Двойная спираль вячеслава колейчука в свете философии перфекционизма
1. Эстетические чувства безотчётны. Мы говорим: «Двойная спираль» Вячеслава Колейчука – совершенное произведение искусства. Это можно обосновать? Как это сделать? Ведь что такое совершенное? Кто возьмётся его определить? Где здесь критерии? Ограничимся констатацией – и точка. Но нас это не удовлетворяет. Совершенное – тайна. Она неотменимо требует разгадки – хотя бы и приблизительной. Хотя бы условной.
2. Вспомним ключевые эстетические категории: прекрасное – возвышенное – трагическое. Вроде как совершенное вписывается в этот ряд. Но не все философы с этим согласны. Статус понятия обсуждается. Заметим, что употребляется оно не часто – как правило, на эмоциональном подъёме – и уже в силу этого с большой степенью семантической неопределённости. Хотите подойти к нему строго? Дать приемлемую для всех дефиницию? Решительно не получается!
3. Понятие обладает богатейшей смысловой валентностью. Задействуем некоторые аспекты. «Двойная спираль» отвечает некоему высшему оценочному стандарту – и потому совершенна? Да. Она безупречна в плане технического осуществления – и потому совершенна? Да. Абсолютна в своей гармонии – и потому совершенна? Да. В ней обретён максимум выразительности? Её можно связать с идеалом красоты? Энтелехия здесь достигнута? Да, да, да! Но этого мало.
4. В молодые годы студент МАРХИ В.Ф. Колейчук часто заглядывал в Институт кристаллографии АН СССР. Руководил им выдающийся знаток проблем симметрии А.В. Шубников. Он был последователем великого Е.С. Фёдорова, не чуждого философии – перу автора "Начала учения о фигурах" принадлежит великолепная, но прочно забытая книга «Перфекционизм» [2].
Это от латинского perfectio – совершенство. Посмотрим на «Двойную спираль» с позиций «Перфекционизма».
5. Е.С. Фёдоров – эволюционист. Совершенство – нарастает. Совершенство – накапливается. Совершенство обязательно прогрессирует. Этим в него привносится момент релятивности? Нет раз и навсегда заданного совершенства? Тут завязывается интереснейшая антиномия. Мы вернёмся к её обсуждению. Идею «совершенства» Е.С. Фёдоров связывает с идеей «стройности». Через это понятие заявляются принципы порядка – структуры – информации – негэнтропии.
6. «Двойная спираль» – сама стройность. Она поразительно легка – в каких-то поворотах почти имматериальна – и всё же никак не бесплотна: в ней движутся потоки энергии – она исходит неизбывной витальной силой. Динамика преображённого мира? Это всё гадательно и метафорично. Это дань поэзии. «Двойная спираль» воистину грациозна – однако без тени вычурности или манерности. Как непринуждённо она держит себя! Тут ещё и про благородство хочется сказать. У «Двойной спирали» – отменные гены. Её изящество – сейчас мы образуем оксюморон – фундаментально. Именно так! В «Двойной спирали» будто бы проступила структурная основа бытия. Или его энергийный остов. Вещество в ней истаивает. Но она несокрушима.
7. Ещё раз обратимся к перфекционизму. Читаем у Е.С. Фёдорова: «понятие о стройности не только не связывается неразрывно с понятием о сложности, а как раз наоборот наиболее стройным именно и будет самое простое из всего, что может поддерживаться, быть устойчивым при данных условиях». [2: 1, 59]. «Двойная спираль» проста. Но тут опять нарождается оксюморон. Что сложнее этой простоты? Она первична. И это божественная первичность. Изначальная! Исходная! Мы априори знаем: Бог – бездонен. Однако знающие люди нам говорят – не столь в отрицание, сколь в дополнение: Бог – прост.
Это важнейшее положение теологии. Николай Языков писал:
Милы очи ваши ясны И огнем души полны, Вы божественно прекрасны… Что это такое: божественно прекрасное? По какому праву мы используем столь ответственное выражение? Оно применяется по отношению к самым разным объектам. «Двойная спираль» Вячеслава Колейчука просится в их число. Если мы призваны раскрывать своё богоподобие в наших творениях, то «Двойная спираль» блестяще выполнила это провиденциальное задание.
8. Совершенство – по Е.С. Фёдорову – процессно. Оно устремлено в будущее – и потому отрицает своё настоящее. Возникает подозрение: совершенство – своего рода экстремум, дразнящий нас. Но на поверку – недостижимый. Это зазывная асимптота. Движение к совершенству – апроксимация. Процитируем Е.С. Фёдорова: «Будущее принадлежит менее стройному, но обладающему тем, что в наивысшей степени обеспечивает повышение стройности, то есть характеризуется «жизненною (биологическою, психологическою и пр.) подвижностью» [2: 2, 65]. Опять-таки: совершенство попадает под угрозу относительности. А это противоречит коннотациям платонизма, столь естественного для того, чтобы интерпретировать Вячеслава Колейчука. Создатель Академии любил постоянство. И ни во что ставил изменчивость. Но как же так? Наш мастер – пророк кинетизма! Он создаёт ошеломительные трансформеры! Или то – или это. Нас опять угораздило попасть в сеть апорий. Но ведь и хорошо! Это диалектика.
9. «Двойная спираль» передает нам импульс бесконечного движения к совершенству. Только так! И вместе с тем она находится в раз и навсегда достигнутом совершенстве. Значит – покоится. Это противоречие? Оно креативно. Статика «Двойной спирали» – мнимая? Она пребывает в непрерывном внутреннем росте? Да и да! Но вместе с тем ей присуща покоряющая исполненность! Впечатляющая законченность! Дивная завершённость! Именно эти смысловые обертона и схватываются понятием совершенства.
10. Книга Н.О. Лосского «Мир как органическое целое» стала своеобычной философской программой Музея Органической Культуры в Коломне – недавно она была переиздана там.
Именно в этом музее экспонируется «Двойная спираль» Вячеслава Колейчука. Интересные связи! Раскрывая одну из граней идеал-реализма, своей философской системы, Н.О. Лосский пишет следующее: «Если в о с н о в е мира нет осуществлённого совершенства, то и р а з в и т и е мира никогда не приведёт к совершенству» [1: 169: разрядка автора – Ю.Л.]. Е.С. Фёдоров и Н.О. Лосский – как тезис и антитезис. Тогда как синтез нам даёт «Двойная спираль». Она принадлежит сразу и времени (потому движется), и вечности (потому покоится). Первое – мнимо? Второе – подлинно? Но одно почему-то нуждается в другом. Великая взаимность! Спираль-то именно двойная. Опосредованно – без всякой назойливости и декларативности – на тонком образном уровне – скорее в качестве намёка, аллюзии, ассоциации – в ней отражена двуплановая модель мира, составляющая суть платонизма.
11. Энергия – мера движения. Это сфера термодинамики. Но применение её законов к «Двойной спирали» кажется чем-то весьма некорректным. Как если бы в этих завораживающе прекрасных оборотах двигалась нетварная энергия! Таковая не деградирует. Вроде как «Двойная спираль» принадлежит физическому миру. Но вместе с тем она нефизична. Метафизична!
12. Гениальное – и совершенное: естественно, что это коррелирует. Но здесь важны тонкие дифференциации. Харменс ван Рейн Рембрандт в «Данае» (1647) – или Пабло Пикассо в «Трёх женщинах» (1908): совершенны манеры этих столь не схожих мастеров. Но в данных случаях наш оценочный критерий мы и не думаем применять к предмету изображения. Другое дело – «Троица» Андрея Рублёва (1411). Совершенно и то, и другое – как техника и стилистика, так и содержание: нет расщепления, столь характерного для светской живописи – дуализм преодолён. Дерзнём утверждать: «Двойная спираль» хорошо будет смотреться в деликатном соотнесении с рублёвской «Троицей». Без лобового столкновения. Не впритык. Однако чуткое сердце уловит потаённое созвучье. Это произведения одного плана.
Скажем так: трансцендентного плана.
13. Идея с овершенства отсылает нас к инобытию. К чему-то невозможному здесь – на Земле. В наших дольних условиях. Рядом с пагубой. Хочется лучшего! Невероятного! Сказочного! Отсюда вековечные томления духа. Из них рождается идеализм. «Двойная спираль» органично и полно вписывается в это мировоззрение.
14. Совершенное – и чудесное. Эти понятия тоже коррелируют. Чудо по А.Ф. Лосеву – вот что такое: совпадение идеи и воплощения. Их счастливая неразличимость! Или скажем так: это ясное – без искажений – проступание ноуменального сквозь феноменальное. Раскрытие прикровенного! Глядишь – и остолбеневаешь: откуда это? И от кого? Спускаясь долу, в мир вещей, идея как бы ушибается о материю. Потому – деформируется. А если один к одному – чудо. «Двойная спираль» и есть такое вдохновляющее чудо.
15. Искусство способно давать свои откровения. Свои иерофании! «Двойная спираль» – среди них. Она находится в намоленном пространстве. Рядом четыре монастыря. Это не просто фон – это питающая среда. «Двойная спираль» останется сама собой хоть на Марсе. И всё же коломенский контекст очень существенен для неё. Сакральное зодчество устремляет человека горе´. Координата высоты – главная для него. «Двойную спираль» окружают шатровые и ярусные храмы. У М.В. Матюшина есть понятие: вертикал. Это всё – вертикалы. И «Двойная спираль» – вертикал. Возникает своеобразная коллинеарность. Задаётся единый, но богато модулированный – красиво переливающийся ритм.
16. Восхождение – вознесение – взлёт: эти импульсы заложены в «Двойную спираль» её создателем. Они возобновляются сами собой. В ней выразила себя «растучесть духа». Это понятие П.А. Флоренского. «Двойная спираль» – вся порывность. Но в ней нет экзальтации. Нет ложного – выспреннего – пафоса. Она вся – гармония и мера. Она – классична.
17. Психоаналитики отметили: тема совершенства часто начинает звучать в человеке тогда, когда он испытывает кризис. Его чаяния не получают реализации. Совершенство тогда – как властная грёза. Как волевая иллюзия. Как сон-вожатай. Перед тобой маячит некая высшая цель. Быть может, перспективы её достижения близки нулю – но влечение к ней становится главной движущей силой твоей экзистенции. Это цель-аттрактор. Такова вечность. Таков мир идей. А если эти понятия не имеют денотата? Без них наше бытие быстро скукожится и потускнеет. «Двойная спираль» мечтательна. Если угодно – романтична. Вспомним: романтизм возник из идеализма – из тяги к запредельному.
К более достойному, чем то, что даёт повседневность. «Двойная спираль» – трансцендирует. В храме русской мечты она могла бы стать центральным образом.
18. Иммануил Кант очень сдержанно рассуждал о совершенстве. Уводил проблему в нравственную область. Наш долг перед Богом! Чем честней и охотней мы отдаём его, тем и совершенней – тем больше имеем шансов на спасение. Это вроде как находится в стороне от нашей проблематики Но вот что интересно: кёнигсбергский философ в своих попытках уловить суть совершенства неожиданно выходит на понятие святости. Опять трансцендентное! Это – наше. Традиционное религиозное искусство – и авангард Вячеслава Колейчука: конечно, прямых связей тут нет. Но имеются подспудная – не явная для поверхностного взгляда – когерентность. «Двойная спираль» – мистериальна. Созерцание её – как предстояние. Будто нам явлено то же самое средостение, которое отмечено алтарной преградой – и оно прозрачно. Мы заглядываем в мир эйдосов. Или первообразов. Или архетипов. Об этом говорит «Иконостас» П.А. Флоренского. Здесь – аналогичное. Родственное!
19. Вернёмся к теме простоты. Лаконичность – одна из коннотаций совершенства. Ничего лишнего! Это самое трудное в искусстве. Это харизма. «Двойная спираль» экономна – оптимальна – выигрышна и энергетически, и информационно. Расчёты здесь помогали. Но сущее заключалось в счастливом озарении. Оба момента – рациональный и иррациональный – сочетаются в творчестве В. Ф. Колейчука. Великое – просто. Русский авангард в его лице пошёл путём неотении? Это один из алгоритмов эволюции – когда отбрасываются наработки специализации: всё надуманное – громоздкое – ставшее дисфункциональным. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича – типичная неотения. Кто-то скажет: манифеста здесь больше, чем искусства. Что ж! Выразив своё несогласие, не будем вдаваться в дискуссию. Но вот что бесспорно: «Двойная спираль» – искусство в себе и для себя. Самодовлеющее! Самородное! Искусство приносит катарсис. Но в «Двойной спирали» оно само прошло через катарсис: всё наносное – смыто, всё сорное – удалено. Простое и великое! То бишь совершенное.
19. «Двойная спираль» вызывает разнообразные ассоциации. ДНК – филлотаксис – вихревые структуры: красивейшие изоморфизмы выстраиваются в длинный ряд. Мы сюда добавили бы и «Сапиенцу» Франческо Борромини (1660). Элементы барочной волнистости и складчатости присутствуют у Вячеслава Колейчука. Но подчеркнём ещё раз: в измерениях авангарда его творчество – высокая классика. Своеобразное палладианство! Чистое – лебединое – духоносное. Мастеру созвучны Афины времён Перикла. Но он допускает, что на фоне Пропилей вдруг появится что-то эллинистическое – изыск и утончённость этой поры не могли не задеть его. Да, классика. Но уже несущая потенции будущих эпох. Да, простота. И всё-таки неисповедимо осложнённая многовековым опытом культуры. «Двойная спираль» где-то канонична. Почти как «Дорифор» Поликлета. Сюда заложены идеальные мера – ритмы – симметрии. Это код красоты. Но внутри себя свободный, витальный, лишённый сухости. Никакого академизма.
20. Виноваты: мы говорили о несказуемом. Любованию «Двойной спиралью» подобает исихастская тишина.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Коломна: Музей Органической Культуры, 2013. Фёдоров Е.С. Перфекционизм // Изв. С.-Петерб. биологической лаборатории. Т.8. Вып.1, 2. 1906.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|