Теория мотивации (иерархии потребностей) А. Маслоу
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержательные теории мотивации Они базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать. Определяющей характеристикой этих теорий является их ориентация на изучение потребностей и построение классификации последних. Наиболее известными содержательными теориями являются теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория СВР К. Алдерфера, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда и мотивационно-гигиеническая теория Ф. Герцберга. Теория мотивации (иерархии потребностей) А. Маслоу Разработанную А. Маслоу систему иерархии потребностей иногда называют «лестницей», или «пирамидой», Маслоу. В ней автор разделил потребности на пять групп по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении потребностей движется, как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. На самой нижнем уровни стоят первичные потребности. Теория СВР К. Алдерфера Клейтон Алдерфер так же, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три: 1. Потребности существования («С» в аббревиатуре «СВР») — физиологические и потребности в безопасности. 2. Потребности взаимосвязей («В» в аббревиатуре «СВР») включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей. 3. Потребность роста («Р» в аббревиатуре «СВР») побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т. п. Несмотря на то, что на практике проверить теорию Алдерфера не удается, полезность его концепции заключается в обогащении представлений о процессе мотивации и расширении перспектив поиска его активных форм. Теория приобретенных потребностей А. МакКлелланда Дэвид МакКлелланд анализирует потребности только высшего уровня, приобретенные человеком под влиянием жизненного опыта и обучения. Он выделяет их три: 1. Потребность в причастности— проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношением с окружающими. 2. Потребность в успехе и достижении целей, выражающаяся в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. 3. Потребность во власти — проявляется как стремление контролировать ход событий и воздействовать на поведение других людей. Д. МакКлелланд в отличие от Маслоу и Алдерфера не устанавливает в своей теории иерархии выделенных потребностей, считая, что они в принципе не исключают друг друга и находятся во взаимовлиянии. Определяющим моментом его концепции является положение, что при анализе поведения человека необходимо ориентироваться на степень выраженности той или иной из названных потребностей и согласовывать управленческие решения с возможностями реализации доминирующей. Мотиваиионно-гигиеническая теория Ф. Герцберга
Лаймон Портер и Эдвард Лоулер разработали модель мотивации, объединяющую элементы теорий ожидания и справедливости. В этой модели процесс мотивации определяется посредством пяти переменных: затраченных усилий, ожиданий, полученных результатов, вознаграждения, степени удовлетворения. Модель Портера—Лоулера внесла новые грани в изучение мотивации, показав, что последняя представляет собой не однолинейный процесс, а целостную структуру, взаимосвязывающую ряд поведенческих факторов и фактор вознаграждения. Один из наиболее важных выводов этой модели: высокая результативность труда является причиной удовлетворенности, а не ее следствием. Теория постановки целей Э. Лока В ней мотивация человека определяется его целями и удовлетворенностью результатом труда по их достижении. Модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек определяет для себя цели, задающие интенсивность и направленность его действий. Осуществив эти действия, он достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|