Определение и истоки харизмы
Само слово «харизма» означает «божий дар», а именно дары Святого Духа, излитые на апостолов. Действительно, наличие у себя качеств, которые принято называть харизматическими, вполне можно расценивать как подарок. Классическое определение харизмы дано немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Изучение этого феномена было начато психологами и социологами применительно к вопросам лидерства и власти. В принципе понятие харизмы определяют как некое качество, благодаря которому мы приписываем человеку, обладающему им, особые способности. Харизма – это притягательность личности. Понятия "харизма" и "лидерство" близки, но не тождественны. Существует множество теорий и типологий лидерства, и вовсе не каждый тип лидера непременно должен быть наделен волшебной харизматичностью. Однако, если обратить внимание, например, на фигуры известнейших политических деятелей, глав государств, национальных лидеров, то окажется, что большинство из них, безусловно, обладали харизмой. Таковыми были Чингисхан, Ленин, Гитлер, Махатма Ганди и многие другие персонажи. Но в целом лидерство – все же более широкое понятие. Харизматичным вполне может быть и человек, не претендующий на лидерскую роль, а просто нашедший себя в своем деле и обладающий при этом яркой индивидуальностью. Как мы уже сказали, харизматичность личности изучалась преимущественно в социально-политическом контексте. Социолог Макс Вебер создал концепцию о харизматическом типе власти. Он выделил три типа общественного господства: легитимный, традиционный и харизматический, основанный на слепой вере в экстраординарные способности лидера и безусловной преданности его воле. Получается, что харизматическими качествами общество наделяет своих героев вне зависимости от конкретного содержания их поступков и их морально-этических оценок: харизматик не обязательно «хороший», но всегда «особенный».
Итак, харизма – это качество, благодаря которому человек, им обладающий, оценивается как наделенный специфическими силами, способностями, умениями. Выражение «У него есть харизма» означает, что человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним. Логично, что следующим вопросом для исследования харизмы должен стать поиск ее «источников», причин, по которым те или иные из нас могут быть оценены как харизматические личности. На основании анализа данных биографий выдающихся личностей и других материалов ученые выделили следующие возможные «истоки» харизматичности. Инородность. Определяется также как харизма «человека со стороны». Имеет вполне рациональные основания: лучше всего нас знают люди, среди которых мы выросли, они осведомлены о наших слабостях и предпочтениях, достоинствах и недостатках. Поэтому «поразить» их, осуществить какое-либо воздействие и прочее подобное достаточно тяжело. Совсем другое дело – абсолютно не знакомые и не близкие группы, которыми гораздо легче манипулировать. Неполноценность. На первый взгляд, это абсурдно. Однако, если подумать, окажется, что некоторая телесная неполноценность была присуща многим национальным лидерам. Так, широко известно, что Наполеон был невысок, а, например, Иосиф Сталин вовсе не был таким внешне привлекательным, каким его изображали на парадных портретах. Харизма неполноценности может выражаться в какой-то отдельной черте, «метке» – такой, как горб, хромота, родимое пятно. К подобным чертам относятся и проявления душевного нездоровья, и ярко демонстративного поведения.
Призвание. Если первые два аспекта определяют отличие нашего предполагаемого идеального харизматика от других, то наличие «призвания», или по-английски «calling», составляет как бы самую суть харизмы. Распространен вариант, при котором герой получает «готовую» идею из рук наставника или же на него снисходит озарение. Хороший пример для иллюстрации такого способа обретения призвания – эпизод из жизни пророка Мухаммеда, которому явился ангел и повелел передать людям истину. Уместно вспомнить и о знамениях Будды – когда впервые в жизни он увидел старость, болезнь, смерть и истинную безмятежность, после которых прозрел свою будущую судьбу. Однако подобное «просветление» и «обретение призвания» может случаться не только внезапно, но и постепенно. Этот прием нередко используется специалистами, создающими образ кандидата на каких-либо выборах: всю жизнь он якобы постепенно «прозревает» и, наконец, ощущает готовность «спасти свой народ», если, конечно, победит в голосовании. Харизматические стратегии
Исследователи феномена харизматического влияния считают, что для его осуществления чаще всего используются следующие стратегии. Отличаться от других. У человека, претендующего на харизму, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Пережить озарение. Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение. Удивить сторонников. Новизна — неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. Придумать ритуал. Харизматическое поведение зачастую предполагает некую театральность. С этим связано широкое использование гербов, эмблем, гимнов, знамен и различных обрядов. Быть успешным. Как пишет М. Вебер: «Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть».
Быть радикальным. Для харизматической личности очень важен способ отношения к своим идеям. Это — своего рода сверхценное отношение. Ты должен относиться к своим идеям как к чему-то особенно ценному. Победить врагов. Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. При этом лидер никогда не будет так же рьяно отстаивать свои собственные, корыстные интересы. Он всегда — слуга народа. Необходимое для харизматического образа демонстративное самоотречение, внешняя аскеза тоже проходит по этому разделу. Проявить самостоятельность. Это одна из необходимых составных харизматического имиджа. Важно подчеркивать, что ты независим ни от кого (кроме, разумеется, своей паствы). Демонстрация независимости должна идти рука об руку с демонстрацией идеологической и иной оригинальности (даже в случае консервативной идеологии). Это и понятно: ведь если ты являешься орудием в чьих-то руках, или основываешься на старой идеологии, зачем тебе быть харизматическим. Пробудить особые эмоции. В своей «Психологии искусства» выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский описывает так называемый бинарный аффект, то есть «аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях». Для харизматического влияния очень важно, чтобы одновременно взаимно противоположные эмоциональные знаки (пугающие и успокаивающие, например) были выражены по возможности сильно. Образ политического лидера должна внушать определенный «страх и трепет». Добряк-жизнелюб нравится, но не притягивает. Важно иметь ввиду, что страх — это в первую очередь способ изменения состояния сознания, предпосылка своего рода транса. Заключение
Лидер играет огромную роль во всех сферах деятельности человечества. Не обойтись людям без лидерства. В любой организации есть верховный лидер – начальник, ниже стоят подчиненные ему лидеры – начальники отделов и так далее по иерархической лестнице лидерства. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
И без лидеров, на мой взгляд, не обойтись, хотя бы по той причине, что лидерство упорядочивает, организует работу, указывает план дальнейших действий тем, кто не может обойтись без лидера. В нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства. Вовсе не каждый тип лидера непременно должен быть наделен волшебной харизматичностью. Понятию «харизма» нет конкретного определения, каждый понимает это свойство личности по-своему. Одно можно сказать точно – понятие харизмы определяют как некое качество, благодаря которому мы приписываем человеку, обладающему им, особые способности. Харизма – это притягательность личности. Давно идут споры о том «врожденное это свойство личности или его можно развить?» и человечество еще не получило однозначного ответа на этот вопрос. Сколько людей, столько мнений! Литература
1. Джон Максвелл 21 обязательное качество лидера.. – Минск: Попурри, 2004. С.8 2. Руднев, Е. А. Простые секреты харизмы / Е. А. Руднев // Директор школы. - 2006. - N 6. - С. 48-53. 3. Фэйворс Джон. Лидер новой эпохи: метафизический взгляд на проблемы руководства. – 2-е изд. Испр./пер. с англ. – М.: философская книга, 2002 – 368с. 4. Механизмы харизмы, или искусство быть особенным http://personafactor.ru/index.php?id=3&article=33 5. Разоблачение харизмы известных лидеров http://bt-lady.com.ua/index.php?articleID=225 6. Харизматичность лидера http://becomerich.ru/mlm006.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|