Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований

Введение

 

Актуальность

Организация реализации программ социально - экономического развития муниципальных образований должна начинаться еще на этапе подготовки к их формированию и последовательно осуществляться в течение всего процесса планирования и прогнозирования.

Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.

Проекты, вошедшие в программу, должны пользоваться приоритетом при выделении инвестиций из муниципального и регионального бюджетов. Кроме того, включение в территориальную программу инвестиционного проекта того или иного хозяйствующего субъекта, как правило, служит дополнительным аргументом для участия в нем внешних частных инвесторов.

Обязательным заключительным этапом формирования любого плана (долгосрочного, среднесрочного, годового) социально-экономического развития муниципального образования должна являться также разработка механизма управления реализацией планов, системы мониторинга и корректировки.

Обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана основных шагов невозможно без тщательно организованного мониторинга, который организуется органами местного самоуправления и общественностью муниципального образования на основе принятых правовых актов, обеспечивающих разработку и реализацию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Принципы разработки программы социально-экономического развития муниципального образования»

Цель данной работы является изучение принципов разработки программы социально-экономического развития муниципального образования

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть - основные принципы территориального планирования

Рассмотреть - базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований

При написании контрольной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

 

 


1. Основные принципы территориального планирования

В общем случае смысл территориального планирования, по мнению большинства авторов, состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.

При этом практически все авторы сходятся также во мнении, что территориальное планирование как система, лежащая в основе разработки планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором обязательном наборе принципов, обеспечивающим методологическое единство форм и методов разработки плановых и прогнозных документов от уровня поселения до уровня страны.

В экономической литературе в настоящее время присутствует достаточно значительное количественное и понятийное разнообразие основных принципов территориального планирования и прогнозирования. Однако сколько-нибудь единого мнения, как по количеству, так и по формулировкам предлагаемых принципов по-прежнему нет.

Так, например, в основе планирования должны лежать пять основных принципов:

. Принцип единства, т.е. использование показателей в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.

. Принцип непрерывности, который, по мнению автора, определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Этот принцип, как считает автор, определяет обязательность интеграции краткосрочного плана в среднесрочный, а среднесрочного - в долгосрочный. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.

. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам его исполнителей.

. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта планирования.

В отличие от, К.Н. Знаменская считает, что в основе территориального планирования должны быть положены шесть общеметодологических принципов и шесть дополнительных. Под общеметодологическими принципами планирования она понимает следующие принципы:

. Научность - плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий.

В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития субъекта, разрабатываются прогнозы, ТЭО темпов и прогнозов его экономического роста.

. Системность - в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.

. Комплексность - в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.

. Оптимальность - означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.

. Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.

. Ограниченность ресурсных возможностей - ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.

Дополнительными принципами планирования, по мнению, являются:

. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей в государственном планировании исходит из интересов человека и общества, поэтому цель всякого планирования должна исходить из целей удовлетворения потребностей населения.

. Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает осуществление всех целей и задач планирования с наименьшими затратами.

. Принцип пропорциональности и сбалансированности - влияние государства на формирование пропорций и структуру общественного производства (эквивалентность результатов деятельности общественного производства, равновесие спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, паритет различных форм собственности).

. Принцип приоритетности - необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики в настоящий момент.

. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности.

. Принцип экономического стимулирования и правовой отвественности.

И.В. Картышева и В.Ю. Ульяшина в своих работах не делят принципы территориального планирования и прогнозирования на основные и дополнительные. Они считают, что при разработке территориальных планов и программ должно соблюдаться девять обязательных принципов:

. Принцип комплексности - рассмотрение приоритетных целей

в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития муниципального образования.

. Принцип системности - определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей.

. Принцип адаптивности - формирование стратегического плана развития должно осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды.

. Принцип эффективности - означает уверенность в определенных целях и приоритетах для достижения требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами.

. Принцип целенаправленности - определение приоритетных целей для муниципального образования в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения государственных минимальных стандартов качества жизни населения.

. Принцип минимизации рисков - в процессе формирования стратегии должны быть оценены риски, которые прогнозируются при сравнительном анализе вариантов.

. Принцип баланса интересов - обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.

. Принцип легитимности - обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.

. Измеримость, реальность и ясность для исполнителей.

Как следует из приведенных выше формулировок, все предыдущие авторы, в какой то степени, сходятся во мнении только по первым четырем принципам территориального планирования.

В свою очередь, соглашаясь с в обязательности соблюдения принципов комплексности, эффективности и баланса интересов субъектов территориального планирования и управления, О.М. Рой считает, что планирование является исходной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии муниципального образования на определенный срок. Поэтому, по его мнению, помимо названных трех, составление планов становится возможным благодаря соблюдению еще четырех основных принципов:

. Эквифинальности - свойство планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.

. Мозаичности - выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.

. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.

. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Э.А. Уткина, так как он отталкивается в определении принципов планирования и прогнозирования, прежде всего, от принципов построения системы управления обществом.

Общими принципами управления, на которых, по мнениюЭ.А. Уткина, должны базироваться плановые документы являются:

. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления.

. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических задач и планов должны базироваться не только на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, но и обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.

. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений.

. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Кроме общих принципов управления, как считает автор, планирование опирается на три локальных принципа планирования:

. Принцип оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит, по мнению Э.А. Уткина, в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя из определенного критерия оптимальности (временной промежуток, объем финансовых ресурсов, количество трудозатрат).

. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ. Единство, на взгляд автора, должно обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами расчетов показателей, а комплексность - в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.

. Третьим локальным принципом, как следует из работ Э.А. Уткина, является принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. Его содержание состоит в том, что должны обеспечиваться внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых и прогнозных документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

В ранее изданных работах нами также были даны рекомендации придерживаться при формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований пятнадцати принципов, на которые необходимо опираться при формировании плановых и прогнозных документов для административно-территориальных единиц муниципального уровня.

Это принципы: непрерывности, субсидиарности, системности и комплексности, целенаправленности, социальности, синергии, адаптивности, эффективности, баланса интересов, легитимности, профессионализма, персональной ответственности, минимизации риска и принцип единого экономического и социального пространства.

При разделении принципов территориального планирования на базовые, обязательные для применения, и вспомогательные необходимо иметь ввиду, что:

Во-первых, территориальное планирование и прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной частью системы его управления. Это, очевидно, обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях.

Во-вторых, муниципальные образования являются экономическими и социальными подсистемами более крупных систем - субъектов Российской Федерации и должны рассматриваться только как часть целого.

В-третьих, муниципальные образования, не смотря на то, что являются частью целого, имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от регионов задачи и «вопросы ведения». Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не входят в систему органов государственной власти.

В-четвертых, на развитие экономических и социальных процессов в муниципальных образованиях оказывают финансовые и иные воздействия, в основном, три субъекта: власть, хозяйствующие субъекты и население. При этом финансы, которыми располагают и распоряжаются юридические и физические лица на территории муниципальных образований, как правило, значительно превосходят финансы муниципальных бюджетов.

Если принять в качестве критериев приведенные выше условия, то все многообразие принципов территориального планирования, сформулированных в литературе, можно разделить на шесть базовых и девять вспомогательных.

 

Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований

территориальный программа планирование муниципальный

К базовым принципам формирования программ социально-экономического развития муниципальных образований, обеспечивающих методологическое единство территориального планирования на всех уровнях иерархии, относятся:

. Принцип непрерывности территориального планирования. В работах современных авторов имеется несколько трактовок данного принципа. Одни под принципом непрерывности понимают интеграцию плановых документов, составленных на различные периоды времени (год, пять, десять лет и т.д.).

Другие - сочетание перспективных и текущих планов и корректировку показателей тех или иных планов при изменении условий планирования. Третьи - определенную цикличность разработки плановых и прогнозных документов.

На наш взгляд, это частные проявления принципа непрерывности. Более правильно будет рассматривать поступательное социально-экономическое развитие любой административно-территориальной структуры как часть общего процесса развития общества.

Исходя из этого, алгоритм реализации принципа непрерывности планирования можно представить в виде спиралеобразной модели, в которой прогнозные и плановые документы являются базой управленческих решений, а результаты управленческих решений - основой для актуализации и пролонгации планов и программ территории на более поздний период.

Реализация принципа непрерывности управления предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение в совершенствовании целеполагания, качества, точности, эффективности, социальности плановых и прогнозных документов и персональную ответственность исполнителей за реализацию каждого этапа процесса планирования и прогнозирования. Иными словами, выделять данные элементы в виде отдельных, даже второстепенных или «локальных» принципов, нецелесообразно.

Теория непрерывного планирования предполагает возможность и трехлетнего цикла пролонгации плановых решений, который может быть применим для муниципальных образований с трехлетним циклом бюджетного планирования.

В отечественной литературе критики применения принципов непрерывности планирования в практике территориального управления приводят, как правило, два довода. Первый из них заключается в том, что применение принципа непрерывности сложно и требует наличия достаточно большого количества квалифицированных кадров, которых в настоящее время в муниципальных образованиях нет.

Действительно, исследования показывают, что даже на районном, городском уровнях основной причиной низкого качества планирования и управления является слабая профессиональная подготовка муниципальных кадров. Однако это, по нашему мнению, должно расцениваться не как довод в пользу противников внедрения системы непрерывного территориального планирования и управления, а как объективная причина для улучшения качества и совершенствования системы подготовки и переподготовки специалистов органов местного самоуправления.

Если рассматривать проблему в трактовке Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то, очевидно, что легитимность плановых документов, выходящих за сроки полномочий исполнительных и выборных органов местного самоуправления, имеет другие корни. Она формализуется за счет выполнения достаточно простых процедур. В частности:

а) заключением надлежаще оформленных соглашений между органами местного самоуправления, бизнесом и общественными организациями, представляющими население, о долговременных приоритетах, стратегических целях и задачах развития муниципального образования, а также о принципах распределения ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных задач и текущего жизнеобеспечения муниципального образования;

б) определением стратегических приоритетов устойчивого развития муниципальных образований, принятых на основе формализованного соглашения действующей власти, бизнес-структур и населения, а также их согласование с приоритетами развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом;

в) интеграцией разделов комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований в долгосрочные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а муниципальных целевых программ в региональные и федеральные целевые программы.

Очевидно также, что основные положения, содержание и процесс актуализации и пролонгации планов и программ социальноэкономического развития муниципальных образований должны быть регламентированы Федеральными законами Российской Федерации, а в их отсутствие - региональным и местным законодательствами.

. Принцип субсидиарности.

Этот принцип закрепляет фактическую децентрализацию властных полномочий в муниципальных образованиях на основе равноправия и равнозначимости управленческих органов разных уровней в реализации закрепленных за ними полномочий и предметов ведения. Согласно принципу субсидиарности, муниципальные образования планируют свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в логике системных приоритетов государства и соответствующих субъектов Российской Федерации не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы.

То есть составные элементы не могут покинуть систему, так как они не могут существовать вне системы. Однако и система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам.

В идеале, следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы. При наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного

самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

. Принцип системности и комплексности. Анализ работ, посвященных муниципальному управлению, показывает, что в большинстве случаев авторы подходят к формулированию данного принципа с позиций устоявшейся терминологии конца XX века. Так, например, в своей работе «Планирование в условиях рынка» Г.К. Лапушинская и А.Н. Петров понимают под комплексностью «необходимость рассчитывать все возможные последствия реализации планового решения, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде». Системность

по формулировке Г.К. Лапушинской - «процесс обоснования, разработки и принятия плановых решений, учитывающий сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы».

В.В. Иванов характеризует комплексность как рассмотрение приоритетных целей в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития муниципальных образований, а системность как определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей.

Э.А. Уткин считает, что принцип комплексности обеспечивается в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.

О.Н. Рой формулирует принцип комплексности как необходимость

учета в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.

Многие авторы используют понятие «комплексное территориальное планирование» как синоним понятия «планирование комплексного социально-экономического развития территории. На самом деле, «комплексность муниципального развития» достигается оптимальным сочетанием пропорций развития и взаимодействия специализированных отраслей и хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, направленным на улучшение качества жизни населения, а потому ничего общего с понятием «комплексность территориального планирования» не имеет.

При определении приоритетов развития муниципальных образований необходимо помнить, что структурно-функциональное противоречие между специализацией и комплексностью является основным внутренним источником развития всех территориальных социально-экономических систем. С одной стороны, муниципальное образование должно быть заинтересовано в развитии на своей территории специализированных конкурентоспособных отраслей и предприятий. Они влияют на инвестиционную привлекательность городов и поселений, дают высокую занятость трудоспособного населения, высокие уровни оплаты и т.д. С другой стороны, отрасли и предприятия высокой специализации работают, как правило, на потребности внешнего, а не внутреннего рынка. Если не выстроена система экономических сдержек и ограничений, имеют стремление к максимальному использованию всех территориальных ресурсов в ущерб другим отраслям и сферам муниципальной экономики, ведут к формированию монопрофильности развития экономики муниципальных образований. Это отдельная серьезная научная и практическая проблема, которая может решаться, кстати, и методами комплексного планирования.

Принцип же комплексности территориального индикативного планирования заключается в формировании плановых и прогнозных документов в виде единого пакета - комплекса взаимоувязанных постановок задач, выбора стратегических приоритетов, долговременных, среднесрочных и текущих целей развития муниципальных образований, а также планов и программ их реализации, направленных на реализацию выбранных местным сообществом стратегических целей и приоритетов. На определенной стадии развития комплексные программы или отдельные этапы социально-экономического развития городов и поселений могут предполагать как ориентацию на комплексность своего экономического развития, так и на приоритетность развития специализированных отраслей и предприятий.

В контексте выработки методики формирования плановых и прогнозных документов муниципальных образований будет правильным рассматривать принципы системности и комплексности в методологическом единстве и диалектическом единстве с двумя другими принципами: принципом непрерывности планирования и принципом субсидиарности.

Так как любое муниципальное образование является и открытой экономической и социальной системой, и одновременно, обособленной административно-территориальной единицей, имеющей свои вопросы ведения, обозначенные действующим законодательством, понятие «системность» должно также рассматриваться как необходимость встраивания процесса планирования и управления социально-экономическим развитием муниципального образования в общую систему планирования и управления функционированием экономики и социальной сферы региона и государства.

На практике это означает, что определение целей развития каждого муниципального образования, равно как и механизмов реализации данных целей, должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость развития муниципального образования с субъектом Российской Федерации, на территории которого оно дислоцируется, с другими регионами и муниципальными образованиями и страной в целом.

Реализация данного принципа предполагает формирование всей системы территориального планирования от субъекта Российской Федерации до городского, сельского поселения на единой методологической и временной платформе.

. Принцип адаптивности, как и принцип системности и комплексности, основывается на том, что муниципальноеобразование как открытая система подвержена внешним воздействиям: экономическим, политическим, природноэкологическим и т.д. В этих условиях методика территориального планирования должна предполагать возможность детализации, актуализации и корректировки индикаторов программы социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с изменениями внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов, механизмов и этапов реализации планов и программ

. Принцип единого экономического и социального пространства. Необходимость внесения данного принципа в категорию базовых обусловлено тем, что, во-первых, муниципальные образования, как уже было сказано, являются открытыми экономическими и социальными системами. Это обязывает разработчиков рассматривать их как подсистемы, являющиеся частью системы «субъект Российской Федерации» и системы «Российская Федерация».

Во-вторых, расширяющаяся и углубляющаяся глобализация финансовых, экономических и социальных процессов привела к повсеместному несовпадению административных и «экономических границ» муниципального образования. Если первое условие, как правило, находит понимание органов управления муниципальных образований и учитывается ими при планировании и управлении социальными и экономическими процессами на подведомственной территории, то второе нуждается в дополнительном разъяснении.

Понятие «экономическая граница» муниципального образования основано на повсеместном стремлении хозяйствующих субъектов расширить сферы своего влияния на рынках товаров и услуг за пределы любых административно-территориальных границ. Финансовый результат, а, значит, и величина ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, который муниципальное образование при определенных условиях может привлечь для своего развития, в этом случае зависит не только от эффективности производства, находящегося непосредственно на территории объекта планирования, но и от эффективности его деятельности по месту реализации произведенных товаров и услуг. В связи с этим, в планируемый период времени необходимо учитывать программы развития хозяйствующих субъектов не только на территории муниципалитета, где организовано производство, но и за его пределами.

В социальной сфере «экономические границы» муниципального образования определяются областями трудовой и «маятниковой» миграции его населения, формирующими приток и отток трудовых ресурсов и наличных финансовых средств.

. Принцип баланса интересов региональных, муниципальных органов власти, бизнеса и населения органически дополняет предыдущие принципы, так как он основывается на установлении взаимного согласия между властью и местным сообществом относительно целей, задач, механизмов, инструментов, этапов и ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований. Без учета данного принципа, как показывает практика, программы социально-экономического развития муниципальных образований носят формальный характер. Более подробно методологические основы государственно-частного партнерства в вопросах развития экономики и социальной сферы муниципальных образований изложены в пятом параграфе настоящей главы.

К принципам территориального планирования, которые либо вытекают из базовых принципов, либо усиливают их действие относятся:

. Принцип целенаправленности предполагает обязательное наличие в планах и программах социально-экономического развития муниципального образования стратегических целей и приоритетов деятельности органов власти, бизнеса и гражданского сообщества на планируемый период. Этот принцип реализуется в форме разработки концепции, стратегии развития муниципального образования, ядро которых составляют, во-первых, комплекс стратегических целей и задач, и, во-вторых, выбор стратегических

приоритетов устойчивого развития муниципального образования, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов

деятельности) на планируемый период.

. Принцип социальности предполагает, что при формировании стратегических целей и задач, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное направление повышения качества жизни.

. Принцип синергии, то есть синхронизации действий, предполагает, во-первых, выстраивание муниципальных приоритетов в логике приоритетов субъекта Российской Федерации, а региональных приоритетов - в логике кооперации и интеграции приоритетов муниципальных образований.

Во-вторых, синхронизацию действий органов власти, бизнеса и гражданского сообщества в реализации стратегических и текущих плановых решений всех административно-территориаль ных уровней.

В-третьих, синхронизацию действий, расположенных на территории муниципальных образований структур органов федеральной, территориальной государственной власти и местного самоуправления нужно осуществлять в логике реализации государственных приоритетов.

. Принцип эффективности территориального планирования основывается на соблюдении основного принципа разработки и принятия любого управленческого решения: необходимости достижения больших результатов меньшими ресурсами, в кратчайшие сроки и наименьшими издержками.

. Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и утверждения предложенных вариантов территориальных планов на уровне представительных органов муниципального образования, а концепции и комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в целом - путем заключения надлежащим образом оформленного соглашения между органами местного самоуправления, бизнес - сообществом и гражданским сообществом.

. Принцип демократичности неразрывно связан с принципом легитимности и означает необходимость открытости и гласности на всех этапах территориального социально-экономического планирования.

. Принцип профессионализма - неотъемлемый принцип успеха любой деятельности. В практике территориального планирования он обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой информационной и методической базы, привлечением к работе специалистов из управленческих структур муниципального образования, ученых, организацией независимых экспертиз, апробацией на научно-практических конференциях и семинарах.

. Принцип персональной ответственности за порученный участок формирования и реализации планов и программ муниципального образования - один из основных принципов, обеспечивающих успех территориального планирования и управления. На практике он реализуется назначением работников органов исполнительной власти, ответственных за формирование и исполнение отдельных разделов и этапов программ социально-экономического развития муниципального образования, организацией непрерывного мониторинга исполнения планов и программ, включение в работу с первого дня работы «первого руководителя».

. Принцип минимизации риска. Принятие _любых планов и программ развития территории на длительный период времени в условиях информационной неопределенности, будь то субъект Российской Федерации или муниципальное образование второго уровня - городское, сельское поселение, является весьма ответственным управленческим решением, связанным с возможностью ошибок на этапе планирования и рисками неисполнения или ненадлежащего исполнения плановых задач на этапе реализации. И первое, и второе, и третье может повлечь за собой негативные экономические и социальные последствия.

Поэтому, следуя принципу минимизации риска, необходимо в процессе предплановых, плановых работ произвести оценку возможных рисков для экономики и социальной сферы на пути реализации или не полной реализации выбранных стратегических приоритетов развития муниципа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...