Ход классного часа. 1. Вступительная часть.
Тема классного часа: ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ Цели: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма. Оборудование: 1) 16 открыток двух видов; 2) мишень и дротики; 3) чистые листы бумаги и карандаши; 4) 2 машинки на веревочках; 5) 20 предметов; 6) 2 одинаковых экземпляра шифрограммы; 7) 12 карточек с цифрами; 8) две одинаковые газеты; 9) письмо с пропусками; 10) удостоверения 1-й и 2-й степеней о годности к строевой службе. Ход классного часа. 1. Вступительная часть. 1-й ведущий. Становление государства и его развитие связано с тесным его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Это связано с защитой своих границ или походами на соседние территории, что, в свою очередь, требует наличия армии и флота. Так было и с Россией. Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь испытывает период феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпора татаро-монгольским ордам и на долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться. В это же время новгородским князьям приходится отражать нашествие немецко-шведской агрессии с северо-запада, проявляется военный талант Александра Невского. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства.
В результате Русь становится одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии. 2-й ведущий. Регулярная армия начинает складываться при Иване IV. Это проявляется в военных реформах Ивана IV, что выразилось в отмене местничеств на время походов, был определён единый порядок прохождения воинской службы, появляются полки нового строя (стрелецкие). До XVII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью военного оружия. В этих войнах России частично удалось решить эти проблемы, хотя и были ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени). 1-й ведущий. До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы были направлены на превращение России в великую державу, на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирается из крестьян и других сословий, офицерский корпус -из дворян. Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров составляются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года - ведётся подготовка через гардемаринскую школу.
Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия ведёт со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, так как было потеряно большое количество армии, артиллерии. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). (Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755-1762 годов, Русско-турецкая война 1768-1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова. 2-й ведущий. XIX век также вписал ряд ярких, а также и горьких страниц в военную историю страны. В начале XIX века русская армия участвует в войнах против Франции. Яркими страницами военной истории этого периода являются Отечественная война 1812 года и Крымская война 1853-1856 годов. Правда, если первая доказала силу русского оружия, то вторая окончилась для России неудачно, так как была проиграна, несмотря на усилия офицеров и народа. Яркими страницами этих войн стали Бородинское сражение, Синопский бой и оборона Севастополя. (М. Ю. Лермонтов «Бородино».) Во второй половине XIX века в российской армии была проведена военная реформа, в результате которой были отменены военные поселения, сокращён срок военной службы для окончивших высшие учебные заведения, появляются железнодорожные войска, реорганизованы военные министерства и штабы. Это позволило создать боеспособную армию, в мирное время небольшую по численности, но с хорошо обученным резервом на случай войны, что сказалось на Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, когда русские войска поддержали восстания балканских народов против Турции, которая вынуждена была признать ряд территориальных потерь.
Фоном звучит вальс «На сопках Маньчжурии» (музыка И. Шатрова, обработка Ю. С.чонова, слова А. Машистова). 1-й ведущий. На рубеже XIX-XX веков Россия пыталась проводить мирную политику в Европе, что вылилось в созыв международных конференций по разоружению. Это давало некоторую свободу в более агрессивной внешней политике на Дальнем Востоке, где происходит столкновение России и Японии из-за Маньчжурии. Это, в свою очередь, вылилось в Русско-японскую войну 1904-1905 годов, которая для России была неудачной, так как был потерян почти весь Тихоокеанский флот, из-за пассивности командования терпели поражения сухопутные войска. И следствием этой войны стали территориальные потери России на Дальнем Востоке (Южные Курилы и Южный Сахалин, отошедшие к Японии). Звучит песня «Варяг» (слова Р. Грейца, перевод Е. Студениской, музыка народная). Далее фоном звучит марш «Прощание славянки». В ходе Первой мировой войны в России произошел ряд изменений. В первую очередь это касалось структуры армии (в офицерский корпус входят представители других сословий, а не только дворяне). Первая мировая война приводит к краху Российской империи, следствием этого стали две революции в 1917 году и Гражданская война, которая привела к становлению Советской власти и созданию Красной Армии (23 февраля 1918 года). Гражданская война расколола русское общество на два противоположных лагеря: белое и красное движение. {Песня М. Звездинского «Сотник смелый», затем учащиеся исполняют песню «Там, в дали за рекой», обработка А. Александрова, слова Н. Кооля.) Становление Советской власти и тоталитарного режима сказалось и на армии, что выразилось в репрессиях 20-50 годов XX века, когда был уничтожен почти весь командный состав армии, это выразилось в неудачах советской армии в начале Великой Отечественной войны.
2-й ведущий. Рубеж 30-40 годов XX века ознаменовался рядом военных конфликтов СССР с соседними государствами (с Японией 1938-1939 годов, с Финляндией 1939-1940 годов). Но крупнейшей войной этого периода стала Вторая мировая война (1 сентября 1939 года - 2 сентября 1945 года) и Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года). Песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). В годы Великой Отечественной войны советский народ проявил мужество и героизм. Несмотря на трагическое начало в 1941 году, к концу года советские войска смогли остановить немецко-фашистские войска под Москвой. Кроме того, в начале Великой Отечественной войны пограничники, встретившие оккупантов, проявили героизм и помогли сорвать идею «блицкрига». Основными событиями Великой Отечественной войны стали: бои под Москвой и за Кавказ, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы, форсирование Днепра, бои за освобождение западных территорий СССР. В 1944-1945 годах советские войска освободили Восточную Европу. Звучит песня «Землянка» (музыка К. Листова, слова А. Суркова). Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня». Большую роль в Великой Отечественной войне сыграло партизанское движение, которое проводило подрывные операции в тылу фашистских войск. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем и заканчивается Великая Отечественная война. Вторая мировая война продолжается войной с Японией, которая закончилась 2 сентября 1945 года подписанием капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». В этой войне также участвует и СССР. 1-й ведущий. Эта война принесла большие потери, как для СССР, так и для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек. За годы войны погибло около 1млн офицеров, 4 млн. партизан; было разрушено более 1700 городов, 70 тыс. сёл и деревень, большое количество предприятий, колхозов и совхозов. Прямой материальный ущерб в ценах 1941 года составил 679 млн. рублей. Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева). В дальнейшем советские войска участвуют в региональных конфликтах, которые были вызваны «холодной войной». Крупнейшими такими конфликтами были Корейская война 1950-1953 годов, Карибский кризис 1961 года, Афганская война 1979-1989 годов. В настоящее время российские войска входят в состав миротворческих сил ООН в бывшей Югославии, Грузии, Средней Азии. Военно-спортивная игра. Всем находящимся в зале мальчикам раздаются «Повестки» (2 вида открыток одинакового количества). Производится «призыв» по двум отрядам. Далее проводятся конкурсы, в жюри выбираются девочки.
Построение: построиться по росту, кто быстрее. Назначение на должность: даются два одинаковых списка должностей двум отрядам - командир, стрелок, летчик, водитель, разведчик, связист, политрук, сапер. Необходимо выбрать на каждую должность по человеку, если много участников, то по два человека. Конкурс стрелков. Стрельба по мишени дротиками, на точность попадания. Конкурс летчиков (на дальность полета). Предлагается сделать из бумаги самолетик и одновременно запустить. Конкурс водителей (на быстроту достижения цели). Предлагаются две машинки на веревочках, необходимо одновременно начать заматывать веревку. Конкурс разведчиков. Под бумагой закрыты 20 предметов, открываются на одну минуту, потом участники должны вспомнить и записать максимальное количество увиденных предметов, которые они запомнили. Конкурс связистов (на быстроту расшифровки). Предлагается зашифрованная радиограмма (приказ о наступлении, две русские фразы, русские буквы пополам с английскими). Конкурс саперов (на точность угадывания). На пол кладется 12 пронумерованных карточек, с обратной стороны на 5 из них строят крестики - это мины, остальные - чистые. По очереди называются 5 вариантов (цифр), где, возможно, положены мины. Подведение итогов. По результатам игры определяют, кто готов к призыву. Во время подведения итогов проводится шуточная игра «Письмо домой». Пришло письмо из армии, но вам не хватает несколько слов - прилагательных. Но до этого нужно попросить, чтобы наобум назвали 15 любых необычных прилагательных. Они записываются по порядку и читаются по ходу чтения письма. Подводятся итоги, вручает награды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|