Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления Анри Файоля

Критика школы научного управления

К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора .

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).

Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения . Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

 

 

Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль , Джеймс Муним , Линдалл Урвик и др.

Классическая школа:

· разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией );

· создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);

· предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;

· рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование , организация, мотивация , контроль ;

· считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия , когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер );

· сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль ), многие из которых до сих пор могут быть использованы;

· сформулировала общие функции управления.

Принципы управления Анри Файоля

· Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

· Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

· Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

· Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

· Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

· Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

· Вознаграждение персонала . Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

· Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации . Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

· Скалярная цепь . Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

· Порядок . Место — для всего и все на своем месте.

· Справедливость . Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.

· Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

· Инициатива . Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

· Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Недостатки классической (административной) школы управления:

· недооценка социальных аспектов управления;

· невнимание к человеческому фактору в организации;

· недостаточное внимание к научной разработке методов управления;

· организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...