Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере




Оформляясь на работу, вожатый вступает с детским лагерем в трудовые отношения, если лагерь является самостоятельным юридическим лицом. Если же лагерь создан как структурное подразделение другого образовательного учреждения (как правило, школы), то оформляются трудовые отношения именно с этим юридическим лицом.

На период работы в летнее время вожатые принимаются по срочному трудовому договору. При этом такой договор может иметь различный срок: на одну смену, на несколько смен, на весь период функционирования лагеря.

Трудовой договор может быть оформлен на условиях основной работы, если принимается на должность вожатого студент или безработный (при этом должна быть оформлена его трудовая книжка). Если оформляются педагогические или иные работники, имеющие постоянную работу (где они оформлены с трудовой книжкой), то работник принимается руководителем детского лагеря по срочному трудовому договору на срок работы центра в летний оздоровительный период (одной смены, двух смен и т. п.) по совместительству. При этом есть существенные особенности регламентации рабочего времени, о которых мы поговорим далее.

В любом случае при оформлении трудового договора с работником на срок до двух месяцев следует помнить, что ему также предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчёта два рабочих дня за месяц работы. При этом выходное пособие при увольнении не выплачивается.

Ещё одна особенность трудового договора с работником на срок до двух месяцев связана с нормами ст. 292 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, обязан в письменной форме предупредить работодателя за три календарных дня о досрочном расторжении трудового договора, в то время как для работников, заключивших трудовые договора на более длительный срок, период предупреждения установлен в две недели. То есть если вожатого не устроили условия работы, он может, предупредив за 3 дня администрацию лагеря, расторгнуть трудовой договор и покинуть лагерь.

Возможен ещё такой вариант, как оформление договора гражданско-правового характера (договоров подряда или возмездного оказания услуг). Это отнюдь не противоречит Трудовому кодексу РФ, всё зависит от того, какие обязанности возлагаются на работника по такому договору. При этом летний трудовой лагерь немного (3%) экономит на уплате единого социального налога. Однако для некоторых вожатых, особенно студентов, заключать договора гражданско-правового характера невыгодно: при этом идёт педагогический стаж (для исчисления заработной платы), не предоставляются социальные льготы, связанные с трудовыми отношениями, администрация не обязана оплачивать пособие по временной нетрудоспособности. Поэтому можно порекомендовать вожатым не соглашаться на такие условия, если ухудшения не будут компенсированы более высоким размером оплаты по договору.

С правовой точки зрения при выборе формы договора (гражданско-правовой или трудовой) следует исходить из установленного приоритета императивных норм перед договорными условиями (ст. 422 Гражданского кодекса (ГК) РФ), а также содержания перед формой (ст. 431 ГК): отношения с работниками должны оформляться, исходя из фактического содержания выполняемых ими функций, работ или оказываемых услуг (в судебной практике уже есть дела, суть которых заключается в том, что человек, заключивший гражданско-правовой договор, требует «переквалификации» его на обычный трудовой договор).

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК) трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать ему заработную плату, а работник обязуется выполнять определённые этим соглашением трудовые функции, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1 ст. 67 ТК). Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя). При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх дней со дня такого допущения (ч. 2 ст. 67 ТК). Подчеркнём, что трудовые отношения возникают с того момента, когда человек был фактически допущен к работе, независимо от того, был ли оформлен трудовой договор.

Гражданско-правовым договором, согласно ст. 420 ГК, признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК).

Предметом трудового договор является личное выполнение трудовых функций (работы определённого рода). Обратим также внимание на следующие моменты: работник возмездно и лично выполняет в организации определённые трудовые функции (а не определённую работу или услугу), подчиняясь при этом установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка. Статья 189 Трудового кодекса определяет правила внутреннего трудового распорядка организации — локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

В отличие от трудового договора по гражданско-правовому договору исполняется определённое задание (поручение, заказ и т. п.) и его предметом служат определённый результат, услуга, фактические или юридические действия, получаемые организацией со стороны исполнителя. В договоре нужно определять конкретный вид работы или характер услуги, которые необходимо выполнять по заданию организации. Должна быть предусмотрена точная сумма вознаграждения либо порядок её определения, исходя из выполненного объёма работы, затраченного времени (почасовая ставка) и т. д. Расчёты по такому договору должны производиться, исходя из результатов, отражённых в двустороннем акте.

Рекомендации по разграничению трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров содержатся в письме Фонда социального страхования РФ от 01.01.01 г. № 000/160–97.

Трудовым договором можно считать любое письменное или устное соглашение с лицом, занятым в текущей деятельности организации, если по условиям такого соглашения:

не предусмотрено выполнение по заданию организации конкретной работы (услуги, действий) в определённые договором сроки;
расчёты производятся в виде регулярных (периодических) выплат, не зависящих от определённого результата и обусловленных наступлением очередного срока платежа (календарной даты);
не производится сдача результата работ исполнителем и его приёмка представителями организации с составлением двустороннего акта.
Если следовать таким принципам, то вожатые должны оформляться именно по трудовым договорам. Заключать договор гражданско-правового характера можно лишь в исключительных случаях, при этом необходимо в договоре оговорить достижение определённых результатов.

Рабочее время вожатого

Режим работы труда вожатых определяется локальным актом детского оздоровительного лагеря — Правилами внутреннего трудового распорядка, при этом в соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ продолжительность работы педагогических работников (а к ним относятся и вожатые) не может превышать 36 часов в неделю. Однако где вы видели педагога детского лагеря, который работал бы по шесть часов в день?

К сожалению, на практике в большинстве случаев трудовое законодательство нарушается. И здесь спасение утопающих — дело рук самих утопающих: пока вожатые не будут знать своих прав и соглашаться на любые условия, их права будут ущемляться. Хотя здесь непочатый край для работы профсоюза работников народного образования (к сожалению, во многих регионах эта организация никакой реальной роли в защите прав педагогов не играет). За переработку надо платить: либо оформлять совместительство, либо увеличивать нагрузку (с соответствующей оплатой) без оформления работы по совместительству, либо платить как за сверхурочную работу (что вообще кажется фантастикой в условиях плачевного бюджетного финансирования).

Среди документов, регулирующих рабочее время в образовательных учреждениях, следует выделить несколько нормативных актов, принятых в последние годы:

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 000 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.01.01 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
Кроме того, следует учитывать положения Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленных Письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 01.01.01 г. № АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Рабочее время педагогов детально регламентируется приказом Минобразования России от 1 марта 2004 г. № 000 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений». Этот приказ отменён приказом Минобрнауки России от 01.01.01 года, однако его положения продублированы в приложении 2 к Отраслевому соглашению на 2004–2006 гг., заключённому между Минобразования России и ЦК профсоюзов, и в Рекомендациях по оплате труда. Поэтому их следует использовать при разработке правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, принимаемых в каждом учреждении в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 000 продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращённой продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю) и составляет как раз 36 часов для старших вожатых, воспитателей учреждений дополнительного образования детей. Должности «вожатый» в этом постановлении не названо, однако, исходя из норм Трудового кодекса и данного постановления, продолжительность работы вожатого должна составлять 36 часов.

Трудовой кодекс различает два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени: по инициативе работника — совместительство и по инициативе работодателя — сверхурочная работа, к которой работодатель может привлекать работника с его письменного согласия в определённых законодательством случаях. К исключительным случаям, когда допускаются сверхурочные работы, относится, например, неявка сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольных). В других случаях для того, чтобы привлечь к сверхурочным работам, нужно не просто письменное согласие работника, а требуется ещё и мнение выборного профсоюзного органа организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При отказе вожатого от сверхурочной работы (если нет письменного согласия) администрация не вправе привлекать его к такой работе. Никаких санкций к вожатому за отказ от сверхурочной работы администрация применять не имеет права.

В то же время при надлежащем оформлении работа вожатого сверх нагрузки, установленной за ставку заработной платы, не является сверхурочной работой. Это связано с тем, что сверхурочными считаются лишь работы сверх установленной продолжительности рабочего времени и могут производиться только в исключительных случаях, на основании особого в каждом случае распоряжения администрации, согласованного с выборным профсоюзным органом. По заявлению работника администрация имеет право разрешить ему работать по другому трудовому договору в том же образовательном учреждении по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. Педагогическим работникам разрешено совместительство и работа в аналогичной должности.

Обратим особое внимание на то, что на совместителей распространяются все условия оплаты труда, включая установление доплат и надбавок, имеющихся в образовательном учреждении.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырёх часов в день и 16 часов в неделю. Однако для педагогических работников Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 01.01.01 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» сделаны исключения из этого правила: продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, 16 часов работы в неделю.
Таким образом, вожатые, нормируемая часть педагогической работы которых за ставку заработной платы составляет 36 часов, по-прежнему могут работать по совместительству на «полставки», т. е. 18 часов. При этом, принимая сотрудников для работы в детском оздоровительном центре на условиях совместительства, следует иметь в виду, что даже несмотря на то, что по основному месту работы он может находиться в отпуске, на условиях совместительства он может работать в должности вожатого не более 18 часов. Такие требования законодательства на практике часто не выполняются, но во избежание проблем с контролирующими органами (например, федеральной инспекцией труда) их следует выполнять.

Кроме того, в соответствии с названным Постановлением Минтруда России не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме не более 300 часов в год;
педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
работа в том же образовательном или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников.
Таким образом, вожатый по основному месту работы может работать более чем на ставку заработной платы и это может не рассматриваться как совместительство или сверхурочная работа и оплачиваться в однократном размере. Вожатый, оформленный на работу по совместительству, может получать ещё и почасовую оплату, что не считается совместительством (300 часов в год с лихвой хватит на 3 летних месяца). Однако подчеркнём, что вся такая работа должна быть оплачена: принудительный труд в нашей стране запрещён. А статья 4 Трудового кодекса относит к принудительному труду не только выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), но и нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата её не в полном размере. Кроме того, статьёй 132 ТК РФ запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Оплата труда вожатых

Многие детские оздоровительные лагеря — муниципальные, многие — ведомственные (подразделения различных крупных открытых или закрытых акционерных обществ), однако практически все используют Единую тарифную сетку, позволяющую платить педагогам весьма низкую заработную плату.

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы сохраняет своё действие с 1 января 2005 г. лишь в отношении федеральных образовательных учреждений. Поэтому теперь каждый регион и каждый муниципалитет должны принять для своих работников Единую тарифную сетку или разработать иную систему оплаты труда.

Естественно, что большинство муниципалитетов будет просто дублировать размеры оплаты труда, устанавливаемые регионом, однако для этого всё равно необходимо будет принять нормативный акт представительного органа местного самоуправления. Ведомства при оплате труда работников своих детских лагерей будут иметь больше вариантов для выбора ЕТС (можно будет выбрать между федеральной, региональной и муниципальной ЕТС), хотя регионы и муниципалитеты могут вообще отменить ЕТС и перейти к отраслевой системе оплаты труда. Точно так же и в ведомственных детских оздоровительных лагерях может быть разработана своя система оплаты труда.

Если применяется ЕТС, следует использовать и рекомендации по оплате труда, направленные Письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 01.01.01 г. № АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году», а также всё ещё не отменённый Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утверждённый приказом Минобразования РФ от 01.01.01 г. № 000.

В соответствии с этим приказом для работы с детьми в оздоровительных лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием детей, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском. При направлении или привлечении их в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов (в том числе оздоровительных лагерях предприятий, профсоюзов и других организаций при согласовании с руководителем образовательного учреждения или органа управления образованием) сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объёма учебной нагрузки (объёма работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации. Для педагогических работников оздоровительных лагерей может быть, с их согласия, установлен суммированный учёт рабочего времени в пределах месяца. Если привлекаются педагогические работники, с их согласия, к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени, им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе, за фактически отработанное время.

При необходимости и наличии средств на работу в оздоровительные лагеря могут приниматься сотрудники образовательных учреждений в период их отпуска, студенты, специалисты предприятий, учреждений и организаций. Оплачивать их труд нужно в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности. Кроме того, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).

Педагогическим и другим работникам, направленным в период, не совпадающий с их отпуском, в оздоровительные лагеря за пределами места постоянного проживания работников (в том числе оздоровительные лагеря предприятий, профсоюзов и других организаций), и зачисленным на соответствующие должности, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, за счёт средств, предусмотренных на содержание лагеря, заработная плата выплачивается не ниже размеров, установленных по занимаемой в лагере должности.

Кроме того, этим работникам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%. Перечень категорий работников, которым может быть установлена доплата к ставкам и должностным окладам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, утверждается оздоровительным учреждением.

За каждый час работы в ночное время (в период с 10 вечера до 6 утра), осуществляемой на основе графиков работы или приказа по учреждению в случае замены, производится доплата в размере 35% часовой ставки.

Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных оздоровительных учреждениях, расположенных в сельской местности, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%.

Обратим особое внимание на то, что работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса РФ за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работникам оздоровительных лагерей, создаваемых органами управления образованием за пределами республики, края, области, города, района, оплачивается проезд в оба конца, суточные за время нахождения в пути в порядке, предусмотренном при оплате служебных командировок.

Плата за питание работникам оздоровительных лагерей за пределами мест их постоянного проживания снижается на 50%.

При увольнении работников, принятых на работу в оздоровительные лагеря, летние дошкольные оздоровительные учреждения, им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде.

Некоторые вопросы ответственности вожатых

В трудовые договора с вожатыми и воспитателями администрация часто вставляет положения, грубо нарушающие действующее законодательство. Приведём примеры таких положений. В одном из самарских детских лагерей в договоре есть любопытная фраза: работник несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников 24 часа в сутки. Ещё в договора вставляют положения о вычетах из заработной платы за утерянные или поломанные детьми материальные ценности. А в некоторых методических пособиях вообще говорится, что педагог не имеет права покинуть территорию лагеря без разрешения начальника лагеря.

Последнее вообще комментировать не имеет смысла: если авторы такого пособия приравняли детский оздоровительный лагерь к исправительному учреждению, а его работников — к заключённым, то можно лишь порекомендовать им на себе апробировать своё пособие. Регламентировать деятельность (включая личную жизнь) работников детского лагеря за пределами рабочего времени администрация не вправе.

Ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вожатый несёт лишь в период выполнения трудовых обязанностей. За пределами рабочего времени такая ответственность на вожатого возлагаться не может. За работу надо платить! При этом, несмотря на такую запись в трудовом договоре, юридической силы она не имеет и при рассмотрении дела в суде (если что-либо произошло за пределами рабочего времени вожатого) он к ответственности привлечён быть не может. В соответствии со ст. 9 Трудового кодекса РФ трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, они не могут применяться.

Хотя совсем уж вожатым не следует расслабляться: пунктом 8 ст. 81 Трудового кодекса РФ установлено такое дополнительное основание для увольнения, как совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Что касается материальной ответственности вожатого, то здесь также следует учитывать нормы Трудового кодекса РФ. Статья 232 кодекса предусматривает, что сторона трудового договора (образовательное учреждение или его работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Поэтому материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением. Однако не во всех случаях и, чаще всего, не в полном размере. Порядок применения материальной ответственности работников и её размер регламентируются ст. 238–250 Трудового кодекса РФ.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причинённый образовательному учреждению работником, связанным с ним трудовым договором, в результате его виновного противоправного поведения (действия или бездействия). Этими условиями необходимо руководствоваться в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением лица, виновного в причинении ущерба образовательному учреждению.

Исходя из сложившейся практики, привлечь работника к материальной ответственности можно лишь при одновременном выполнении следующих трёх условий:

совершённое работником деяние, приведшее к ущербу, является противоправным (при этом должно быть определено, какая конкретно норма действующего права нарушена);
работник должен быть виновен в противоправных действиях;
существует причинная связь между виновными, противоправными действиями работника и наступившими вредоносными результатами.
Поэтому отсутствие в действиях вожатого противоправности, вины либо причинной связи между ущербом и противоправными действиями целиком и полностью освобождает его от обязательств компенсировать администрации вред, причинённый имуществу. Если работник надлежащим образом исполнял свои обязанности и все действующие правила, то в его действиях нет правонарушения и тем самым нет обязанности нести материальную ответственность за возникший ущерб.

При отсутствии умысла или неосторожности нет вины работника в причинении ущерба и тем самым исключается его ответственность перед учреждением за причинённый ущерб. Работник признаётся невиновным при условии, что он проявил осмотрительность и заботливость, которые требуют соответствующие обстоятельства, принял все зависящие от него меры для предотвращения ущерба. Ущерб наступил по обстоятельствам, не зависящим от желания и воли работника и вопреки его действиям.

Таким образом, возложение материальной ответственности на вожатых за вред, причинённый воспитанниками детского лагеря, является грубым нарушением трудового законодательства. Вожатым, столкнувшимся с такими нарушениями, можно посоветовать обратиться если не в суд, то хотя бы в Федеральную инспекцию труда.

Обратим особое внимание на то, что вожатые даже не относятся к тем категориям работников, с которыми может заключаться договор о полной материальной ответственности. Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности утверждены постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 г. № 85.

Как правило, проблемы трудовых отношений в детских оздоровительных лагерях остаются за пределами контроля многочисленных проверяющих органов. В ряде регионов созданы так называемые Координационные советы по организации летнего отдыха. Именно эти органы призваны контролировать содержание деятельности детских лагерей во время летнего отдыха. Полагаем, что, контролируя содержание, Координационным советам следует уделять внимание и организации, и оплате труда педагогических работников лагерей. При изменении законодательства об образовании эти функции приобретают ещё более важное значение.

(Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере: спорные аспекты трудовых отношений и оплаты труда // Народное образование. – 2005. - №3. – С. 73-85.)

 

ТЕМА. Отряд - временныйдетскийколлектив</A></LI>

<LIclass="item-117 currentactive"><Atitle=#l2

href="2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-2-kratkie-lektsii/2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol">2.3.

ТЕМА. ПедагогическийтрудотрядноговожатоговДОЛ</A></LI>

<LIclass=item-118><Ahref="2-4-tema-organizatsionnyj-period-lagernoj-smeny.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-2-kratkie-lektsii/2-4-tema-organizatsionnyj-period-lagernoj-smeny">2.4.

ТЕМА. Организационныйпериодлагернойсмены</A></LI></UL></LI>

<LIclass="item-108 parent"><A

href="razdel-3-metodicheskie-rekomendatsii-k-prakticheskim-zanyatiyam.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-3-metodicheskie-rekomendatsii-k-prakticheskim-zanyatiyam">РАЗДЕЛ

3. МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИКПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ</A></LI>

<LIclass="item-109 parent"><A

href="razdel-4-kontroliruemaya-samostoyatelnaya-rabota-studentov.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-4-kontroliruemaya-samostoyatelnaya-rabota-studentov">РАЗДЕЛ

4. КОНТРОЛИРУЕМАЯСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТАСТУДЕНТОВ</A></LI>

<LIclass="item-110 parent"><A

href="razdel-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-letnej-pedagogicheskoj-praktiki.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-letnej-pedagogicheskoj-praktiki">РАЗДЕЛ

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕЛЕТНЕЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙПРАКТИКИ</A></LI>

<LIclass="item-111 parent"><Ahref="razdel-6-prilozheniya.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-6-prilozheniya">РАЗДЕЛ

6. ПРИЛОЖЕНИЯ</A></LI>

<LI class=item-112><A href="literatura.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/literatura">ЛИТЕРАТУРА</A></LI>

<LI class=item-150><A href="kontsevoj-titulnyj-ekran.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/kontsevoj-titulnyj-ekran">Концевой

титульныйэкран</A></LI></UL></DIV></DIV>

<DIV style="WIDTH: 720px" id=content60>

<DIV id=content class=gainlayout>

<DIV id=system-message-container></DIV>

<DIV class=blog>

<DIV class=items-leading>

<DIV class=leading-0>

<H2><A href="16-2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol.htm"

tppabs="http://edu.grsu.by/books/tarantei/index.php/razdel-2-kratkie-lektsii/2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol/16-2-3-tema-pedagogicheskij-trud-otryadnogo-vozhatogo-v-dol">2.3.

ТЕМА. ПедагогическийтрудотрядноговожатоговДОЛ</A></H2>

<DIV><STRONG><SPAN style="TEXT-ALIGN: justify">2.3. ТЕМА. Педагогическийтруд

отрядноговожатоговДОЛ<A href="#l2"><SPAN>[1]</SPAN></A></SPAN></STRONG></DIV>

<DIV><SPAN style="TEXT-ALIGN: justify"><BR></SPAN></DIV>

<DIV><SPAN style="TEXT-ALIGN: justify">1. Организация труда отрядного

вожатого.</SPAN></DIV>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">2. Должностные обязанности отрядного вожатого

детского оздоровительного лагеря.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">3. Характеристика основных видов деятельности

отрядного вожатого.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">4. Этапы организации педагогической деятельности

вожатого.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"> </P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG>1. Организация труда отрядного

вожатого</STRONG></P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Вожатый – это:</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">1) проводник, указывающий дорогу, а также

вожак;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">2) руководитель детского объединения в

лагере.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Рассмотрим основные компоненты педагогического

труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат

труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG><EM>Предмет

труда</EM></STRONG><STRONG> </STRONG>отрядного вожатого детского

оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив.

Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского

коллектива лагеря-отряда.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Специфика труда отрядного вожатого состоит в том,

что:</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– опора на детский коллектив является важнейшим

условием воспитательного процесса и составляет его суть;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– вожатый действует не только сам, а достигает

целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих

воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.</P>

<P

style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG><EM>Цель</EM></STRONG><STRONG> <EM>труда</EM> отрядного

вожатого </STRONG>— обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью,

задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного ла­геря,

создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации

творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного

опыта.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Специфичны

и<STRONG> <EM>средства</EM> <EM>педагогического труда

вожатого:</EM> </STRONG>исполнитель труда — вожатый и главное его средство в

процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы

сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность

вожатого — его знания, уме­ния, чувства, воля.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG><EM>Результат

труда</EM></STRONG> вожатого определяется как совокупность следующих

показателей:</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– уровень развития детского коллектива;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– качество межличностных отношений детей;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– состояние морально-психологического климата в

отряде.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Вожатый в педагогической деятельности реализует

три <STRONG><EM>основные группы функций:</EM></STRONG></P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– функции воспитателя;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– функции руководителя;</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– функции организатора жизнедеятельности

отряда.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">Говоря о содержательной стороне этих функций,

следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения,

руководит работой отряда через органы самоуправления, организует

жизнедеятельность воспитанников.</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"> </P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG>2. Должностные обязанности отрядного

вожатого детского оздоровительного лагеря</STRONG><STRONG></STRONG></P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify"><STRONG><EM>Обязанности, связанные с функцией

руководителя</EM></STRONG><STRONG>, </STRONG>включают необходимые этапы процесса

управления:</P>

<P style="TEXT-ALIGN: justify">– планирование,</P>

<P style="TEXT-ALIGN: just

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...