Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Основные черты античной философии.

1) Синкретичность – нерасчлененность, нерезделенность важнейших философских проблем.

2) Космоцентричность – в центре мироздания весь космос и мир человека.

3) Пантеистичность – космос это чувственное и умопостижимое абсолютное божество.

Античная философия охватывает период с VI в до н.э. др. греки, затем др. римляне и заканчивается VI в н.э.

Содержание и достижения: Постановка вечных проблем человека: о начале всех вещей, о свободе и необходимости, о жизни и смерти, о месте и роли человека на земле и в космосе, о прекрасном и возвышенном, о дружбе, о любви, о счастье. У др. мыслителей основным «оружием» было наблюдение, анализ, тонкая умозрительность.

 

 

53. Философия общества. Общество – система взаимоотношений, условий жизни и деятельности людей. Общество объединяет людей в систему определенных взаимоотношений. Основные устойчивые общие объединения людей: 1. народ (это все население, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества); 2. нация (общность людей, объединенная единым языком, совместной территорией, общей системой духовных ценностей); 3.г осударство (политическая система, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни). Общество как единая система включает в себя следующие основные элементы: политическая, социальная, экономическая, производственная, духовная, культурная, природная, правовая. Главный смысловой элемент любого общества: человек. В результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Общество представляет собой общественные представления людей, объективную реальность, социальную материю, эволюцию биосферы, оно существует благодаря деятельности людей. Элементы общества: 1.человек – главный элемент общества, представляет собой целый и целостный микрокосмос. Этот микрокосмос является элементом сознательной деятельности и неделимым образованием, в основе кот 3 составляющие (тело, душа и дух). 2.объект социальной деятельности делится на 2 класс: 1)вещи – орудия, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий мир. 2)символы и знаки – данные предметы (произведение искусства) служат непосредственному изменению реальности. Они воздействуют на человеческое сознании, стремления и цели и через них воздействую на реальность.

 

Основные черты и особенности философии Средневековья.

Начало V – XV вв. Феодализм, главная идеология – это христианство. Проблемы философии определяются следующими принципами: откровение, единобожие, монотеизм, теоцентризм.

Основные проблемы философии средневековья:

1) Мир сотворен Богом и существует вечно.

2) Постижимы ли для человека божья воля и сотворенный им (всевышним) мир.

3) Место человека в окружающем мире через призму спасения человеческой души.

4) Роль человека в истории через призму спасения человеческой души.

5) Каким образом в человеке сочетаются свобода и божественная необходимость.

6) Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

7) Соотношение откровений библии и истин человеческого разума.

8) Если Бог – это истина, добро и красота, от куда в обществе берется зло, и почему Бог это зло терпит.

Особенности философии средневековья:

1) Библейский традиционализм – Библия книга самая древняя, самая истинная, это слово божье.

2) Экзегетика – это искусство объяснения, толкование ветхого завета.

3) Дидактизм – это назидательство, учительство. Общая установка на воспитание, на образование и на продвижение по жизни человека к спасению, к Богу, к всевышнему.

Этапы философии средневековья:

1) Патристика (I-VI в) – разработка и осмысление христианской догматики. Составной частью патристики являются элементы платонизма. Вершина Августин Блаженный (354-430), главные работы: «О граде божьем», «Исповедь», «О троице». Благодаря его философии определяются 2 новых направления: креационизм (мир создан Богом из нечего) и провиденциализм (всемирная история – это божественный план спасения человнчества).

2) Схоластика (XI-XV в) – окончательное рациональное оформление догм христианства. Схоластика включает определенные моменты государственного устройства (по Аристотелю). Главный идеолог схоластики Фома Аквинский (1223 - 1274), главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычества».

3) Аквинский обосновал 5 доказательств бытия всевышнего.

4) Бог – это первопричина мироздания и конечная реальность мироздания.

5) Естественное бытие человека, его разум относительно самостоятельны.

6) Природа завершается для человека в благодати, в добре для человека. Высшее предназначение человеческого разума – это вера. Философские познания и теология, их предназначение в сверхъестественном откровении.

 

 

Основные черты и особенности философии Эпохи Возрождения.

В Эпоху Возрождения рассматривается следующий круг вопросов, связанных с общественной жизнью:

1) Развитие общественного бытия.

2) Развитие народной культуры.

3) Развитие искусства.

4) Развитие философской мысли.

Эпоха Ренессанса охватывает период с XIV в до начала XVII в. Данный период называют осенью средневековья. Представили эпохи Возрождения характеризовали весь период средневековья как период темноты и невежества. В эпоху Возрождения в первую очередь меняется система ценностей. Главной ценностью объявляется человек, соответственно в этот период развивается индивидуализм в сфере мировоззрения. Во всех сферах общественной жизни начинает проявляться индивидуальность. В период эпохи Возрождения окончательно закрепляется философское направление гуманизм. Гуманизм – это образ мышления человека, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Гуманизм с периода Эпохи Возрождения отстаивает ценность человека как личности.

Причины становления философской мысли в период эпохи Возрождения:

1) Античное культурное наследие.

2) Главное направление антисхоластическое, против религиозного присутствия в культуре, философии и в общественной жизни.

3) Создается новая картина мира, связанная с богом и с природой (человек – главная составляющая часть природы).

4) Если философия средневековья в целом теоцентризм, то философия эпохи Возрождения в целом – антропоцентризм (в центре человек). Человек является важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном космического бытия.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии и в последствии становиться общеевропейским явлением. Мыслители: Франческа Петрарка, Леон Батист Альберта, Лоренса Вала, Джаванди Пико Мирандола.

 

 

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Главная черта Эпохи Просвещения – это рационализм. В данный период завершаются идеи Эпохи Возрождения. Эпоху Просвещения называют эпоху веры в человеческий прогресс. Особенности философии Эпохи Просвещения:

1) Как идейно-мировоззренческое движение достигает своего высшего рассвета во Франции. В последствии данные идеи распространяются по всем странам Европы.

2) Развивается научное знание. Этому способствуют буржуазные отношения, мануфактурные производства, новая экономическая формация развития человеческих отношений.

Во Франции Просвещение развивается в двух направлениях: материализм и атеизм. Именно материализм и атеизм подготовили почву для формирования социализма и его идей. Задачи идеологов эпохи Просвещения:

1) Просвещение народа.

2) Решение социо-культурных проблем.

3) Критическое отношение к религиозным вопросам и к вере.

4) Разработка новых научных теорий и философских проблем.

Французские мыслители: Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дибро, Гольбах, Ламерти, Гельвеций. Английские мыслители: Тойланд, Смит, Рид, Мандевиль. Немецкие мыслители: Вольф, Лессинг.

1) Главнейшая роль мыслителей уделяется роли знаний в обществе, науке и технике.

2) Уделяют большое внимание защите естественных прав человека и гражданина.

3) Критикуют религию и суеверие.

Роль человеческого разума в работах мыслителей:

1) человеческий разум не дает вечных и общеобязательных истин

2) человеческий разум – основа человеческой деятельности, он помогает устанавливать связи между различными событиями и фактами

3) основными свойствами человеческого разума являются: готовность искать истину и способность искать истину

4) ставили человеческий разум в зависимость от человеческого опыта. Человеческий опыт контролирует человеческий разум (по Гольбаху)

5) основой мироздания мыслители видели природу. Природа есть причина всего.

6) Материя – причина самой себя, которая состоит из частиц.

7) Согласно их мнения: Все что человек делает, думает, чувствует, во что он верит может и должно быть осмыслено разумом. Человек существо разумное и в нем не должно быть ничего неосмысленного.

8) Социальный прогресс мыслители видели в распространении знаний, науки и образования.

9) Особое внимание уделяли просвещению правителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...