Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.

М. Ю Лермонтов

(1814 – 1841) - великий русский поэт.

Родился в 3 октября 1814 года в семье офицера.

Брак родителей Лермонтова — был неравным и несчастливым. Мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Эта семейная драма тяжело сказалась на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (1828 - 1830), где пишет первые свои стихотворения позднее в Московском университете (1830 — 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона. В его первых стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов.

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834.
Большенство лирических стихов Лермонтов в этот период посвятил В. А. Лопухиной (1815-1851), в замужестве Бахметевой, сестре товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней поэта оказалось самым сильным и продолжительным.

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, а связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I и Лермонтов был сослан в ссылку на Кавказ (февраль – октябрь 1837).

После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

15 июля 1841 года между Лермонтовым и Мартыновым произошла дуэль в результате чего, поэт был убит. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Известные стихотворения:

· Нет, не тебя так пылко я люблю

  • Белеет парус одинокий.
  • Бородино
  • Молитва
  • Три пальмы
  • Смерть поэта
  • И скучно, и грустно
  • Ангел

И другие

 

На его стихотворения написано множество хоровых произведений:

· Белеет парус одинокий.

· Бородино.

· Казачья колыбельная.

· Ночевала тучка золотая.

· Тучки небесные.

· Горные вершины.

· Сосна.

· Утес.

· Всё тихо...

И другие

 

Романсы:

· «Выхожу один я на дорогу»

· «Сосна»

· «Белеет парус одинокий»

· «Горные вершины»

· «Утес»

· «Молитва»

· «Казачья колыбельная песня»

· «Осень»

· «Нет, не тебя так пылко я люблю»

И другие

 

 

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн

(1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы на берегу Днестра. Вскоре семья переехала в Москву. В пятилетнем возрасте под руководством матери начал учиться игре на фортепиано; в дальнейшем его обучал известный педагог А. Виллуан.

В девять лет Рубинштейн дал свой первый публичный концерт, затем мальчик вместе с Виллуаном совершает концертное турне по Западной Европе. В 1844-1848 гг. находился за границей, занимался у З. Дена, общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на творчество молодого Рубинштейна.

По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр; Значительную роль в развитии Рубинштейна сыграло его общение с Листом. Его называли «русский Лист», за виртуозное и профессиональное исполнение. Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов современности.

По его инициативе были организованы «Певческая академия» (1854), Русское музыкальное общество и первая в России музыкальная консерватория (1862).

Рубинштейн обращался к различным музыкальным жанрам: к опере, оратории, симфонии, концерту, к сольной и ансамблевой музыкальной игре. Он широко опирался на интонации народного фольклора, вместе с тем использовал устоявшуюся форму зарубежной музыки.
Существенное место в музыкальном наследии Рубинштейна занимает вокальная лирика. Его песни и романсы тесно связанны с творчеством Глинки и Даргомыжского.

Произведения:

· опера «Куликовская битва»

· оратория «Потерянный рай»

· Цикл «Персидские песни»

· Четвертый концерт для фортепиано с оркестром

· Опера «Демон»

· Опера «Маккавеи»

 

Большинство романсов, написано композитором на слова М. Ю. Лермонтова:

 

· Тучки небесные» (1849)

· «Утёс» (1849)

· «Ангел» (1852)

· «Горные вершины» (дуэт, 1852)

· «Молитва» и др

Но есть и романсы на слова других поэтов:

· «Азра» (стихи Г. Гейне—П. Чайковский)

· «Узник» (стихи А. Пушкина)

· «Ночь» (стихи А. Пушкина)

 

По жанру «Горные вершины» – романс; Написан на стихи Лермонтова в 1852 г. В этом произведении автор восхищается красотой природы Кавказа. Музыка подчёркивает это восхищение.

Форма – двухчастная со вступлением и кодой

Вступление – 2 такта

1 часть – период из двух предложений (4т+4т=8 тактов) – 8 фраз

Звучит подобно теме. Она одноголосная, имеет чёткий ритм и короткие фразы.

2 часть – период из двух предложений (8т+13т=21т) – 10 фраз

Звучит как вариация, имеет полифонический склад (2 голоса), фразы становятся шире, а характер мелодии – более воодушевлённый и восторженный.

Кода - 5 тактов

Тональный план

Основная тональность D-dur.

Во 2-м периоде 1 предложении отклонение в тональность h – moll

 

Во 2 предложении имеется отклонение в A – dur

 

Затем следует отклонение в Es – dur с возвращением в основную тональность

 

Темп - Andante, что в переводе с итальянского означает «умеренно». Агогических отклонений в партитуре не предусмотрено.

Метроном - = 58-72

Размер сложный – 4/4, что придаёт мелодии широту дыхания. Преобладающие длительности – четверти() и восьмые(), а половинные ()завершают предложения и фразы.

 

Динамический план

Вступление - p

1 часть - mp

2 часть

1 предложение – mp

2 предложение - p, затем mf – кульминация произведения, р

 

Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.

Сопровождение этого хора нельзя сводить только к аккомпанирующей функции. Его роль тоже значительна. Поддерживая вокальную линию унисоном, тембровыми и гармоническими красками, сопровождение создает насыщенный второй план. В последних пяти тактах он берет на себя основную мелодическую нагрузку. Но несмотря на все это, хор является главным в этом произведении. Именно в нем происходит основное мелодическое развитие и образное раскрытие музыкального произведения.

 

Тип и вид хора.

Тип хора – однородный, женский, вид хора – двухголосный (сопрано и альты).Тесситурасредняя, удобная в исполнении.

Диапазон хоровых партий.

 

S

 

 

A

 

 

Исполнительские трудности:

1) Скачки в партиях

 

 

2) Отклонение в другие тональности

3) Пунктирный ритм.

Важно, чтобы все участники хора пропевали длинную долю пунктирного ритма до конца и переходили более короткую одновременно.

4) Вокальные фразы в партии альтов перемещаются с паузами, (чаще всего размером в такт) мелодическая линия разрывается, поэтому возникают сложности исполнения.

 

5) Звуковедение legato создает необходимый характер звучания – неторопливо, мягко, плавно; при атаке звука не должно быть шумовых призвуков.

6) Унисон в первой части произведения

 

 

Дирижёрские задачи:

 

1) Характер жеста плавный, присущий штриху legato.

2) В некоторых местах, где одна партия сменяет другую, нужно четко показать снятие перед паузой.

3) Быстрый показ вступления сначала одной партии, а потом второй

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...