Анализ развития идеи в истории Казахстана
Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона [21,56]. Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников [13,122]. Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам. [13, 252]. В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка, лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду. [37,98]. Участие детей в пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном, шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда. [37, 158].
Народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесно связано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся. [13,169]. Большое значение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени Ибн Сина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя: 1) умственное воспитание; 2) физическое оздоровление; 3) эстетическое воспитание; 4) нравственное воспитание; 5) обучение ремеслу [13, 254]. Трудовое воспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу [13,255]. Продолжателем этой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самых ценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считал проводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовой деятельности. Во второй половине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихся проводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного труда и рукоделия, а также на пришкольных участках [31, 258]. Профессионально-техническое образование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлого века. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства и ручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно было прогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй план общеобразовательные задачи школ [31, 259]. С 1983 года в школе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с 1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа в неделю [31,259].
«Учащиеся, – писал в своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь к труду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, а также приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что уроки по ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки в обращении с различными инструментами и приемами работы [31,260]. В этот период особое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви к труду. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана существовало несколько сельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебный план входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, а также практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских и дежурство в различных отраслях хозяйства [31, 261]. Министерство народного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г. начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низших общеобразовательных школах [13,97]. В инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек [13, 118]. Ручной труд в этот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своему желанию [13,120]. Например, учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудом оказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитию учащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все внимание его направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной труд приучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитывает их самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание, настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организма и бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей» [13,121]. Заведующей Иркутского двухклассного русско-казахского училища А. Афанасьев отмечал, что «занятия ручным трудом производят на учеников благодетельное влияние: развивают в них любовь к труду, отвлекают их от праздности и в то же время дают отдых от умственных работ, развивают вкус к изящному, изощряют глазомер, ловкость рук способствуют физическому развитию учащихся.
Кроме того, ручной труд дает учащимся и ту пользу, что изучив те или иные другие приемы работы, они могут продолжать совершенствоваться в этом направлении и самостоятельно по выходе из училища применять свои знания в жизни» [13,124]. Несмотря на существенные недостатки (отсутствие единых программ, недостаток опытных преподавателей, неудовлетворительная материальная база) преподавание различных ремесел в школах имел положительное значение. Оно способствовало развитию идеи соединения обучения с производительным трудом, который способствует привитию у учащихся трудовых навыков и воспитывает трудолюбие. Но вместе с этим в школах Казахстана того времени имело место увлечение легкоремесленничеством и многоремесленничеством, что отрицательно отражалось на постановке учебно-познавательной работы: «ремесленный класс должен быть организован не для обучения детей мастером или подмастерьем, а с целью педагогических, приучение их к ручному труду» [37,264]. Марксистко-ленинское учение о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием стало фундаментом строительства советской школы. В решениях съездов Коммунистической партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР неоднократно и настойчиво подчеркивалась необходимость совершенствования трудового воспитания и политехнического образования учащихся, включение их в общественно полезный труд. [13,84] На протяжении всей истории советской общеобразовательной школы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание вопросам трудового обучения и воспитания школьников. Принципы политехнизма и соединения обучения с производительным трудом расцениваются как основополагающие, несмотря на разногласия и дискуссии, имеющие место среди работников народного образования. [13,86]
Так в 20х годах значительная часть учителей настаивала на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметной системой обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам группировались вокруг трудовых знаний учащихся. Это мешало как получению систематизированных знаний но и основам наук, так и формированию трудовых умений и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовала трудовому воспитанию. [13,95] Н.К. Крупская в этот период энергично боролась за осуществление задач политехнического и трудового обучения. Об этом свидетельствуют ее работы: В отдел ЦК ВКП (б) и М.П. Малышеву «Проект докладной записки в УК ВКП (б) о политехническом обучении», статья «О политехническом образовании» и др. [37,47] 5 сентября 1931 года ЦК ВКП (б) опубликовал постановление «О начальной и средней школе», 25 августа 1932 года – постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике. [13,72]. Предметное преподавание основ наук было восстановлено. Как самостоятельный предмет в учебный план было включено трудовое обучение. Но обеспечить школу учителем трудового воспитания и создать материальную базу предмета не удалось. Поэтому в 1937 году трудовое обучение как отдельный предмет ликвидировали. [13,104] Проанализировав историю введения ручного производительного труда в школах Казахстана, можно сделать вывод, что труд в системе воспитания понимали как овладение какими-либо узкоспециализированными знаниями или сельское хозяйство, или ремесло. И только некоторые педагоги понимали полезность развития идеи соединения обучения с производительным трудом, считая труд ребенка необходимым условием для всестороннего развития его личности, в формирование положительных качеств. Но недостаточная материальная база и квалифицированные кадры не позволяли развить идею о трудовом предмете, как самостоятельной дисциплине. Трудовое обучение и воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|