Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов.




НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1. Музыкальный фольклор. Его основные особенности.

Фольклор – народная мудрость (англ.). Система передачи общественного человеческого опыта и эстетических ценностей дописьменного периода в особой художественной форме. Устное бытование и бесписьменная (устная) передача из поколения в поколение, и как следствие этого - вариантность и импровизационность исполнения. Коллективное творчество. Проверка временем. Общие черты восточнославянского фольклора и отличие друг от друга локальных традиций. Восточные славяне, их деление на 4 народности: белорусы, украинцы (малороссы), южнорусская народность и севернорусская народность. Их отличие друг от друга (различие географического положения, истории, диалектов, типов жилища, костюмов, жанровых систем). Половозрастная циклизация (прикреплённость) музыкального фольклора.

Тема 2. Классификация музыкального фольклора.

Жанр (франц.) – род, вид музыкального фольклора. Определение жанра по назначению (функции) и строению (структуре) произведения: кто, для чего и как (инструмент, манера интонирования) его исполнял. Деление всех вокальных и инструментальных жанров на 2 группы: приуроченные (прикреплённые) и неприуроченные.

Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр.) могут быть:

А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонноприуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются.

Б) приуроченными к жизни человека (к обрядам «перехода», этапам жизни, например, детские): свадебные песни всех разновидностей, родинные, крестинные; рекрутские, свадебные и похоронные причитания.

В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т.д.), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши.

Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады).

Тема 3. Календарные обряды восточных славян и их музыка.

Праздники и праздничные циклы с закреплённой календарной датой (по солнечному калндарю, например, Рождество Христово, Покров, Благовещение, Иванов день) и с незакреплённой датой (по лунному календарю: Пасха, Троица, масленица, Вознесение). Сочетание в календарных и семейных обрядах языческих и христианских представлений.

Культ предков, солнца, огня, воды, обрядовая пища и атрибуты. Наличие обрядов «перехода» в календарном и семейном цикле, их связь. Продуцирующий характер календарных обрядов, обрядовый смех и эротизм.

Календарные обрядовые песни (яркое, зычное исполнение) как язык общения с природой и духами предков.

Святочный период (Святки) – от Рождества Христова (7 января) – через Васильев вечер (Новый год) 14 января – до Крещенья (19 января).

Рождественский сочельник – приготовление кутьи, пение мальчиками тропаря «Рождество Твое» при обходе домов вечером со звездой, и пение колядок рождественского содержания. Васильев вечер (Щедрый вечер) – пение колядок (на севере - «Виноградий», на юге – Щедровок бытового содержания. Праздничные собрания молодёжи (съезжие праздники) с пением песен, играми, танцами, народным театром (сценки с «умиранием»), ряжение, обрядовые бесчинства молодёжи как изображение разгула нечистой силы. Гадания и их виды. В том числе – с подблюдными песнями. Очищающие обряды на Крещение. Мясоед (от святок до масленицы) – время свадеб, молодёжных гуляний.

Масленица – граница между зимой и весной (неделя перед Великим постом, заканчивается за 7 недель до Пасхи) – уличные гуляния (катание на санях и санках, качелях, каруселях «чтобы лён долгий уродился»), разжигание костров («теплин»), кулачные бои, родственные застолья («братчины»), печение блинов, посещение могил, игры на воздухе, ряжение, культ молодожёнов, пение закличек и обрядовых песен, а также приуроченной лирики. Прощёное воскресенье: утро – прощение друг друга, сбор «горючего» материала для общего костра, в сумерках – зажжение костра, сжигание чучела, пение закличек и песен «с картинками» и протяжных «прощального» содержания. Игры, хороводы вокруг костра.

Великий пост – 7 недель, запрет пения песен, игры на музыкальных инструментах. Конец марта – Сороки (сорок мучеников) и день Алексея, человека Божья («с гор вода») – выпекание обрядового печенья в форме птичек (жаворонков, грачей) и пение весенних закличек, которые за песни не считались. Средокрестье – середина Великого поста – печение крестов, их выпрашивание детьми под окнами (с пением средокрестных песенок, типа колядок), гадание на крестах (запекание разных предметов). Вербное воскресенье – пение закличек и приговоров «Верба хлёст» при хлестании с целью оздоровления, очищения. Употребление шишек вербы в качестве лекарства для людей и животных.

Пасха – пограничный период между ранней и поздней весной, пение христославных (волочёбных) песен типа колядок под окнами домов в течение недели. Пение тропаря «Христос воскресе» на улицах по 3 раза до Вознесения (и на могилах на Радуницу). Катание яиц, игра на колоколах, вождение хороводов с понедельника. Окликание молодожёнов в Фомино воскресенье (1-е после Пасхи) всеми возрастными группами с пением обрядовых вьюнишных песен с целью утверждения молодой семьи в новом социальном статусе.

Егорьев день (Юрий, Георгий -6 мая) – покровитель домашних животных, озимых посевов и влюблённых. Праздник пастухов, первого выгона скота. Ритуальный обход стада пастухом. Обряды со скотом в каждом доме. Общее застолье (всем миром на поле), катание, валяние друг друга по полю, росе. Пение обрядовых егорьевских песен (в Поволжье и на западе России) во время и после обхода полей (под окнами домов) ночью, а также «благодарственных» или «плохих» отпевов хозяевам по результату подаяния. Общее застолье или делёж полученного, покупка большой свечи в церкви.

Троицкий цикл – граница между весной и летом. В юго-западных областях России начинается в Вознесенья (40 день после Пасхи). Символика перехода через обряд «похорон» или «проводов» стрелы (сулы) – молнии, как символа весны. Ходьба линиями (рядами) вдоль улиц с букетами веток и цветов и пением обрядовых хороводных песен с гуканиями. В других южных областях в это время кстили (крестили), выдавали замуж и хоронили (провожали) кукушку, русалку из соломы или веток, сопровождая обрядово-игровые действия песнями, часто украшенными гуканиями.

Собственно сам троицкий цикл («зелёные святки») начинается с обрядов в семик (седьмой четверг после Пасхи, перед Троицей). Украшение девушками берёзки, целование через венки (кольца), – кумление (временный обмен крестами, платками), гадание на венках, брошенных в воду. Обрядовая пища – яишница и выпечка. Главный обрядовый атрибут цикла – зелень (ветки, цветы, трава). Ими украшали церковь, дома, улицы, себя. Вождение хороводов всю троицкую неделю – как обрядовый акт. В заговенье (следующее воскресенье после Троицы, перед петровским постом) – завершали обряды («раскумливались»), заканчивали водить хороводы, больше не «гукали». На западе - «русальная» («гряная») неделя, отсюда – русальные песни, сопровождающие обряд проводов русалки.

Иванов день – 7 июля, самый длинный день. Разжигание костров, обливание водой, купание в росе и водоёмах, сбор лекарственных трав, свободное общение полов. «Иванские» и «купальские» песни на западе России.

Жатвенный период – «жниво» (граница между летом и осенью) – с начала уборки озимой ржи (зажинки). Начало и конец жатвы – работа молча, жертвоприношение полевым хозяевам. Первый сноп – под иконы, зёрна на засев и лечение. Последний сноп (дожинки) – под иконы, изготовление «бороды Илье», жертвоприношение. Застолье с блюдами из нового урожая в каждой семье. Жнивные песни, помощь отстающим (помочи) всем миром. Заключительное общее застолье в складчину (мирщина) с варкой пива. Домолот – мужской праздник после окончания всех сельскохозяйственных работ (сушки, обмолота зерна).

Рождество Богородицы 21 сентября – совместная уборка домов женщинами и застолья («бабьи брыки») с бесчинствами, ряжением. Покров 14 октября – рубеж между осенью и зимой.

1. Начало осенне-зимних традиционных собраний молодёжи (будничных, с работой – поседок, бесед в одной деревне; и праздничных («съезжих праздников») без работы – съездок, свозок, сбитней). Их насыщенность вокальными и инструментальными музыкальными неприуроченными жанрами, хореографическими формами (пляски, танцы, кадрили).

Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...