Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.
Основные черты античной философии. 1) Синкретичность – нерасчлененность, нерезделенность важнейших философских проблем. 2) Космоцентричность – в центре мироздания весь космос и мир человека. 3) Пантеистичность – космос это чувственное и умопостижимое абсолютное божество. Античная философия охватывает период с VI в до н.э. др. греки, затем др. римляне и заканчивается VI в н.э. Содержание и достижения: Постановка вечных проблем человека: о начале всех вещей, о свободе и необходимости, о жизни и смерти, о месте и роли человека на земле и в космосе, о прекрасном и возвышенном, о дружбе, о любви, о счастье. У др. мыслителей основным «оружием» было наблюдение, анализ, тонкая умозрительность.
53. Философия общества. Общество – система взаимоотношений, условий жизни и деятельности людей. Общество объединяет людей в систему определенных взаимоотношений. Основные устойчивые общие объединения людей: 1. народ (это все население, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества); 2. нация (общность людей, объединенная единым языком, совместной территорией, общей системой духовных ценностей); 3.г осударство (политическая система, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни). Общество как единая система включает в себя следующие основные элементы: политическая, социальная, экономическая, производственная, духовная, культурная, природная, правовая. Главный смысловой элемент любого общества: человек. В результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Общество представляет собой общественные представления людей, объективную реальность, социальную материю, эволюцию биосферы, оно существует благодаря деятельности людей. Элементы общества: 1.человек – главный элемент общества, представляет собой целый и целостный микрокосмос. Этот микрокосмос является элементом сознательной деятельности и неделимым образованием, в основе кот 3 составляющие (тело, душа и дух). 2.объект социальной деятельности делится на 2 класс: 1)вещи – орудия, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий мир. 2)символы и знаки – данные предметы (произведение искусства) служат непосредственному изменению реальности. Они воздействуют на человеческое сознании, стремления и цели и через них воздействую на реальность.
Основные черты и особенности философии Средневековья. Начало V – XV вв. Феодализм, главная идеология – это христианство. Проблемы философии определяются следующими принципами: откровение, единобожие, монотеизм, теоцентризм. Основные проблемы философии средневековья: 1) Мир сотворен Богом и существует вечно. 2) Постижимы ли для человека божья воля и сотворенный им (всевышним) мир. 3) Место человека в окружающем мире через призму спасения человеческой души. 4) Роль человека в истории через призму спасения человеческой души. 5) Каким образом в человеке сочетаются свобода и божественная необходимость. 6) Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве. 7) Соотношение откровений библии и истин человеческого разума. 8) Если Бог – это истина, добро и красота, от куда в обществе берется зло, и почему Бог это зло терпит. Особенности философии средневековья: 1) Библейский традиционализм – Библия книга самая древняя, самая истинная, это слово божье. 2) Экзегетика – это искусство объяснения, толкование ветхого завета. 3) Дидактизм – это назидательство, учительство. Общая установка на воспитание, на образование и на продвижение по жизни человека к спасению, к Богу, к всевышнему.
Этапы философии средневековья: 1) Патристика (I-VI в) – разработка и осмысление христианской догматики. Составной частью патристики являются элементы платонизма. Вершина Августин Блаженный (354-430), главные работы: «О граде божьем», «Исповедь», «О троице». Благодаря его философии определяются 2 новых направления: креационизм (мир создан Богом из нечего) и провиденциализм (всемирная история – это божественный план спасения человнчества). 2) Схоластика (XI-XV в) – окончательное рациональное оформление догм христианства. Схоластика включает определенные моменты государственного устройства (по Аристотелю). Главный идеолог схоластики Фома Аквинский (1223 - 1274), главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычества». 3) Аквинский обосновал 5 доказательств бытия всевышнего. 4) Бог – это первопричина мироздания и конечная реальность мироздания. 5) Естественное бытие человека, его разум относительно самостоятельны. 6) Природа завершается для человека в благодати, в добре для человека. Высшее предназначение человеческого разума – это вера. Философские познания и теология, их предназначение в сверхъестественном откровении.
Основные черты и особенности философии Эпохи Возрождения. В Эпоху Возрождения рассматривается следующий круг вопросов, связанных с общественной жизнью: 1) Развитие общественного бытия. 2) Развитие народной культуры. 3) Развитие искусства. 4) Развитие философской мысли. Эпоха Ренессанса охватывает период с XIV в до начала XVII в. Данный период называют осенью средневековья. Представили эпохи Возрождения характеризовали весь период средневековья как период темноты и невежества. В эпоху Возрождения в первую очередь меняется система ценностей. Главной ценностью объявляется человек, соответственно в этот период развивается индивидуализм в сфере мировоззрения. Во всех сферах общественной жизни начинает проявляться индивидуальность. В период эпохи Возрождения окончательно закрепляется философское направление гуманизм. Гуманизм – это образ мышления человека, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Гуманизм с периода Эпохи Возрождения отстаивает ценность человека как личности.
Причины становления философской мысли в период эпохи Возрождения: 1) Античное культурное наследие. 2) Главное направление антисхоластическое, против религиозного присутствия в культуре, философии и в общественной жизни. 3) Создается новая картина мира, связанная с богом и с природой (человек – главная составляющая часть природы). 4) Если философия средневековья в целом теоцентризм, то философия эпохи Возрождения в целом – антропоцентризм (в центре человек). Человек является важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном космического бытия. Эпоха Возрождения зародилась в Италии и в последствии становиться общеевропейским явлением. Мыслители: Франческа Петрарка, Леон Батист Альберта, Лоренса Вала, Джаванди Пико Мирандола.
Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения. Главная черта Эпохи Просвещения – это рационализм. В данный период завершаются идеи Эпохи Возрождения. Эпоху Просвещения называют эпоху веры в человеческий прогресс. Особенности философии Эпохи Просвещения: 1) Как идейно-мировоззренческое движение достигает своего высшего рассвета во Франции. В последствии данные идеи распространяются по всем странам Европы. 2) Развивается научное знание. Этому способствуют буржуазные отношения, мануфактурные производства, новая экономическая формация развития человеческих отношений. Во Франции Просвещение развивается в двух направлениях: материализм и атеизм. Именно материализм и атеизм подготовили почву для формирования социализма и его идей. Задачи идеологов эпохи Просвещения: 1) Просвещение народа. 2) Решение социо-культурных проблем. 3) Критическое отношение к религиозным вопросам и к вере. 4) Разработка новых научных теорий и философских проблем. Французские мыслители: Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дибро, Гольбах, Ламерти, Гельвеций. Английские мыслители: Тойланд, Смит, Рид, Мандевиль. Немецкие мыслители: Вольф, Лессинг.
1) Главнейшая роль мыслителей уделяется роли знаний в обществе, науке и технике. 2) Уделяют большое внимание защите естественных прав человека и гражданина. 3) Критикуют религию и суеверие. Роль человеческого разума в работах мыслителей: 1) человеческий разум не дает вечных и общеобязательных истин 2) человеческий разум – основа человеческой деятельности, он помогает устанавливать связи между различными событиями и фактами 3) основными свойствами человеческого разума являются: готовность искать истину и способность искать истину 4) ставили человеческий разум в зависимость от человеческого опыта. Человеческий опыт контролирует человеческий разум (по Гольбаху) 5) основой мироздания мыслители видели природу. Природа есть причина всего. 6) Материя – причина самой себя, которая состоит из частиц. 7) Согласно их мнения: Все что человек делает, думает, чувствует, во что он верит может и должно быть осмыслено разумом. Человек существо разумное и в нем не должно быть ничего неосмысленного. 8) Социальный прогресс мыслители видели в распространении знаний, науки и образования. 9) Особое внимание уделяли просвещению правителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|