Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Структура государственного аппарата Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, · из чего складывается государственный аппарат, · какова субординация его составных частей, · каковы принципы его организации и функционирования. Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами («блоками») органов: - органы законодательной власти; - органы исполнительной власти (органы государственного управления) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную работу по государственному управлению; - органы судебной власти (федеральные суды). Органы законодательной власти. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы законодательной власти подразделяются на: ВЫСШИЕ и МЕСТНЫЕ. К высшим органам законодательной власти относятся ПАРЛАМЕНТЫ. Одной из важнейших их функций является принятие законов. Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он являйся «единственным законодательным органом государства». Система органов ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти (органы государственного управления). Эти органы осуществляют в различных формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов государственного управления.
Распорядительная деятельность, органов государственного управления выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений), выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов. Система судебных органов занимает важное место в системе государственного аппарата, основной социальной функцией которых является осуществления ПРАВОСУДИЯ. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Система органов прокуратуры. Прокуратура играет значительную роль в государственном механизме. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов: органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата. Под принципами организации и деятельности ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Принципы раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи Государственный аппарат должен строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование всего механизма государства. государственного аппарата. В современных условиях к ним относятся:
1. Принцип демократизма в организации и деятельности государственных органов, позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры традиций, обычаев. Напр., принцип демократизма в общей форме закреплен в частях первой и второй ст. 3 Конституции РФ. 2. Принцип разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственные механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц (часть I ст. 11 Конституции РФ). 3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата обеспечивает его доступность для населения (часть 4 ст. 29 Конституции РФ). 4. Принцип законности обеспечивает деятельность всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными движениями и организациями (ч.2 ст. 15 Конституции РФ). Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законностей. 5. Принцип высокого профессионализма и компетенции должностных лиц гос-ных органов, предполагает их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны. Профессиональный принцип в государственном управлении ОЗНАЧАЕТ прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. 6. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.
4. Понятие и признаки органа государственной власти.
Государственный орган: понятие, классификация. Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.
Признаки органа государства. 1. Главный признак органов государства (то, что отличает его от иных структур) - наличие у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия означают, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т. е. управлять. Государственно-властные полномочия органа выражаются в том, что: - он издает обязательные веления, властные предписания, обязательные для адресата. Эти предписания могут носить общий характер или касаться одного конкретного лица, но в любом случае предписания обязательны. - он имеет право контролировать исполнение этих велений. По этому параметру мы и отличаем орган государства от иных государственных структур. 2. Орган государства образуется в установленном законом порядке (Существуют два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства: разрешительный и регистрационный (явочный). Регистрационный порядок в РФ применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства, о государственный органы обязаны только зарегистрировать вновь созданное объединение. Разрешительный порядок применяется в отношении государственных органов и означает, что государственный орган может быть создан лишь на основе предварительного решения вышестоящего органа. Причем заранее должны быть изданы правовые акты, оговаривающие структуру и компетенцию органа государства). Этот признак очень важен, т. к. при его нарушении созданное формирование не может считаться органом государства. Речь идет о процедуре создания органа государства. 3. Орган государства наделяется компетенцией. Компетенция - круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует. Компетенцией государственный орган наделяется в процессе его образования и она определяется таким образом, чтобы все вопросы государственной деятельности были распределены между органами государства.
4. Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе). 5. Орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством, состоит из отделов и т. д. Орган государства состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции. 6. Орган государства обладает собственной материальной базой, т. е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий. Органы государства, равно как и их служащие, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, что должно исключить возможность давления на них при принятии властных решений. 7. В деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства. Виды органов государства Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: - по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы); - в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контроля и надзора. Среди распорядительно-исполнительных органов: а) органы социально-культурной сферы, б) органы экономики, в) правоохранительные органы. - в зависимости от способов формирования выделяют: а) первичные органы, б) производные органы. Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный). - в зависимости от сферы деятельности: а) высшие органы, б) центральные органы, в) местные органы. - в соответствии с федеральным устройством государства: а) федеральные (центральные), б) органы субъектов федерации. Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:
- единоначальные (решения принимаются властью одного человека, руководителя органа, например, прокуратура, Президент); - коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума). Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий: - представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края); - исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.); - судебные органы - осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции - Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами); - органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор - более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция - орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое - Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.); - органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава ад-министрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д. Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти). Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками: - Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные); - Органы местного самоуправления; - Органы надзора. Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского края - органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей. Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления. Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями 5. Понятие и признаки органа местного самоуправления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|