Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности пубертатного периода




Глава I. Теоретические основы интегративного принципа проведения занятий

Понятие интеграции

 

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец.

Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса [3, с.162].

Представляется, что эффективность образовательных процессов в первую очередь зависит от осознания их участниками и организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного их стимулирования и развития. Следовательно, целостной можно назвать такую систему, в которой установлена иерархическая структура элементов, выделен системообразующий сущностный компонент и реализуются интегративные процессы, обеспечивающие эффективность функционирования системы

В российской и зарубежной дидактике идея интеграции имеет глубокие истоки. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. Эта категория в педагогике представляет собой продукт сложных диалектических превращений научного сознания, подчиняющегося не каким-то конъюнктурным устремлениям, но впитавшего в себя достижения мировой культуры и порой драматический опыт развития отечественного образования» [16, с.34].

Анализ научно-педагогической литературы приводит к выводу об отсутствии четкого определения понятия «интеграция». Широко используется ряд однокоренных терминов, например: «интегрированные и интегративные курсы», «интегрированный факультет», «интегрированная специальность», «интегрированная педагогическая квалификация», «интегрированное обучение», «интегрированный урок» и т.д. Между тем имеется ряд успешных научных работ по педагогике и психологии, обращающихся к некоторым педагогическим и психологическим аспектам интеграции.

Исторически сложилось, что понятием «интеграция» длительное время оперировали в педагогике, почти не определяя его. Оно предполагалось как бы интуитивно понятным и не требующим объяснения, но недостаточность интуитивных представлений рано или поздно становится очевидной: «...содержание, которое интуитивно связывается с определенным понятием, как правило, полисемантично».

Вначале педагоги вкладывали в понятие интеграции то же значение, что и другие ученые. И те и другие наполняют свое представление содержанием, которое они находят в словарях: «Интеграция - от латинского integratio - восстановление, восполнение; integer - целый», т.е. объединение в целое каких-либо частей, элементов. Одно из первых современных определений педагогической интеграции, восходящее к 1980-1990-м гг., принадлежит И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [17, с. 3].

Таким образом, для создания интегрированного курса необходимо соединить элементы (знания, понятия, методы) разных учебных предметов. Понятие интеграции, как только оно выводится за пределы абстрактных философских границ, оказывается понятием «межпредметной учебной проблемы», что объяснимо в ситуации того времени.

Приведем еще ряд определений интеграции, данных в педагогической литературе:

интеграция - система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром, в основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» (О.Г. Гилязова);

интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации и представляющий высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения (Н.С. Сердюкова);

интеграция - ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира (Г.А. Монахова);

интеграция как педагогическая категория представляет собой целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную на обеспечение целостности знаний и умений (Л.В. Трубайчук);

интеграция - это высшая форма взаимосвязи, нерасторжимость компонентов (основание для определения - специфические характеристики интеграции как высшей формы взаимосвязи); выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения - содержание образования); создания укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения - понятие укрупненных педагогических единиц) (Безрукова В.С.).

Приведенные определения позволяют прийти к выводу, что ученые-педагоги акцентируются на процессе, в то время как интеграция - это не только процесс объединения элементов, но и получаемый при этом результат [19, с. 24-25].

На основании анализа знаний, научных исследований и социальной практики формирования человека и конструирования педагогических систем выделяется широкий спектр понятия «интеграция». Так, в научно-исследовательских функциях интеграция как педагогическое понятие имеет следующие дефиниции:

путь, позволяющий выявлять, вводить и конструировать иерархические связи между элементами педагогических систем;

средство построения педагогических моделей;

путь, ведущий систему к своей целостности;

путь, позволяющий раскрыть закономерности в педагогических явлениях, процессах и системах;

путь к целостному, комплексному исследованию педагогических явлений и процессов.

Педагогическая интеграция охватывает и процессы междисциплинарных связей разных компонентов образования:

выявление межпредметных и внутрипредметных связей в разных циклах учебных дисциплин;

выявление и обоснование принципов построения интегративных курсов в общем и профессиональном образовании;

установление оптимального соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании и образовании;

решение проблем интеграции социального, психологического, педагогического, научного и методического компонентов в образовании;

решение проблем взаимных связей учебной и внеучебной деятельности учащихся в профессиональном образовании.

Представляется, что построение определений педагогической интеграции возможно на разных основаниях:

высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность - монообъект, новая структура, новые функции вступающих в связь объектов (основание для определения специфических характеристик интеграции как высшей формы взаимосвязи);

высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (основание для определения - содержание образования);

создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов нескольких разделов подготовки учащихся (основание для определения понятия - укрупненные педагогические единицы).

Данный подход позволяет рассматривать педагогическую интеграцию применительно к отдельным содержательно-предметным уровням, формам, видам деятельности преподавателя. Отсюда: педагогическая интеграция в самом широком значении слова - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности. При этом развитие - это процесс поступательного изменения физических, душевных и духовных свойств человека, то есть выход его на принципиально новый уровень целостности. Становление - возникновение физических, душевных и духовных новообразований в человеке. Формирование - обретение физическими, душевными и духовными новообразованиями относительной устойчивости, определенности и законченности.


Психологические особенности пубертатного периода

 

Развитие человеческого общества немыслимо без человека, человеческого фактора, повышения его роли и дальнейшего развития. Не случайно в последнее время появилась масса книг, направлений изучения, новых лабораторий, посвященных проблемам психологии развития, в том числе и вопросам подросткового возраста.

Самым сложным и острым периодом социального развития выступает подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой «гражданской» жизнью общества, особое внимание в исследованиях уделяется именно данному периоду личностного становления растущего человека, формам деятельности, обеспечивающим это становление, роли семьи, ближайшего окружения, сверстников в формировании личности подростка, особенностям личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса.

Изучение конкретного подростка в его сегодняшней ситуации развития предполагает анализ данного возрастного периода в исторической перспективе. До 17-18 в.в. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формации, одним из последствий имели изменения периодов онтогенеза. На это повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа высших и средних учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость - продукт нового времени.

Многие знаменитые ученые внесли свой вклад в изучение подросткового периода развития, его зависимости от конкретных условий воспитания, то есть разрабатывали теорию подросткового периода развитию человека: Ж.Ж. Руссо, С. Холл, К. Левин, А.С. Выготский, З. Фрейд, Ш. Бюлер и др. Они доказали, что детское развитие обусловлено конкретными общественно-историческими формами воспитания, которые в свою очередь, являются следствием достигнутого уровня социально-экономического развития общества. В подростковый период происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения (большое количество групп, куда включен подросток). Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении [29, с. 127-128].

С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из основных факторов развитии личности. Подростковый этап - период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Подросток находится в двойственном положении. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

В психологической периодизации подростково-юношеского возраста принято разграничивать подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако хронологические грани этих периодов весьма условны, они часто пересекаются. В литературе по психологии (И.С. Кон, 1980; A. Gesell, 1956) подростковый возраст определен как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет - для девушек. Некоторые авторы (А.В. Петровский) границы подросткового возраста устанавливают между 11-12 и 14-15 годами, а возраст между 14-15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При этом акцент делается не только на особенностях физического, полового созревания, но, прежде всего, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении, уровне социализации личности в обществе в целом. По мнению И.С. Кона, психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те социальные, нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста с тем, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию [21, с. 133].

В медицинской литературе (В.А. Пашкова, В.Г. Властовский, А.А. Александров, Е.М. Стабровский, А.Е. Личко) периодизация подросткового возраста рассматривается с позиций интенсивного физического развития, то есть роста тела и развития вторичных половых признаков. В самих периодах подросткового возраста выделяются фазы, позволяющие сравнивать соответствие и несоответствие физического развития подростка указанному периоду. Опережение или ускорение физического созревания рассматривается как акселерация, что нередко в подростковом возрасте сопровождается различными социально-психологическими особенностями. Задержка же физического и сексуального развития рассматривается как инфантилизм, который может сопровождаться нервно-психическими расстройствами.

Большой вклад в психологию подросткового возраста внес Салливен Г.С. который обогатил ее такой важной проблемой как генезис общения. Интеллектуальный аспект развития подростка исследовался Ж. Пиаже и его последователями. Они обнаружили, что у подростков появляется склонность к теоретизированию, построению гипотез и т.д. В целом, в современных теориях подросткового возраста возрастные кризисы рассматриваются как нормальное явление, отсутствие таковых считается признаком неблагополучного развития.

Подростковый период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества, он стремится к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, ищет своё место в жизни. Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период, с одной стороны, отличается стабильностью глубинно-психологической сущности основных характеристик (самосознание также определяет лице современного подростка, как и определяло его у подростка много лет назад), но формирование этого сознания происходит в другой социально-экономической жизни. Изменились мотивы участия в труде современных подростков. Они отдают предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования, для завоевания определённой позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и творческий характер деятельности.

Современные дети не склонны выражать восторг по поводу участия в трудовых делах, уровень трудового энтузиазма снизился. Дифференцированный анализ нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе позволил установить и охарактеризовать три стадии процесса развития подростка. Первый уровень - 10-11 лет. Он отличается тем, что стремление ребёнка к самостоятельности проявляется в потребности признания ее стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач. Они стараются получить признание самого факта их взросления, добиться признания их взрослости, участвовать в делах наравне со взрослыми. Второй уровень - 12-13 лет. Подросток уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение своих прав е семье, в обществе, формируется стремление к взрослости на уровне «я должен». На третьем уровне (14-15 лет) у подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу.

Ярко прослеживаются стадии развития личности подростка через изменение структур самосознания, развитие самооценки. На первой стадии подросткового возраста происходит кризис самооценки, дети как бы не узнают самих себя, им присущ отрицательный эмоциональный фон. На второй стадии критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как к личности. На третьей стадии возникает самооценка, определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Она основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей с определенными нормами.

Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка. Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни растущего человека, воспитанием и характером его практической деятельности. Психологические особенности, связанные с половыми, биологическими и индивидуальными характеристиками возраста, который является не только биологической, сколько социальной категорией. Каждый возраст определяется изменением положения детей в школе и семье, изменением форм обучения и воспитания, новыми видами и формами деятельности ребенка и особенностями созревания его организма. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Это выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности. Границы подросткового возраста устанавливаются между 10-15 годами, здесь акцент сделан на появлении новых психических образований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности.

Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе; реализация этой потребности может идти через общественно-полезную деятельность. В подростковый период складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида. Этот возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений [30, с. 145].

Стремление найти свое место в обществе порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Если говорить об особенностях психического развития подростков, то важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Наряду с негативными симптомами - дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения и пр. появляются положительные факторы - возрастает его самостоятельность, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, он активно осваивает новую социальную позицию.

Психологическая природа кризисных периодов состоит в том, что форма деятельности, в предшествующем возрасте, уже изживает себя - внутри нее возникли предпосылки и мотивы новой формы. Новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершаются различные психические процессы - наступает период устойчивого развития (до новой смены деятельности).

В подростковом возрасте расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой раннее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь складываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании и социальных установок. Психологически этот возраст очень сложен и противоречив. Особенности появления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиций, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психическое новообразование этого возраста, как самосознание. Подросток вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремление к героическим делам, опасности, риску; развиваются волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Бурно развиваются чувства, эмоциональные переживания приобретают известную устойчивость. Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательность. Избирательным и целенаправленным становится восприятие. Воображение приобретает реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, память приобретает характер организованных, управляемых процессов. Нарастает способность к абстрактному мышлению, формируется активное, самостоятельное, творческое мышление детей. У подростков непрерывно меняется круг интересов, растет их дифференциация, глубина и содержательность. Идет осознание им своего «Я». Интерес к себе возникает из потребности к жизни и деятельности, в которых развиваются и раскрываются качества личности. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Постоянно сравнивая себя с другими людьми, примеривая их особенности и качества на себя, он создает свое «Я». Усложняются отношения подростка со сверстниками, меняются отношения подростка со взрослыми. У него уже нет наивной веры в авторитеты, он смотрит на них критически, замечая противоречие в поведении, недостатки, ошибки. Для него очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, как они относятся к его делам и поступкам.

В подростковом возрасте формируются нравственные принципы. Его нравственный идеал - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Подросток чутко улавливает отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека.

Подростковый возраст - возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

 

Выводы по главе

 

В соответствии с международными тенденциями, в Концепции модернизации российского образования в ряду важнейших направлений развития общего образования обозначены гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация и интеграция содержания образования.

Установлено, что интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Таким образом, для создания интегрированного курса необходимо соединить элементы (знания, понятия, методы) разных учебных предметов.

Доказано, что самым сложным и острым периодом социального развития выступает подростковый возраст, представляющий собой переходный этап между детством и взрослой «гражданской» жизнью общества, особое внимание в исследованиях уделяется именно данному периоду личностного становления растущего человека, формам деятельности, обеспечивающим это становление, роли семьи, ближайшего окружения, сверстников в формировании личности подростка, особенностям личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...