства бытия; понятие материи. 28.Проблема способа бытия: движение. Пространство и время как всеобщие формы бытия. 29.Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и принцип развития. 30.Основные принципы диалектики: принцип системности и принцип детерминизма 31.Диалектика количественных и качественных изменений. 32.Противоречивость бытия и познания. Понятие диалектического отрицания 33.Человек: единство биологического и социального; понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности; личность. 34.Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык. 35.Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины. 36.Научное познание и его специфика. Основные формы, уровни и методы научного познания. 37.Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта. 38.Материализм и диалектика как методологические принципы анализа общества. 39.Общество как естественно-исторический процесс: диалектика природного и социального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. 40.Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание». Диалектика их взаимодействия. 42.Социальная структура общества в трудах П. Сорокина. 43.Человек в системе общества: конформизм и социальное отчуждение. 44.Материальное производство как основа существования и развития общества, понятие способа производства. (Производительные силы и производственные отношения). 45.Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы). 46.Общество как система: структура общественно-экономической формации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия). 47.Общество как система: социальная структура общества (понятие социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе). 48.Общество как система: социально-этническая структура общества (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе. 49.Политическая организация общества, происхождение, сущность, функции государства; исторические формы государства. 50.Общественный прогресс и его критерии. 51.Человек в системе социальных связей. Понятие личности. Личность и культура. 52.Свобода и ответственность как условия существования личности. Понятие смысла жизни. 53.Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание: структура общественного сознания. 57.Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль выдающейся личности в истории. 58.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|