Семинарское занятие 4 по теме: «Политическая система».
1. Понятие «политика». 2. Виды политики: а) Внутренняя политика. б) Внешняя политика. 3. Политическая система. 4. Международные отношения. Тематика рефератов: 1. Политика – как сфера общественной жизни. 2. Политика – как вид социального взаимодействия между людьми. 3. Политика - как вид активности субъектов. 4. Международные организации. 5. Глобальные проблемы современности.
1) Поли́тика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — мастерство самоуправления общины полиса, а в последующем, — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства. В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики: • экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
по уровням: по объему:
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.
Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся: • управленческая (политическое руководство обществом);
2) В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). В зависимости от направлений и масштабов политику делят на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика — совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и тому подобной деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. Виды внутренней политики: экономическая, социальная, духовная, оборонная, экологическая, политическая Уровни – региональном (например, политика повышения занятости жителей Волгоградской области) и федеральном (например, политика социального обеспечения граждан Российской Федерации). Основная функция - модернизация, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Вне́шняя поли́тика (внешние отношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Уровни: - двусторонняя определяет взаимосвязи двух стран (Украины и Болгарии, России и Германии);
- блоковый имеет место, когда ряд стран, создавших союз, проводят в каком-то вопросе единую, согласованную политику (как, например, участники военно-политической организации НАТО); - мировой политика проявляет себя, когда многие страны сотрудничают в решении тех или иных глобальных проблем (скажем, в вопросах разоружения, охраны природы или урегулирования межгосударственных военных конфликтов).
3) Политическая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объединений индивидов и коллективов, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление. Как считал, например, М.Дюверже, имеется столько вариаций политической системы, сколько существует разновидностей коллективов или человеческих сообществ. Можно конструировать и анализировать политические системы отдельной партии, объединения партий в одной стране, однотипных партий в нескольких странах. Можно говорить также о политических системах профсоюзов, ассоциаций, администраций, общин, регионов, церквей, армий.
ПРИЗНАКИ: - представляет собой систему политических партий, общественных объединенй и организаций. - это объединение людей борющихся за политическую власть или реализующих ее - это объединение людей представляющих интересы и волю определенных соц классов и групп.
ЭЛЕМЕНТЫ: - государство - полит. партии и организации - МСУ - полит.отношения - полит.культура - полит.нормы (устав)
ФУНКЦИИ: - легитимация полит.режима - регулирование общественно-политич.деятельности - определение целей развития общества. - контроль за распределением материальных ценностей в обществе
КЛАССИФИКАЦИЯ: 1) по характеру взаимоотношений гос.с какой либо полит.системой и другого государства А) открытые Б) закрытые
2) в зависимости от полит.режима А) демократич. Б) не демократич.
3) в зависимости от методов и средств управления обществом А) командная (силовые методы - СССР) Б) соревновательная (соперничество партий) В) социально-примерительную
4) по общественной формации (рабовладельч.,феод) 5) по наличию полит.партий (одно, многопарт, беспарт.) 6) в зависимости от взаимодействия гос.и церкви (светские и клерикальные)
УРОВНИ: 1) государственный - В первом случае она представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни страны. 2) международного, Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения. Это единая система со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Но здесь неизбежно возникает вопрос об институциональной инфраструктуре или просто структуре. В международно-политической системе эти начала обеспечиваются в силу утверждения ифраструктуры взаимодействия главных субъектов международной политики в лице независимых, самоопределяющихся акторов конкретной исторической эпохи: городов-государств, империй или национальных государств. Правильными Аристотель считал те формы власти, которые независимо от числа властвующих управляются, «руководствуясь общественной пользой», а те которые имеют в виду собственную выгоду, только благо правящих — все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей. В соответствии же со вторым критерием Аристотель различал формы правления по количеству властвующих. «Государственное устройство,— писал он,— означает то же, что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства». По Аристотелю правление одного — это монархия, или царская власть, правление немногих — аристократия и большинства — полития. Их отклонения составляют соответственно, тиранию, имеющую в виду выгоды одного правителя, олигархию — выгоды состоятельных граждан, и демократию — выгоды неимущих. Схематически типологизация Аристотеля выглядит следующим образом:
4) Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Критерии: - Специфика участников. По мнению известного французского социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист. - Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников. - Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ». - МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания. Классификация:
Закономерности:
Универсальность закономерностей МО заключается в том, что:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|