Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава. 1. Теоретические аспекты социальной работы с молодыми инвалидами




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Технологии социальной работы решения социальных проблем молодых инвалидов (по опыту МБУ ЦСО Октябрьского района г. Красноярска).»

 

Выполнила: студентка

6 курса, заочной формы обучения

Горбунова Елена Васильевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Корнилова Ольга Анатольевна

 

Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..
ГЛАВА.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ
………………………………………….
1.1. Теоретические аспекты проблем молодых инвалидов………………..

1.2. Проблемы молодых инвалидов в современном обществе……………

1.3Технологии социальной работы с молодыми инвалидами………………
2. ОПЫТ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В МБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ» Октябрьского района г. Красноярска ………………………………………………………………..

2.1.Характеристика МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Октябрьского района г. Красноярска
2.2. Опыт социальной работы с молодыми инвалидами.
2.3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами……………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………...………….…………...

Список использованных источников и литературы ………………….

Приложения ………………………………………………………………….

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующими объективными причинами.Технологии социальной работы с инвалидами существенно различаются по своему содержанию. Назовём наиболее важные, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе: технология социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной терапии, социальной диагностики и др.

- Во-первых, уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий инвалидов в настоящее время не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов улучшилось.
- Во-вторых, обострилась проблема инвалидности. Число страдающих различными заболеваниями в России достигло примерно 13 млн. человек.
- В-третьих, проблема актуализируется стремительным ростом молодых инвалидов. За последние 4 года количество молодых людей с ограниченными возможностями в РФ увеличилось на 127,5 %.[3] В связи с этим, назрела необходимость выработки стратегии государства по вопросам социальной адаптации данной категории, механизмов взаимодействия структур государственной власти, работающих с ними, поддержки молодёжных инициатив в области работы с молодёжью с ограничениями в здоровье.

Это означает, что инвалидность как социальное явление становится проблемой не одного человека, и даже не части населения, а всего общества в целом.

Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учёте того факта, что они значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они оказались самой малообеспеченной частью населения. Положение усугубляется не разработанностью правовой базы их социальной защиты и поддержки со стороны государства и негосударственных организаций. В то же время ранее действующие меры государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и молодых людей с ограниченными возможностями, утрачивают свою эффективность. Совокупность этих причин и обстоятельств обусловливает актуальность темы настоящего исследования.

Сложившаяся ситуация требует от государства осуществления определённых мер, направленных на устранение возникших проблем, на формирование единой модели социальной политики в целом для создания условий достойного существования своих граждан. И особого рассмотрения требует проблема, связанная с социальной защитой инвалидов, а особенно – молодых людей с инвалидностью. Хотя они и не выделяются как особый объект социальной работы и социальной политики ни в сфере занятости, ни образования, ни в молодежной политике в целом, ни даже в статистике.

Экономическая нестабильность в России усугубила положение молодых инвалидов. Для большинства из них для того, чтобы включиться в активную жизнь общества, приходится преодолевать множество физических и психологических барьеров, сталкиваться с той или иной формой дискриминации. "Доступный" транспорт не доступен для них либо из-за его отсутствия, либо из-за дороговизны, поэтому для многих молодых людей, испытывающих трудности при передвижении, часто просто трудно или невозможно выйти из дома.

Молодые инвалиды сталкиваются с барьерами, стоящими перед возможностью получить образование и работу. Наконец, из-за того, что организации инвалидов мало работают в интересах своих молодых членов, они мало вовлекаются в деятельность этих организаций, мало общаются со старшими и более опытными людьми, которые могут послужить для них ролевыми моделями или наставниками. В силу этих факторов молодые инвалиды страдают от изоляции, низкой самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им участвовать в социальной и экономической жизни общества.[7]

Изменение социального статуса молодого человека с наступлением инвалидности, влечёт за собой, прежде всего, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформацию ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.[5]
Всё это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с молодыми инвалидами.
В организации социальной работы с данной категорией необходимо учитывать всю специфику социального статуса инвалидов не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определённые региональные и другие особенности жизнедеятельности.[6]

Таким образом, социальная работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями имеет своей целью их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверями» и представить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

На сегодняшний день определение понятия «инвалидность», решительно отличается от того, что использовалось прежде. Длительное время при решении вопроса о том, является ли гражданин, проходящий освидетельствование во врачебно-экспертной комиссии, инвалидом использовался только один критерий – способность данного человека по состоянию здоровья к продолжению трудовой деятельности. Сейчас признаками инвалидности являются:

- Особое состояние человека, характеризующееся нарушением функций организма и имеющее устойчивый характер;

- Данное состояние вызвано хроническим заболеванием или необратимым анатомическим дефектом;

- Наличие у лица такого состояния должно быть удовлетворено в соответствующем порядке уполномоченными медицинскими органами;
- Результатом такого состояния обязательно выступает неспособность человека к труду по состоянию здоровья.[7]

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.[8]

Особенно остро в настоящее время проблема инвалидности ощущается в России. Если не предпринимать адекватных мер, то в ближайшие десятилетия количество инвалидов среди населения страны может увеличиться до опасных пределов. Наблюдается рост заболеваемости по всем классам болезней. По прогнозам Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, абсолютное число инвалидов в России в 2010 году достигнет 13,2 млн.человек, а доля инвалидов среди населения в 2015 году составит 10% при благоприятных условиях развития страны и 15% при неблагоприятных.[9]

К сожалению, исходя из данных государственной статистики, невозможно оценить, сколько молодых инвалидов в России. Но можно выделить, что в возрастах от 15 до 35 лет в России около 1 млн. инвалидов. Доля инвалидов растет от 2% в возрасте 15-19 лет до 3% в возрасте 30-34 года, большинство из них (2/3) – мужчины.

Структура инвалидности по группамтяжести не очень устойчива. Тем не менее, очевидно, что самая многочисленная – вторая группа (свыше 43%), а затем – третья (около 30%). С точки зрения проведения политики интеграции молодыхинвалидов в общество, большое значение имеет время наступления инвалидности. Одна четверть инвалидов в возрасте 20-24 года – инвалиды с детства, остальные – получили инвалидность после 18 лет.[10]

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Кроме того, социальная значимость темы обусловлена тем, что инвалидность здесь выступает как важнейшая социальная проблема, масштабность которой зависит от множества факторов и решать которую приходится каждому обществу. Поэтому создание совершенной системы социальной работы с инвалидами, способной удовлетворить потребности лиц с ограниченными возможностями должно стать новой вехой в развитии государственной социальной политики в отношении инвалидов ХХI века. Это позволит нашему обществу подняться на более высокую ступень цивилизации, ибо в его основу должны быть положены истинно гуманистические ценности, равенства возможностей, право полноценно участвовать во всех сферах общественной жизни.

Цельдипломной работы – рассмотреть формы и методы организации социальной работы с молодыми инвалидами на примере МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Октябрьского района г.Красноярска и предложить пути совершенствования этой работы.В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

- рассмотреть основные проблемы молодых инвалидов в контексте социальной работы;

- определить содержание основных методов и форм работы с молодыми инвалидами;

-раскрыть опыт социальной работы МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Октябрьского района г.Красноярска;

-разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами.

Объектом исследования дипломной работы являются лица с ограниченными возможностями 18-35 лет - молодые инвалиды.

Предмет исследования– формы и методы социальной работы с молодыми инвалидами и определение путей её совершенствования.

Методы исследования: анализ специальной литературы по данной проблематике; изучение и анализ нормативно-правовых источников; анализ документов

Степень научной разработанности темы. Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социальные факторы инвалидности: неблагоприятную окружающую среду, войны, рост алкоголизма, профессионального травматизма, проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения направил внимание учёных на рассмотрение его экономических, правовых, социальных аспектов. В настоящее время в России ведётся серьёзная работа по исследованию и определению путей совершенствования социальной защиты инвалидов. В этой работе участвуют юристы, философы, социологи и представители других наук. Среди них можно выделить А.С. Бухтерёву, В.И. Дубинского, Р. Гусейнова, М. Дмитриева, М. Делягина, А. Зубкова, Е.А. Легенчук, Д.В. Легенчук, Н.И. Мороз, П.Д. Павленка, В.Г. Попова, Н.А. Чистякову.

Активно развиваются исследования теории и технологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям В. Альперович, С.А. Беличевой, Н.И. Вшанова, Л.К. Грачева, СИ. Григорьева, В.В. Колкова, О.С. Лебединской, П.Д. Павленка, А.С. Сорвиной, Ю.Б. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.П. Щукиной и многих других.
Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие учёные как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Эльштейн.

Значительное место занимают труды, посвященные специфике оказания социальной помощи лицам с ограниченными возможностями, технологиям социальной работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями.

Кроме того, за последние годы появился целый ряд публикаций, в которых рассматривается практика и модели работы различных нестационарных учреждений для молодых людей с ограниченными возможностями, а также публикации, освещающие опыт негосударственного сектора социально-профессиональной реабилитации, в деятельности которого нередко апробируются и развиваются инновационные технологии социальной помощи лицам с ограниченными возможностями. Среди них можно выделить Е.В. Абакулова, Т.В. Баранова, В. Гришин, О. Ковалёва, О. Кондратьева, М. Лебедева, А.В. Ломакин-Румянцев, Е.П. Родичева, Л.Н. Сидорова, Е.Н. Храмченко, Е.А. Шевченко

Постепенный переход к утверждению социальной модели инвалидности был связан с освоением зарубежного опыта социальной поддержки молодых людей с ограниченными возможностями и реализации различных технологий социальной деятельности. К числу первых публикаций, рассматривавших социальную работу как особый вид профессиональной деятельности и как специфическую отрасль социально-реабилитационной практики в отношении молодых людей с ограниченными возможностями, относятся работы Т.Е.Большовой, Л.Г. Гусляковой, Н.Ф. Дементьевой, Е.Н.Ким, А.В. Мартыненко, А.И. Осадчей, Е.А. Сигиды, Е.Р.Смирновой, Е.И. Холостовой, Л.П. Храпылиной и др.

Однако обзор имеющейся литературы выявил противоречия: проблемы молодых инвалидов в нашей стране изучены пока недостаточно: нет материалов, характеризующих специфические нужды молодых людей с ограниченными возможностями, их адаптацию и способы выживания в условиях рыночной экономики. Вместе с тем, данные социологических исследований последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении социально-экономического положения молодых инвалидов в трансформирующемся российском обществе.

Информационной базойпослужили официальные документы, правовые акты, литература, основанная на изучении данной темы, отчётные и статистические материалы МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Октябрьского района г. Красноярска

Теоретическая значимостьработы состоит в том что, полученные в результате проведённого исследования, выводы найдут своё применение в процессе разработки ряда проблем социальной работы, технологии социальной работы с молодыми инвалидами, а также будут полезны работникам сферы социального управления, в том числе по социальной защите населения.

Практическая значимостьработы заключается в том, что описанный опыт работы учреждения социальной защиты инвалидов будет способствовать эффективности решения проблем молодых инвалидов и может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

Структурадипломной работы определяется задачами исследования и включает в себя: введение, две главы: «Теоретические аспекты социальной работы с молодыми инвалидами», «Опыт и пути совершенствования социальной работы с молодыми инвалидами в МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Октябрьского района г. Красноярска которая состоит из двух частей, пяти подразделов; заключение,список используемой литературы (53источника), приложения5штук, количество страниц 75.

 

Глава.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ

 

1.1. Молодые инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность — это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.[11]
В России сегодня 13 миллио­нов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязан­ности, как и другие граждане.[12]

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходи­мость его социальной защиты.[13]

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирую­щими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюромедикосоциальной экспертизы, состояние окружающей среды(экология),производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные проис­шествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные при­чины.В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие.

Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д.

Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.[14]
Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микро социальной. средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкогопользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересовнетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятиепроблемы инвалидности обществом.

Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано,

прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматическойпатологии и с пониженной двигательной активностью.

Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоциональноволевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.[15]Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности.

В этом смысле необходимоотказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателяздоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества. Производственноэкономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения ирынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей вреабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество. Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), котораявыполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитиюреабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного пониманияинвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмыкомпенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидовзаключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлениюспособностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем егофизическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, какпроцесса и системы, является предоставление человеку с анатомическимидефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.[16]Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно – молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.
Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, – это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.[17]

Более низкие доходы молодых инвалидов – прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населенияпопроблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидамиустойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодыхинвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидовзначительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака – огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.
Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько развероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.
Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России – это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:
- Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.
- Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учётом его микро социальной среды-семьи.

-Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.
Значительная(свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:
-максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые­ качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
-содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной­ средой;
-проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных­ явлений;
-способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов,­ обязанностях и возможностях социальных служб;
-обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной­ политики.[18]

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Известно, что отношение к инвалидам является определенным критерием оценки цивилизованности общества.

Инвалидность считается одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г., № 181-ФЗ) и утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы» (29 декабря 2005 г., № 838). [5]

 

1.2. Проблемы молодых инвалидов в современном обществе.

Проблема адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами. Структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов можно условно разделить на две группы: общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными, из «особых» потребностей инвалидов, являются следующие:

Социально-бытовые проблемы
Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Среди социально - бытовых проблем выделяют:

- Ограничение функций самообслуживания:
- способность самостоятельно одеваться;
- принимать пищу;
- соблюдать личную гигиену;
- самостоятельно передвигаться;
- самостоятельно садиться или вставать.
- Ограничение осуществления социальной роли, которая был до наступления инвалидности:
- ограничение социальной роли в семье;

- ограничение социальных контактов;
- ограничение или невозможность трудиться.
Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы:
– общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и
- особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:
- в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
- в передвижении;
- в общении;
- в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
- в возможности получать знания; - в трудоустройстве;
- в комфортных бытовых условиях;
- в социально-психологической адаптации;
- в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
-. Психологические проблемы.
Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети инвалидов характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида.

Немаловажным элементом психологического самочувствия лиц с ограниченными возможностями является их само восприятие. Только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считает себя пассивными. Каждый шестой признает себя малообщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными.
В настоящее время процесс социально-психологической адаптации инвалидов затруднён, поскольку:
- удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);
- самооценка также имеет отрицательную динамику;
- существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими; - эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа,где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП).
-Проблемы получения образования.
В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. [24]
Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью. В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании", инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. Системе дополнительного образования (далее - ДО) отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам поте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...