Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ стилей руководства ООО «Спорт-Мастер»




 

ООО «Спорт-Мастер» - это небольшое производственно-торговое предприятие, его руководитель или (как это прописано в штатном расписании), директор является основоположником деятельности фирмы. Еще три года назад в организации было всего три сотрудника: директор, швея и разнорабочий. Т.е. руководитель совмещал в себе большое количество должностей, налаживал производство с самого начала и до самого конца. И теперь относится к результату своего труда, как к собственному ребенку. В настоящее время штат сотрудников значительно увеличился: теперь в фирме есть и менеджеры, и бухгалтер, и технолог, и дизайнер, и делопроизводитель, а также достаточное количество работников на производстве, но даже при этом руководитель является не только грамотным управленцем, его интересует весь процесс работы до последних мелочей, а именно:

хорошее настроение в коллективе;

снижение усталости работников;

доверительные отношения между сотрудниками;

постоянный спрос на данную продукцию;

усиление интереса работников к повышению своей квалификации;

сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;

устойчивость организации к небольшим возмущающим воздействиям.

Как и во всех успешных и процветающих компаниях, основными факторами, влияющими на деятельность этой фирмы, как бы считал любой успешный руководитель, являются:

организация труда;

обеспеченность квалифицированным персоналом и кадрами;

платежеспособность клиентуры;

Директор ООО «Спорт-Мастер» часто сам напрямую общается с поставщиками материалов и продукции, участвует в заключение договоров и проверке добросовестности поставщиков. В тоже время он не упускает возможности обговорить самостоятельно вопросы сотрудничества с наиболее крупными покупателями, готов идти им на встречу по созданию нестандартных продуктов и новых проектов, не поставленных на поток в производстве. Руководитель четко планирует свое рабочее время, распределяя работу с текущими документами в промежутки между встречами, совещаниями, приемами посетителей.

Также он интересуется новшествами в производстве подобной продукции другими Российскими и зарубежными производителями, старается перенять наиболее удачные разработки и заинтересовать ими сотрудников. Он часто бывает на производстве, знает его технологии и некоторые нюансы.

Осуществляет четкий контроль за исполнением поручений. Использует в своем руководстве не только материальные, но и моральные методы стимулирования, т.е. работает по принципу: «стимулирование к действиям посредством оплаты труда эффективно только в первые пол года работы человека на новом месте, деле же без морального стимулирования не обойтись».

Для удобства рассмотрения организации работы руководителя ниже приведем его план работы на одну из недель 2008г.

 

Таблица 4

Список дел в период с 19 по 23 марта 2007г. (выписки из ежедневника)

19 марта 2007года

9:15 - 9:45 Совещание с персоналом: - определить план работы на предстоящую неделю, - рассмотреть предварительные результаты работы за 1 квартал, - определиться по отгрузке всех оплаченных заказов до конца квартала, - обсудить новый дизайнерский проект, выявить + и -, а также возможность пустить его в производство в течение месяца и выпустить на рынок - распределение летних отпусков сотрудников - день рождение главного бухгалтера 23 марта. Что делать?
10:00-11:30 Посетить производственный цех Ожидается поставка новых швейных машин
до 12:00 связаться с поставщиками, на предмет пролангирования договора
15:00 -16:30 Встреча с директором СОШ №56
17:00 - 17:30 Передача школьной заявки менеджерам в обработку

20 марта 2008года

  Распределить премии за последний проект в ДОУ!
9:00 - 11:00 Работа с документацией
  Решить вопросы по командировке в Москву 21-22 марта на выставку «Игра и игрушки - 6». Возможно, ли ехать с менеджером?
  Обязательно! Проверить магазины «Спортмастер».
14:00 Встреча с главой Тукаевского района

21-22 марта 2008г.

  Выставка «Игра и игрушки - 6»
  по возможности посещение выставки «Мать и дитя»
  договор с ООО «Аконит-М»
11:00 22 марта встреча с руководством «Омега»

23 марта 2008г.

9:15 - 10:30 обсудить с сотрудниками новинки выставок, просмотреть каталоги и прайс-листы, определиться с сотрудничеством
  просмотреть финансовую отчетность
  аванс
15:30 короткий день: день рождение главного бухгалтера - поездка на базу

 

Источник: личный ежедневник директора магазина «Спортмастер»

Исходя из вышеприведенного планирования вполне возможно определить деловые контакты руководителя, форму ведения совещаний, прием посетителей, контроль исполнения заданий, наличие делегирования полномочий, технику управления, планирование затрат рабочего времени.

Управление персоналом в ООО «Спорт-Мастер» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием и увольнение сотрудников, повышение их квалификации, материальное и моральное стимулирование, контроль.

На первый взгляд может показаться, что фирмой управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие методы руководства. Но на деле все не совсем так. Директор ООО «Спорт-Мастер» - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он в фирме является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения - ему достаточно просьбы.

При определении стиля руководства предприятием несложно определить, что это демократический стиль или (если исходить из концепции Врума-Йотона) стиль «консультативно-групповой». В своей работе руководитель использует в основном экономические и социально-психологические методы и крайне редко организационно-распорядительные. Метод деллигирования полномочий и метод мозговой атаки также имеют место в управлении.

Очень часто говорят: «если хочешь узнать, какой стиль и метод руководства выбрал руководитель, просто посмотри на его стол для совещаний». Стол для совещаний в кабинете директора ООО «Спорт-Мастер» занимает особое почетное место - это стол в форме эллипса с расставленными вокруг него одинаковыми офисными стульями. То есть, за столом нет ярко выраженного места руководителя, все сидящие за ним имеют равные условия, что особенно хорошее подходит для демократического «консультативно-группового» стиля руководства.

 

 

Рис. 1. Стол для совещаний ООО «Спорт-Мастер»

 

Коллектив ООО «Спорт-Мастер» дружный и работоспособный, вместе работают, вместе борятся с конфликтами и неудачами, вместе радуются победам. За три года полноценной работы предприятия они добились значительных успехов, создано множество новых товаров, осуществлен не один большой проект, рентабельность производства значительно превышает нормативные значения. И если в дальнейшие годы у руля ООО «Спорт-Мастер» будет продолжать стоять разумный, знающий, опытный лидер-руководитель фирме будет куда расти и развиваться.

Здесь маркетинговая служба разрабатывает предложения по направлениям повышения эффективности деятельности компании, политику ценообразования, пути снижения себестоимости услуг, предоставляемым фирмой. Таким образом, принятие всех решений деятельности предприятия, в том числе и по торговой деятельности формируется на базе большого маркетингового исследования и стратегии развития предприятия. Руководитель старается использовать современную информационную технологию управления для наиболее успешного функционирования организации.

Для решения исследовательских задач используем методику «Определение стиля управления персоналом», разработанную В.П. Захаровым. Адаптированный вариант данной методики представлен по описанию авторов «Рабочей книги практического психолога». Методика представляет собой опросник из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Результаты исследования приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

Определение стиля управления персоналом руководителя ООО «Спорт-Мастер»

№ п./п. Ф.И.О. респондента Показатели  Руденко Владимир  Воронов Дмитрий  Нечухаева Инна  Щепочкина Галина  Трофимова Марина Итого (вариант ответа) Итого (вариант стиля)
1 2 3 4 5 6 7  8 9
1 Способ решения дел Б В Б В Б Б Д
2 Метод приказа Б В В Б В B Д
3 Отношение к заместителям Б А А А А А Д
4 Подход к решению служебных задач В В В Б Б В Д
5 Отношение к инициативе подчинённых А В В В В В Д
6 Отношение к критике А Б Б А А А Д
7 Отношение к ответственности Б Б Б Б - Б Д
8 Отношение к советам подчиненных А Б А Б Б Б Л
9 Потребность в совете Б Б В Б Б Б Д
10 Отношение к подчиненным А А А А А А Л
11 Влияние критических ситуаций на поведение руководителя Б А А Б В А/Б Л/А
12 Решение вопросов, в которых руководитель некомпетентен Б А Б Б А Б Д
13 Требовательность Б А А А Б А Д
14 Контроль за результатом А В А А А А Д
15 Поддержание дисциплины А В В А В В Л
16 Работа подчиненных с руководителем Б В В Б Б Б Д
  Итого Д Л Л Д Д Д Д

 

Что касается мероприятий психологической направленности, помимо встреч с представителями руководства, на которых подробно разъяснялись цели и задачи, стоящие перед фирмой, и рассказывалось о состоянии общих дел, целесообразно введение в программу профессиональной учебы специального персонала для дальнейшей работы с клиентами в магазине, в котором каждому члену разъяснялось важность его деятельности в рамках общих интересов. Более того, эти меры должны сопровождаться эффективными системами обязательного контроля под воздействием руководителя фирмы.

А теперь все эти данные можно представить в виде диаграмм. В качестве примера возьмём того же самого руководителя, т.е. руководителя данной фирмы, только здесь мы представим все в процентном виде.

 

Рис. 2. Стиль управления руководителя ООО «Спорт-Мастер» (%)


Проведём также качественный анализ данных отдельных руководителей. Для анализа стилей руководства была также использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова. Данная методика направлена на самоопределение стиля руководства самими руководителями, которые участвуют в деятельности своей организации, или отдельно взятого отдела. Использованная нами методика предназначена для самостоятельного определения руководителем степени развития своих профессиональных качеств в ситуациях управленческой деятельности.

 

Таблица 6

Бланк регистрации ответов 1

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

  Всегда Часто Иногда Редко Никогда
1*   +      
2   +1      
3*     +    
4     +    
5 +1        
6   +1      
7   +1      
8     +    
9* +        
10*       +1  
11*       +1  
12     +    
13 +1        
14 +1        
15*     +    
 16*       +1  
17*   +      
18 +1        

 

П=7; З=3

 


Результаты ответов занесены в «решетку»:

 

Рис. 3. Стиль руководства 1

 

Таблица 7

Бланк регистрации ответов 2

Порядковые номера суждений

Выбранные ответы альтернативы

  Всегда Часто Иногда Редко Никогда
1* +        
2 + 1      
3*       +1  
4   +      
5 1     +  
6   +1      
7   1   +  
8     +    
9*       +1  
10*       1 +
11*       +1  
12       +  
13 1 +      
14 1   +    
15*     +    
 16*       1 +
17*       +  
18 +1        

 

П=2; З=5


Результаты занесены в «решетку»:

 

Рис. 4. Стиль руководства 2

 

Как видно из данных «решетки», руководитель технического отдела больше ориентирован на сотрудников, руководитель коммерческого отдела - на выполнение задач.

Третья использованная нами методика предназначена для самостоятельного определения руководителем степени развития своих профессиональных качеств в ситуациях управленческой деятельности. Методика заимствована из работы А.А. Деркач «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности».

Исходя из результатов тестирования:

-   Руководитель коммерческого отдела в большей степени проявляет либеральный стиль: 20 баллов; в меньшей - демократический - 5 баллов. Авторитарный стиль в соответствии с этим опросником руководителю не присущ.

-Руководитель технического отдела имеет высокую степень выраженности демократического стиля: 16 баллов, либеральный стиль у него проявляется на 4 балла, авторитарный - на 2 балла.

А теперь можно покажем результаты руководителя технического отдела в виде диаграммы, в процентном виде.


Рис. 5. Стиль управления руководителя технического отдела (%)

 

Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать выводы, что большинство руководителей данной организации склонны к демократическому стилю управления (5 человек из 7 или 71%), остальные - к либеральному (2 человека или 29%). Сравнительное исследование стилей руководства двух руководителей отделов показало, что первый из них имеет ярко выраженный демократический стиль управления, второй - либерально-демократический.

Исследование проводилось с помощью трёх различных методик; полученные результаты имеют незначительные расхождения. Это говорит о соответствии самооценки менеджеров оценке их деятельности другими сотрудниками.

 


3. Разработка основных направлений совершенствования стиля руководства в ООО «Спорт-Мастер»

 

Бесспорно, с целью совершенствования стиля управления руководителя ООО «Спорт-Мастер», необходимо:

¾ организовать обратную связь с сотрудниками;

¾ советоваться с подчиненными при принятии важных решений;

¾ разработать план для достижения поставленных целей в организации;

¾ установить морально-психологический климат в фирме;

¾ вовлечь и заинтересовать всех сотрудников в процесс управления.

И, следовательно, во всем этом и будет результат умелого или неумелого руководства. Именно здесь, руководитель является толчковым механизмом «спортивной» деятельности предприятия. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное, а так же финансовое удовлетворение сотрудников. Говоря о ООО «Спорт - Мастер», хочется говорить, о руководителе, который пришел в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открыл дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который с умел забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.

Каждый руководитель, а автор показывает на данном примере, выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е. каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства, а именно «демократический».

В ООО «Спорт-мастер», для эффективного руководства менеджеру необходимо соответствовать современным требованиям, знать торговые марки производителей, размеры, качество и производство продукции, что именно подходит для детей, а, что именно для взрослых, т.е. с теми или иными возрастными особенностями.

Успешное выполнение сложных и ответственных задач находится в прямой зависимости от стиля управления этими органами, причем эта зависимость связана не столько с типом стиля (демократический это или какой-то иной стиль), а с его приспособленностью к современным социально-экономическим условиям. Для успешной работы любой организации, надо отметить для себя поставленные цели, миссию организации или повышения квалификации и соответственно идти к намеченному, как например, в таблице 8.

 

Таблица 8

План повышения квалификации

№ п./п. Мероприятия Срок выполнения
1  Новый дизайнерский проект, по поводу выпуска журнала каталога продукции «Спортмастер». Выявить положительные и отрицательные стороны, а также возможность выпустить на рынок. Лето 2009 г.
2 Семинар. Санкт-Петербург. Темы: «Лучшие способы разрешения производственно-организационных конфликтов», «Индивидуальный подход в разрешении конфликтов». Осень 2009 г.
3 Круглый стол директоров магазинов «Спортмастер». Обсудить вопросы по конкуренции, выход на рынок новых технологий и продукции, анализ сильных и слабых сторон предприятия. Осень 2009 г.
4 Открытие фитнесс-клуба в собственной кампании для своих сотрудников. Весна 2010 г.

 

Из данной таблицы следует отметить, что грамотный руководитель должен постоянно работать над своими профессиональными качествами, ездить на различные выставки и презентации своей продукции, а так же привлекать к этому своих работников, выполнить намеченный план, поставленный для своей фирмы.

Для развития профессионализма руководителя, необходимо регулярно проводить обучающие и диагностирующие занятия не только с работниками данной организации, но и, разумеется, с собой. Т. е посещать различные тренинги и семинары по развитию личности, по возможности отправлять на эти семинары своих сотрудников, для повышения их лучших качеств, которые отражаются на данной работе.

До недавнего времени предпочтение отдавалось преимущественно административным методам руководства, однако за последнее время сформировалось более соответствующее новым условиям представление о необходимости применения приемов и методов управления в более широком спектре, где использовались бы наряду с административными экономические, социально-психологические, психологические и другие приемы и методы.

Независимо от того, какому стилю управления в ООО «Спорт-Мастер» отдается предпочтение, и какой стиль фактически там используется, обнаружилось большое количество примерно одних и тех же недостатков, наличие которых позволяет сделать вывод о неготовности значительной части руководителей, в сложившихся условиях применять современный эффективный стиль управления, соответствующий требованиям проводимых радикальных реформ.

Основными направлениями совершенствования стиля управления, по мнению автора, являются: регламентация управленческой деятельности руководителей, делегирование ими полномочий своим подчиненным, привлечение к участию в управлении подчиненных, рационализация проведения совещаний, деловых бесед и других трудовых операций, совершенствование организации взаимодействия, нормативно-правовое закрепление некоторых, относительно новых, но вместе с тем слабо используемых на практике механизмов управления, являющихся непременными атрибутами современного эффективного стиля управления.

Целесообразно и дальше работать в системе личного планирования руководителями своего рабочего времени, которую официально никто не запрещает, но и не рекомендует. Возвращение к такой системе - важное условие рационализации стиля управления, она помогает руководителю равномерно и обоснованно использовать служебное время, уменьшить перегрузки и ликвидировать острый его дефицит.

Эффективным руководителем может считаться только тот руководитель, который может вести себя по-разному, в зависимости от требований реальной ситуации, как и приходится, делать в этой сфере в ООО «Спорт-Мастер».

Таким образом, подводя итог, руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля. Важным является вывод, сделанный в рамках ситуационного подхода к лидерству, о необходимости уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации, например с тем или иным поставщиком, смотря, какая продукция, какой товар, да и вообще, что за человек перед тобой. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации. А именно анализ сильных и слабых сторон является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии, сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинные возможности фирмы. Предметом анализа состояния внешней среды ООО «Спорт-Мастер», является спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции.

С целью совершенствования стиля руководства организации, автором предложено рассмотреть все это, и воплотив в реальной жизни, т.е. в руководстве компании, процесс выбранного стиля, как например, разработав схему или таблицу (Таблица 9).

 

Таблица 9

План управления в организации ООО «Спорт-Мастер»

п./п. Решение Итог
1 Управление должно осуществляться на постоянной и систематической основе. Руководитель, не смотря на свой опыт работы, добьется поставленных целей и никогда не поставит в «тупик», тот или иной вопрос при принятии, какого либо решения.
2 Конкретно организовать обратную связь со своими сотрудниками.  
3 Советы с подчиненными при принятии решений, а так же построенные планы для развития кампании.  
4 Благоприятный климат между сотрудниками.  

Выводы и предложения

 

Под стилем руководства автор считает совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей. Так, например, в этой работе автор рассмотрел на примере одну из организаций нашего города, в которой есть конкретный руководитель, в котором сложен демократический стиль управления над своим персоналом (работниками) и фирмой и поэтому бригадная форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная. Кроме того, здесь подчинённые сами проявляют некоторую инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителя и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль, а так же совместный досуг и праздники, относящиеся к данной компании.

Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий.

Существует несколько подходов к изучению стилей руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий, ситуативный.

Наиболее актуальным стилем руководства в современном обществе является ситуативный, т.е. когда решения руководителя и его поведение зависят от сочетания различных факторов в каждой конкретной ситуации.

В ходе анализа стиля руководства в ООО «Спорт-Мастер» было выявлено, что руководитель, в управлении, лишь в некоторых случаях учитывает деление людей по темпераменту. Очень мало уделяет внимание полу, возрасту, национальности, вероисповеданию и т.д. Практически не учитываются регламентированные перерывы для отдыха, т.е. нет времени для короткого отдыха работников. И самое не приятное, это поспешная гласность и публичная оценка работника перед всеми сотрудниками во время разрешения, какого либо конфликта.

С целью совершенствования стиля руководства в ООО «Спорт-Мастер», автором предложены такие рекомендации, как:

¾ разделение труда (т.е. отделение функций управления производством от самого производства);

¾ дисциплина сотрудников и самого руководителя (т.е. строгое и точное выполнение предписаний);

¾ единство главной цели для различных направлений (т.е. и производство, и сбыт, и другая деятельность предприятия должны быть однонаправлены);

¾ подчиненность личных интересов общим (т.е. различные подразделения, составляющие фирму и имеющие собственные интересы, подчиняют их единой общей цели);

¾ вознаграждение персонала;

¾ порядок (т.е. место для всего и все на своем месте);

¾ справедливость и учтивость темперамента работников (т.е. сочетание доброты, правосудия и характера);

¾ стабильность рабочего места для персонала;

¾ инициатива (в рамках предоставленных полномочий);

¾ корпоративный дух (т.е. приверженность интересам фирмы в любых условиях).

Таким образом, в завершение следует отметить, что проведенное исследование не претендует на полное раскрытие данной темы. Несомненно, многие из них требуют дальнейшего изучения и разработки. Так же проводить анкетирование, беседы и собрания для своих работников, для большего выявления различных проблем на рабочем месте, а может быть и для личной жизни. Но конечно с этим самое главное тоже не переборщить, так как работа и свое личное время никогда не должны идти вместе, а самое главное помочь работнику в любой ситуации. Данное исследование может рассматриваться как определенный вклад в решение проблемы совершенствования стиля управления в ООО «Спорт-Мастер» на современном этапе.


Список использованной литературы

управление руководство стиль

1. Бурков, В.Н., Ириков В.Н. Модели и методы управления организационными системами. М: БЕК, 2005г. - 210с.

2. Вайсман А.. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: «Интерэксперт», Экономика, 2004 - 344с.

.   Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М: Гардарика, 2001. - 342с.

.   Глумаков, В.Н. Организационное поведение - Москва ЗАО «Финстатинформ» 2006г. - 150с.

.   Кибанов, А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. - М.: Дело, 2004. - 259с.

.   Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления.- М.: Норма, 2004. - 315с.

.   Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело", 2003. - 342с.

.   Мильнер, Б.З. Теория организаций. Учебник. - М.: Инфра-М, 2002. - 394с.

.   Прокофьева, Ж.В. Производственный менеджмент. - М.: "Знание", 2007. - 424с.

.   Радугин, А.А. Основы менеджмента. - М.: "Центр", 2006. - 312с.

.   Смоляк, С.Н. Оценка эффективности проектов в условиях нечеткой вероятностной неопределенности // Экономика и математические методы.-2007 -№21. - С. 12

.   Тренев, Н.Н. Предприятие и его структура: анализ, диагностика, оздоровление. - М.: Приор, 2006. - 453с.

.   Управление организацией: Учебник. / Под ред. Поршнева, А.Г., Румянцевой, З.П. - М.: Центр, 2006. - 421с.

.   Уткин, Э.А. Курс менеджмента. - М.: "Зерцало", 2002. - 419с.

.   Фатхутдинов, Р.А. Проектирование организационных систем // Вестник МГУ. - сер. 6. - Экономика. - 2007. - № 34. - С. 23

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...