Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация учения. Возрастной аспект.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АВТОР ЦЕЛЬ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЯ И ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ            
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ            
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ            
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ            
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ            

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1. История развития педагогической психологии как науки.

2. Методы педагогической психологии.

3. Категориальный и понятийный аппарат педагогической психологии.

4. Проблемы обучения и развития в педагогической психологии. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский о взаимосвязи обучения и развития.

5. Психологическая характеристика традиционного обучения.

6. Психологическая характеристика программированного обучения.

7. Психологическая характеристика проблемного обучения.

8. Психологическая характеристика развивающего обучения.

9. Психологическая характеристика личностно-ориентированного обучения.

10. Содержательные и структурные характеристики учебной деятельности в различных педагогических технологиях.

11. Организация взаимодействия участников педагогического процесса в различных педагогических технологиях.

12. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

13. Мотивация учения в различных педагогических технологиях. Возрастной аспект.

14. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.

15. Психология воспитания. Цели воспитания. Психологический механизм воспитательного воздействия.

16. Ошибки воспитания. Психические травмы детей в процессе воспитания.

17. Структура педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности.

18. Индивидуально-типологические особенности учителей. Понятие «педагогические способности».

19. Профессиональное развитие и деформации личности педагога.

20. Психология педагогической оценки и отметки. Мотивационный и возрастной аспекты.

21. Психологический анализ урока.

22. Формирование познавательной деятельности у школьников различных педагогических технологиях.

 

Психология. учебной деятельности (учения).

 

Мотивация учения. Возрастной аспект.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений, навыков или изменения старых.

Деятельность учащихся является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно-значимые.

Основные характеристики учебной деятельности:

ü УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение задач;

ü ее результат – изменения в самом ученике (психических свойств, поведения);

ü продукт УД непосредственно не пополняет общественного богатства;

ü характеризуется предметностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, обязательностью;

ü носит общественный характер (направлена на усвоение богатств культуры и науки, общественно оцениваемая, протекает в специальных общественных учреждениях).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная мотивация.

2. Учебные действия (практические и умственные), реализуемые с помощью учебных операций (способов осуществления действий).

3. Контроль и самоконтроль (сравнение фактического с намеченным). Контроль в начале осуществляется педагогом, а потом переходит в самоконтроль.

4. Оценка и самооценка. Внешнее оценивание также постепенно переходит в самооценку.

 

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

Учебная мотивация характеризуется целым рядом факторов, специфических для этой деятельности;

ü образовательной системой, образовательным учреждением,

ü организацией образовательного процесса,

ü субъективными особенностями учащихся (возраст, способности, самооценка…),

ü субъективными особенностями педагога,

ü спецификой учебного предмета.

Мотивация учения имеет иерархическое строение. А.К.Маркова включает в нее потребность в учении, смысл учения, мотивы учения, цели учения.

Мотивы учебной деятельности – факторы, обуславливающие проявление учебной

активности. Мотив побуждает к действию, удовлетворяющему потребности школьника. Учебная деятельность полимотивированна.

Классификации мотивов учения:

ü 1. ситуативные

2. личностные.

ü 1. внешние – по отношению к непосредственной цели учения: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ… Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;

2. внутренние – все, что побуждает человека к учению как к своей цели: познавательный интерес, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в новой информации…

Стержнем мотивации учения являются внутренние мотивы. Считается, что наибольшее влияние на успехи в учебе оказывает познавательный интерес в сочетании с высокой потребностью в достижениях.

Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности. Как мотив учения, интерес носит бескорыстный характер.

Предпосылки создания интереса к учению:

ü Понимание учащимися смысла учения;

ü Осознание важности изучаемого для собственной деятельности;

ü Возможность проявить самостоятельность и инициативность;

ü Преодоление трудностей в процессе деятельности (но, трудность должна быть посильна, преодолима);

ü Новизна материала (при опоре на имеющиеся знания);

ü Эмоциональная окраска преподнесения материала.

Отрицательное отношение к учению может быть связано как с субъективными

причинами (личностные особенности ребенка, условия семейного воспитания), так и объективными, связанными с деятельностью самого учителя. К последним можно отнести следующие факторы:

ü Учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, не связан с их опытом;

ü Приемы и методы работы не поощряют проявление активности и самостоятельности детей;

ü Стиль педагогической деятельности близок к авторитарному или попустительскому.

Мотивация учения характеризуется динамичностью. Иерархия мотивов, их

соотношение зависит от возраста учащихся.

Возрастные особенности мотивации учения.

ü Мотивация поступления в школу.

Мотивационная готовность – ведущий компонент психологической готовности ребенка к школе. Она включает в себя:

o психологическую потребность в знаниях,

o стремление к взрослости, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников,

o отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности,

o эмоциональную расположенность выполнять требования взрослых.

Мотивационная готовность определяет работоспособность ребенка, степень прилагаемых им усилий в процессе УД.

ü Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Ее особенностью является беспрекословное выполнение требований учителя. Большую роль играют получаемые школьниками отметки. При этом, учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных победителей УД. В то же время, мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».

Существенная особенность мотивации УД мл. школьников – невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближние и небольшие.

ü Мотивация учебной деятельности школьников средних классов.

У многих подростков – общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменение мотивов посещения школы: не потому, что хочется, а потому, что надо. Особенность мотивации – наличие «подростковых установок» - взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых. К ним относятся, например, осуждение тех, кто не дает списывать или подсказывать, «ботаников».

У подростков выражена потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценкам окружающих, ранимость, обидчивость, бурные реакции на слова и поступки.

ü Мотивация учебной деятельности старших школьников.

Изменения в мотивации связаны с профессиональным выбором – избирательный интерес к предметам. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего. Ведущий мотив – профессиональное самоопределение. Отметка в значительной степени утрачивает свою побудительную силу.

 

2. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.

Обучаемость – система свойств личности и деятельности школьника, которая характеризует его возможности в усвоении учебной программы (Н.А.Менчинская); «зона ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский); совокупность интеллектуальных и личностных качеств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (З.И.Калмыкова).

Обучаемость – общая характеристика психического развития, свойство личности.

Обучаемость характеризуют:

ü Психофизиологические процессы (выносливость, работоспособность, скорость реакции, темп и ритм деятельности);

ü Особенности интеллектуальной деятельности (сенсорные, перцептивные, мнемические процессы, скорость и гибкость мышления, саморегуляция внимания…);

ü Направленность личности (мотивация, оценки и идеалы…).

Показателями обучаемости являются:

ü темп продвижения в освоении знаний, формировании умений;

ü легкость освоения знаний;

ü гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;

ü прочность сохранения освоенного материала;

ü активность ориентировки в новых условиях;

ü инициативность и самостоятельность;

ü настойчивость в продвижении к поставленной цели, «помехоустойчивость»;

ü восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По характеристикам обучаемости можно выделить 4 типа учащихся:

1. положительные интеллектуальные свойства и положительное отношение к учению;

2. негативные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к учению;

3. положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к учению;

4. негативные интеллектуальные свойства и высокая мотивация.

Обучаемость – динамическая характеристика. Она может меняться с возрастом ребенка. В наибольшей степени изменениям подвержена мотивационная сфера. Для повышения обучаемости необходимо:

ü учет индивидуальных особенностей учащихся;

ü поэтапное формирование умственных действий (П.Я.Гальперин);

ü поощрение личной активности и самостоятельности детей;

ü вооружение учащихся способами деятельности;

ü формирование внутренней мотивации (создание интереса к учению - см. выше).

 

Обучаемость связана с успеваемостью.

Успеваемость – качественная характеристика результатов освоения учебной программы.

Причины неуспеваемости:

ü педагогические:

а) связанные с деятельностью учителя: отсутствие дифференцированного подхода, неумение стимулировать и использовать нужные для активации методы обучения…;

б) касающиеся родителей: недостаток заботы и любви;

в) вызванные поведением самих учеников: слабая мотивация, отсутствие усердия, пропуски занятий…

ü психологические: недостаточное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, плохая сформированность способов познавательной деятельности...

ü нейрофизиологические: слабость ВНД, ММД, нарушения слуха, зрения, речи…

Группы неуспевающих школьников:

1. Педагогически или социально запущенные дети. Проявления: недостаточная мотивация, интеллектуальная пассивность, недобросовестность, небрежность. Необходимы: забота и создание условий для работы, повышение статуса в классе, укрепление позиции школьника, поддержка.

2. Ослабленные дети. Быстро устают, теряют работоспособность и внимание. Нужно: щадящие условия, укрепление здоровья, поддержка.

3. Дети с несформированными умственными навыками, недостатками в развитии высших психических функций (недоразвитие речи, логики, ригидность, конкретность мышления…). Проявления: медлительность, слабость переключения (или, наоборот, поверхностность), несамостоятельность, небрежность. Нужна коррекция у специалиста, индивидуальный подход.

Причины неуспеваемости зачастую не распознаются вовремя. Учитель

применяет дисциплинарный подход, что приводит к закреплению мотивации избегания неудачи.

План коррекционной деятельности:

1. диагностика причин неуспеваемости,

2. определение типа обучаемости,

3. выявление позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности,

4. составление программы помощи ученику с привлечением родителей,

5. подбор индивидуальных заданий,

6. повышение уровня коммуникативной состоятельности ребенка,

7. нахождение компенсаторных возможностей школьника.

 

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...