Конституционные (уставные) суды РФ
Анализ применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод в российских судах разных юрисдикции и уровней Как известно, практика применения закона значительно отличается от теории. «Действительная юридическая сила международного права в Российской Федерации определяется и будет определяться не только соответствующими конституционными положениями, но также и готовностью судей национальных судов полагаться на эту отрасль права»1. Оценка влияния Конвенции на российскую правовую систему требует тщательного анализа судебной практики2. Даже если предположить, что российское законодательство соответствует стандартам Совета Европы, этот факт сам по себе не является гарантией того, что европейские стандарты будут применяться на практике. Это приводит нас к оценке непосредственно российской судебной практики. В данной главе дается оценка несоответствию теории и практики применения Конвенции российскими судами, а именно исследуется вопрос, применяют ли вообще суды разных уровней и юрисдикции Конвенцию и если применяют, то в какой степени и какая существует общая тенденция в области ее применения. Конституционный суд РФ К настоящему времени опубликовано значительное количество работ по проблеме применения Конституционным судом РФ международного права в целом и Конвенции в частности3. Причина этого очевидна. Постановления Конституционного суда РФ легкодоступны благодаря их публикации в официальном издании «Вестник Конституционного суда», а также на официальном сайте Конституционного суда РФ4. Имеются основания полагать, что уровень влияния Конвенции на судебную практику Конституционного суда РФ был в определенной степени преувеличен. Начнем с оценки судебной практики Конституционного суда РФ относительно применения международного права в целом, данной профессором Г. М. Даниленко: «Конституционный суд РФ создал значительную судебную практику, основанную на международном праве. Рассматривая конституционность различных актов, Конституционный суд РФ часто полагается на международное право. Анализ практики Конституционного суда РФ показывает, что он применяет международное право в практически каждом решении, касающемся прав человека»5.
Что касается применения Конвенции, то до сентября 2004 г. она упоминается в 54 постановлениях6 из 215 постановлений Конституционного суда РФ с момента его создания 12 июля 1991 г.7, из 166 постановлений с момента присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы 28 февраля 1996 г. и из 116 — с момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г. Необходимо иметь в виду, что в связи с тем, что Конституционный суд РФ главным образом рассматривает обращения, касающиеся защиты прав человека, закрепленных в Конституции, которая содержит «широкий набор прав человека, основанный на общепризнанных международных стандартах прав человека»8, теоретически Конвенция может применяться практически в каждом деле. Конституционный суд РФ начал применять Конвенцию сразу после вступления Российской Федерации в Совет Европы и задолго до ратификации Конвенции. В этот период было вынесено три постановления и одно особое мнение, в которых содержались ссылки на Конвенцию. Первое постановление со ссылкой на Конвенцию, на ее статью 2 Протокола 4 «Свобода передвижения», датируется 4 апреля 1996 г.9 Высказывались мнения, что в связи с тем, что Конвенция на тот момент еще не являлась юридически обязательной для применения в Российской Федерации, ссылку на Конвенцию можно было рассматривать как имеющую «вспомогательный» характер, способную «обогатить аргументацию решения»10. При этом на тот момент Конституционный суд РФ не применял судебной практики Европейского суда по правам человека. Обращение Конституционного суда к Конвенции ограничивалось лишь цитированием статей документа. Например, в постановлении от 16 марта 1998 г. Конституционный суд РФ применил статью 6 Конвенции вместе со статьями 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., лишь пересказав содержание статей и в очередной раз констатировав, что указанные положения «как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации»11. С течением времени и после ратификации Конвенции порядок применения Конвенции изменился, но несущественно.
Необходимо отметить несколько моментов относительно применения Конвенции Конституционным судом РФ. Во-первых, Конституционный суд РФ разработал правовую позицию о непосредственном применении норм международного права, обязательную для применения другими судами. Об этом говорилось в предыдущей главе при анализе дела о проверке конституционности Кодекса законов о труде РСФСР12, а также в деле о проверке конституционности статей 371, 374 и 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР13. Данные правовые позиции являются толкованием конституционной обязанности судов по непосредственному применению международно-правовых документов. Тем не менее невозможно сказать, что данные правовые позиции являются достаточно полными, так как они не содержат каких-либо деталей о методах применения международного права, включая разъяснение способа применения судебной практики Европейского суда по правам человека. При обычном прочтении, например, положений части 1 статьи 6 Конвенции или статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах невозможно выявить все процессуальные гарантии, которыми обладают граждане, обращающиеся за защитой в суд.
Во-вторых, способ применения положений Конвенции Конституционным судом РФ должен быть подвергнут критике. В юридической литературе на русском языке авторы позитивно оценивают возрастающее влияние судебной практики Европейского суда по правам человека на судебную практику российских судов, включая Конституционный суд РФ14. Известным ученым-конституционалистом был сделан следующий вывод: «[Конституционный] суд довольно активно применяет предписания Конвенции. Однако общим для этих решений, как уже отмечалось, является не только то, что суд просто ссылается на ту или иную норму Конвенции, что уже само по себе крайне важно (курсив мой. — А. Б), но и исходит из практики Европейского суда по правам человека по анализируемым вопросам»15. В своем двояком анализе влияния Конвенции на российскую правовую систему иностранный преподаватель Летней школы Совета Европы для юристов-правозащитников также отметил, что «положительный знак поступает от высших российских судов, которые все чаще в своих решения ссылаются на Европейскую конвенцию по правам человека»16. Однако если мы нарисуем общую картину практики Конституционного суда РФ с помощью оценки статистики вынесения судебных постановлений, перед нами предстанет другая, менее оптимистичная ситуация. Необходимо признать, что нельзя считать достаточным или «крайне важным» только ссылку на Конвенцию в судебных решениях по той причине, что это не является правильным. Любое из положений Конвенции может быть применено только в том случае, если суд извлек из того или иного положения действительное, зачастую автономное (значительно отличающееся от содержащегося в национальном законодательстве) значение положений, что может быть сделано исключительно с помощью обращения к судебной практике Европейского суда по правам человека. Применение Конвенции без учета развивающей ее судебной практики с высокой степенью вероятности приведет к ошибке, что и будет показано на нескольких примерах при анализе решений Верховного суда РФ.
Действительно, Конституционный суд РФ по отдельным делам, наряду с Конвенцией, также применял и судебную практику Европейского суда по правам человека. Но вопрос здесь состоит не в том, применяет ли Конституционный суд Конвенцию, а в том, каким способом и как часто Конституционный суд применяет судебную практику Европейского суда по правам человека. В своем выступлении 21 января 2005 г. на церемонии открытия нового судебного года в Европейском суде по правам человека в Страсбурге председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин отметил: «За последние девять лет Конституционный суд России более чем в 90 своих решениях сослался на Конвенцию и решения Европейского суда, которые оцениваются им фактически как источник права»17. В более позднем выступлении, 9 декабря 2005 г., председатель Конституционного суда РФ указал на 60 случаев ссылки Конституционного суда РФ на решения Европейского суда18. Анализ же судебной практики Конституционного суда РФ на сентябрь 2004 г. показывает, что на тот момент только в 12 постановлениях19 из 54 постановлений, в которых Конституционный суд РФ применил Конвенцию, содержится обращение к судебной практике Европейского суда по правам человека. Как видно, данные цифры значительно отличаются от официальной статистики, даже если председатель Конституционного суда РФ имел в виду под решениями Конституционного суда РФ и постановления, и определения Конституционного суда РФ. С учетом того, что Европейский суд по правам человека во всех без исключения случаях обращается к своей предшествующей судебной практике для выявления действительного значения положений Конвенции, представленные цифры уже сами по себе достаточно говорят о состоянии применения Конвенции Конституционным судом РФ. Как отмечает Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека П. А. Лаптев, «мы, однако, должны признать, что положения Конвенции существуют не сами по себе, а лишь в том виде, в котором их понимает и применяет Европейский суд по правам человека...»20. Конституционный суд РФ применяет международное право исключительно как дополнительный инструмент, используемый для того, чтобы добавить вес аргументам постановлений, основанным на Конституции21. Ссылки на международное право называют иллюстративными22. Вероятно, в связи с этим у Конституционного суда РФ нет необходимости детально выяснять юридические и политические проблемы, возникающие в процессе непосредственного применения международного права23. Данный аргумент имеет право на существование, учитывая то обстоятельство, что на сентябрь 2004 г. Конституционный суд РФ только в двух случаях сослался на нормы Конвенции наряду с нормами Конституции РФ в резолютивной части постановлений24. Однако и в резолютивной части постановлений упоминание Конвенции носит лишь дополнительный характер. Нормы международного права, в том числе и положения Конвенции, «никогда не составляют единственный фундамент для принятия решений Конституционного суда, но очень важны с точки зрения смысла, содержания... конституционных норм...»25 Во всех других случаях Конвенция упоминалась лишь в мотивировочной части постановлений Конституционного суда РФ и имела значение только в качестве дополнительного источника права.
Необходимо указать на существующие свидетельства следования постановлениям Конституционного суда РФ, в которых применялась Конвенция, судьями районных судов. Одним из таких примеров является решение Псковского районного суда от 28 октября 2003 г.26, в котором было применено постановление Конституционного суда РФ. В примененном постановлении Конституционного суда РФ27 содержится ссылка на дело Бурдов против России®, в котором разъясняется конвенционный правовой смысл части 1 статьи 6, а именно то, что исполнение решения суда должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного разбирательства и что «отсутствие денежных средств не является для властей государства оправданием для неисполнения решения суда»29. В своем решении Псковский районный суд Псковской области в деле, аналогичном делу Бурдов против России, сослался на параграфы 34, 40 постановления Бурдов против России в пользу истца30. Данное решение районного суда является значительным шагом российской правовой системы вперед, так как оно позволило восстановить нарушенные права человека с помощью внутригосударственных средств правовой защиты и не привело к так называемому «клонированию» дел против России, поступающих на рассмотрение Европейского суда по правам человека31. Итак, даже те несколько постановлений, в которых содержится анализ прецедентного права Европейского суда по правам человека, не могут оправдать существующую практику Конституционного суда РФ по применению Конвенции. Любой суд, применяющий международный документ, должен следовать юридической традиции применения данного документа. Необходимо иметь в виду, что Конвенция — это уникальный юридически обязательный международный документ, который подписали 45 государств с разными юридическими системами (общего, романо-германского и постсоциалистического права). Неизбежно Конвенция содержит в себе положения и термины, обладающие автономным значением. Именно поэтому невозможно извлечь действительное значение положений Конвенции без детального обращения к прецедентному праву Европейского суда по правам человека. Очевидно, что при вынесении решения национальным судом со ссылкой на Конвенцию недостаточно простого цитирования содержания статьи Конвенции. Практика применения Конвенции без уяснения действительного значения применяемых положений, несмотря на создаваемую видимость положительного применения международного документа, причиняет больше вреда, чем пользы и приводит к неправильному разрешению дела, что мы и увидим на примере решений Верховного суда РФ. Представляется, что имеются средства борьбы с неполноценным применением Конвенции. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал: чтобы не нарушать гарантий справедливого судебного разбирательства при определяющих для исхода дела обстоятельствах, национальные суды обязаны «установить с достаточной четкостью основания, на которых они выносят свои решения» (гарантия мотивированного решения)32. Если сторона процесса основывала свои доводы на положениях Конвенции, у суда появляется обязанность «провести соответствующее исследование представленных доводов, аргументов и доказательств»33. В связи с этим любое решение суда по спору о гражданских правах и обязанностях или при предъявлении обвинения, в котором суд не оценил представленные аргументы стороны, основанные на Конвенции, не соответствует требованиям справедливого судебного разбирательства, выраженным в части 1 статьи 6 Конвенции. Существующий метод применения Конвенции Конституционным судом РФ не является чем-то новым в практике Конституционного суда РФ по применению международного права. Такой же метод применения международного права, «простая ссылка на международные пакты»34, использовался Конституционным судом РФ и до ратификации Конвенции, при разрешении дел на основании Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или даже на основании не являющихся юридически обязательными положений Всеобщей декларации прав человека. Профессор Г. М. Да-ниленко критиковал данный способ применения международных документов, называя его «принадлежащей только Конституционному суду РФ версией источников международного права для внутригосударственного использования»35. Говоря о применении Конвенции, можно обратиться к предложению Г. М. Даниленко использовать такой же метод толкования и применения Конвенции, какой используется Европейским судом по правам человека36. Такой метод будет в полной мере соответствовать пункту «Ь» части 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров, закрепляющей, что при толковании международного договора, наряду с его контекстом, судьями должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Имеются и другие замечания к порядку применения Конституционным судом РФ прецедентного права Европейского суда. Так, десять из двенадцати постановлений Конституционного суда РФ, в которых имеются ссылки на постановления Европейского суда, не содержат указания на конкретный параграф постановления Европейского суда, из которого было процитировано конкретное примененное положение. В семи случаях не указан источник опубликования постановления Европейского суда. В двух постановлениях Конституционного суда РФ не указывается название постановления Европейского суда, и одно постановление содержит неправильную дату вынесения постановления Европейского суда37. Данные обстоятельства неизбежно создают препятствия для юриста или судьи, желающего глубже изучить примененные Конституционным судом РФ положения прецедентного права Европейского суда. Справедливо будет отметить изменение ситуации к лучшему. Так, например, в одном из дел 2005 г. Конституционный суд РФ исчерпывающе сослался на соответствующие положения прецедентного права38. Что касается сторон дел, рассматриваемых Конституционным судом РФ, то в этом случае постановления Конституционного суда РФ содержат более или менее детальные аргументы сторон. Тем не менее в постановлениях Конституционного суда РФ до сентября 2004 г. не содержится аргументов сторон, основанных на Конвенции. Таким образом, Конституционный суд РФ в большинстве случаев применяет положения Конвенции без обращения к прецедентному праву, а в редких случаях обращения к судебной практике Европейского суда ссылки на нее не соответствуют стандартам Европейского суда. Конституционные (уставные) суды РФ Сейчас рассмотрим судебную практику конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (далее — уставный суд). Статья 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает лишь возможность создания уставных судов в субъектах Российской Федерации39. Данные суды независимы от Конституционного суда РФ, обладают аналогичной юрисдикцией, рассматривая дела о соответствии законов субъектов Российской Федерации, а также других нормативных актов органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления конституции (уставу) соответствующего субъекта Российской Федерации. На декабрь 2003 г. всего было создано 16 конституционных (уставных) судов. Изучение судебной практики двух уставных судов, случайно выбранных для проведения настоящего исследования, — Санкт-Петербургского уставного суда40 и Уставного суда Свердловской области41 — показало, что ни один из них не применяет Конвенции. Интересный факт имел место в Уставном суде Свердловской области при рассмотрении дела о соответствии пункта 4.6 Положения о порядке организации и проведения в городе Екатеринбурге митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 22 мая 2001 г. № 3/442. Заявители оспаривали положение, в котором устанавливалось, что ответственные за организацию массовой акции обязаны получить разрешение от органов местного самоуправления на ее проведение. Их аргументы были основаны на статье 31 Конституции РФ, соответствующей статье Устава Свердловской области, а также на части 1 статьи 11 Конвенции с подробным анализом соответствующей судебной практики Европейского суда. Несмотря на то что постановление Уставного суда Свердловской области было вынесено в пользу заявителей, уставный суд не рассмотрел аргументы, основанные на Конвенции. Более того, даже в описательной части постановления уставный суд при очень кратком описании аргументов сторон не указал на то, что заявители основали свои доводы в том числе на Конвенции и постановлениях Европейского суда. Единственная фраза в постановлении Уставного суда Свердловской области, которая хоть как-то указывает на то, что заявители ссылались на положения международного права, звучит следующим образом: «По мнению заявителя, данная норма принята городской думой в нарушение требований Устава Свердловской области, так как ограничивает его закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации и признанное мировым сообществом (курсив мой. — А. Б.) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (пункт 1 постановления). Остается только предполагать, что под словосочетанием «мировое сообщество» уставный суд имел в виду Совет Европы, Конвенцию и прецедентное право Европейского суда. Практику применения Конвенции, проанализированную в настоящем параграфе, нельзя признать удовлетворительной. Все общие правила о внутригосударственном статусе Конвенции и необходимости ее применения российскими судами в полной мере относятся и к уставным судам без каких-либо исключений. Безусловно, при разрешении дел уставные суды должны выносить решения, основываясь на конституции или уставе соответствующего субъекта Российской Федерации. Тем не менее часть 4 статьи 15 Конституции РФ, признающая международное право частью национальной правовой системы, должна соблюдаться и уставными судами. Соблюдение данного принципа особенно важно для уставных судов в связи с тем, что они являются не федеральными судами, а судами субъектов Российской Федерации. Основанием для этого служит статья 3 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой единство судебной системы обеспечивается применением в том числе международных договоров всеми российскими судами. Суды общей юрисдикции Профессор Г. М. Даниленко отмечал, что «суды общей юрисдикции обладают меньшим опытом применения международного права, чем Конституционный суд РФ»43. Очевидно, что все проанализированные выше нормативные акты, составляющие основу для применения международного права, относятся и к судам общей юрисдикции. Как уже упоминалось, Пленум Верховного суда РФ издал несколько постановлений, разъясняющих нижестоящим судам необходимость применения международного права в целом и Конвенции в частности. Обратимся к анализу практики применения Конвенции судами общей юрисдикции. 2.3.1. Верховный суд РФ Оценивая Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» в плане применения международного права, Г. М. Даниленко отметил, что Верховный суд РФ двигается в том же направлении, что и Конституционный суд РФ44. Это путь «простого обращения к международным конвенциям»45. Практика Верховного суда РФ не изменилась с того времени несмотря на то, что Верховным судом РФ было принято Постановление Пленума от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», а также несколько других постановлений пленума, дающих толкование порядка применения Конвенции. В этих документах Верховный суд РФ разъяснил судам, что при применении Конвенции судьи должны выяснять смысл положений Конвенции, принимая во внимание последующую практику применения Конвенции Европейским судом. В целом следует дать неудовлетворительную оценку практике Верховного суда РФ по применению Конвенции. Данный вывод сделан на основе анализа практики Верховного суда РФ по состоянию на сентябрь 2004 г. как суда первой, кассационной и надзорной инстанций, представленной на сайте Верховного суда РФ46. В целом было исследовано 3 911 судебных решений Верховного суда РФ по состоянию на сентябрь 2004 г. Из них только в 12 судебных решениях упоминалась Конвенция: в 8 судебных решениях содержалась оценка Верховным судом РФ соответствия Конвенции тех или иных действий стороны процесса; в остальных четырех случаях Верховный суд РФ лишь очень кратко указывает аргументы стороны, основанные на Конвенции, но не дает какой-либо оценки данным аргументам. Таким образом, характер применения Конвенции Верховным судом РФ демонстрирует еще более бедственное положение с ее применением в российских судах спустя 8 лет после вступления страны в члены Совета Европы. В указанных восьми случаях применения Конвенции решения Верховного суда РФ не содержат какой-либо ссылки на постановления Европейского суда. Способ применения Конвенции очень краткий и неточный. Как правило, только указывается номер статьи. В лучшем случае Верховный суд РФ пересказывает слово в слово содержание статьи, в худшем — указывает, что то или иное действие (нормативный акт) государственного органа не противоречит Конвенции в целом47. Верховный суд РФ не различает юридическую силу Конвенции, Международного пакта о гражданских и политических правах и Всеобщей декларации прав и свобод человека, ссылаясь на данные документы одновременно в поддержку той или иной позиции. Основанные на Конвенции доводы Верховного суда РФ носят вспомогательный характер и направлены на то, чтобы дополнить аргументацию, основанную на российском законодательстве. В практике Верховного суда РФ отсутствует какой-либо глубокий анализ фактов относительно положений Конвенции. И это неслучайно, так как невозможно дать оценку каким-либо фактам относительно их соответствия нормам Конвенции без непосредственного обращения к судебной практике Европейского суда. Более подробно обратимся к практике Верховного суда РФ по применению Конвенции и проанализируем некоторые из тех восьми решений Верховного суда РФ, в которых содержалась оценка Верховным судом РФ соответствия тех или иных действий стороны процесса положениям Конвенции. В решении Верховного суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу по жалобе профсоюза сотрудников милиции г. Москвы о признании частично недействительной (незаконной) Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 103848, Верховный суд РФ указал, что «перемещение сотрудников органов внутренних дел без их согласия на другое постоянное место службы подпадает под определение принудительного труда, приведенное в пункте 2 статьи 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 года». Однако достаточно лишь обратиться к тексту Конвенции, чтобы обнаружить, что в ней не содержится какого-либо определения принудительного труда. Более того, Европейский суд в одном из решений установил абсолютно противоположное, а именно: «Статья 4 не определяет, что понимается под словами "принудительный или обязательный труд", и в документах Совета Европы по подготовке текста Конвенции также отсутствуют какие-либо разъяснения по этому поводу»49. Европейский суд использует определение принудительного и обязательного труда, данное Международной организацией труда50, только в качестве ориентира, «отправной точки толкования статьи 4»51. Абсолютно не ясно, пришел бы Верховный суд РФ к такому же выводу, если бы он учел прецедентное право Европейского суда. Например, в деле, подобном делу профсоюза сотрудников милиции г. Москвы, а именно Иверсен против Норвегии12, Европейская комиссия по правам человека решила большинством в шесть голосов против четырех, что обращение является неприемлемым53. Четыре члена Европейской комиссии пришли к мнению, что служба Иверсе-на (будучи дантистом, об был обязан заниматься практикой в течение одного года в государственной поликлинике), очевидно, не является принудительным или обязательным трудом в соответствии с частью 2 статьи 454. Другие два члена Европейской комиссии из состава большинства признали, что дело Иверсена подпадает под сферу действия статьи 4 Конвенции, однако также признали дело Иверсена неприемлемым, так как требуемая от него годовая служба в государственной поликлинике является объективно необходимой по обстоятельствам дела. Рассуждение четырех членов Комиссии из состава большинства состояло в следующем: чтобы признать нарушение части 2 статьи 4 Конвенции (то есть признать труд принудительным или обязательным), при том, что в общем допускается принудительный труд, труд должен быть несправедливым или деспотическим (oppressive); должен применяться в течение продолжительного периода времени без соответствующего вознаграждения; должен включать в себя принуждение к труду, который не со ответствует профессии того или иного работника; должен использоваться до того, как информация о вакансии должным образом была доведена до сведения общественности; должен быть дискриминационным, произвольным или карательным использованием полномочий55. При таких квалифицирующих признаках представляется сомнительным, что перемещение сотрудников милиции может быть квалифицировано Верховным судом РФ как нарушение части 2 статьи 4 Конвенции. В данном деле российское законодательство предоставляет лучшую, чем Конвенция, защиту сотрудникам милиции, устанавливая, кроме всего прочего, что подзаконные нормативные акты не могут ограничивать права сотрудников милиции, предоставленные Федеральным законом «О милиции» (часть 7 статьи 17)56. В данном случае обращение Верховного суда РФ к Конвенции является неправильным. В деле Габидуллиной и др. Верховный суд РФ по первой инстанции постановил, что приказ Министерства внутренних дел, которым запрещалось фотографироваться на паспорт в головном уборе, не нарушал право на свободу совести и религии, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции, так как в общем «ношение верующими женщинами-мусульманками платка для покрытия волос оспариваемым нормативным правовым актом не запрещается», приказ не дискриминирует женщин-мусульманок, так как он применяется в отношении всех57. В случае обращения Верховного суда РФ к судебной практике Европейского суда вывод мог бы быть противоположным. Во-первых, согласно прецедентному праву Европейского суда дискриминацией считается и одинаковое правовое регулирование правового положения разных лиц, чей правовой статус, обстоятельства, в которых они находятся, значительно отличаются от правового положения других лиц, без объективных и обоснованных на то причин58. В таком случае можно говорить о нарушении статьи 14 Конвенции. Во-вторых, ограничение права на свободу совести и религии вполне допустимо на основании обстоятельств и в порядке, закрепленных в части 2 статьи 9 Конвенции. Данные ограничения возможны только в соответствии с законом, должны быть необходимы в демократическом обществе и должны осуществляться в определенных интересах. Другими словами, чтобы определить, имелось ли незаконное ограничение права на свободу совести и религии, суд должен осуществить так называемый тройной тест, первой составляющей которого является соблюдение правила об ограничении права только в соответствии с законом. В данном случае также необходимо определиться с автономным значением слова «закон», существующим в прецедентном праве Европейского суда. Законом, в толковании последнего, считается любой исходящий от власти документ, включая нормативный акт по статусу ниже уровня акта парламента59. Согласно Конвенции таким нормативным актом, которым возможно ограничить право на свободу совести и религии, может быть и приказ Министерства внутренних дел. Поэтому в данном случае часть 3 статьи 53 Конституции РФ предоставляет большую юридическую защиту, чем статья 9 Конвенции, так как говорит о неконституционности ограничения прав подзаконным нормативным актом, в том числе приказом МВД. Не вдаваясь в дальнейшее исследование двух оставшихся критериев — существующей необходимости ограничения в демократическом обществе и круга защищаемых интересов, — Верховный суд РФ должен был вынести решение в пользу заявителей с учетом толкования Европейским судом понятия дискриминации на основании российской Конституции60. В другом деле Верховный суд РФ применил статью 14 Конвенции как самостоятельную статью. В деле по заявлению М. А. Колоткова о признании недействующими некоторых нормативных актов Правительства РФ61, касающихся возмещения государственным служащим расходов, связанных с переездом, Верховный суд РФ применил в пользу правительства статью 14 Конвенции, указав, что из обстоятельств дела следует, что не имелось какой-либо дискриминации по признаку места работы. Не касаясь по существу вопроса фактического наличия или отсутствия дискриминации в анализируемом деле, отметим, что вообще сам факт применения Верховным судом РФ статьи 14 как самостоятельной статьи не в связи с нарушением какого-либо права, закрепленного в одной из статьей раздела I Конвенции, является следствием необращения Верховного суда РФ как к прецедентному праву Европейского суда, так и вообще к тексту статьи 14 Конвенции. Статья 14 «запрещает дискриминацию, но не как таковую, а только в контексте нарушения прав и свобод, закрепленных в Конвенции»62. Данная статья применима в случаях, (1) если имелось нарушение какого-либо конкретного права, защищаемого Конвенцией, или (2) если хоть и не имелось нарушения какого-либо конкретного права, но может быть нарушение статьи 14, рассматриваемой с учетом какого-либо конкретного права, закрепленного в разделе I Конвенции (ситуация, когда право, о нарушении которого заявители обратились в суд, находится под защитой Конвенции, но в деле установлено, что оно не нарушается государством, но тем не менее имеются основания считать наличие дискриминации этого права)63. В деле М. А. Колоткова Верховный суд РФ применил статью 14 при рассмотрении вопроса о нарушении права, не защищаемого Конвенцией. Таким образом, Верховный суд РФ не только применяет Конвенцию в очень редких случаях и без обращения к толкованию Конвенции в прецедентном праве Европейского суда, Верховный суд РФ также применяет Конвенцию при обстоятельствах, когда ее применение невозможно, а также отказывается применять Конвенцию, когда это необходимо. Из приведенного анализа судебной практики видно, что используемый Верховным судом РФ метод применения Конвенции неправильный и, более того, противоречит его собственным постановлениям пленума. Применение юридически обязательной международной Конвенции как таковой, без обращения к судебной практике Европейского суда, неизбежно ведет к ошибочному ее толкованию и неправильному применению и сводит на нет все попытки Верховного суда РФ по применению Конвенции. Необходимо отметить, что все вышеописанные случаи неправильного применения Конвенции явились следствием необращения Верховного суда РФ к прецедентной практике Европейского суда, что показывает действительное состояние дел в области применения международного права одной из высших судебных инстанций Российской Федерации. Что касается аргументов сторон, то невозможно из анализа судебной практики Верховного суда РФ установить, как часто стороны или прокурор обращаются к Конвенции, не говоря уже о качестве таких аргументов. Это связано отчасти с особенностью решений российских судов — их краткостью. Верховный суд РФ уделяет меньше внимания изложению аргументов сторон, чем Конституционный суд РФ. Первый, как правило, отводит описанию аргументов сторон лишь одно предложение. Из интервью с адвокатами, в частности с адвокатом Ильей Анатольевичем Полуяхт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|