Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Методика формирования нравственных отношений младшего школьника на уроках чтения, либо внеклассного.




Рассматривать методику формирования нравственного отношения младшего школьника я попробую на базе произведений Д. Дефо «Робинзон Крузо».

 В качестве исходного материала, на котором можно будет изучить формирование нравственного отношения  младших школьников, с учетом произведений Д. Дефо, такая моральная норма, как «ответственность» и «добродетельность» истинная и ложная, которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

Обыкновенность, негероичность Робинзона - одно из главных условий его огромного успеха. Каждый читатель, ставя себя на его место, мог думать: "И я в тех же условиях оказался бы таким же молодцом".

В наше время тема «доброжелательности» стоит очень острым углом. В нашей жизни, к сожалении, она является ложной, то есть многие люди выдают, за выходящую из сердца чистую, «доброжелательность» корыстную, работающую только во благо себе.

Чистой и истиной доброжелательности нужно учить детей с самого раннего возраста.

При исследовании нравственного опыта младших школьников используются ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задаются вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитываются рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просят представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников используются следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделяются такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнают по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов предлогают задания ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса  показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо прежде всего будет выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, будут свидетельствовать о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Основываясь на вышесказанном, выделяют этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.

Далее, из оставшейся выборки выделяют испытуемых, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.

Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

В результате проведенного анализа, выделяют данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта.

Оставшиеся испытуемые образуют самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На втором этапе исследования формируют у учеников 2-х и 3-х экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, меняется только характер ее протекания.

Формирование ответственности проводится по следующим направлениям:

*организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

*анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения;

*организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формируется следующим образом:

*организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

*систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

Как видно из указанных направлений формирования, стараются избегать прямого научения школьников, создаются условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

На втором этапе исследования учащимся предлагаются такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Рассмотрение полученных результаты:

Прежде всего, анализируются изменения нравственного опыта во 2-х и 3-х экспериментальных классах. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов делятся на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

В то же время меняется их количественный состав.

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась, со средним увеличилась и с высоким увеличилась. Более детальное сравнение позволит проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй.

В целом 2 экспериментальных классов меняют свое положение, и  могут попасть в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт будет свидетельствовать о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 2 классов нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

В 3-х экспериментальных классах картина количественного распределения и изменения состава учащихся в группе может быть аналогична.

В целом выборки 3-х экспериментальных классов увеличивается число испытуемых с более высоким уровнем нравственного опыта.

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых 2-х, 3-х экспериментальных классов может отмечаться  и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, могут чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повышается способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков могут быть более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольных классах, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных может быть не обнаружено (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых во 2-х, 3-х экспериментальных классах происходит в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.

Также проводится диагностика сформированности нравственного воспитания учеников.

Диагностика включает в себя 3 пункта:

1. Метод ранжирования (данные I и II замера).

2. Диагностический метод «Работа над ошибками» (I и II замер).

3. Метод диагностической ситуации «Эксперимент»

Для сравнения сформированности нравственного воспитания у учащихся, I замер делали в 1 классе, а II замер - во 2 классе.

Метод ранжирования. Учащиеся получают анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

Обработав данную анкету, можно увидеть, что по результатам 1-ого замера главным качеством человека учащиеся выбирают «честность, затем следуют: «культурный», «умный, «справедливый, «веселый», «нарядный», «модный» (условно). Выбор, главным качеством человека — честность, объясняется тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступают к главной деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.

На II месте - культурный. В это понятие дети вкладывают умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.

Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека сожжет быть выбрано «умный», «честный», «справедливый» и «культурный», «веселый», «нарядный», «модный» (условно). Анализируя данные 2-ого замера, можно  увидить четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», некоторые дети говорят, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым

2 метод диагностики «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключается в следующем: детям читается текст, в котором содержится 5 ошибок. Дети должны будут отыскать эти ошибки и записать их количество.

3 пункт диагностики - «Диагностическая ситуация». Перед учащимися ставится проблема морального выбора. В эксперименте участвуют ученики класса и «подставное лицо». Перед каждым ребенком разыгрывается сценка. Потом он должен сказать основную проблему морального выбора.

Из таких исследований можно понять, что зачатки нравственного воспитания у детей есть и его надо продолжать развивать. Я считаю, что такой метод формирования нравственного отношения у младшего школьника эффективна, так как учитель может помимо того, что формировать нравственное отношения, но и узнать у школьника его уровень нравственности. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...