Методические указания для студентов.
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Социология и политология» являются лекции и практические занятия. Студент очной и очно-заочной форм обучения не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к экзамену. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. Завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по социологической проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить доклады по отдельным темам дисциплины. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях. Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам курса. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.
Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Социология и политология» является самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя опираться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре. Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Социология и политология» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить ее по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.
Полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся социологов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект. Планы ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Занятий Семинар по теме 2. Методология и методика проведения социологических исследований Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды социологических исследований. 2. Этапы и программа проведения социологических исследований. 3. Методы сбора социологической информации: достоинства и недостатки.
Семинар по теме 4. Личность и общество Вопросы для обсуждения: 1. Понятие личности. Социализация личности. 2. Статусно-ролевая теория личности. 3. Конформное и девиантное поведение личности: причины, виды. 4. Социальный контроль поведения личности.
Семинар по теме 5. Социальные группы Вопросы для обсуждения: 1. Социальное взаимодействие в обществе. 2. Понятие и виды социальных групп. Роли социальной группы. 3. Малые группы в обществе: виды, значение, специфика. Семинар по теме 6. Социальные организации Вопросы для обсуждения: 1. Понятие социальной организации. Виды социальных организаций. 2. Небюрократические социальные организации. 3. Бюрократические социальные организации: признаки, преимущества и недостатки.
Семинар по теме 7. Социальные институты Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, функции и дисфункции социальных институтов. 2. Социальный институт семьи. 3. Религия как социальный институт общества. 4. Экономические институты общества. 5. Политические институты общества. 6. Социальный институт образования. Семинар по теме 8. Социальная стратификация и социальная мобильность Вопросы для обсуждения: 1. Основания стратификации обществе: прошлое и настоящее. 2. Понятие и виды социальной мобильности. 3. Маргинализация и люмпенизация общества. Семинар по теме 9. Возникновение и развитие политологии Вопросы для обсуждения: 1. Политическая мысль Древнего Мира. 2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические идеи в Киевской Руси и Московском Царстве.
3. Политические теории Нового времени. 4. Политическая наука в ХХ в.
Семинар по теме 11. Политический режим Вопросы для обсуждения: 1. Теории политического режима в современной политологии. Основные признаки политических режимов. 2. Демократический политический режим. Классические и современные концепции. Полиархия и новая демократия. 3. Авторитарные политические режимы. Специфика военных, исламских и восточноазиатских политических режимов. 4. Основные признаки тоталитарного политического режима. 5. Политический режим в современной России. Семинар по теме 13. Политическая элита Вопросы для обсуждения: 1. Классические и современные теории политической элиты. 2. Структура и способы рекрутирования политической элиты. 3. Эффективность и результативность политической элиты. 4. Политическая элита современной России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|