Мотивация учения. Возрастной аспект.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1. История развития педагогической психологии как науки. 2. Методы педагогической психологии. 3. Категориальный и понятийный аппарат педагогической психологии. 4. Проблемы обучения и развития в педагогической психологии. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский о взаимосвязи обучения и развития. 5. Психологическая характеристика традиционного обучения. 6. Психологическая характеристика программированного обучения. 7. Психологическая характеристика проблемного обучения. 8. Психологическая характеристика развивающего обучения. 9. Психологическая характеристика личностно-ориентированного обучения. 10. Содержательные и структурные характеристики учебной деятельности в различных педагогических технологиях. 11. Организация взаимодействия участников педагогического процесса в различных педагогических технологиях. 12. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. 13. Мотивация учения в различных педагогических технологиях. Возрастной аспект. 14. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.
15. Психология воспитания. Цели воспитания. Психологический механизм воспитательного воздействия. 16. Ошибки воспитания. Психические травмы детей в процессе воспитания. 17. Структура педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. 18. Индивидуально-типологические особенности учителей. Понятие «педагогические способности». 19. Профессиональное развитие и деформации личности педагога. 20. Психология педагогической оценки и отметки. Мотивационный и возрастной аспекты. 21. Психологический анализ урока. 22. Формирование познавательной деятельности у школьников различных педагогических технологиях.
Психология. учебной деятельности (учения).
Мотивация учения. Возрастной аспект. Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений, навыков или изменения старых. Деятельность учащихся является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно-значимые. Основные характеристики учебной деятельности: ü УД специально направлена на овладение учебным материалом и решение задач; ü ее результат – изменения в самом ученике (психических свойств, поведения); ü продукт УД непосредственно не пополняет общественного богатства; ü характеризуется предметностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, обязательностью; ü носит общественный характер (направлена на усвоение богатств культуры и науки, общественно оцениваемая, протекает в специальных общественных учреждениях). Структура учебной деятельности: 1. Учебная мотивация. 2. Учебные действия (практические и умственные), реализуемые с помощью учебных операций (способов осуществления действий). 3. Контроль и самоконтроль (сравнение фактического с намеченным). Контроль в начале осуществляется педагогом, а потом переходит в самоконтроль.
4. Оценка и самооценка. Внешнее оценивание также постепенно переходит в самооценку.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Учебная мотивация характеризуется целым рядом факторов, специфических для этой деятельности; ü образовательной системой, образовательным учреждением, ü организацией образовательного процесса, ü субъективными особенностями учащихся (возраст, способности, самооценка…), ü субъективными особенностями педагога, ü спецификой учебного предмета. Мотивация учения имеет иерархическое строение. А.К.Маркова включает в нее потребность в учении, смысл учения, мотивы учения, цели учения. Мотивы учебной деятельности – факторы, обуславливающие проявление учебной активности. Мотив побуждает к действию, удовлетворяющему потребности школьника. Учебная деятельность полимотивированна. Классификации мотивов учения: ü 1. ситуативные 2. личностные. ü 1. внешние – по отношению к непосредственной цели учения: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ… Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей; 2. внутренние – все, что побуждает человека к учению как к своей цели: познавательный интерес, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в новой информации… Стержнем мотивации учения являются внутренние мотивы. Считается, что наибольшее влияние на успехи в учебе оказывает познавательный интерес в сочетании с высокой потребностью в достижениях. Интерес – эмоциональное переживание познавательной потребности. Как мотив учения, интерес носит бескорыстный характер. Предпосылки создания интереса к учению: ü Понимание учащимися смысла учения; ü Осознание важности изучаемого для собственной деятельности; ü Возможность проявить самостоятельность и инициативность; ü Преодоление трудностей в процессе деятельности (но, трудность должна быть посильна, преодолима); ü Новизна материала (при опоре на имеющиеся знания); ü Эмоциональная окраска преподнесения материала. Отрицательное отношение к учению может быть связано как с субъективными
причинами (личностные особенности ребенка, условия семейного воспитания), так и объективными, связанными с деятельностью самого учителя. К последним можно отнести следующие факторы: ü Учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, не связан с их опытом; ü Приемы и методы работы не поощряют проявление активности и самостоятельности детей; ü Стиль педагогической деятельности близок к авторитарному или попустительскому. Мотивация учения характеризуется динамичностью. Иерархия мотивов, их соотношение зависит от возраста учащихся. Возрастные особенности мотивации учения. ü Мотивация поступления в школу. Мотивационная готовность – ведущий компонент психологической готовности ребенка к школе. Она включает в себя: o психологическую потребность в знаниях, o стремление к взрослости, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников, o отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, o эмоциональную расположенность выполнять требования взрослых. Мотивационная готовность определяет работоспособность ребенка, степень прилагаемых им усилий в процессе УД. ü Мотивация учебной деятельности младших школьников. Ее особенностью является беспрекословное выполнение требований учителя. Большую роль играют получаемые школьниками отметки. При этом, учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных победителей УД. В то же время, мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым». Существенная особенность мотивации УД мл. школьников – невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближние и небольшие.
ü Мотивация учебной деятельности школьников средних классов. У многих подростков – общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменение мотивов посещения школы: не потому, что хочется, а потому, что надо. Особенность мотивации – наличие «подростковых установок» - взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых. К ним относятся, например, осуждение тех, кто не дает списывать или подсказывать, «ботаников». У подростков выражена потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценкам окружающих, ранимость, обидчивость, бурные реакции на слова и поступки. ü Мотивация учебной деятельности старших школьников. Изменения в мотивации связаны с профессиональным выбором – избирательный интерес к предметам. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего. Ведущий мотив – профессиональное самоопределение. Отметка в значительной степени утрачивает свою побудительную силу.
2. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости. Обучаемость – система свойств личности и деятельности школьника, которая характеризует его возможности в усвоении учебной программы (Н.А.Менчинская); «зона ближайшего развития ребенка» (Л.С.Выготский); совокупность интеллектуальных и личностных качеств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (З.И.Калмыкова). Обучаемость – общая характеристика психического развития, свойство личности. Обучаемость характеризуют: ü Психофизиологические процессы (выносливость, работоспособность, скорость реакции, темп и ритм деятельности); ü Особенности интеллектуальной деятельности (сенсорные, перцептивные, мнемические процессы, скорость и гибкость мышления, саморегуляция внимания…); ü Направленность личности (мотивация, оценки и идеалы…). Показателями обучаемости являются: ü темп продвижения в освоении знаний, формировании умений; ü легкость освоения знаний; ü гибкость в переключении на новые способы и приемы работы; ü прочность сохранения освоенного материала; ü активность ориентировки в новых условиях; ü инициативность и самостоятельность; ü настойчивость в продвижении к поставленной цели, «помехоустойчивость»; ü восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
По характеристикам обучаемости можно выделить 4 типа учащихся: 1. положительные интеллектуальные свойства и положительное отношение к учению; 2. негативные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к учению; 3. положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к учению; 4. негативные интеллектуальные свойства и высокая мотивация. Обучаемость – динамическая характеристика. Она может меняться с возрастом ребенка. В наибольшей степени изменениям подвержена мотивационная сфера. Для повышения обучаемости необходимо: ü учет индивидуальных особенностей учащихся; ü поэтапное формирование умственных действий (П.Я.Гальперин); ü поощрение личной активности и самостоятельности детей; ü вооружение учащихся способами деятельности; ü формирование внутренней мотивации (создание интереса к учению - см. выше).
Обучаемость связана с успеваемостью. Успеваемость – качественная характеристика результатов освоения учебной программы. Причины неуспеваемости: ü педагогические: а) связанные с деятельностью учителя: отсутствие дифференцированного подхода, неумение стимулировать и использовать нужные для активации методы обучения…; б) касающиеся родителей: недостаток заботы и любви; в) вызванные поведением самих учеников: слабая мотивация, отсутствие усердия, пропуски занятий… ü психологические: недостаточное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, плохая сформированность способов познавательной деятельности... ü нейрофизиологические: слабость ВНД, ММД, нарушения слуха, зрения, речи… Группы неуспевающих школьников: 1. Педагогически или социально запущенные дети. Проявления: недостаточная мотивация, интеллектуальная пассивность, недобросовестность, небрежность. Необходимы: забота и создание условий для работы, повышение статуса в классе, укрепление позиции школьника, поддержка. 2. Ослабленные дети. Быстро устают, теряют работоспособность и внимание. Нужно: щадящие условия, укрепление здоровья, поддержка. 3. Дети с несформированными умственными навыками, недостатками в развитии высших психических функций (недоразвитие речи, логики, ригидность, конкретность мышления…). Проявления: медлительность, слабость переключения (или, наоборот, поверхностность), несамостоятельность, небрежность. Нужна коррекция у специалиста, индивидуальный подход. Причины неуспеваемости зачастую не распознаются вовремя. Учитель применяет дисциплинарный подход, что приводит к закреплению мотивации избегания неудачи. План коррекционной деятельности: 1. диагностика причин неуспеваемости, 2. определение типа обучаемости, 3. выявление позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности, 4. составление программы помощи ученику с привлечением родителей, 5. подбор индивидуальных заданий, 6. повышение уровня коммуникативной состоятельности ребенка, 7. нахождение компенсаторных возможностей школьника.
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|