История понятия толерантность.
Ход проведения Организационный момент. Эмоциональный настрой. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Введение в тему. Исполнение песни "Я, ты, он, она". Учитель: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране. Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним "ансамблем" отношений, входя в такие социальные образования, как "страна", "семья", "школа", "класс". К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость: - Что вы понимаете под словом терпимость? Дети: Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Учитель: Как поступает терпимый человек? Дети: Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья". (Учитель читает притчу) Китайская притча "Ладная семья" Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: • любовь; • прощение; • терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже. Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Дети: Любовь, терпение, прощение. Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе? Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность". История понятия толерантность. Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие "толерантность". Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся. У вас на столах в конверте №1 карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?" Дети зачитывают: • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский). • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский) • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский) • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский) • Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
Учитель: Теперь послушайте определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" (подписана 16 ноября 1995года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию). Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира".
- Что общего в этих определениях? Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром. Учитель: Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. – Что значит быть толерантным? Постарайтесь ответить на вопрос. У вас на столах в конверте №2, лежат карточки, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывания, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность" а) соотнесение высказывания с заповедью. "Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения". (Возлюби ближнего своего) • "Не делай другому того, от чего больно тебе". (Золотое правило) • "Ничто притворное не может быть продолжительным" (Не лги). • "Любовь к родителям - основа добродетелей". (Почитай отца своего и матерь свою) • "Воровство порождает лень и жадность". (Не кради)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|