Стабилизация костных фрагментов.
После проведенного занятия студент должен знать: 1. Причины инфицирования перелома и развития остеомиелита. 2. Стадии течения инфекционного процесса, осложнившего перелом: инфицированный перелом, острый остеомиелит, хронический остеомиелит. 3. Лечебные мероприятия общего и местного характера при посттравматическом остеомиелите. 4. Прогноз в отношении сроков лечения, трудоспособности больного. уметь: 1. Провести клиническое обследование больного с инфицированным переломом, острьм или хроническим остеомиелитом: собрать жалобы, анамнез, осмотреть гнойный очаг, произвести пальпацию, зондирование свища, назначить рентгеновское обследование. 2. Поставить диагноз, т.е. определить стадию гнойного процесса: инфицированный перелом - острьш остеомиелит - хронический остеомиелит. 3. Взять посев из гнойной раны или гнойного свища для определения микрофлоры. 4. Провести лечебные мероприятия в объеме первой врачебной помощи. 5. Осуществлять меры по профилактике инфекционных осложнений при открытых и закрытых переломах. Место проведения занятия: 1. Учебная комната. 2. Гнойная перевязочная. 3. Гнойная операционная. 4. Консультативный кабинет поликлиники. Учебные пособия: 1. Набор учебных рентгенограмм. 2. Серия слайдов, иллюстрирующих стадии течения инфекционного процесса при переломах, осложненных инфекцией. 3. Учебные таблицы, схемы. 4. Демонстрация больных с посттравматическим остеомиелитом. 5. Ситуационные задачи, вопросы, пособие по программированному контролю. План занятия I. Вступительное слово преподаватели - 15 мин. П. Контроль исходного уровня знаний студентов - 30 мин. III. Формирование навыков самостоятельного обследования больного с остеомиелитом, постановки диагноза, определения стадии процесса, чтение рентгенограмм, лечебные мероприятия
в объеме первой врачебной помощи - 90 мин. IV. Обсуждение больных: методы обследования и лечения, сроки нетрудоспособности, прогноз - 30 мин. V. Итоговый контроль (задачи III уровня) - 15 мин. Время перерыва 30 мин (10 мин х 3). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ I. Вступительное слово преподавателя Изучение темы «Травматический остеомиелит» является трудоемким процессом, так как требует от студентов наличия комплекса знаний, полученных ранее на других кафедрах (клиника переломов костей, течение раневого процесса, патология гнойной раны и ее осложнений в виде местных и общих нарушений). Поэтому вступительное слово преподавателя должно быть достаточно обстоятельным, до 10-15 минут. Студентам сообщается план занятия. Следует вспомнить, что гнойные осложнения являются причиной длительных сроков лечения, потери трудоспособности и даже инвалидности, что борьба с гнойной раневой инфекцией является одной из труднейших и еще нерешенных проблем хирургии. Это положение полное гью относится к травматическому остеомиелиту, нередко осложняющему открытые и закрытые переломы костей. Удельный вес хронического посттравматического остеомиелита у больных с повреждением опорно-двигательной системы за последние годы не только не снижается, но имеет стойкую тенденцию к нарастанию. Это связано с увеличением количества открытых переломов с большой зоной повреждения мягких тканей. Травматический остеомиелит встречается и при закрытых переломах, лечение которых осуществляется оперативными методами. Инфекция может быть также внесена во время анестезии закрытого перелома. Студенты должны усвоить основное положение из вступительного слова преподавателя: лечение травматического остеомиелита является сложной задачей, потому что ни один из существующих методов не гарантирует быстрого и надежного выздоровления.
Необходимо напомнить студентам, что развитие посттравматического инфекционного процесса определяется факторами общего порядка, характеризующими состояние гомеостаза больного (сопутствующие заболевания, белковый и водно-электролитный баланс, количество эритроцитов, лейкоцитов и др.), а также факторами местного значения (степень повреждения окружающих перелом мягких тканей, размер раны, характер и вид перелома и пр.). В связи с этим положением следует подвести студентов к очень важному выводу, что лечение хронического остеомиелита определяется воздействием целого комплекса мероприятий, направленных на регулирование показателей обоих названных факторов. Таким образом, лечение больного заключается в комплексной терапии. 1. Коррекция гомеостаза с целью повышения защитных сил организма - общая терапия. 2. Санирование гнойного очага хирургическим путем. 3. Стабильная фиксация костных фрагментов. 4. Целенаправленная антибактериальная терапия. 5. Реабилитационные мероприятия в фазе вьвдоровления больного и в отдаленном периоде. Перечисленные принципы лечебного воздействия целесообразно более подробно раскрыть в процессе обсуждения больных (см. план занятия, пункт IV), т.е. после проведения студентами самостоятельной кура-ции больных. Только после этого разбор методов лечения будет предмет- НЬ1М. II. Контроль исходного уровня знаний студентов Контроль исходного уровня знаний студентов можно провести либо традиционным методом опроса, заранее подготовив к занятию необходимые вопросы, либо путем программированного контроля при помощи тестов, либо комбинированно - тем и другим методом. Студенты должны показать знание причин нагноения открытых переломов и развития остеомиелита. Основными причинами являются проникновение в область перелома вирулентной гнойной инфекции, тяжесть травмы мягких тканей с обширным их размозжением, величина раны и степень ее загрязнения, неправильное и недостаточное проведение мероприятий по оказанию первой врачебной помощи на месте происшествия и при транспортировке, сопутствующее тяжелое состояние больного в виде шока, кровопотери и др., отсутствие или недостаточно полное выполнение первичной хирургической обработки, поздние сроки операции, применение способов остеосин-теза, не соответствующих ситуации, нарушения ведения послеоперационного периода и многие другие.
Одной из основных причин поддержания нагноения при уже развившемся остеомиелите является костньш секвестр. Из курса общей хирургии студенты должны вспомнить, каким образом происходит образование секвестра, его формы, пути отхождения через периодически функционирующие гнойные свищевые ходы. Следует проверить знание студентами состава микрофлоры гнойной раны, свищей при травматическом остеомиелите. Обычно это микроорганизмы группы кокков - стафилококк, стрептококк, которые составляют три четверти раневой флоры. Кишечная палочка составляет около 20% раневой флоры. Другие виды микроорганизмов встречаются значительно реже. Студенты должны правильно отвечать на вопросы по клиническому течению травматического остеомиелита. Эти знания они должны были получить из курса общей хирургии, учебника по травматологии и лекционного материала кафедры. После проведения опроса студентов по клиническому течению травматического остеомиелита преподавателю следует подвести итог, способствующий усвоению студентами принципиальной схемы развития патологического процесса, состоящего из следующих стадий, которые студенты должны помнить. 1. Стадия инфицированного перелома, которая начинается спустя несколько дней после травмы. В этой стадии нагноению подвергаются мягкие ткани, окружающие перелом. Клиническая картина стадии инфицированного перелома гроявляется характерными, ярко выраженными симптомами воспаления местного и общего свойства. Костные отломки в стадии инфицирования раны видимьм изменениям не подвергаются. 2. Стадия острого травматического остеомиелита образуется, если воспалительные изменения мягких тканей не прекратились и перешли на костньш мозг и костную ткань. Острьш травматический остеомиелит формируется в течение 3-4 недель с момента травмы, протекает остро, ха
рактеризуется образованием свищей с гнойным отделяемым. Свищевые ходы сообщаются с местом перелома, где происходят изменения в костной ткани - некротизируются края отломков, образуются секвестры. В стадии острого травматического остеомиелита защитные силы организма еще не истощены, поэтому в очаге преобладают восстановительно-репаративные процессы. Несмотря на бурно протекающее нагноение, имеются предпосылки для срастания перелома. 3. Стадия хронического посттравматического остеомиелита является последствием, естественным продолжением острого травматического остеомиелита, особенно при отсутствии интенсивного и радикального лечения гнойного очага. Некротизированный участок кости (секвестр) поддерживает воспалительный процесс и периодически функционирующий гнойный свищ, из которого выделяется гной и отходят костные секвестры. В хронической стадии репаративная регенерация практически прекращается, на первый план выступают дегенеративные изменения, которые обуславливают длительное течение остеомиелитического процесса, образование ложных суставов и дефектов костей в области бывшего перелома. Полезно продемонстрировать рентгенограммы больных с признаками остеомиелита, на которых студенты могут увидеть в острой стадии явления остеолиза, остеопороза, периостальную реакцию, а в хронической,, стадии - реакцию остеосклероза, секвестры, образование ложных суста-1 bob и дефектов кости в результате разрушения концов костных фрагмен- | тов и отхождения секвестров. ^ Si i III. Формирование практических навыков Формирование практических навыков самостоятельного обследования больного в различных стадиях травматического остеомиелита, постановки диагноза, определения принципиального плана лечения происходит во время работы студента у постели больного. При наличии достаточного количества в отделении больных с остеомиелитом целесообразно работать малыми группами. С этой целью студенческая группа делится на малые подгруппы по 2-3 человека. Каждой из подгрупп дается для курации заранее выбранный преподавателем больной с инфицированным переломом, острым или хроническим остеомиелитом. Перед каждой подгруппой ставится задача: собрать жалобы, выяснить подробно анамнез, обследовать общее состояние больного, состояние конечности, обследовать гнойньш очаг, выяснить тактику лечения, сделать предположение о прогнозе заболевания и трудоспособности.
В процессе курации преподаватель периодически контактирует с малыми группами, направляя процесс курации и подготавливая студентов к обсуждению больных. IV. Обсуждение больных После курации вся группа собирается и работает с преподавателем. Поочередно студенты-кураторы делают доклады о своих больных, показывают, как они производили обследование, рассказывают о примененных методиках лечения, делают краткое заключение. Остальные студенты и преподаватель задают вопросы кураторам и больньм, указывают на ошибки, неточности. Таким образом, имеется возможность показать студентам больных в различных стадиях остеомиелита и продемонстрировать методы лечения. При разборе больных следует обращать внимание студентов на правильное оказание помощи на догоспитальном этапе, которая заключается в наложении асептической повязки при открытом переломе, иммобилизации конечности в функционально-выгодном положении, введении обезболивающих средств, а иногда и антибиотиков. После доклада истории болезни больного (в палате) проводится обсуждение метода лечения со всеми подробностями (в учебной комнате). Основной целью этого этапа занятия является усвоение студентами главного положения - лечение травматического остеомиелита должно быть комплексным и включать в себя разделы, о которых упоминал преподаватель во вступительном слове (см. пункт I плана занятия). Общая терапия. Прежде всего студенты должны отчетливо понимать значение общего состояния больного, потому что остеомиелит сопровождается выраженным нарушением водного и солевого баланса, белкового обмена, кислотно-щелочного равновесия, особенно в острой стадии. Больные находятся в состоянии обезвоживания, анемии, гапопротеинемии. Поэтому в комплексе лечебных мероприятий по ликвидации травматического остеомиелита коррекция гомеостаза, нарушенного гнойно-септическим процессом, является необходимым условием. Она проводится в основном при помощи заместительной инфузионной терапии, состав жидкостей для которой следует комбинировать в зависимости от состояния больного. Ин-фузионная терапия осуществляется с целью восполнения объема циркулирующей крови, ликвидации обезвоживания, дезинтоксикации, регулирования электролитного равновесия, восполнения белкового состава, обогащения витаминами, восстановления микроциркуляции в тканях и для парентерального питания. Вместе со студентами следует выработать следующую, наиболее целесообразную, схему общетерапевтических мероприятий. С целью дезинтоксикации и усиления в тканях микроциркуляции производится внутривенное вливание реополиглюкина, гемодеза по 400,0. Эти препараты хорошо выводятся почками, обладают диуретическими свойствами. Пере ливанием плазмы в количестве 200,0 достигается ликвидация диспро-теинемии, улучшение электролитного обмена, повышение иммунологичес-кой защиты организма. Основньм показанием к переливанию плазмы является снижение показателя общего белка крови. Коррекция водно-солевого и энергетического баланса достигается введением растворов электролитов, различных солевых растворов (Рингера, лактосола), глюкозо-новокаиновой смеси с инсулином. Препараты парентерального питания используются при тяжелом течении местного гнойного процесса и его генерализации. Особое значение имеет поддержание азотистого баланса, должный уровень которого достигается применением гидролизата казеина, амииопептида с обязательным назначением высоких доз витаминов группы А, В, С и анаболичес-ких стероидов, например ретаболила по 50 мг в неделю. Длительность инфузионной терапии 2-3 недели в зависимости от состояния больного и стадии течения септического процесса. Студенты должны также помнить об использовании симптоматических средств: анальгетики, седативные, сердечно-сосудистые, антикоагулянты и другие (по показаниям). С целью повышения неспепифического иммунитета показано переливание антистафилококковой плазмы, введение антистафилококкового у-глобулина. Санация гнойного очага. Помимо мероприятий общего характера, следует акцентировать внимание студентов на особенностях лечения гнойного очага. Хирургическая обработка гнойного остеомиелитического очага производится после точной диагностики распространенности процесса в мягких тканях и кости. С этой целью всем больным обязательно делается рентгенограмма, а также фистулография. Хирургическое вмешательство производят под местным или общим обезболиванием в зависимости от локализации очага и состояния больного. Перед операцией кожные покровы конечности должны быть очищены от остатков лекарственных веществ, эпидермальных корочек механическим путем, а также при помощи наложения в течение 4-6 дней влажных повязок с раствором фурацилина или риванола с вазелиновым маслом. Непосредственная хирургическая обработка заключается в удалении гнойных масс из раны или свища, введении в них 1% раствора метилено-вой синьки, обладающей способностью прокрашивать только некротические ткани. Эта мера служит хорошим ориентиром границы живых и мертвых тканей, а также распространения гнойного процесса. Для эффективного обнаружения и удаления некротических тканей и секвестров следует использовать широкие разрезы, потому что распространение патологических изменений более обширное, чем кажется при осмотре. При ма- лых разрезах оставшиеся неудаленные мертвые ткани, секвестры в последующем провоцируют рецидив остеомиелита. С целью более тщательного очищения раны, затеков, гнойных ходов используется метод вакуумирования с одновременным промьтанием большим количеством растворов слабых антисептиков (фурапилин, риванол, перекись водорода, диоксидин). Также студенты должны иметь представление об ультразвуковой обработке раневой и костной полости. Для этой цели используется один из вышеперечисленных растворов антисептиков, который заливается в рану до краев. После этого волновод ультразвукового аппарата УРСК-7, настроенный на режим резки костной ткани, вводится в раствор и в течение 2-3 минут перемещается вдоль стенок раны, не соприкасаясь с ними. После удаления секвестров и обработки кости долотом могут образоваться значительные костные полости, ложе которых заполняется мьшщей на питающей ножке. После хирургической обработки рана чаще всего зашивается, при условии осуществления ее постоянного дренирования. С этой целью вводятся трубчатые дренажи. Один из дренажей является проводящим и используется для введения промывающих растворов, антисептиков, протео-литических ферментов. Другие, введенные в более низкие области раны, назьшаются отводящими и используются для выведения гноя, детрита, промывных вод. Дренирование осуществляется длительно, с промыванием раны по несколько часов в сутки при помощи капельницы. При незашитой ране (если условия не позволяют это сделать) дальнейшая ее санация осуществляется во время ежедневных перевязок. При этом должны использоваться мази на водорастворимой основе, протеолитические ферменты, а также повторная ультразвуковая обработка (в перевязочной) и камеры абактериальной управляемой среды. Все перечисленные методики студенты могут видеть во время кура-ции больных в палате, перевязочной или на операции в течение какого-то ее этапа. Стабилизация костных фрагментов. Хронический посттравматический остеомиелит протекает у большинства больных при наличии разных видов фиксаторов, введенных по поводу перелома. Поэтому во время хирургической обработки (и до нее) решается вопрос о целесообразности удаления конструкции. Металлические фиксаторы сами по себе не являются причиной инфекционного процесса, и если они достаточно прочно фиксируют отломки, это является благоприятным фактором. Стабильная фиксация способствует стиханию воспалительного процесса. При отсутствии или плохой фиксации подвижность костных фрагментов в зоне остеомиелитического очага служит поддерживанию и рас пространению инфекции. Поэтому показания к удалению фиксаторов возникают только в тех случаях, когда они не выполняют стабилизирующей функции, являются инородными телами, поддерживающими воспалительные явления. По современным воззрениям, наиболее эффективным методом иммобилизации костных фрагментов при травматическом остеомиелите справедливо считается компрессионно-дистракционный метод. В отличие от других методов, он позволяет одновременно добиваться следующих результатов сращение кости при несросшихся переломах и ложных суставах, устранение имеющихся деформаций, укорочений, костных дефектов, ликвидация воспалительного процесса. Противопоказанием к наложению компрессионно-дистракционного аппарата является только септическое состояние больного и распространение гнойного процесса в мягких тканях на большом расстоянии и по всему костно-мозговому каналу. В этом случае после санации очага показано наложение гипсовой повязки, но после затихания процесса дальнейшая иммобилизация конечности при помощи компрессионно-дистракционного аппарата представляется методом выбора. При лечении травматического остеомиелита с локализованным гнойным процессом в области концов костных фрагментов производится минимальное хирургическое вмешательство на очаге путем выскабливания острой ложкой патологических грануляций, крошковидных секвестров и вакуумированием свищевого хода с последующим сопоставлением и стабилизацией отломков кости аппаратом внеочаговой фиксации, т.е. метод осуществляется закрьпъы путем. При наличии крупных костных секвестров, отсутствии достаточной конгруэнтности костных отломков показана открытая обработка очага с резекцией концов костей и с дальнейшей иммобилизацией либо гипсом, либо компрессионно-дистракцион-ньм аппаратом (по показаниям). После широкой резекции в последующем показан билокальньш остеосинтез с целью удлинения кости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|