Организация судебной власти
1. Предмет ОСВ: Совокупность вопросов о месте, роли, значении судебной власти в РФ, о путях и способах её формирования, о круге полномочий субъектов, её осуществляющих, о способах реформирования органов судебной власти. Значение дисциплины:
• ОСВ является юридической, т.е. изучает нормы права. Дисциплина носит комплексный характер, т.к. в её рамках изучаются нормы нескольких отраслей права: государственного, административного, уголовного, гражданского;
• Имеет характер вводного курса, т.к. знакомит с основными знаниями о функционировании судебной власти и организации субъектов, её осуществляющих.
2. Метод – прием, способ, с помощью которого изучается предмет дисциплины. Методология – это наука о методах/совокупность методов дисциплины. ОСВ использует общенаучные и частнонаучные методы. Общенаучные: диалектический, исторический, логический, системный. Частнонаучные: сравнительно-правовой, формально-юридический.
3. Формально-юридический (догматический) метод дисциплины основывается на изучении предмета этой дисциплины с точки зрения существующего законодательства, на основе общепринятых международных и внутригосударственных норм права, касающихся непосредственно судоустройства.
4. Система курса – это взаимосвязанная, взаимообусловленная последовательно расположенная группа вопросов, входящих в предмет дисциплины ОСВ. В систему включены след. вопросы:
• Понятие, предмет и значение дисциплины ОСВ;
• Судебная власть в РФ;
• Правосудие;
• Конституционные принципы и основы правосудия;
• Судебная система;
• Система судов общей юрисдикции;
• Система арбитражных судов;
• Конституционная юстиция в РФ;
• Правовой статус судьи;
• Органы судейского сообщества.
Структура курса – Внутреннее строение системы курса т.е. сам перечень вопросов подлежащих изучению, которые не обладают признаками системы. В качестве структурного элемента системы курса, выступают конкретные вопросы подлежащие изучению. Изменение структуры курса путем исключения или включения в нее определенных вопросов всегда влечет за собой изменение в системе курса.
5. Данная дисциплина является вводной по отношению к смежным юридическим дисциплинам, т.к. дает преимущественно базовые знания о формировании и функционировании судебной власти в РФ. Она непосредственно взаимодействует с ними. Так, терминологию, основные категории она черпает из науки Теории государства и права. Изучая судебные реформы в России, она опирается на знания, полученные наукой ИОГП, ИГПЗС. Кроме того, она тесно связана с дисциплинами Правоохранительные органы, Уголовное право, административное право и др., т.к. многие правоотношения, возникающие в вышеуказанных сферах, в большинстве случаев приходят к судебному разбирательству.
6. Источники курса – это форма выражения информации о предмете данного курса подразделяющаяся на 2 группы:
Нормативные акты - подразделяются на группы 1. международные правовые акты. 2.нормативно правовые акты.
(международные правовые акты, нормативно-правовые акты, конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств, конституционные уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты субъектов РФ.)
7. К числу законодательных источников по дисциплине ОСВ относятся:
o Акты общего характера: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ;
o Акты о судебной власти, судебной системе, статусе судей и органах судейского сообщества:
ФКЗ «О судебной системе РФ»; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; ФКЗ «О военных судах РФ». Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», ФЗ «О мировых судьях в РФ», ФЗ «О статусе судей РФ», ФЗ «Об органах судейского сообщества», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и др.
8. Конституция РФ является основным законом Российской Федерации, регулирует все основные сферы жизни общества. В ст.10 Конституция закрепляет разделение государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, она выделяет отдельную главу – «Судебная власть», в которой прописаны все основные принципы правосудия и порядок организации большинства судов РФ.
9. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» является законодательным источником курса Организация судебной власти. Статья 2 данного закона говорит о том, сто именно данный закон и Конституция РФ устанавливают судебную систему РФ. ФКЗ более подробно раскрывает содержание главы 7 Конституции, говоря о основах статуса судей в РФ, о порядке создания судов, о наделении полномочиями судей, раскрывает сущностные черты судов, создаваемых на территории РФ.
10. Наряду с законодательством существуют еще акты судебной власти (постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и др.), призванные обеспечить единообразное понимание и применение закона. Разъяснения даются на основе изучения и обобщения судебной практики, они должны содержать лишь толкования правовых норм, а не создавать новые нормы права. Именно поэтому их нельзя причислить к нормативным источникам дисциплины Организация судебной власти.
11. Судебная власть в РФ – это предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством и созданные в соответствии с ними федеральные суды и суды субъектов РФ, призванные обеспечивать права и свободы граждан посредством конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Структурные органы судебной власти отличаются специфическим порядком формирования, особой процессуальной формой деятельности и обязательностью исполнения судебных решений.
12. Провозглашение разделения государственной власти на три ветви позволило говорить о самостоятельности судебной власти и об осуществлении ей особых полномочий, позволяющих влиять в присущих только ей формах на законодательную и исполнительную власти, сдерживать их злоупотребления. Суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
13. Структура судебной системы имеет двухуровневый характер и представлена федеральными судами и судами субъектов РФ.
Федеральные суды – определяемые Конституцией РФ и федеральными конституционными законами органы федеральной судебной власти, финансируемые из федерального бюджета, судьи которых назначаются в установленном федеральным законом порядке. К ним относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области, районные суды, военные и специализированные суды; Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов. Порядок образования и назначения судей федеральных судов предопределяется принципом разделения властей и сводится к двум способам наделения полномочиями судей. Судьи высших судебных инстанций назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи всех иных федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателей Верховного Суда РФ либо Высшего Арбитражного Суда РФ. Правовая основа организации и деятельности федеральных судов представлена только нормативно-правовыми актами федерального уровня, в которых определяются цели и задачи образования данных судов, принципы их построения и функционирования, состав и структура отдельных звеньев, порядок назначения судей, полномочия судов и порядок их деятельности.
Суды субъектов РФ – суды, организуемые на основе не только федеральных законов, но и на основе законов субъектов РФ. К их числу относятся: мировые судьи и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Что касается правовой основы организации и деятельности данных судов, то мировая юстиция регулируется как федеральным законодательством, так и законами субъектов (полномочия и порядок деятельности их устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ» и др., а порядок их назначения (избрания) и деятельности – законами субъектов), организация конституционных (уставных) судов определяется конституцией (уставом) субъекта, отдельными нормативно-правовыми актами, в которых отмечены вопросы функционирования данного суда. Суды субъектов финансируются из бюджета субъекта, за исключением мировых судей, т.к. расходы по их финансированию являются обязательством РФ, однако материально-техническое и иное ресурсное обеспечение мировых судей осуществляется соответствующим субъектом РФ. Порядок образования определяется в конституциях (уставах) субъектов и в специальных законах, принимаемых законодательными органами субъектов РФ.
14. Началом судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения "О статусе судей", где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.
Можно выделить следующие этапы современной судебной реформы:
Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.
Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть».
На этом этапе принимается ряд конституционных законов:
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"[3] (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"[4] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)
Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.
В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов
Выступая на V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 г., Президент страны В. Путин отметил: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована". Судебная реформа продолжалась разрабатывались и принимались новые законодательные акты.
Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).
В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский съезд судей, результатом которого, в том числе, явилось Постановление "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования". VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще рано.
В ходе реализации были сделаны серьезные шаги, которым будут посвящена отдельная глава нашего исследования.
Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.
Первый Всероссийский съезд судей состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества - Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.
В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:
• защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
• закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
• обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;
• создание федеральной судебной системы;
• признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
• расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
• организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
• дифференциация форм судопроизводства.
15. Под правосудием понимается деятельность исключительно судов по рассмотрению и разрешению по существу дел и споров, отнесенных к подсудности конкретного судебного органа, осуществляемая в особой процессуальной форме и направленная на достижение задач судопроизводства, предусмотренных законом. Правосудие характеризуется следующими признаками:
• имеет в качестве субъекта суды в лице судей и присяжных/арбитражных заседателей;
• предмет правосудия – рассмотрение и разрешение по существу уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и др.
• осуществляется в формах уголовного, гражданского, административного, арбитражного, конституционного судопроизводства.
• Назначение правосудия заключается в обеспечении, защите и восстановлению прав и законных интересов личности, а также обеспечении интересов общества и государства.
16. Правосудие, в отличие от других видов государственной деятельности, является особой формой правоохранительной деятельности, которая характеризуется следующими чертами:
• Правосудие – это основная функция судебной власти, осуществляемая только входящими в судебную систему органами в установленном законом порядке.
• Правосудие всегда осуществляется в условиях судебного разбирательства, условия, порядок сроки, виды решений устанавливаются процессуальным законодательством.
• Результатом отправления правосудия является приговор или решение по делу.
17. Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции. Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами. Они связаны между собой, т.к. вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передают дело на рассмотрение суда. Прокурор участвует в отправлении правосудия по уголовным делам, представляя сторону обвинения.
В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного расследования. Для того, чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д.
18. Существуют следующие виды правосудия: конституционное, арбитражное, административное, гражданское, уголовное. Конституционное правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению споров о конституционности и неконституционности нормативно-правовых актов, осуществляемая Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ в порядке, установленном ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и законами субъектов о конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Арбитражное правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению экономических споров и споров в сфере управления, осуществляемая арбитражными судами РФ на основе АПК РФ. Административное правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КобАП. Гражданское правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских дел (имущественных, личных неимущественных споров, споров, вытекающих из семейных, земельных, трудовых и наследственных правоотношений), осуществляемая судами общей юрисдикции на основе ГПК РФ. Уголовное правосудие – деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных дел, осуществляемая судами общей юрисдикции в порядке, установленном УПК РФ.
19.
20. Принципы правосудия – объективно обусловленные, нормативно закрепленные, научно обоснованные, качественно определенные, основополагающие, руководящие положения, определяющие порядок организации и деятельности судебной власти в РФ. Значение принципов заключается в том, что они: отражают главные качественные особенности правосудия, представляют собой каркас, фундамент данной деятельности; определяют дальнейшее развитие законодательства о судебной власти; гарантируют права и свободы, законные интересы. Классификация принципов правосудия:
o В зависимости от содержания:
• Судоустройственные (определяющие порядок построения судебной власти);
• Судопроизводственные (определяющие порядок деятельности судебных органов).
o В зависимости от нормативной закрепленности:
• Закрепленные только в Конституции РФ;
• Закрепленные и в другом федеральном законодательстве.
o В зависимости от вида правосудия:
• Распространяющиеся на все виды правосудия;
• Действующие в рамках уголовного правосудия.
21. Принцип законности означает единообразное исполнение и применение действующих на территории РФ Конституции РФ, ратифицированных международных договоров, федеральных законов, конституций субъектов и др. Законность правосудия выражается в совершении судом законных процессуальных действий и принятием законных, справедливых решений, которые должны быть отражением правоприменительной деятельности суда. Режим законности обеспечивается единообразием судебной практики, верховенством Конституции РФ, приоритетом международно-правового акта над внутренним законодательством РФ.
22. Формирование судебной власти в РФ осуществляется на началах назначаемости:
• Судьи высших судебных органов назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ;
• Судьи федеральных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда РФ.
• Мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов назначаются в соответствии с законодательством субъектов.
• Порядок наделения полномочиями судей-непрофесссионалов определяется ФЗ «о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ», ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов».
23. Принцип независимости судей содержит категоричный запрет на вмешательство в деятельность судьи при отправлении правосудия, воздействие в какой-либо форме на судью с целью принятия им несправедливого судебного решения. Все эти действия влекут предусмотренную законом ответственность. Гарантии обеспечения независимости судей:
• Особый порядок наделения полномочиями;
• Неприкосновенность судьи;
• Несменяемость судьи;
• Право судьи на отставку;
• Установленный в законе перечень оснований для приостановления и прекращения деятельности судьи;
• Наличие органов судейского сообщества;
• Установленная в законе процедура рассмотрения и разрешения дела по существу;
• Материальное и социальное обеспечение судьи,
• Единый правовой статус судей.
24. Суть принципа об осуществлении правосудия только судом состоит в следующем:
• Никакие другие государственные органы кроме суда не вправе осуществлять правосудие, как и не вправе принимать к своей компетенции подведомственные судам дела.
• Судебная система РФ установлена Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ»; запрещено создавать иные суды, не входящие в единую судебную систему, запрещено создавать чрезвычайные суды.
• Правосудие осуществляется как на началах коллегиальности, так и единоначалия; к участию в осуществлении правосудия могут быть допущены граждане в лице присяжных и арбитражных заседателей.
• Правосудие должно осуществляться независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
• Правосудие осуществляется в формах конституционного, арбитражного, административного, гражданского, уголовного.
• Разрешение дел оканчивается вынесением итогового акта судебной власти.
25. Принцип равенства всех перед законом и судом является конституционным принципом и закреплен в ст. 19 Конституции. Он обозначает равную возможность отстаивания своих интересов в суде и равную ответственность каждого по одним и тем же материальным и процессуальным законам, независимо от занимаемой должности, имущественного положения, вероисповедания, пола, партийности и т.д. В силу данного принципа не могут быть установлены преимущества какой-либо категории граждан и должностных лиц перед законом и судом.
26. Принцип гласности гласит: судебное разбирательство во всех судах осуществляется открыто, устно, с непосредственным исследованием доказательств. Гарантии принципа:
• Право каждого достигшего 16-летнего возраста присутствовать в зале судебного заседания.
• Право присутствовать в открытых судебных разбирательствах представителей СМИ.
• Закрепление правила о необходимости соблюдения всеми участниками процесса и присутствующими в зале судебного заседания лицами порядка судебного заседания.
• Установление исчерпывающего перечня оснований для проведения закрытого судебного разбирательства.
• Необходимость в каждом случае публичного оглашения решения.
27. Принцип языка судопроизводства говорит о том, что каждый имеет право на пользование родным языком в ходе судебного разбирательства. Гарантии:
• Лицу, не владеющему языком судопроизводства, предоставляется право давать показания, объяснения, делать заявления, ходатайства на родном языке или на языке, свободно выбранным для общения.
• Это лицо обеспечивается услугами переводчика, который осуществляет не только устный, но и письменных документов, которые подлежат вручению.
• Обязательное участие защитника.
28. Содержание принципа состязательности и равноправия сторон складывается из следующих элементов:
• При производстве по делу всегда должно быть две стороны с противоположными интересами и третья сторона – суд-арбитр.
• Предмет спора должен оставаться неизменным на протяжении всего судебного разбирательства.
• Противоположные стороны должны иметь равные процессуальные возможности по отстаиванию своих интересов, равные права представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в их исследовании, пользоваться помощью адвоката, обжаловать судебные решения и т.д.
29. Принцип презумпции невиновности означает, что каждый считается невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, вступившем в законную силу приговором суда. Признание лица виновным в совершении преступления возможно только при соблюдении ряда условий:
• Виновность лица должна быть доказана в ходе предварительного расследования совокупностью допустимых, достоверных доказательств, достаточных о формировании вывода о виновности лица. Неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в его пользу.
• Виновность лица должна быть установлена в ходе судебного разбирательства путем исследования всех собранных по делу доказательств, на основании которых должен быть постановлен приговор суда. Лицо считается виновным с момента вступления приговора в законную силу.
30. Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый имеют право на защиту, которая может быть реализована им самим, либо посредством выбранного им защитника. Следователь, дознаватель, суд обязаны это право обеспечить. В качестве защитника допускается адвокат при предъявлении адвокатского удостоверения и ордера на защиту. Право на защиту обеспечивается предоставлением совокупности прав:
• Право знать, в чем подозревается или обвиняется,
• Право давать показания по существу обвинения, по основанию задержания,
• Право отказаться от дачи показаний,
• Право представлять доказательства,
• Право знакомиться с материалами уголовного дела,
• Право участвовать в исследовании доказательств, в судебных прениях,
• Право обжаловать приговор и участвовать в заседаниях апелляционной и кассационной инстанций. Право на защиту обеспечивается любому лицу, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства, или если оно полагает, что в отношении его осуществляются меры уголовного преследования, принуждения.
31. Система судов общей юрисдикции – это законодательно упорядоченная совокупность связанных между собой отношениями процессуального контроля судебных звеньев, наделенных полномочиями по рассмотрению и разрешению отнесенных к их подсудности дел и споров. В их число входят: мировые, районные суды, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономных областей и округов, военные суды, Верховный Суд РФ. ФКЗ «О судебной системе» предусматривает возможность создания специализированных судов, однако в настоящее время они не созданы. К компетенции судов общей юрисдикции относится рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских и административных дел. Основные черты:
• Построение судов общей юрисдикции зависит от административно-территориального и национально-государственного устройства РФ.
• Система судов общей юрисдикции состоит из 4-х судебных звеньев и инстанций.
• В систему включены военные суды.
• Общий предмет деятельности, общие задачи, единый правовой статус судьи.
• Звенья взаимосвязаны между собой отношениями процессуального контроля по проверке законности и обоснованности как вступивших, так и не вступивших в законную силу судебных решений.
• Все суды общей юрисдикции, за исключением мировых судей, являются федеральными.
• Простота и доступность населению.
32. Звено системы судов общей юрисдикции – совокупность однородных судов, объединенных единым порядком формирования, едиными целями и задачами, единым составом и структурой судов.
1-Е ЗВЕНО – мировые суды в лице мировых судей,
2-Е ЗВЕНО – районные суды,
3-Е ЗВЕНО – верховные суды республик и приравненные к ним суды,
4-Е ЗВЕНО – Верховный Суд РФ.
33. Судебная инстанция – это суд или подразделение суда, которое занимает определенный уровень в судебной системе, осуществляющий рассмотрение по существу дел, либо проверку законности и обоснованности вынесенных нижестоящим судом решений. Инстанцию следует отличать от звена, т.к. понятие звена связано с организацией судов, а понятие инстанции – с порядком движения дела. Инстанционная система делает возможным последовательное рассмотрение и разрешение дел разными судами, что позволяет исправить имеющиеся или возможные судебные ошибки. Существует 4 инстанции в системе судов общей юрисдикции: первая, апелляционная, кассационная и надзорная.
34. Суды первой инстанции занимаются рассмотрением и разрешением уголовного, гражданского, административного дела впервые. Судебный акт суда первой инстанции может быть обжалован в апелляционном или кассационном порядке. Рассмотрением дел в первой судебной инстанции занимаются все суды общей юрисдикции.
35. Вторая или апелляционная инстанция призвана осуществлять пересмотр дела вновь с исследованием доказательств, которые установлены судом первой инстанции, но с некоторыми особенностями:
- апелляционной инстанцией является районный суд по отношению к мировым судам в лице мировых судей,
- в апелляционном порядке пересматривается дело, решение по которому не вступило в законную силу,
- полномочия суда апелляционной инстанции ограничены апелляционной жалобой или прошением,
- решение суда апелляционной инстанции по гражданскому делу является окончательным, вступает в законную силу немедленно после оглашения и подлежит обжалованию только в надзорном порядке; по уголовному – может быть обжаловано и в кассационном порядке.
- в апелляционном порядке дело пересматривается судьёй единолично,
- суд апелляционной инстанции не может отменить судебное решение и направить дело на новое судебное рассмотрение, он обязан принять новое решение.
36. Третья или кассационная инстанция осуществляет проверку законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу. К судам кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции относятся верховные суды республик и приравненные к ним суды и Верховный Суд РФ. Особенность состоит в отсутствии судебного следствия. В кассационном порядке дело пересматривается Судебной коллегией по уголовным или гражданским делам в составе 3-х судей, решение именуется определением.
37. Суд третьей инстанции именуется судом надзорной инстанции. Он занимается проверкой законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений. Полномочиями по надзорному производству обладают Президиумы верховных судов республик, Судебная коллегия по уголовным делам и Президиум Верховного Суда РФ.
38. Состав суда первой инстанции при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях – судьи, присяжные заседатели; виды состава суда первой инстанции – профессиональный судья/ трое судей профессионалов/ судья и присяжные заседатели.
Состав суда кассационной инстанции законодательно закреплен из числа не менее трех судей, один из которых председательствующий.
Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
• судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 4 настоящей части;
• судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;
• коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;
• мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
39. Мировой судья – судья суда общей юрисдикции субъектов РФ, назначаемый (избираемый) в порядке, установленном законами субъектов РФ. Их возрождение после упразднения в 1917 году произошло в конце 20-го века с началом глубоких демократических преобразований и в частности с принятием ФКЗ «О судебной системе РФ». Детальное регулирование институтов мировой юстиции осуществляется ФЗ «О мировых судьях в РФ». С появлением этих судов были достигнуты задачи по снижению нагрузки с районных судов. Мировые суды предстают не только как образец скорого и справедливого правосудия, но и являются доступными населению с точки зрения расположения: они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые формируются в соответствии с законодательством субъекта по принципу - один участок на 15 тыс. человек.
40. Правовая основа организации и деятельности мировых судей обеспечивается Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ», ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ», конституции (уставы) субъектов, закон РМ «О порядке назначения и деятельности мировых судей в РМ».
41. Мировой судья является судом субъекта, т.е. порядок создания, организационного обеспечения деятельности мирового судьи устанавливает
Воспользуйтесь поиском по сайту: