Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие «Ландшафтный анализ территории района», 4 часа

Практические занятия по теме: «Ландшафтная характеристика административного района Тюменской области»

 

Отсутствие достоверной информации о структуре, функциях и о современном состоянии ландшафтов Тюменской области резко снижает качество планирования, проектирования и управления природопользованием.

Изучение ландшафтной структуры любой территории на различных уровнях имеет огромное практическое значение для организации хозяйственной деятельности. Комплексное изучение ландшафтов позволяет точнее определить направления, по которым должны развиваться различные отрасли хозяйства в том или ином регионе. Наиболее значимы исследования для целей сельскохозяйственного производства, так как сельское хозяйство – одна из важнейших хозяйственных отраслей, наиболее тесно связанная с природными условиями.

Выполнение данных практических занятий позволит студентам обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении разделов дисциплины «Ландшафтоведение». На примере конкретной территории студент проводит ландшафтный анализ территории в масштабе 1:10 000 или 1:25 000, намечает основные мероприятия по оптимизации природно-антропогенных ландшафтов и оценивает возможность выращивания определенных сельскохозяйственных культур в данных условиях.

 

1 Рекомендации по организации практических занятий

 

Студент самостоятельно выбирает административный район Тюменской области, ландшафтный анализ территории которого он будет проводить:

 

1. Абатский район

2. Армизонский район

3. Аромашевский район

4. Бердюжский район

5. Вагайский район

6. Викуловски йрайон

7. Голышмановский район

8. Заводоуковский район

9. Исетский район

10. Ишимский район

11. Казанский район

12. Нижнетавдинский район

13. Омутинский район

14. Сладковский район

15. Сорокинский район

16. Тюменскйй район

17. Упоровский район

18. Юргинский район

19. Ялуторовский район

20. Ярковский район

 

По ряду направлений бакалавриата, где согласно рабочего учебного плана по дисциплине «Почвоведение» предусмотрена курсовая работа, студенты, как правило, выбирают тот же район, что и при написании данной курсовой работы.

Практические работы по теме «Ландшафтная характеристика административного района Тюменской области» предусмотрены на 8-14 часов, в зависимости от направления подготовки и общего объема часов, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Ландшафтоведение».

После проведения всех практических занятий по данной теме и выполнения самостоятельной работы, работа должная быть оформлена согласно следующему содержанию:

Введение

1 Географическое положение административного района;

2 Физико-географические условия района;

2.1 Агроклиматические условия;

2.2 Литогенная основа ландшафтов (рельеф, почвообразующие и подстилающие породы);

2.3 Поверхностные и грунтовые воды;

2.4 Растительность и ведущие сельскохозяйственные культуры;

2.5 Почвенный покров;

3 Ландшафтный анализ территории района;

4 Перечень и обоснование мероприятий по оптимизации состояния ландшафтов;

Заключение

Список литературы.

 

Написание «Введения» является самостоятельной работой студентов (САРС), в нем излагаются цели и задачи работы и её актуальность (2 часа).

Написание «Заключения» является самостоятельной работой студентов, в нем студент делает заключение о достижении поставленной цели работы и о результатах выполнения основных задач (2 часа).

Оформление работы, согласно требований, указанных ниже (п. 5.9), (набор текста на компьютере) является самостоятельной работой студента (2 часа).

 

Практическое занятие №1: «Географическое положение. Физико-географическое районирование», 2 часа

 

На карту нанести границы административного района, используя политико-административную карту (лист 1) атласа Тюменской области; описать с какими районами (областями, странами) граничит, районный центр, удаленность от областного центра;

Используя данное учебное пособие (Приложение Б) и Атлас Тюменской области (лист 27), определить:

- Физико-географическая страну;

- Зональную область;

- Провинцию;

- Подпровинцию района.

 

Практическое занятие №2: «Агроклиматические условия», 2 часа

 

Используя учебное пособие «Агроклиматические особенности Тюменской области» (Иваненко, Кулясова, 2008) привести климатические характеристики изучаемого района:

- средние многолетние показатели температуры воздуха за теплый и холодный периоды (вычертить два графика по декадам);

- среднемноголетние показатели осадков за теплый и холодный периоды года (вычертить два графика по декадам); рассчитать ГТК (гидротермический коэффициент) и дать характеристику увлажнению территории;

- даты перехода среднесуточной температуры воздуха через 0о, 5о и 10оС; даты последнего и первого заморозков;

- глубину промерзания и дату полного оттаивания почвы, высоту снежного покрова, условия перезимовки озимых культур;

- дату наступления физической спелости почвы.

В заключении делается вывод о соответствии климата требованиям выращиваемых культур в районе.

 

Практическое занятие №3 «Литогенная основа ландшафтов», «Почвенный покров», 2 часа

 

1. Используя атлас Тюменской области (страницы 46-47) определить формации и геолого-генетические комплексы исследуемого района.

2. По листу 10 атласа Тюменской области определить морфоструктурную область и основные морфоструктуры изучаемой территории и их влияние на эрозионные процессы;

3. Определить основные элементы рельефа: водоразделы, террасы и т.д.

4. Дать характеристику почвообразующим и подстилающим породам и указать их влияние на формирование почвенного покрова и выращиваемые культуры.

 

 

Практическое занятие №4 «Поверхностные и грунтовые воды»,

«Растительность и ведущие сельскохозяйственные культуры», 2 часа

1. Используя Атлас Тюменской области (том 2) в масштабе 1:100 000 описать реки, озера, старицы, ложбины стока, искусственные водоемы, болота имеющиеся на территории административного района. Влияние поверхностных и грунтовых вод на заболачивание почв.

2. Привести характеристику основных ассоциаций и видов естественной растительности. Наиболее распространенные сорняки. Продуктивность и кормовые достоинства естественных лугов и пастбищ. Перечень выращиваемых культур. Средняя и максимальная урожайность в районе за последние годы.

 

Практическое занятие «Ландшафтный анализ территории района», 4 часа

1. Пользуясь Приложением А и атласом Тюменской области (том 2) в масштабе 1:100 000, на карту административного района нанести ландшафты.

2. Используя классификационную типологическую схему, предложенную Николаевым В.А. (2000), составить систематику ландшафтов изучаемого района по данному примеру:

 

Отдел наземных ландшафтов
   
Разряд суббореальных ландшафтов
   
Подразряд континентальных ландшафтов
   
Семейство суббореальных, континентальных западно-сибирских ландшафтов
   
Класс равнинных ландшафтов
   
Подкласс равнинных низменных ландшафтов
     
Лесостепной (тип ландшафта)   Пойменные ландшафты лесостепи
     
Северолесостепной (подтип ландшафта)    
         
Род: Денудационные равнины Озерно-аллювиальные равнины   Аллювиальные равнины
       
Лессовидносуглинистые (подрод) Песчано-глинистые (подрод)    
       
Виды ландшафтов:
Группы урочищ:
                                 

 

3. Дать характеристику фаций, подурочищ, урочищ.

4. Сделать ландшафтный профиль по указанной линии АБ на топографической основе.

5. Установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования района.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...