Виды контроля и его организация в коммерческих банках.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль. Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений. Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами. Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами. Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка.
Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций.
Внутренний контроль осуществляется по следующим направлениям: проведение обзоров на высшем уровне; осуществление необходимых мер контроля за деятельностью отделов и подразделений; контроль за сохранностью материальных активов; проверку соблюдения лимитов подверженности рискам и последующий контроль в случае их несоблюдения; систему разграничения полномочий и принятия решений, а также сверку и согласование. Для эффективной системы внутреннего контроля требуются всесторонние данные по внутренней финансовой отчётности, операционной деятельности и соблюдению установленных требований, а также внешняя информация рыночного характера о событиях и условиях, имеющих значение для принятия решений. Информация должна быть достоверной, своевременной, доступной и поступать в совместимом формате.
Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах: · Открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур; · Осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией; · Разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом; · Проверка каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур; · Осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка. Действующая система внутри банковского контроля включает текущий, последующий контроль в банках и организацию внутреннего аудита. Текущий банковский контроль осуществляется в процессе ежедневного проведения банковских операций на каждом из участков организации работы учетно-операционного аппарата.
За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. Последующий контроль, целью которого является систематическая проверка всех направлений учетно-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля: · проверка постановки учета и документооборота; · подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей · проверка законности и правильности оформления выполненных операций. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. В порядке последующего контроля проводится ревизия. Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков предотвращению их появления в дальнейшем. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Основные задачи внутреннего аудита: · проверку выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России; · принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка; · выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности; · проверку сохранности активов банка; · проверку правильности отражения операций банка в учете; · контроль за состоянием отчетности, позволяющей получать, необходимую информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках; · эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|