«Методические рекомендации по аттестации практических навыков и умений технологиями ОСПЕ рассмотрены на заседании кафедры
протокол № ____ от «____» ____________2015г.
«Методические рекомендации по аттестации практических навыков и умений технологиями ОСПЕ утверждены на заседании Методического Совета
протокол № ____ от «____» ____________2015г.
Перечень заданий для оценки практических навыков включает 3 этапа по основным методам и приемам исследования качества окружающей среды. Каждое практическое задание сосредоточено на рабочем месте (станции), специально оснащенными приборами и законодательными документами для выполнения соответствующего задания. На прохождение каждой станции отводится 5 минут, все задания экзаменуемый должен выполнить за 15 мин.
Оценка результатов экзамена проводится по сумме баллов, полученных студентом на всех 3 этапах. По мере прохождения всех станций экзаменуемый должен набрать в итоге 20 баллов.
Дублинские дескрипторы
| Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
| Результаты обучения дисциплины
| Результаты обучения по концепции
(ГОСО)
|
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| -знает основные понятия окружающей среды;
-знает антропогенную роль факторов окружающей среды, их воздействие на организм;
-знает популяцию живых организмов, их роль в процессах эволюции, естественного отбора и адаптациях;
-знает структуру биосферы, средообразующие свойства и функции живого вещества в биосфере;
-знает основные свойства биосферы, значение круговоротов веществ;
-знает эволюцию биосферы. Фундаментальное значение учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере;
-знает антропогенные воздействия загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье человека и условия жизни;
-знает влияние загрязнения гидросферы на здоровье населения;
-знает антропогенное воздействие на литосферу, влияние на здоровье населения;
-знает экологические проблемы современного города и особенности здоровья населения;
-знает экологические проблемы сельских населенных мест и особенности здоровья населения;
-знает критерии оценки состояния окружающей среды;
-знает проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-знает нормирование качества окружающей природной среды;
-знает вопросы инженерной защиты окружающей среды;
| Р1
Р3
|
|
| Компетенция предпринимательства
| -знает аспекты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
-знает структуру организации и проведения совещаний с представителями организаций и ведомств по вопросам улучшения состояния окружающей среды;
-знает структуру организации и проведения совещаний с представителями организаций и ведомств по вопросам улучшения здоровья населения
| Р6
Р13
|
Компьютерная и информационная компетентность
| -знает основные принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения Exel, Microsoft Word, Power Point;
-знает, как вести поиск и применять основные методы, способы и средства получения, хранения, преработки профессиональной информации из различных источников, т.ч. с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний по охраны окружающей среды и рационального природопользования
| Р2
|
Компетенция «Адвокат здоровья»
| -знает и понимает законодательство РК в области охраны окружающей среды;
-знает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;
| Р6
Р19
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| -знает методологию научного исследования в области охраны окружающей среды;
-знает принцип работы приборов, используемых в научных исследованиях:универсальный газоанализатор, дозиметр-радиометр, измеритель электростатического поля, измеритель шума, термогигрометр, люксметр-яркомер, аспиратор, экстрактор;
-знает методологию и приемы работы с учебной, научной литературой и нормативными документами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- демонстрирует знания по наблюдаемым фактам и явлениям, их причинно-следственные взаимоотношения;
| Р21
|
|
| Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,.
критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| --представляет свою работу в команде;
-представляет собственные суждения по оценке здоровья населения и факторов окружающей среды;
-знает правила общения со специалистами для получения достоверной информации при проведении научно-практической работы по оценке здоровья населения и факторов окружающей среды.
| Р8
|
В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - умеет использовать прикладные аспекты охраны окружающей среды в своей будущей профессии:
- критерии оценки состояния окружающей среды
- нормирование качества окружающей природной среды
- инженерной защиты окружающей среды
-умеет оценить взаимодействие экологических факторов между собой и их влияние на здоровье населения;
-умеет определить степень влияния на здоровье населения загрязнений окружающей среды:
- атмосферного воздуха
- гидросферы
- литосферы
-умеет выявлять антропогенные факторы, которые могут оказывать влияние на объекты окружающей среды;
-умеет учитывать закономерности биологического накопления загрязнителей в трофических цепях;
-умеет оценить качество объектов окружающей среды и определить возможное влияние антропогенных факторов на состояние здоровье населения
| Р9
|
Компетенция предпринимательства
| - использует знания для разработки мероприятий по предупреждению заболеваний, повышения грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования
| Р7
|
Компьютерная и информационная компетентность
| - умеет получить из Интернета достоверную информацию при проведении научно-практической работы по оценке здоровья населения и факторов окружающей среды
| Р2
|
Компетенция «Адвокат здоровья»
| -использует нормативно-правовые документы для работы с объектами охраны окружающей среды;
- демонстрирует технику безопасности при проведении экологических исследований;
-применяет законодательство РК в области охраны окружающей среды;
| Р19
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| -умеет работать с научной литературой по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при проведении научно-практической работы по оценке здоровья населения и факторов окружающей среды;
- делает критический обзор литературных данных;
- использует современную аппаратуру для проведения экологических исследований;
- совершенствует существующие методики по оценке состоянию окружающей среды;
-понимает актуальность и новизну тематики научных исследований;
-принимает участие по выбранной тематике в научных конференциях;
-обсуждает актуальность и новизну тематики научных исследований.
| Р21
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция.
критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| -формулирует собственные суждения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
-выдвигает креативные идеи и мышление для составления выводов;
-умеет применять знания и выступать перед населением по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
| Р27
|
С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Компетенция в области естественных наук
| -формулирует аргументы по охране окружающей среды на основе анализа показателей качества физических, химических факторов и требований нормативных документов по охране окружающей среды;
- выявляет проблемы по влиянию факторов среды обитания на состояние здоровья населения и формулирует пути их решения;
- контролирует качество объектов окружающей среды на основе изучения отчетной документации
| Р9
|
Компетенция предпринимательства
| -аргументирует нормативно-правовые документы, регламентирующие работу промышленных предприятия и транспорта, соблюдение экологической безопасности;
-умеет планировать и аргументировать оценку состояния окружающей среды;
- умеет планировать и организовать мероприятии по улучшению здоровье населения
| Р17
|
Компьютерная и информационная компетентность
| -обладает современными средствами обмена информацией для решения проблемы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
| Р10
|
Компетенция «Адвокат здоровья»
| -владеет основами законодательства по оздоровлению окружающей среды
| Р6
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| -аргументирует студентам собственные результаты научных исследований;
-объясняет наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения;
-формулирует общие выводы при проведении учебных экспериментов по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
-использует полученные знания при составлении научных докладов для участия в научно - практической конференции по теме «Окружающая среда и здоровье населения»
| Р21
|
Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| - способен: работать в команде;
- корректно отстаивать свою точку зрения;
- предлагать новые решения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
| Р8
|
Д
Е
| Осуществлять сбор и интерпритацию информации для
формирования суждений с учетом социальных,
этических и научных соображений
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| - осуществляет сбор материалов с баз данных PUBMED, MEDLINE, Web on science, Web on Knowledge по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- представляет результаты собственных исследований по оценке влияния окружающей среды на здоровья населения;
-делает заключение по результатом собственных исследований
| Р26
|
Компетенция предпринимательс
тва
| - знает организационно-экономические аспекты деятельности в сфере охрана окружающей среды;
-знает общие экологические методы исследования;
-прогнозирует качество состояния окружающей среды.
| Р27
|
Компьютерная и информационная компетентность
| -собирает материалы по тематике с базы данных;
-владеет информационными технологиями в сфере профессиональной деятельности
| Р2
|
Компетенция «Адвокат здоровья»
| -формулирует аргументы из нормативно-правовых документов регламентирующих качество охраны окружающей среды;
-проводит сбор информации о состоянии объектов окружающей среды;
-умеет объяснять основы этики и правовых взаимоотношений в системе «общество-природа»
| Р19
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| -владеет навыками оформления научных докладов и статьей для участия в научно-практических конференциях по теме: «Окружающая среда и здоровье населения»
-владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа научных результатов в изучаемой области;
-способен представить результаты собственных исследований, оформить в виде презентаций, доклада и представить на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
|
Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
креативность. способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| -владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
| Р27
|
Компетенция в области естественных наук
| --сообщает информацию с баз данных PUBMED, MEDLINE, Web of science, Web of Knowledge;
-представляет собственные исследования работы в виде презентаций как специалистам, так и не специалистам;
-исследует объекты окружающей среды и анализирует полученные данные по состоянию окружающей среды
| Р17
|
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Компетенция предпринимательства
| - сообщает информацию о новых законодательных документах в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- сообщает информацию о дополнениях и внесенных изменениях в законодательные документы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, как специалистам, так и не специалистам;
| Р27
|
Компьютерная и информационная компетентность
| -сообщает информацию по вопросам улучшения состояния охраны окружающей среды через информационные технологии
| Р10
|
Компетенция «Адвокат здоровья»
| -сообщает информацию из нормативно-правовых документов, регламентирующих качество охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
| Р6
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| -анализирует необходимые источники специальной учебной, справочной и научной информации для улучшения состояния охраны окружающей среды и здоровья населения;
-обобщает и сообщает полученую информацию по улучшению состояния охраны окружающей среды и здоровья населения.
-представляет собственные суждения, анализ научных результатов в изучаемой области;
-оформляет полученные результаты в виде презентации, докладов и представляет результаты научных исследований на студенческих научных конференциях и др.;
| Р21
|
Компетенция
«Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление,
креативность. способность работать в команде, иноязычная компетентность).
| -владеет навыками публичного выступления с представлением анализа и синтеза информации в изучаемой области;
-способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении научных исследований;
- объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения
| Р26
|
| Способность продолжить дальнейшее самостоя
тельное обучение
|
| - коммунальная гигиена
- гигиена детей и подростков
- гигиена труда
- общественное здравоохранение
|
|
· подготовка аудитории, определение ответственного преподавателя и лаборанта за проведение аттестации практических навыков;
· организация рабочих мест, оснащение необходимой аппаратурой и приборами, часами для контроля времени выполнения каждого задания и др.;
· подготовка документации по ОСПЭ (приложения 1-3, анкеты, протоколы, экзаменационные листы, задания для студентов по каждому этапу, информационный лист для экзаменатора с критериями оценки каждого шага задания и их балльной оценкой, сводный аттестационный лист экзаменуемого, критерии оценки результатов ОСПЭ).
· на экзамене студент регистрируется у секретаря, получает у председателя задание, сводный аттестационный лист и приступает к выполнению заданий, согласно плану прохождения этапов;
· при выполнении задания этапа, требующих времени более 5 мин, экзаменуемый имитирует выполнение последующих шагов, комментируя детали выполнения:
- при выполнении задания этапа №1 комментирует об основных принципах данного закона;
- при выполнении заданий этапа №2 комментирует о профилактических мероприятиях от загрязнения данного региона;
- при выполнении заданий этапа №3 комментирует порядок работы того или иного прибора.