Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
М. Ю Лермонтов
(1814 – 1841) - великий русский поэт. Родился в 3 октября 1814 года в семье офицера. Брак родителей Лермонтова — был неравным и несчастливым. Мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Эта семейная драма тяжело сказалась на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (1828 - 1830), где пишет первые свои стихотворения позднее в Московском университете (1830 — 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона. В его первых стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов. Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, а связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I и Лермонтов был сослан в ссылку на Кавказ (февраль – октябрь 1837).
После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься. За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях. 15 июля 1841 года между Лермонтовым и Мартыновым произошла дуэль в результате чего, поэт был убит. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. Известные стихотворения: · Нет, не тебя так пылко я люблю
И другие
На его стихотворения написано множество хоровых произведений: · Белеет парус одинокий. · Бородино. · Казачья колыбельная. · Ночевала тучка золотая. · Тучки небесные. · Горные вершины. · Сосна. · Утес. · Всё тихо... И другие
Романсы: · «Выхожу один я на дорогу» · «Сосна» · «Белеет парус одинокий» · «Горные вершины» · «Утес» · «Молитва» · «Казачья колыбельная песня» · «Осень» · «Нет, не тебя так пылко я люблю» И другие
Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн
(1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна. Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы на берегу Днестра. Вскоре семья переехала в Москву. В пятилетнем возрасте под руководством матери начал учиться игре на фортепиано; в дальнейшем его обучал известный педагог А. Виллуан.
В девять лет Рубинштейн дал свой первый публичный концерт, затем мальчик вместе с Виллуаном совершает концертное турне по Западной Европе. В 1844-1848 гг. находился за границей, занимался у З. Дена, общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на творчество молодого Рубинштейна. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр; Значительную роль в развитии Рубинштейна сыграло его общение с Листом. Его называли «русский Лист», за виртуозное и профессиональное исполнение. Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов современности. По его инициативе были организованы «Певческая академия» (1854), Русское музыкальное общество и первая в России музыкальная консерватория (1862). Рубинштейн обращался к различным музыкальным жанрам: к опере, оратории, симфонии, концерту, к сольной и ансамблевой музыкальной игре. Он широко опирался на интонации народного фольклора, вместе с тем использовал устоявшуюся форму зарубежной музыки. Произведения: · опера «Куликовская битва» · оратория «Потерянный рай» · Цикл «Персидские песни» · Четвертый концерт для фортепиано с оркестром · Опера «Демон» · Опера «Маккавеи»
Большинство романсов, написано композитором на слова М. Ю. Лермонтова:
· Тучки небесные» (1849) · «Утёс» (1849) · «Ангел» (1852) · «Горные вершины» (дуэт, 1852) · «Молитва» и др Но есть и романсы на слова других поэтов: · «Азра» (стихи Г. Гейне—П. Чайковский) · «Узник» (стихи А. Пушкина) · «Ночь» (стихи А. Пушкина)
По жанру «Горные вершины» – романс; Написан на стихи Лермонтова в 1852 г. В этом произведении автор восхищается красотой природы Кавказа. Музыка подчёркивает это восхищение. Форма – двухчастная со вступлением и кодой Вступление – 2 такта 1 часть – период из двух предложений (4т+4т=8 тактов) – 8 фраз Звучит подобно теме. Она одноголосная, имеет чёткий ритм и короткие фразы. 2 часть – период из двух предложений (8т+13т=21т) – 10 фраз Звучит как вариация, имеет полифонический склад (2 голоса), фразы становятся шире, а характер мелодии – более воодушевлённый и восторженный.
Кода - 5 тактов Тональный план Основная тональность D-dur. Во 2-м периоде 1 предложении отклонение в тональность h – moll
Во 2 предложении имеется отклонение в A – dur
Затем следует отклонение в Es – dur с возвращением в основную тональность
Темп - Andante, что в переводе с итальянского означает «умеренно». Агогических отклонений в партитуре не предусмотрено. Метроном - = 58-72 Размер сложный – 4/4, что придаёт мелодии широту дыхания. Преобладающие длительности – четверти() и восьмые(), а половинные ()завершают предложения и фразы.
Динамический план Вступление - p 1 часть - mp 2 часть 1 предложение – mp 2 предложение - p, затем mf – кульминация произведения, р
Соотношение хоровой партитуры и сопровождения. Сопровождение этого хора нельзя сводить только к аккомпанирующей функции. Его роль тоже значительна. Поддерживая вокальную линию унисоном, тембровыми и гармоническими красками, сопровождение создает насыщенный второй план. В последних пяти тактах он берет на себя основную мелодическую нагрузку. Но несмотря на все это, хор является главным в этом произведении. Именно в нем происходит основное мелодическое развитие и образное раскрытие музыкального произведения.
Тип и вид хора. Тип хора – однородный, женский, вид хора – двухголосный (сопрано и альты).Тесситурасредняя, удобная в исполнении. Диапазон хоровых партий.
S
A
Исполнительские трудности: 1) Скачки в партиях
2) Отклонение в другие тональности 3) Пунктирный ритм. Важно, чтобы все участники хора пропевали длинную долю пунктирного ритма до конца и переходили более короткую одновременно. 4) Вокальные фразы в партии альтов перемещаются с паузами, (чаще всего размером в такт) мелодическая линия разрывается, поэтому возникают сложности исполнения.
5) Звуковедение legato создает необходимый характер звучания – неторопливо, мягко, плавно; при атаке звука не должно быть шумовых призвуков.
6) Унисон в первой части произведения
Дирижёрские задачи:
1) Характер жеста плавный, присущий штриху legato. 2) В некоторых местах, где одна партия сменяет другую, нужно четко показать снятие перед паузой. 3) Быстрый показ вступления сначала одной партии, а потом второй
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|