Принципы управления Анри Файоля
Критика школы научного управления
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора
.
Ф. Тейлор
был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).
Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения
. Мотивация
и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей
работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)
Представители классической, или административной, школы управления
(1920—1950 гг.): Анри Файоль
, Джеймс Муним
, Линдалл Урвик
и др.
Классическая школа:
· разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций
(общая теория управления организацией
);
· создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
· предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
· рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование
, организация, мотивация
, контроль
;
· считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия
, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер
);
· сформулировала 14 принципов управления
(А. Файоль
), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
· сформулировала общие функции управления.
Принципы управления Анри Файоля
· Разделение труда
. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
· Полномочия и ответственность. Полномочия
есть право отдавать приказ, а ответственность
есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.
· Дисциплина. Дисциплина
предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
· Единоначалие
. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
· Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
· Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
· Вознаграждение персонала
. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
· Централизация
. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации
. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
· Скалярная цепь
. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
· Порядок
. Место — для всего и все на своем месте.
· Справедливость
. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
· Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
· Инициатива
. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
· Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Недостатки классической (административной) школы управления:
· недооценка социальных аспектов управления;
· невнимание к человеческому фактору в организации;
· недостаточное внимание к научной разработке методов управления;
· организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: