Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос46 исторический опыт социальной работы с женщинами

Одной из характерных черт развития мирового сообщества в последние десятилетия является усиление внимания к женским проблемам. Об этом, в частности, свидетельствуют признания прав женщин как исключительно важной составной части прав человека, разработка и принятие Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), приглашенные ООН Международного года женщины (1975), Десятилетия женщины (1976-1985), проведение международных и всемирных конференций, посвященных рассмотрению вопросов положения в обществе.В западной практике получили распространение такие модели социальных служб для женщин.Приюты для женщин. Приют - это место, где женщина сама или вместе с детьми может временно находиться, если она подверглась насилию или существует его угроза, в случае отсутствия жилья, средств к существованию, другой опасности для его жизни. Цель деятельности приютов заключается в том. В приютах женщин обеспечивают не только жильем, питанием, но и социальными услугами, консультации юриста, врача, психолога, профессиональное обучение, предоставление необходимой информации, конкретная помощь в налаживании отношений с государственными структурами для решения проблемных жизненных ситуаций. В приюте одновременно могут находиться до нескольких десятков человек в течение определенного срока. После первого этапа адаптации социальные работники путем консультаций, индивидуальной и групповой работы, направленной на разработку плана действий на будущее, пытаются помочь женщинам. При этом точка зрения специалистов не навязывается.Приюты могут финансироваться за счет государственного или местного бюджета, благотворительной помощи. Но есть случаи, когда за пребывание в приюте женщина должна платить. Однако плата достаточно низкая.Иногда приюты имеют специализированный характер, например, существуют такие приюты, где оказывают помощь несовершеннолетним матерям осуществляют к общественной жизни женщин - жертв сексуального насилия и тому подобное.Центры информации для женщин. Предоставляют информацию о правах женщин во всех сферах жизни (консультации по семейному праву, обеспечение права на труд, социальную помощь и др.). В Центре можно узнать о службах профессиональной подготовки, различные общественные организации, формы организации досуга, ознакомиться с литературой, периодическими изданиями для женщин.Информационные центры могут быть комплексными (дают ответы на различные вопросы по многим аспектам) и специализированными (например, помогают информацией и консультациями по проблемам воспитания и здоровья, наркомании или СШДу). Проводятся консультации специалистов, работают спортивные и другие секции, предоставляются сервисные услуги. В центре работают психотерапевты, психологи-консультанты, сексологи, социальные работники, волонтеры.Центры помощи молодым матерям имеют целью оказания помощи прежде всего несовершеннолетним матерям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации после рождения ребенка. Как и приюты, центры решают проблемы жилья, питания для несовершеннолетних мам, которые не имеют достойных условий для ухода за ребенком. Центр берет на себя обеспечение медицинского ухода за состоянием здоровья молодой матери и ее ребенка, осуществление учебных и просветительских программ. Женщина имеет возможность находиться в центре длительное время, например, до достижения ребенком 1,5-2-х лет. За это время многие мамы успевают пройти курсы профессиональной подготовки.В отдельных учебных заведениях (например, в существующих в ряде западных стран женских колледжах) внедрена специальные программы, цель которых - создать условия для получения образования женщинами, оказавшихся в трудных ситуациях, в том числе и несовершеннолетними мамами и матерями, самостоятельно воспитывают детей.Специализированные службы, занимающиеся решением проблем женской безработицы. Службы, занимающиеся решением проблем женской безработицы, имеют информационный банк данных о наличии рабочих мест и центры, которые осуществляют профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, в том числе специальные программы по профессиональной подготовке женщин.Важной составляющей каждой программы по профессиональной подготовке являются психологические тренинги, курсы, которые помогают женщине преодолеть комплекс неполноценности, поверить в свои силы. В западной практике уделяется большое внимание подготовке женщин к предпринимательской деятельности.Социальные и образовательные программы для женщин, совершивших преступление, направленные на коррекцию поведения, подготовку к достойной жизни после возвращения на волю, профилактику правонарушений. Главной задачей социальной и воспитательной работы становится сохранение чувства человеческого достоинства, личностное развитие. вопрос 45 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ Определение оптимального инструментария действий при работе с инвалидами должно основываться на целостном рассмотрении научно-практического опыта прошлого. А изменения в экономике СССР в 1920 - 1930-е гг. дают возможность получить представление о вариантах действий, как в условиях недостатка ресурсов, характерных для 1920-х гг., так и при более благополучной ситуации следующего десятилетия. Исследование прошлого должно позволить избежать повторения ошибок и действовать максимально полезно.В-третьих, важным представляется осмысление опыта культурно-просветительной работы с инвалидами, принявшей значительные масштабы в те годы. Использование средств массовой информации при реализации социальной поддержки в современном обществе приобретает особую роль. Реакция инвалидов на внедрение различных социальных программ представляет большое значение.Объективный анализ результатов социальной работы с инвалидами, проводившейся государством и общественными организациями в 1920-30-х годы, представляется полезным и может быть использован органами власти, структурами, занимающимися проблемами инвалидов в современных условиях. Выбор 20-30-х годов XX столетия в качестве хронологического периода исследования вызван логикой исторического развития РСФСР, а затем и СССР. Гражданская война, широкомасштабная иностранная интервенция, с одной стороны и Великая Отечественная - с другой, естественные хронологические ограничители для исследования социальной работы, которая, как и вся жизнь общества, в условиях войны строилась по-иному, чем в мирное время. Кроме того, интересной представляется возможность проследить изменения форм и содержания социальной работы с инвалидами внутри рассматриваемого периода. Ведь особенности развития экономики и социальной политики в условиях восстановления народного хозяйства, борьбы с разрушительными последствиями Первой мировой и гражданской войны, интервенции, а также военно-политической ситуации, которая складывалась вокруг СССР, неизбежно накладывали отпечаток на решение проблем инвалидов, на замыслы и' их осуществление. Необходимо отметить, что термина социальная работа в обозначенных хронологических рамках не существовало, но его использование представляется нам целесообразным и логичным, так как социальное обеспечение в 1920 - 1930-е гг. было более узким понятием, не включавшим в себя социального страхования и деятельности общественных организаций, выполнявших функции по социальной поддержке инвалидов.Терминологическая база исследования будет неполной без современного определения понятия «инвалид». В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», принятом в 1995 г., оно звучит так: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».В 1940-1950-е гг. разработка проблемы социальной работы с инвалидами не велась. В 1960- 1970-х гг. всплеск интереса к данной проблематике был вызван пятидесятилетием'.Несмотря на то, что некоторым категориям инвалидов в сельской местности платили пенсии, основным источником социального обеспечения нетрудоспособных были Крестьянские Комитеты Общественной Взаимопомощи. вопрос 44 исторический опыт социальной работы с пожилыми Исторический опыт наглядно подтверждает, что в наиболее экономически развитых странах важное, а порой даже определяющее значение уделялось и до сих пор уделяется вопросам повышения эффективности социальной политики и ее влияния на развитие социальной сферы, уменьшение социальных издержек. 'Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт. исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность.В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями, общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В Великобритании социальные работники имеют весьма устойчивые позиции в клиниках по работе с психическими расстройствами, в том время как в Финляндии некоторые клиники по работе с психическими расстройствами перестали брать на работу социальных работников и вместо них предпочитают психиатрических сестер.В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях. Я знаю, что подобные примеры есть в Испании и Нидерландах.Частнопрактикующие социальные работники не так широко распространены в Европе как в США. Значительное количество частнопрактикующих социальных работников появилось в течение последних нескольких лет. Частная практика в области социальной работы подходит вплотную к терапевтической практике. Непременным условием для подобной практики является получение социальным работником специальной подготовки в практикующейся области терапии и наличие лицензии на ведение частной практики.Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации: организация вокруг имеющихся проблем (или секторов)? организация по территориальному принципу.Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов.В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.В течение 70-х годов многие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социального обеспечения и даже всей системы муниципального управления в сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает, что группа специалистов из различных областей социальной работы начинает совместную работу по обслуживанию население определенной территории. Особенно тщательная работа по планированию организации социальных услуг, основанной на территориальном принципе была проведена в Великобритании. Многие другие страны последовали ее примеру. Было подсчитано, что оптимальной является территория, где проживает 2000 жителей. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на их территории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получают возможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. 43 исторический вопрос опыт социальной работы с детьми

Первые литературные упоминания о сиротских приютах, организованных церковью, относятся к IV—V вв. В 767 г. в Милане (Италия) появился первый дом для подкидышей. Начиная с XII в. многие европейские государства стали принимать на себя заботу о бездомных детях. Сначала во Франции, позже в Великобритании были утверждены законы, регламентирующие минимальную заботу о сиротах и брошенных детях, а также меры в отношении их родителей. Церковь побуждала европейское общество открывать больницы, приюты для бездомных и найденных детей. В России первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы, была Русская Правда. Целая глава этого документа была посвящена проблемам детской защищенности, в ней были рассмотрены вопросы раздела наследства в пользу сирот и способы передачи их на воспитание родителям или в семьи родственников. При Иване Грозном в круг государственных задач социального призрения бедных и немощных входили и бездомные дети. Попечение о них осуществлялось некоторыми монастырями и частными лицами. Первый Земский Стоглавый собор в 1551 г. принял постановление о необходимости призрения детей, в котором подкидыши и бездомные значились людьми среднего рода. В середине XVII в. при царе Алексее Михайловиче получила дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бездомных и детей-сирот. Чаще всего сиротами при живых родителях в те времена становились незаконнорожденные дети. В 1682 г. был подготовлен проект указа,в котором из общего числа неблагополучных выделялись нищие и безродные дети. Впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения грамоте, ремеслам и наукам. Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте как к будущему работнику. Государство отдавало бездомных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Реформаторская деятельность Петра I включала в себя нововведения, касающиеся и детей, оставшихся без попечения родителей. Указ от 4 ноября 1715 г. предписывал устраивать в Москве и других городах госпитали «для зазорных младенцев», или незаконнорожденных. Прямое попечение о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений берет свое начало с XVIII в., когда новгородский митрополит Иов по собственной инициативе и за собственные средства построил в Холмово-Успенском монастыре в 1706 г. «си- ропитательницу» для «зазорных младенцев». Несколько позже эти учреждения стали называться приютами. Развивая идеи Петра I, Екатерина II последовательно шла по пути строительства системы общественного попечения детей-сирот. В период ее правления начинают не только создаваться воспитательные дома, но и осуществляться устройство обездоленных детей в семьи за умеренную плату. Приказ отдавать неимущих детей-сирот «надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания» был обнародован в указе от 7 ноября 1775 г. В ст. 301 этого указа говорилось, что ребенок передается воспитателям, «дабы научился науке или промыслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». Постепенные изменения и совершенствование законодательства наряду с возрастанием интереса общества к социальным проблемам бездомных детей привели к возникновению крупных благотворительных учреждений, которые заботились о детях, оставшихся без попечения (сиротские и воспитательные дома, трудовые дома).

В 1872 г. в Москве организуется общество охраны детей, просящих милостыню. Чуть позже, в 1889 г., в Москве появляется первое общество защиты детей, объектом внимания которого становятся бездомные и сироты. При Временном правительстве Министерство социальной помощи организует особое управление помощи беспризорным и нуждающимся детям, задачей которого было улучшение существующей системы государственного призрения детей. Министерство признает необходимость учреждения местных районных попечительств, которые могли бы непосредственно выяснить обстоятельства судьбы каждого ребенка и проводить в жизнь «земские мероприятия». Первая мировая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся крова и родителей. В 1910 г. в царской России насчитывалось до 2,5 млн беспризорных детей. К миллионам осиротевших детей, чьих отцов унесла империалистическая война, присоединились те, кто потерял семью в годы Гражданской войны, наиболее губительной прежде всего для детского населения. В период революционных событий 1917 г. большинство существовавших в это время детских учреждений было закрыто. Перед новой властью возникает задача борьбы с распространением беспризорности, которая охватила все регионы России. В 1919 г. по предложению В. И. Ленина был создан государственный совет защиты детей, который возглавил нарком просвещения В. Луначарский. Данный совет занимался вопросами эвакуации детей в хлебородные губернии, согласовывая планы организации их общественного питания, продовольственного и материального снабжения. В 1920 г. была создана специальная детская милиция, которая занималась вопросами организации бесплатного питания беспризорников, их лечения и размещения в специализированные учреждения.27 января 1921 г. по предложению В. И.Ленина Президиум ВЦИК издал постановление, согласно которому была создана Комиссия по улучшению жизни детей, председателем которой был избран Ф. Э. Дзержинский. В комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабочекрестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК. Для спасения детей в районах, охваченных засухой и голодом, была создана Детская чрезвычайная комиссия, которая занималась созданием столовых, приемников, эвакуацией детей. В хлебородные губернии было вывезено 150 тыс. человек и примерно 100 тыс. прибыло неорганизованным порядком. В 1924 г. состоялась первая московская конференция по борьбе с беспризорностью. В то же время появляются общества «Друзья детей», которые занимались организацией ночлежек, приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыха и детских площадок для беспризорников. Создаются органы СПОН — социально-правовой охраны несовершеннолетних, занимающиеся профилактикой беспризорности. При ЦИК СССР организовываются фонды имени И. Ленина по помощи беспризорным детям. В 1925 г. в стране было 200 тыс. беспризорников, из них 90 тыс. нуждалось в немедленной помощи. На эти цели советское государство выделило 50 млн руб. В это же время создаются губернские комиссии помощи детям. В 1927 г. на Пленуме ВЦИК были отмечены успехи в борьбе с беспризорностью и принят трехлетний план по борьбе с нею. В 1930-е гг. происходит изменение характера беспризорности, увеличивается доля детей и подростков, имеющих родителей, криминально ориентированных и нуждающихся в специальном воспитании. Расширяется сеть перевоспитывающих учреждений для так называемых «морально дефективных детей», среди которых большинство беспризорников. В этот период создаются прообразы будущих комиссий по делам несовершеннолетних.Новые социальные условия требовали организации новых моделей сиротских учреждений. Ими стали детские дома, городки, деревни. Была предпринята попытка создания института патронатных семей, который просуществовал до 1930 г. По числу патронируемых детей РСФСР в 1920-е гг. занимала первое место в мире. Однако в целом система патроната не дала желаемых результатов.В это время начинает активно пропагандироваться опыт воспитательной системы с беспризорниками А. С. Макаренко. А. С. Макаренко начал работу в 1920 г. с заведования Полтавской трудовой колонией для дефективных детей и продолжал эту работу с декабря 1927 г. в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. А. С. Макаренко очень точно высветил главную причину появления трудных детей — это тот или иной вид неблагополучия окружающей их среды. Если говорить о беспризорниках, то это, прежде всего, дети, потерявшие семьи. Чрезвычайно интересно, что причины потери семьи детьми, которые называет А. С. Макаренко, и сегодня остались теми же самыми: более свободная форма семьи, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий, смерть одного из родителей, измены, мачехи, болезни и инвалидность. Исходной установкой, в которой выражалось гуманистическое кредо педагога Макаренко, было убеждение в том, что дети-беспризорники — «это такие же обыкновенные, хорошие, нормальные дети, как и все». В конце концов он пришел к выводу, что «можно применить те методы, которые я применял к правонарушителям, и к нормальным детям». А. С. Макаренко пришел к заключению, что нетдетей-правонарушителей, а есть люди, попавшие в тяжелое положение. И всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, — каждый нормальный ребенок будет вести себя так же, как они. Беспризорники имеют право на счастливую жизнь, они «...не менее богатые, чем я,...не менее, чем я, талантливые, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами». Такая гуманистическая позиция А. С. Макаренко противоречила распространенной в начале 1920-х гт. теории «моральной дефективности». Полтавская колония называлась в официальных документах колонией для «дефективных». Запущенные беспризорники отличались низким уровнем знаний и воспитания, или социальной культуры. Исходя из понимания социальной природы беспризорничества, А. С. Макаренко выдвигает соответствующие задачи их воспитания. Прежде всего это задача восстановления нормального отношения между личностью и обществом. И далее — возбуждение новой системы мотивации. По мнению Макаренко, весь смысл воспитательной работы заключается в отборе и формировании правильных потребностей. Он писал: «...я считал, что передо мною стоит миниатюрная задача: вправить души у этих самых правонарушителей, сделать их вмести- мыми в жизни, т. е. подлечить, наложить заплаты на характеры, не больше, только то, что необходимо, чтобы человек мог как-нибудь вести трудовую жизнь». По мнению великого советского педагога, задачи воспитания беспризорников не являются специфическими, а относятся к воспитанию любого нормального ребенка: ему нужно помочь установить здоровые отношения с окружающим миром и сформировать систему мотивов, ведущих к прогрессивному развитию личности. Идеи педагогической системы А. С. Макаренко востребованы и сегодня, они реализуются в практической социальной работе с трудными детьми и подростками в различных странах мира.Комплекс государственных мер по борьбе с беспризорностью в 1920— 1930-е гг. в Советской России привел к некоторому ее сокращению. Меньше стало детей, лишившихся родительского попечения, поскольку именно они пополняли ряды несовершеннолетних бродяг и бездомных. Великая Отечественная война вновь лишила тысячи и тысячи детей крова, семьи, родителей. За годы войны на территории нашей страны было уничтожено и сильно разрушено 1 710 городов и более чем 70 000 деревень и населенных пунктов. Уже в 1941 г. подготавливается проект постановления СНК СССР «О временном размещении в семьях трудящихся детей, потерявших связь с родителями». Наряду с патронированием, усыновлением детей-сирот предусматривалось их бесплатное размещение в постороннюю для них семью. 23 января 1942 г. СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) принимают специальное постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в котором говорилось о необходимости обеспечитьустройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей. Обращалось внимание на выявление таких детей и направление их в приемники-распределители НКВД СССР для детей в возрасте до 15 лет. Дети до 3 лет, поступающие в подобного рода учреждения, подлежали немедленному устройству через органы здравоохранения в детские учреждения или на патронат. 8 сентября 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об усыновлении». Более тщательному и ответственному устройству детей, лишившихся родительского попечения, способствовало также Положение о комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, действовавшее через областные, краевые, городские и районные исполкомы Советов депутатов учреждений — школ- интернатов для всех категорий детей, оставшихся без родительского попечения. Только в 1960 г. в них предстояло обучаться около 1 млн человек.Задачей комиссии было не просто предупреждение детской беспризорности, но и охрана прав несовершеннолетних, трудоустройство подростков и, что не менее важно, координация деятельности всех причастных к этому органов. Им вменялось в обязанность разработка мероприятий по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности и борьбе с ними, осуществление контроля за их выполнением. К концу Великой Отечественной войны в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без родителей: 400 тыс. из них воспитывались в детских домах, 278 тыс. находились на воспитании в семьях (патронат, усыновление, опека). В первые послевоенные годы — годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей — к массе оставшихся без родителей детей стали прибавляться те, кто оказался заброшенным из-за крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны в связи с гибелью значительной части мужского населения. Возникающая в результате этого детская безнадзорность опять грозила увеличить ряды беспризорников. Поэтому, с одной стороны, в центре внимания государства по-прежнему оставались дети, лишившиеся родителей из-за прошедшей войны, с другой — массы детей, за которыми просто некому было присмотреть.

вопрос 42Еропейская социальная хартия:принципы и реализация. Европейская социальная хартия появилась по инициативе государств - членов Совета Европы и была подписана в Турине 18 октября 1961 г., а вступила в силу 26 февраля 1965 г. Она была пересмотрена (дополнена рядом положений) 3 мая 1996 г. государствами участниками.Хартия является источником Европейского права.Хартия содержит общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике и предоставляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией.Порядок принятия Хартии государствами-участникамиПрисоединение к Хартии не обязывает государство-участника обязательно выполнять все положения и позволяют выборочно подходить к определению социальных прав, имеющих для него обязательную юридическую силу.Участник договора обязан согласиться минимум с шестью из девяти статей II части, а именно: право на труд (ст.1), право на объединение (ст.5), право на заключение коллективных договоров (ст.6), право детей и подростков на защиту (ст.7), право на социальное обеспечение (ст.12), право на социальную и медицинскую помощь (ст.13), право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (ст.16), право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (ст.19) и право работников на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола (ст.20). Кроме того, необходимо, чтобы общее число статей или пронумерованных пунктов II части, с которыми участник считает себя связанным, не могло быть меньше соответственно 16 (из 31) или 63 (из 83)2.2 вопрос 41 Международные неправительственные организации в сфере социальной работы и их роль в зарубежной социальной работе. Мировое сообщество решает многие социальные проблемы не только через Организацию Объединенных Наций и её структуры. Существует еще один канал – это международные, неправительственные или добровольческие организации. Их деятельность дополняет деятельность межправительственных учреждений и часто проходит под их покровительством.Добровольческие международные организации можно разделить на несколько типов:1. Организации, которые обеспечивают международные дискуссии и обмен информацией по проблемам социального обеспечения.2. Федерации национальных организаций, которые обеспечивают координацию и обмен информацией.3. Организации, оказывающие помощь и услуги международного характера.Среди неправительственных международных организаций наиболее известны Международный совет по социальному обеспечению, Международная федерация социальных работников, Международная ассоциация социальной защиты, международная федерация пожилых людей, Международное общество реабилитации инвалидов.В 1976 г. Федерация одобрила Международный кодекс этики социальных работников. вопрос 40 эволюция социальной работы в США 1920-е гг. штаты приняли почти четыреста социальных законов, а количество социальных учреждений выросло более чем на 150 %. Однако расходы на социальную защиту были небольшими. На уровне штатов наибольший уровень расходов составлял 2 долл. на душу населения, на муниципальном -Правительственная поддержка частного предпринимательства и крупного бизнеса пришла на смену вмешательству государства в регулирование социальной сферы в интересах рабочих и бедняков. Лозунгом 1920-х гг. стала фраза приемника Гардинга, тридцатого президента США Кэлвина Кулиджа: «Бизнес Америки - это бизнес» [3, с. 38]. Видные исследователи социальной политики США Джунн Аксин и Герман Левин так характеризуют общее настроение 1920-х гг.: «Все уверовали, что решение проблемы бедности лежит не в регулировании деятельности корпораций, не в установлении справедливого минимума оплаты труда, социальном страховании и программах социальной защиты, но во всемерной поддержке частного предпринимательства» [4, с. 137]. Снижение социальной активности рабочего класса выразилось в том, что членство в профсоюзах в 1920-е гг. сократилось на треть.Атмосфера материального процветания также не способствовала привлечению интереса общества к тематике социального реформирования. Развитие промышленности и строительства создавало в стране десятки тысяч новых рабочих мест. Рост реальных зарплат и среднедушевого дохода позволил миллионам семей приобрести такие прежде малодоступные товары длительного пользования, как автомобиль и бытовые приборы. Дальнейшее развитие социального законодательства в этих условиях многие считали неактуальным.Кроме того, появление концепций научной организации труда и социально ответственного капитализма давало надежду на разрешение социальных проблем на уровне отдельно взятых корпораций. Шеннон отмечает, что стимулирование работников компаний на приобретение акций по льготной цене, участие в прибылях в зависимости от стажа работы и прочих заслуг перед компанией, создание помещений для отдыха породили веру в то, что бизнес способен самостоятельно, без вмешательства государства, удовлетворять интересы рабочих. Многие выражали уверенность, что частный бизнес смог достичь тех целей, которых реформаторы «прогрессивной эры» надеялись достичь посредством развития социального законодательства. Очевидные успехи экономики и рост благосостояния населения страны позволили Герберту Гуверу заявить во время президентской кампании 1928 г.: «Наш американский эксперимент по построению благополучного общества... привел нас ближе к победе над бедностью, к избавлению от страха нищеты, чем кого бы то ни было ранее в истории человеческой цивилизации»Другой причиной ослабления движения за социальные реформы была потеря интереса к ним со стороны профессионального сообщества социальных работников, которое в предшествующий период находилось в их авангарде. Руководители благотворительных организаций в основной массе с удовлетворением встретили изменение политикоидеологического климата в стране и сконцентрировались на оттачивании процедур фандрайзинга и поиске стабильных источников финансирования. В то же время социальные работники частных агентств озаботились разработкой строгих научных основ профессии, взяв за основу психиатрические концепции. По мнению Аксин и Левина, «социальная работа обратилась к изучению семейной динамики и индивидуальному личностному развитию. Терапия стала ключом к социальному благополучию». «Терапевтические» идеи проникли также и в среду сеттльментов, которые также существенно умерили свою реформистскую риторику, фокусируясь вместо этого на «социальном образовании» и «восстановлении и освобождении творческого потенциала общин» посредством специализированной «социальной групповой работы» и «организации общины». Концентрируясь на задачах профессионального развития, социальные работники вновь стали видеть себя «техническими специалистами сервисной службы... а не участниками крестового похода». В начале 1920-х гг. участники Национальной конференции социальной работы проголосовали за то, чтобы избегать официальных заявлений по внутриполитическим вопросам. А когда в 1924 г. Роджер Болдуин, основатель Американского союза защиты гражданских свобод, призвал делегатов Национальной конференции создать новую социал-реформистскую политическую партию, реакция социальных работников оказалась весьма прохладно. Таким образом, позиция сообщества социальных работников отражала консервативный социальный климат послевоенных лет.Первым лицом того, что Джейн Аддамс назвала «политическим и социальным спадом, охватившим страну», социальные реформаторы «пали духом». «Уныние, - сетовали они, - чрезвычайно подорвало реформистские усилия». Ветераны реформистского движения выражали беспокойство по поводу того, что однажды популярные социальные программы, призванные помочь бедным, рабочим и иммигрантам теперь клеймились как «социалистические» и «антиамериканские»Флоренс Келли и Джейн Аддамс представляли небольшую группу социальных работников,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...