Принципы управления Анри Файоля
Критика школы научного управления К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора . Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину). Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения . Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)
Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль , Джеймс Муним , Линдалл Урвик и др. Классическая школа: · разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией ); · создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху); · предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку; · рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование , организация, мотивация , контроль ; · считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия , когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер ); · сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль ), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
· сформулировала общие функции управления. Принципы управления Анри Файоля · Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. · Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность. · Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. · Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. · Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. · Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. · Вознаграждение персонала . Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. · Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации . Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
· Скалярная цепь . Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. · Порядок . Место — для всего и все на своем месте. · Справедливость . Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. · Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. · Инициатива . Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. · Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала. Недостатки классической (административной) школы управления: · недооценка социальных аспектов управления; · невнимание к человеческому фактору в организации; · недостаточное внимание к научной разработке методов управления; · организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|